Полный текст статьи
Печать

Инновационное развитие экономики стало в последнее время безальтернативным путем развития, как за рубежом, так и в России. И с этой точки зрения особенно интересным становится опыт, который накоплен  в данном направлении, ибо от его осмысления и распространения во многом будет зависеть развитие конкретных сфер деятельности в целом [12, с. 383]. Также важность инновационного пути развития для отраслей отечественного бизнеса трудно переоценить, с учетом их нынешней технологической отсталости, высокого морального и физического износа основных средств, значительной энергоемкости и низкой производительности труда [13, с. 23].

Для преодоления отсталости российской экономике среди прочих условий необходима модернизация менеджмента инноваций, выработка комплексной системы принятия эффективных управленческих решений с целью получения новых конкурентных преимуществ, как на уровне создаваемой продукции, так и отраслей в целом. В связи, с чем особую актуальность приобретают вопросы совершенствования моделей и механизмов по управлению инновационными проектами в отраслях, их рисками, привлекательностью и институциональным содержанием [11, с. 13].

При переводе отраслей экономики страны на инновационный путь развития, совершенствование управленческого механизма данного процесса становится неотъемлемой частью интеграции национальной экономики в мировую [10, с. 61]. Среди них не последнюю роль играет наличие трудностей методологического характера, которые затрудняют разработку государственной политики, направленной на активизацию и повышение эффективности инновационной деятельности в России.

В процессе анализа научной литературы и систематизации полученных знаний, авторы считает необходимым отметить тот факт, что имеет место подмена понятий «инновация», «новация», «нововведение», «новшество». Поскольку одними учеными были выдвинуты гипотезы о тождественности вышеуказанных терминов, а другими учеными, несогласными с ней, были предложены аргументы против этой гипотезы. Считаем необходимым детальное изучение данного вопроса с целью предложения авторского видения основных понятий инновационной деятельности. Поскольку отсутствие в научной литературе и нормативно-правовых актах единого, приемлемого всеми учеными определения  в отношении основных терминов инновационной теории создает неудобства в управлении инновационной деятельностью [20, с. 22].

Термин «инновация» вошел в науку XIX века через антропологию и этнографию и использовался при исследовании процессов изменений в культуре [23, с. 19]. В культурологии, лингвистике, культурантропологии и этнографии выступал как антоним термина «традиция». Особое внимание уделялось диффузии  культурных новообразований, когда феномен из одного культурного ареала переносился в иные культуры, где выступал новым по отношению к тому, что уже сформировано там, как традиция [23, 14].

В научной литературе указывается, что в европейских языках слово «инновация» имеет латинские корни, и высказывается гипотеза о его происхождении от латинского «novatio» (обновление), или от позднелатинского «innovation» (in-novatio – (воз) обновление) [27, 29]. «Поэтому, по всей видимости, в русском языке слово инновация является калькой общеупотребительного в европейских языках «innovation» …, причем вероятнее всего – калькой с английского языка» [18]. Отсюда содержание термина «инновация» в России специфично, поскольку в переводе с английского языка «innovation» означает 1) нововведение, новшество; 2) новаторство [16, с. 337].

Наличие порядковых числительных, используемых для пояснения термина в словарях, свидетельствует, что наличествует т.н. полисемия (многозначность) термина [1]. Наглядно различие в отношении к термину «инновация» в отечественной и зарубежной научной литературе представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Феномен «инноваций» в зарубежной и отечественной литературе.

На данном этапе исследования необходимо высказать мнение, что в научной литературе встречающиеся термины «инновация», «новация», «новшество», «нововведение» используются как синонимы. Так же встречается точка зрения, что между ними существуют различия. По мнению авторов, решение проблемы – неоднозначности инновационных терминов –  будет способствовать качественной организации и методическому обеспечению процессов управления инновационной деятельностью. Наглядно группировка мнений о тождественности терминов «новация», «новшество», «нововведения» и «инновация» представлена на рис. 2.

 

Рисунок 2. Группировка мнений о тождественности терминов.

В рамках первого подхода – вышеуказанные термины отождествляются как синонимы. В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель отмечают, что «слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними» [6, с. 5]. Аналогичного мнения придерживается авторский коллектив под редакцией А.К. Казанцева, Л.Э. Мидели [19, с. 6]. Под инновацией (нововведением, новшеством) ученые понимают «конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию на рынке в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» определение, которое заложено в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» [22].

Следует отметить, что Д.И. Кокурин, А.М. Мухамедьяров считаю, что термины «инновация» и «нововведение» по содержанию могут рассматриваться как синонимы. Термин «новшество» может отождествляться с ними в случае, если инновация рассматривается как новшество, т.е. новое изделие, процесс, услуга и т.д. [15, 9].

