Полный текст статьи
Печать

Экономическое развитие Российской Федерации в целом, как и отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, зависит от множества факторов. Однако следует признать, что в современных условиях на первый план выходят парадигмы инновационного развития [1, с. 48]. Дискуссия между учеными по поводу управления инновационным развитием, как на уровне страны, так и предприятия продолжается. Общепризнанным является факт необходимости осуществления перехода от экспортно-ориентированной, сырьевой модели экономического развития, к экономике инновационного типа основанной на знаниях. «Увеличение доли передовых технологий в структуре экономики страны является наиглавнейшим фактором для усиления конкурентных позиций России в мире, который сможет изменить отношение к России как к «сырьевому придатку» [7, с. 21].По мнению авторов, для осуществления такого перехода необходимо построение целостной национальной инновационной системы (далее НИС), с помощью которой будет происходить процесс трансформации знаний в новые или усовершенствованные продукты и услуги, необходимые для общества.

Построение НИС осуществляется интегрировано с процессами регионализации, поэтому она не может быть эффективной без учета работы региональных инновационных систем. Реализация стратегии инновационного развития страны определяется результативностью инновационных процессов на региональном уровне, которые обеспечивают создание НИС.

Национальная инновационная система – относительно новый институт экономики. НИС – системообразующий механизм, содействующий процессу создания, коммерциализации, диффузии и эффективности инноваций. Цель формирования НИС должна быть ориентирована на оптимальное интегрирование и эффективное использование кадрового, образовательного, интеллектуального, научно-технического, промышленного потенциалов, ограниченных природных ресурсов страны.

В разработке концепции НИС родоначальниками и лидерами считаются: Р. Нельсон – профессор колумбийского университета (США), Б. Лундвалл – профессор университета г. Упсала (Швеция), К. Фримен (Великобритания). Необходимость формирования нового подхода для достижения эффективного экономического развития на основе инноваций лежит в основе возникновения концепции НИС.

Отечественные и иностранные ученые, по-разному определяют дефиниции «НИС». По мнению авторов можно выделить два основных подхода к определению НИС: 1) как сеть/систему/набор взаимосвязанных институтов/организаций/элементов/хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования новых знаний; 2) как экономическую/целостную/совершенствующую систему, которая объединяет всевозможные субъекты инновационной деятельности, трансформируя знания в технологии и продукты.

Следует отметить, что при рассмотрении процессов формирования региональных инновационных систем, необходимо выделить экономические уровни, включающие различные подсистемы и их элементы, оказывающие влияние на развитие инновационных процессов, иерархическая модель которых представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Иерархическая модель уровней инновационного развития

Поскольку развитие, как по территориальному, так и по отраслевому признаку имеет неравномерности, характерные для многих стран мира, то принято считать, что отдельные экономические образования мезоуровня имеют собственные обособленные инновационные системы.

Среди ученых также ведется дискуссия по поводу определения региональной инновационной системы (далее РИС). Одни определяют РИС как пространство, в котором осуществляется процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности. Другими учеными высказывается мнение, что РИС это совокупность научно-образовательных, финансово-экономических, технико-технологических, информационных, социальных и других отношений множества субъектов и объектов инновационной деятельности на рассматриваемой территории. РИС может обозначать совокупность организаций, имеющих возможность инициировать и осуществлять производство новых знаний, распространять и использовать их, способствуя при этом финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению информационных процессов. По мнению авторов общепризнанным является то, что формирование РИС является, необходим условием существования НИС.

Основными элементами, как национальной инновационной системы, так и региональной инновационной системы являются: макроэкономическая политика, проводимая институтами государственной власти; институты генерации и распространения знаний; институты, осуществляющие производство инновационной продукции и услуг; инновационная инфраструктура; рынок наукоемкой продукции и услуг.

Как отмечал Ван Дейн – одним из главных условий функционирования инновационной системы является наличие инновационной инфраструктуры. Которая представлена совокупностью различных организаций, способствующих продвижению инноваций на всем жизненном цикле: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, наукограды, инновационные центры, государственные научные центры, центры венчурного инвестирования, бизнес-ангелы, учебные заведения, предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее НИОКР) и т.д.

Различные организации принято относить к различным типам инновационной инфраструктуры. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической  деятельности и региональных инновационных систем выделяет следующие ее типы, которые представлены в таблице 1 [4].

