Полный текст статьи
Печать

Прежде чем начать рассматривать категорию «экономической безопасности», необходимо предоставить определения понятия «безопасность». В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» данная категория рассматривается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Согласно положениям п. 3.17 ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» данная категория рассматривается как «отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба».

Кстати, указанные выше законы утратили силу, что свидетельствует о наличии паузы в законодательном определении экономической безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указам Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 дается определение национальной безопасности, которое рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Также в документе выделяется оборонная,  государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности

В Федеральном законе от 13 октября 1998 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» категория экономической безопасности рассматривается как «состояние экономики, обеспечивающие достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям».

Можно отметить, что в научных публикациях применяется трехчленная модель понятия «экономическая безопасность». И ни по одной из этих частей не удалось выработать унифицированного представления.

Следует отметить, что ученые сходятся во мнении, что понятия «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» тесно взаимосвязаны. Так, например, А.Н. Климонова считает, что «данные понятия соотносятся между собой как целое и частное, т.е. экономическая безопасность – часть системы национальной безопасности государства. Обе категории непосредственно влияют друг на друга» [5].

С точки зрения уровней экономической безопасности выделяют международную, национальную, региональную и частную экономическую безопасность. В научной литературе можно встретить множество различных подходов и определений каждого из уровней.

В.К. Сенчагов относит к экономической безопасности финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и продовольственную [10].

Д.В. Доценко, В.Н. Круглов отмечают, что национальная экономическая безопасность может быть структурирована в виде восьми тесно связанных структурных элементов: демографическая, экономическая, духовно-нравственная, информационная, экологическая, политическая, оборонная и социальная безопасность [3].

В работе [2] в качестве основных видов экономической безопасности в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности указаны: валютно-кредитная, инфляционная, сырьевая, внешнеэкономическая, промышленная, производственно-техническая безопасность.

В то время как в работе [1] в разрезе сфер жизнедеятельности экономическую безопасность представлена в виде совокупности различных безопасностей, таких как производственная, инвестиционная, научно-техническая, внешнеэкономическая, финансовая, энергетическая, демографическая, продовольственная экологическая, инфраструктурная, а также безопасность в сфере уровня жизни населения, рынка труда и правопорядка.

По мнению автора наиболее удачным, хотя и условным, является разделение экономической безопасности региона (ЭБР) на виды безопасности, в зависимости от их отношения к ЭБР [8]. Понятие ЭБР охватывает широкий круг вопросов и включает в себя различные виды безопасности. Некоторые из них однозначно можно отнести к ЭБР – внешнеэкономическая, инвестиционная, финансовая, кадровая, научно-техническая, промышленная и энергетическая безопасность. Другие влияют на ЭБР непосредственно, среди них выделяют транспортную, демографическую, продовольственную, социальную и техногенную безопасность. Третьи относятся к ЭБР опосредовано: экологическая, пограничная, военная и политическая безопасность. Это разделение позволяет структурировать область исследования и установить взаимосвязь экономических и социальных сфер [4].

Четкое понимание структуры ЭБР позволит распределить обязанности по ее мониторингу, анализу, проведению мероприятий по ее повышению между региональными органами власти, подразделениями министерств.

На современном этапе развития, когда инновации стали приоритетом государственной политики [6] ряд ученых отмечает, необходимость выделения инновационной безопасности как самостоятельного вида национальной безопасности [2, 7, 9]. При этом инновационная безопасность находится в тесной связи с научно-технической, технологической, производственной и экономической безопасностью.

А.Ф. Суховей отмечает, что инновационная безопасность в значительной мере зависит от уровня научно-технической, технологической, производственной и экономической безопасности. Также необходимо отметит и тесную связь инновационной безопасности с обороноспособностью страны.

Профессор Суховей А.Ф. определяет категорию инновационной безопасности как «способность государства обеспечивать такой уровень развития инновационной системы, который необходим для стабильного и динамичного социально-экономического функционирования страны (региона), роста ее благосостояния, поддержания ее обороноспособности, экономической и технологической самостоятельности и независимости» [9].

А.А. Куклин, А.В. Багаряков, Н.Л. Никулина под инновационной безопасностью территориального образования понимают «совокупность условий и факторов, характеризующих наличие национальной инновационной системы, адаптированной и учитывающей методологические особенности территории, текущее состояние научно-технического потенциала и инновационной инфраструктуры, а также установившиеся отношения по поводу разработки, внедрения и применения нововведений, что позволяет соответствовать научно-техническому развитию цивилизованных стран и, в конечном итоге, повышать качество существования и развития социума на данной территории» [7].

Т.В. Бурмистрова в понятие инновационной безопасности включает две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы:

  • подсистему объектов инновационной деятельности: наука и кадры, техника и технология, продукция и услуги, реализация и коммерческое использование;
  • обслуживающие подсистему: инвестиции, управление (менеджмент), маркетинг [2].

По мнению автора существующие многообразие методологических проблем при исследовании категории «экономическая безопасность» свидетельствует о необходимости концептуальной разработки данной категории. При этом инновационную безопасность следует рассматривать как важнейшую составляющую национальной безопасности, ее необходимый компонент и условие обеспечение независимости страны.