В рамках второго подхода термины «нововведения» и «инновация» рассматриваются как синонимы, но в отношении термина «новшество» вкладывается несколько иной смысл.

Так, например, Р.А. Фатхутдинов считает «целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация». Ученый определяет «новшество как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ, в какой либо сфере деятельности по повышению ее эффективности … Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта» [26, с. 15-16]. По мнению ученого, чтобы новшество превратить в форму инновации достаточно его (новшество) внедрить, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. При этом за пределами инновационной деятельности остается процесс распространения и диффузии инновации. Ученым специально подчеркивается, что «неправомерно в понятие «инновации» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию». Данные этапы относятся к инновационной деятельности как к процессу в результате, которого появляются новшества или инновации. Главное – внедрить новшество, превратить в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации [26].

Коллектив авторов под редакцией В.И. Нечаева считают синонимами понятия «инновация» и «нововведение», но при этом отличают их по содержанию от другой пары синонимов «новшество» и «новация» [17, с. 7]. К новшествам относятся документально оформленные результаты фундаментальных разработок в соответствующих сферах экономики; могут подтверждать сделанные открытия, завершенные изобретения, полученные патенты, ноу-хау и т.д. Чтобы стать инновацией (нововведением), новшество должно быть применено практически; другими словами, инновация – это конечный результат освоения новшества, позволяющий получить научно-технологический, экономический, социальный, экологический или иной эффект.

В.В. Пилипчук придерживается мнения, что под «новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие)». Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов, услуг является нововведением (инновацией)» [21, с. 4].

Д.И. Кокурин также отмечается тождественность двух групп синонимов «новация», «новшество» и «инновация», «нововведение». При этом под новшеством (новацией) понимается «некая идея, документально оформленная и адаптированная к применению в конкретных условиях», а под инновацией (нововведением) обозначается «процесс реализации новшества в конкретных условиях среды» [9, с. 9].

А.В. Сурин, О.П. Молчанова считают, что «инновация» и «нововведение»  являются синонимами и означают «конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности». Или другими словами «результат реализации новых идей и знаний (новаций) с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей» [24].

В.М. Аньшин, А.А. Дагаев считают инновацию и нововведение синонимами и определяют данную категорию в широком смысле как «первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического или иного решения» [4, с. 19]. Под новшеством ученые понимают «потенциальную инновацию, новое решение до его коммерциализации» [4, с. 20]. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения) – практического использования, сопровождающегося выходом на рынок.

К.В. Балдин также придерживается мнения, что между понятиями «новшество», «нововведение», «инновация» имеются различия. Под новшеством «обычно понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Нововведение в буквальном смысле означает процесс использования новшества» [5, с. 76]. Новшество приобретает новое качество и становится нововведением или инновацией с момента принятие к распространению (производству).

С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев также отмечают, что «по сути, термины «инновация» и «нововведения» являются синонимами и «в равных условиях используются для обозначения соответствующих процессов и явлений. Несколько иной смысл при этом вкладывается в понятие «новшество» (новация)» [32, с. 25].

«Новшество (новация) – это конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющей форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции и т.п., отличающихся от применявшихся ранее своими качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства» [32, с. 26].

«Нововведения (инновации) – это процесс внедрения, распространения и использования новшеств. Целью нововведений является непосредственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня, чем применявшиеся ранее» [32, с. 26].

Третий подход – полное разграничение терминов «новшество», «нововведение» и «инновация». Наиболее показательно разделяются эти понятия в работах [7, 25].

Коллектив авторов под научной редакцией С.Д. Ильенковой отмечает, что «на практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия» [7, с. 11].

Трубицына Н.О. придерживается мнения о необходимости поиска смысловых различий и связывает эти понятия в следующей последовательности (рис. 3) [25].

 

Рисунок 3. Взаимосвязь понятий.

Итак, если инновация рассматривается как результат, то авторы придерживаются мнения о тождественности терминов «новшество», «нововведение» и «инновация». Но когда под «инновацией» подразумевается изменение (процесс), то отождествляя понятия «инновация» и «нововведение», ученые считают новшество конкретным результатом творческого процесса. По мнению авторов, использование этого терминологического разнообразия дает преимущество российским специалистам, занимающимся решением методологических проблем управления инновационной деятельностью, перед зарубежными учеными. Позиция С.Д. Ильенковой, Л.М. Гохберга, В.И. Кузнецова, С.Ю. Ягудина, Н.О. Трубицыной представляется наиболее рациональной и позволяющей конкретизировать основные категории инновационной теории. «Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией» [7, с. 11].

