На современном этапе развития российской экономики решающим аспектом в реализации намеченных масштабных преобразований является осуществление перехода от экспортно-сырьевой модели к модели инновационного типа, основанной на знаниях [1, с. 4]. В связи с этим обобщение имеющегося российского и международного опыта в области активизации инновационного поведения предприятий может внести значительный вклад как в научную, так и в практическую составляющие интеграционного развития данного направления.
При этом особое внимание должно уделяться аграрной промышленности, оказывающей существенное влияние и определяющей устойчивое развитие всего народнохозяйственного комплекса [2]. Поскольку высокий уровень развития АПК, его платежеспособность, возможность и необходимость использовать материальные и технические ресурсы (технику, запасные части, средства химизации, энергоресурсы и т.д.) обеспечивает заказами на выпускаемую продукцию множество других отраслей [3, с. 85].
Инновационное развитие агропромышленного комплекса также является залогом обеспечения продовольственной безопасности страны, которая, в свою очередь, нуждается в программно-целевом регулировании. Данное направление является не только жизненно необходимым, но и востребованным самим ходом динамики экономического развития в России. Это подчеркивает появление множества законов и подзаконных актов, призванных активизировать инновационные процессы, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
При этом решая проблемы как продовольственной безопасности, так и гармоничного развития сельских территорий региона, необходимо уделять внимание идеям диверсификации предпринимательской деятельности на селе. И, наряду с всесторонней государственной поддержкой крупных компаний, на сельских территориях должны получать адекватную поддержку представители малых форм хозяйствования и кооперативного движения [4].
По этой причине весьма актуальным представляется анализ, сложившийся ситуации в сфере государственной поддержки предприятий АПК Калужской области, а также условий и механизма предоставления помощи. Весь комплекс мер федеральных и региональных властей позволил в сложные времена не только не снизить темпы роста, но и увеличить их [5].
Эффективная поддержка предприятиям региона осуществляется с помощью, созданной в регионе система институтов развития, включающих в себя:
АО «Корпорация развития Калужской области» – государственный оператор по созданию и развитию индустриальных парков и инженерной инфраструктуры. Создано на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области № 1292-п от 28.11.2007 г.
Основные направления деятельности: развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории региона; организация финансирования инфраструктурных проектов.
ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области» – государственный консультант по созданию максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в регион. Создано в 2000 году правительством региона, а с 2009 г. является автономным учреждением и работает под эгидой министерства экономического развития Калужской области.
Основные задачи агентства: продвижение региона на внутреннем и внешнем экономических рынках; сопровождение инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов; содействие развитию муниципальных образований; развитие социальных инфраструктурных проектов на основе механизма ГЧП.
ООО «Индустриальная логистика» – государственный оператор по реализации логистических проектов на территории области. Основные направления деятельности: развитие транспортно-логистической инфраструктуры и оказание транспортно-логистических услуг на территории Калужской области.
ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области» – государственный оператор по развитию инновационного и высокотехнологичного сектора экономики. Создано с целью: консультирования субъектов инновационной деятельности по программам господдержки РФ и Калужской области; создание и развитие фонда посевного финансирования инновационных проектов; анализ и мониторинг инновационного, научного и образовательного потенциала Калужской области; разработка кластерных политик и программ развития технопарков и территорий в сфере высоких технологий; организация экспертизы инновационных проектов; обеспечение реализации коммуникативной стратегии региона; содействие в маркетинге, сертификации, лицензировании, патентовании, финансировании инновационных проектов, поиске партнеров или формировании и реализации проектов; организация конференций, семинаров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах субъектов инновационной деятельности области.
ГАУ КО «Агентство развития АПК» – государственный оператор по сопровождению проектов в агропромышленном комплексе Калужской области. Создано 18 июня 2013 правительством региона и работает под эгидой министерства сельского хозяйства области. Основные направления деятельности агентства: содействие развитию муниципальных образований; сопровождение проектов в режиме «единого окна»; укрепление положительного имиджа агропромышленного комплекса области.
Представительство Калужской области при Правительстве РФ – орган, уполномоченный в пределах своей компетенции представлять Правительство Калужской области в Правительстве Российской Федерации. Основными задачами являются: осуществление постоянной практической связи и контактов с Правительством РФ с целью решения вопросов экономического и социального развития области; развитие взаимодействия с дипломатическими, торговыми и культурными представительствами, организациями и фирмами зарубежных государств; установление и расширение деловых связей предприятий, учреждений и организаций Калужской области с соответствующими компаниями из других городов и субъектов РФ; поиск источников инвестирования в промышленные, строительные, культурные и другие объекты Калужской области; налаживание связей с российскими и зарубежными средствами массовой информации.
По мнению авторов особого внимания, заслуживают информационно-консультационные институты. Одним из таких институтов и является Агентство развития АПК Калужской области.
В сферу его компетенций входит:
- размещение инвестиционных проектов;
- разработка и финансирование проектов;
- консультирование по государственной поддержке проектов;
- технологическое сопровождение проектов;
- информационная поддержка агробизнеса.
В целом информация о количестве оказанных Агентством консультаций представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Статистика консультаций ГАУ КО «Агентство развития АПК»
Кстати, с начала текущего года агентством уже оказано 233 консультации по господдержке проектов, 72 консультации по правовым вопросам, 44 консультации по экономическим вопросам и 138 консультаций по технологическому сопровождению.
Это свидетельствует о том, что такой информационно-консультационный институт является востребованным со стороны представителей аграрного бизнеса.
В результате оказания правовых консультаций предпринимателям АПК была подобрана 21 площадка для размещения бизнеса, оказано содействие в регистрации 20 предприятий и разработано 56 готовых инвестиционных предложений. Справочно, в онлайн базе по подбору площадок имеется информация о 50 ты. га земли.
В результате оказания консультаций по экономическим вопросам Агентство помогла разработать 187 бизнес план, также было оказано информирование и содействие в получении грантов (45 грантов получено при помощи Агентства) и кредитов (одобрено 20 кредитов).
В результате оказания консультаций по программам государственной поддержки предпринимателям была оказана помощь в сборе 213 пакетов документов для получения государственной помощи. Также было подготовлено 136 отчетов по уже полученным грантам. За время деятельности Агентства в районах Калужской области уже проведено 11 семинаров.
В результате оказания консультаций касательно современной техники и передовых технологий АПК 60 хозяйств прошли обучение и 19 находятся на сопровождении. Также было оказано 54 выездные консультации и проведено 3 технологических семинара.
Неотъемлемой частью работы Агентства является PR и маркетинг, направленная деятельность по укреплению положительного имиджа АПК области. С ее помощью было подготовлено 92 презентации и 23 статьи размещены в СМИ. Также было организовано проведение выставок и круглых столов.
Таким образом, в Калужской области было успешно апробировано создание специализированного оператора по сопровождению проектов в АПК региона. Однако, пригласить инвестора в регион и дать ему свободно отстроить производство – это еще далеко не все, что требуется для успеха. Следует отметить, что необходимо не забывать и о мотивации инвесторов к инновационному поведению, а не просто к созданию очередного, пусть и рентабельного производства.