Полный текст статьи
Печать

Экономическое развитие Российской Федерации в целом, как и отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, зависит от множества факторов. Однако следует признать, что в современных условиях на первый план выходят парадигмы инновационного развития. Дискуссия между учеными по поводу управления инновационным развитием, как на уровне страны, так и предприятия продолжается. Общепризнанным является факт необходимости осуществления перехода от экспортно-ориентированной, сырьевой модели экономического развития, к экономике инновационного типа основанной на знаниях [1, 2]. Увеличение доли передовых технологий в структуре экономики страны является наиглавнейшим фактором для усиления конкурентных позиций России в мире, который сможет изменить отношение к России как к «сырьевому придатку». По мнению авторов, для осуществления такого перехода необходимо построение целостной национальной инновационной системы (далее НИС), с помощью которой будет происходить процесс трансформации знаний в новые или усовершенствованные продукты и услуги, необходимые для общества. Все это тем более актуально для России, поскольку инновационное развитие стала один из приоритетов государственной политики.

Построение НИС осуществляется интегрировано с процессами регионализации, поэтому она не может быть эффективной без учета работы региональных инновационных систем. Реализация стратегии инновационного развития страны определяется результативностью инновационных процессов на региональном уровне, которые обеспечивают создание НИС.

Национальная инновационная система – относительно новый институт экономики. НИС – системообразующий механизм, содействующий процессу создания, коммерциализации, диффузии и эффективности инноваций. Цель формирования НИС должна быть ориентирована на оптимальное интегрирование и эффективное использование кадрового, образовательного, интеллектуального, научно-технического, промышленного потенциалов, ограниченных природных ресурсов страны.

В разработке концепции НИС родоначальниками и лидерами считаются: Р. Нельсон – профессор колумбийского университета (США), Б. Лундвалл – профессор университета г. Упсала (Швеция), К. Фримен (Великобритания). Необходимость формирования нового подхода для достижения эффективного экономического развития на основе инноваций лежит в основе возникновения концепции НИС.

Отечественные и иностранные ученые, по-разному определяют дефиниции «НИС». По мнению авторов можно выделить два основных подхода к определению НИС: 1) как сеть/систему/набор взаимосвязанных институтов/организаций/элементов/хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования новых знаний; 2) как экономическую/целостную/совершенствующую систему, которая объединяет всевозможные субъекты инновационной деятельности, трансформируя знания в технологии и продукты.

Поскольку развитие, как по территориальному, так и по отраслевому признаку имеет неравномерности, характерные для многих стран мира, то принято считать, что отдельные экономические образования мезоуровня имеют собственные обособленные инновационные системы [4].

Среди ученых также ведется дискуссия по поводу определения региональной инновационной системы (далее РИС). Одни определяют РИС как пространство, в котором осуществляется процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности. Другими учеными высказывается мнение, что РИС это совокупность научно-образовательных, финансово-экономических, технико-технологических, информационных, социальных и других отношений множества субъектов и объектов инновационной деятельности на рассматриваемой территории. РИС может обозначать совокупность организаций, имеющих возможность инициировать и осуществлять производство новых знаний, распространять и использовать их, способствуя при этом финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению информационных процессов. Общепризнанным является то, что формирование РИС является, необходим условием существования НИС.

Основными элементами, как национальной инновационной системы, так и региональной инновационной системы являются: макроэкономическая политика, проводимая институтами государственной власти; институты генерации и распространения знаний; институты, осуществляющие производство инновационной продукции и услуг; инновационная инфраструктура; рынок наукоемкой продукции и услуг.

Целью статьи является анализ опыта Калужского региона по формированию региональных институтов поддержки инвестиционных проектов.

Эффективная поддержка предприятиям региона осуществляется с помощью, созданной в регионе система институтов развития, включающих в себя:

  1. АО «Корпорация развития Калужской области» – государственный оператор по созданию и развитию индустриальных парков и инженерной инфраструктуры. Создано на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области № 1292-п от 28.11.2007 г.

Основные направления деятельности: развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории региона; организация финансирования инфраструктурных проектов.

  1. ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области» – государственный консультант по созданию максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в регион. Создано в 2000 году правительством региона, а с 2009 г. является автономным учреждением и работает под эгидой министерства экономического развития Калужской области.

Основные задачи агентства: продвижение региона на внутреннем и внешнем экономических рынках; сопровождение инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов; содействие развитию муниципальных образований; развитие социальных инфраструктурных проектов на основе механизма ГЧП.

  1. ООО «Индустриальная логистика» – государственный оператор по реализации логистических проектов на территории области. Основные направления деятельности: развитие транспортно-логистической инфраструктуры и оказание транспортно-логистических услуг на территории Калужской области.
  2. ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области» – государственный оператор по развитию инновационного и высокотехнологичного сектора экономики. Создано с целью: консультирования субъектов инновационной деятельности по программам господдержки РФ и Калужской области; создание и развитие фонда посевного финансирования инновационных проектов; анализ и мониторинг инновационного, научного и образовательного потенциала Калужской области; разработка кластерных политик и программ развития технопарков и территорий в сфере высоких технологий; организация экспертизы инновационных проектов; обеспечение реализации коммуникативной стратегии региона; содействие в маркетинге, сертификации, лицензировании, патентовании, финансировании инновационных проектов, поиске партнеров или формировании и реализации проектов; организация конференций, семинаров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах субъектов инновационной деятельности области.
  3. ГАУ КО «Агентство развития АПК» – государственный оператор по сопровождению проектов в агропромышленном комплексе Калужской области. Создано 18 июня 2013 правительством региона и работает под эгидой министерства сельского хозяйства области. Основные направления деятельности агентства: содействие развитию муниципальных образований; сопровождение проектов в режиме «единого окна»; укрепление положительного имиджа агропромышленного комплекса области.
  4. Представительство Калужской области при Правительстве РФ – орган, уполномоченный в пределах своей компетенции представлять Правительство Калужской области в Правительстве Российской Федерации. Основными задачами являются: осуществление постоянной практической связи и контактов с Правительством РФ с целью решения вопросов экономического и социального развития области; развитие взаимодействия с дипломатическими, торговыми и культурными представительствами, организациями и фирмами зарубежных государств; установление и расширение деловых связей предприятий, учреждений и организаций Калужской области с соответствующими компаниями из других городов и субъектов РФ; поиск источников инвестирования в промышленные, строительные, культурные и другие объекты Калужской области; налаживание связей с российскими и зарубежными средствами массовой информации.

Эта система и выделение приоритетов развития региона позволили создать уникальные для Российской Федерации возможности по скорости реализации инвестиционных проектов и привлечь в регион крупнейших мировых производителей, ставших флагманами развития экономики региона, вокруг которых формируются территориальные кластеры [3, 5].

Однако пригласить инвестора в регион и дать ему свободно отстроить производство – это еще далеко не все, что требуется для успеха. Следует отметить, что необходимо не забывать о мотивации инвесторов к инновационному поведению, а не просто созданию очередного, рентабельного производства.