По мнению авторов, следует отметить позицию американского экономиста К. Кристенсена. Ученый считал, что необходимо различать появление на рынке революционных инноваций от внесения незначительных улучшений продукта, которые необходимы для осуществления конкурентоспособной борьбы на рынке. Но при этом ученый подчеркивает, что такие изменения не смогут обеспечить как завоевание новых рынков, так и выживание компаний в целом. С точки зрения К. Кристенсена существуют «поддерживающие» инновации, которые улучшают существующий продукт, и «подрывные» инновации, которые поставляют на рынок принципиально новые инновации. При этом ученый подчеркивает, что не технологии сами по себе, а их применение оказывает подрывное воздействие [34].

Также необходимо отметить и практику заимствований или имитации знаний, которая является неотъемлемой составляющей инновационной деятельности и представляет не меньший интерес для исследователей, чем инновация. До 2000 г. процессы имитации рассматривались как негативное явление. После 2000 г. к имитации инноваций стали относиться как к стратегии преодоления технологического отставания, которая может быть более ценной для роста компании, чем стратегии, основанные на инновации [36].

Г. Чесбро считает, что имитация технологий является формой «открытых инноваций». Парадигма открытых инноваций строится на идее поиска и использования внешних знаний и технологий, которые способны обогатить существующую базу знаний [33].

М. Самуэльсон, П. Дэвидсон отмечают, что на современном этапе различие между инновационными и имитационными стратегиями во многом стираются. Имитация учеными рассматривается как неотъемлемая часть инновационного процесса [35].

По мнение авторов, необходимо указать точку зрения на инновации, которую высказал Ю.В. Яковец, группируя инновации по уровню новизны [31, с.14-17]. Вводимая ученым категория антиинновации использовалась «для обозначения тех нововведений, которые носят реакционный характер, обозначают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности».

С учетом изложенного авторы считаю, что цикл инновационного процесса можно представить следующим образом (рис. 4.).

 

Рисунок 4. Цикл инновационного процесса.

Под процессом «1 – создание» понимается – деятельность, в результате которой инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие, патент, ноу-хау получают практическую реализацию в виде нового или улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, нового маркетингового метода или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей и приняты к распространению.

Традиция – существующие продукты (товары или услуги), процессы, методы маркетинга и деловой практики, обладающие стабильностью, устойчивостью и постоянством, которые приобретаются со временем и ведут к моральному старению [3, с. 13].

Новшество – новый порядок, метод, изобретение.

Нововведение означает, что новшество используется.

Инновация – это реализуемое (необязательно коммерчески выгодное) новшество, приносящие технический,  экономический, социальный, экологический эффект в той или иной сфере человеческой деятельности.

Поскольку влияние инноваций распространяется на десятилетия вперед и в течение большого периода времени приоритеты могут претерпевать существенные изменения, то говорить о положительном или отрицательном эффекте затруднительно. В связи с этим вводится категория антиинновации.

Антиинновация – это также реализуемое новшество, влекущее к регрессу человеческой деятельности. Возможно, на начальном этапе антиинновации производят краткосрочный эффект, но в перспективе они оказывают негативное воздействие на динамику экономического роста [30, с. 89].

Итак, инновация может называться нововведением или новшеством, только при условии, что они используются и приняты к распространению, а так же оказывают положительное влияние на динамику экономического роста. Но новшество, нововведение не может быть названо инновацией, если они не оказывают влияния на экономический рост и развитие на локальном уровне.

Под процессом «2 – имитация» понимается – деятельность, в результате которой происходит легальное или нелегальное копирование и производство известной на локальном или на внешнем рынке инновации [2, с. 55].

Имитация – это инновация, внедряемая фирмами-имитаторами в производство и реализацию, также приносящая эффект.

Под процессом «3 – модификация» понимается – деятельность, в результате которой инновация или антиинновация усовершенствуется. Может быть легальной или нелегальной, открытой или закрытой [2, с. 55].

Под процессом «4 – рутинизация» понимается – приобретение инновацией таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, –  моральное старение [3, с. 13].

Авторы считаю, что на современном этапе развития в инновационной деятельности присутствует процесс, обозначенный ими как «?», который показывает, что инновация может использоваться как антиинновация. Данный процесс – искажение, вульгаризация – может быть охарактеризован, как деятельность, по средствам которой инновация теряет свою ключевую роль: положительное влияние на экономический рост и развитие.

Дальнейшее совершенствование методологии покомпонентного анализа инновационного процесса, как на предприятии, так и в целом для страны будет способствовать качественному развитию инновационной деятельности. Исключение чуждых инновационной деятельности деструктивных явлений, которые позволяют предприятиям под маркой инновационности получать различные преференции и дополнительные конкурентные преимущества позволит совершенствовать меры государственной политики, направленные на повышение инновационной активности отечественных организаций.