Таблица 2. Инновационная инфраструктура 

Инновационная инфраструктура Калужской области состоит из [3]:

1. наукоград (Обнинск, первый в РФ наукоград с 2000 года);
2. кластеры:

                                       I.кластер «Парк активных молекул», имеет локальную технологическую инфраструктуру (г. Обнинск), а также сетевую научно-исследовательскую инфраструктуру;

                                     II.автомобильный кластер – индустриальные парки «Грабцево», «Росва», «Калуга-юг»;

                                    III.транспортно-логистический кластер – индустриальные парки «Грабцево», «Росва», «Ворсино», муниципальная промышленная зона в г. Обнинск;

                                   IV.кластер биотехнологий и фармацевтики – индустриальные парки «Ворсино», «Грабцево», зона инновационного развития в г. Обнинск;

                                    V.кластер информационных технологий – зона инновационного развития в г. Обнинск; технопарк в сфере высоких технологий «Обнинск».

3. технопарки – технопарк в сфере высоких технологий «Обнинск»;
4. бизнес-инкубаторы:

                                       I.Обнинский бизнес-инкубатор;

                                     II.Калужский бизнес-инкубатор «Материалы и компоненты электроники»;

                                    III.бизнес-инкубатор Обнинского центра науки и технологий.

5. ресурсные центры (центры подготовки специалистов):

                                       I.центр подготовки специалистов для автомобильной промышленности;

                                     II.центр подготовки специалистов для фармацевтической промышленности.

6. центры трансфера технологий:

                                       I.Обнинский центр науки и технологий;

                                     II.Российская сеть трансфера технологий, RTTN;

                                    III.центр трансфера технологий Обнинского филиала Физико-химического института им. Л.Я. Карпова;

                                   IV.Калужский центр научно-технологической информации;

                                    V.Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского;

                                   VI.Обнинский государственный технический университет атомной энергетики;

                                  VII.Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана.

7. инновационно-технологические центры (центры научно-технической информации):

                                       I.Обнинский центр науки и технологий;

                                     II.Калужский ЦНТИ.

По мнению авторов, следует также отметить важную роль финансовой инфраструктуры (рис. 2.), которая способствует достижению поставленных целей инновационного развития.

 

Рис. 2. Финансовая инфраструктура региона

Такая инфраструктура способствовала достижению высоких показателей рейтинга Калужской области, к примеру, в 2013 году Калужская область вошла в ТОП-10 рейтинга готовности регионов к государственно частному партнерству (далее ГЧП), заняв 9-е место. Данный рейтинг наглядно служит независимым и доказательственным инструментом оценки инвестиционной привлекательности проектов в области публичной инфраструктуры в регионах [1, с. 52].

Распространение феномена ГЧП, зародившегося в областях тяжелой индустрии и производственной инфраструктуры, на инновационную сферу, стало четким индикатором радикальных сдвигов в структуре источников экономического развития, выдвижения новаций на авангардные позиции. Существенные изменения претерпевает роль властных институтов в инновационном процессе. Государство становится не только гарантом благоприятных условий для инновационной деятельности, но и активным игроком на инновационном поле [2].

Как отмечал В.М. Полтерович отличительная черта ГЧП это привязанность к конкретному проекту или узкой цели. Извлечение прибыли является основной целью, в то время как отбор наиболее эффективных путей повышения общественного благосостояния остается в стороне [8, с. 50].

В результате изучения инновационной инфраструктуры в Калужском регионе авторы пришли к выводу, что основные усилия направлены на развитие новых экономических агентов, производящих инновационные продукты и услуги и стимулирование их деятельности в дальнейшем. В то время как мотивирующая компонента для предприятий, занявших свою нишу на рынке, остается без должного внимания. Ориентация только на перспективных видах деятельности, в конечном счете, не приведет регион к успеху, поскольку необходимо стимулирование инновационной деятельности во всех отраслях. Важным моментом является создание условий для возникновения предприятий, для которых извлечение прибыли может быть вспомогательной целью. Главное «ориентация на клиента, которая подразумевает повышение качества работы с клиентами» [6].

Мы считаем, что настало время для формирования системы позволяющей корректировать спрос в целях стимулирования конкуренции, которая в свою очередь приведет к инициации инноваций во всех отраслях, причем не только продуктовых и процессных. Причина неудач российских инновационных проектов последних лет – ошибочное позиционирование товара, направление значительных средств на неподготовленные (не обеспеченные платежеспособным спросом) рынки, недостаточный анализ специфических особенностей целевых рынков и неподготовленность потребителя к восприятию инноваций. Даже если технология и/или продукт не имеют на рынке аналогов, без сопутствующих организационных, социальных, маркетинговых и прочих инноваций происходит потеря большей части достигнутых преимуществ. Для успешного выхода инноваций на рынок необходимо интегрирование инноваций различных типов.