На современном этапе единственным безальтернативным путем развития экономики Российской Федерации является путь инновационный. В связи с этим остро встает вопрос о ресурсном обеспечении данных видов процессов. Наиболее значимыми ресурсами на наш взгляд представляются финансовые. Именно оптимизации их использования при формировании инновационной инфраструктуры и посвящено исследовании статьи.
На современном этапе многие авторы подчеркивают двойственную природу понятия резервов.
По мнению В. Дорогостайского, в обычной речи резервы понимаются либо как нечто, являющееся одновременно и источником, и запасом, либо как разные вещи, соответствующие этим двум толкованиям и имеющие существенные отличия дающее определение. Резервы — это качественная характеристика, которая присваивается объектам, если они предполагаются к использованию для определенных целей, нужд, при этом такое использование может быть осуществлено на основе свободного выбора, то есть без существенных ограничений для желающего их употребить. При этом не важно, создавались ли эти объекты в качестве резерва или возникли у обладателя без его желания. Объект становится резервом не тогда, когда он возник и не зависимо от причин его возникновения, а тогда, когда его стали считать таковым, при этом имея возможность распорядиться им по назначению [3].
Л. Гиляровская также обращает внимание на двойственность понятия резервы и отмечают, что термин «резервы» применяется в экономической специальной литературе и практике в разных смыслах: резервами считаются запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы организации и создаются целенаправленно на случай дополнительной потребности в них; резервами считаются также неиспользованные возможности повышения эффективности производства [2].
Важно, что с позиций финансового управление наличие неиспользованных резервов следует рассматривать как упущенную выгоду, т.е. величину добавленного экономического эффекта, который получил бы бизнес в случае своевременно принятых мер. Это обосновывает необходимость выявления, и использования резервов для повышения эффективности инноваций не зависимо от стадии реализации инновационных проектов.
Если говорить об инновационном развитии, то оно характеризуется увеличением инновационного потенциала (человеческий потенциал, затраты на науку и инновации); приращением показателей инновационной инфраструктуры и инвестиционного климата (показатели, характеризующие организационные возможности, наличие потенциальных инвесторов); результативностью инновационной деятельности (рентабельностью инновационной деятельности). Таким образом, инновационное развитие это положительная динамика показателей характеризующих инновационную деятельность [6].
Базовым элементом создания механизма реализации целей и задач инновационной деятельности является инновационный потенциал, под которым понимают совокупность элементов инновационного процесса, необходимых для решения конкретных инновационных задач и отражающих степень готовности организации к их решению.
Таким образом, инновационный потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенных для реализации нововведений.
В законодательстве инновационная инфраструктура определена как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [1].
Инновационная инфраструктура – это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка. Для реализации инновационной деятельности создаются инновационные институты – хозяйствующие субъекты, обслуживающие конкретные сферы осуществления инновационного процесса [4].
Существует несколько классификаций инновационной инфраструктуры по различным критериям.
Некоторые ученые определяют две главные составляющие инновационной инфраструктуры: информационную инфраструктуру и инфраструктуру организационной поддержки [4]. Первая предоставляет необходимую информацию начинающим инноваторам и предполагаемых потребителей новшеств. Другой элемент – инфраструктура организационной поддержки сопровождает инновационный процесс следующими услугами: консультации по менеджменту, маркетингу, лизингу, налогообложению, советы юридического аспекта и т.д.
И. Дежина выделяет такие виды инновационной структуры как:
- финансовая – различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а так же другие финансовые институты, например, фондовый рынок;
- производственно-технологическая (или материальная) – технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
- информационная – собственно базы данных и знаний, центры доступа, а так же аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации оказывающие услуги);
- кадровая – образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита и маркетинга и т.д.;
- экспертно-консалтинговая – организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.) [5].
При этом Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем выделяет еще и сбытовую инфраструктуру [11].
В связи с функционированием инновационной инфраструктуры необходимо проводить исследования с целью выявления барьеров для развития инновационной деятельности.
Так в Испании были выявлены внутренние (недостаток финансовых ресурсов, низкая подготовленность кадров, слабое финансовое положение, высокие издержки и риски) и внешние (беспорядки, невозможность сотрудничества с внешними партнерами, недостаток информации и отсутствие поддержки государства) барьеры для развития инноваций [9].
В Канаде в качестве барьеров для инноваций были выявлены: высокая стоимость разработки нового продукта; недостаток инвестирования или финансового капитал; отсутствие квалифицированного персонала; недостаток маркетинговых возможностей; отсутствие возможности к сотрудничеству; недостаток внешней технической информации и трудность доступа к университетским лабораториям [8].
П. Вермулен в качестве основных барьеров обозначил: недостаток как финансовых, так и человеческих ресурсов, и при этом компаниям, работающим с годовым бюджетом, сложно финансировать новые проекты в середине год; проектные работы представляют трудность в организации работ групп сотрудников из разных отделов; нехватка стимулов и отсутствие желания у сотрудников заниматься инновационной деятельностью; в сфере информационных технологий существует нехватка персонала, проблемы с законодательной базой и сложная специфика работы [10].
В. Чернядьевым в результате опроса работников инновационно активных предприятий было выявлено, что наиболее существенными факторами, препятствующими инновационной деятельности, выступают: недостаток собственных денежных средств; низкий спрос на новые товары, работы, услуги; высокая стоимость нововведений.
Таким образом, основными причинами слабой инновационной деятельности являются низкий спрос на продукцию и недостаток денежных средств. Такое состояние дел считается естественным для периода становления инновационной экономики в стране.
В целом результаты его опроса подтверждают, что Калужская область обладает значительным инновационным потенциалом, однако производительная база предприятий крайне устарела. Для дальнейшего развития региональной инновационной системы необходима модернизация: материального обеспечения образования, программ обучения и производственных фондов предприятий.
В противном случае существует значительный риск стагнации, вызванной неконкурентоспособностью выпускаемой инновационными предприятиями продукции [7].
А в качестве основных резервов модернизации промышленности и барьеров их сдерживающих видятся следующие направления:
- сокращение доли государства в экономике. В качестве барьера – низкая ответственность участников бизнеса; низкая прозрачность деятельности госкорпораций и естественных монополий; несовершенство условий при которых более выгодно реинвестировать свою прибыль, чем направлять ее на выплату бонусов и дивидендов;
- меры по поддержке экспортно-ориентированных несырьевых отраслей. В качестве проблем можно обозначить – административные барьеры, коррупция и возможность получения налоговых преференций, слабое развитие института проектного финансирования.
Именно принятием таких структурных мер можно обеспечить инновационное развитие субъектов хозяйственной деятельности на региональном и федеральном уровне.