Полный текст статьи
Печать

Особую актуальность в настоящее время приобретает обращение к семейным взаимоотношениям и взаимодействию в семье. По статистике сегодня в Казахстане распадается каждый второй брак. Распад семьи является острой проблемой современного общества. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.

Исследования свидетельствуют также о травмирующей роли развода на личность ребенка. Многочисленные ссоры, возникающие между супругами на почве ревности, измены, финансового неблагополучия приводит к кризису семейных отношений. Особенно тяжело и эмоционально переносят эти конфликты подростки в силу своих физиологических и психических изменений. В этом возрасте эмоции подростков просто «бурлят», и одно малейшее потрясение оставляет очень глубокий след на их психике.

Цель: изучить особенности взаимоотношений подростков с родителями в ситуации развода.

Объект исследования: подростки 14-15 лет.

Предмет исследования: специфика детско-родительских отношений в ситуации развода родителей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в ситуации развода родителей, когда у подростка возникает низкая эмоциональная устойчивость, повышенная эмоциональная возбудимость и это способствует развитию негативного проявления стресса, возможно изменить, используя коррекционную работу в форме социально-психологического тренинга.

Основными задачами исследования являются:

1)  изучить теоретический материал в отечественной и зарубежной литературе по развитию личности в подростковом возрасте и особенностям взаимоотношений подростков с родителями в ситуации развода;

2)  провести диагностическую и коррекционную работу в форме социально-психологического тренинга с подростками, пережившими развод родителей и выявить условия эффективной адаптации подростков;

3)  разработать практические рекомендации по профилактике стресса и выхода из стрессовых состояний для родителей.

Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни [1].

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% [3] мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения.

На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [4]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Выражением семейного неблагополучия выступает сокращение продолжительности семейной жизни. По данным Г.Г. Силласте, каждый третий брак у русскоязычного населения распадается, не продлившись и пяти лет [2].

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак. По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5% женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В. Солодникова, который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей, по крайней мере один из супругов (чаще муж), на момент подачи заявления о расторжении брака испытывает  позитивные чувства к партнеру, а в каждой пятой супружеской паре (21%) оба супруга сохранили эмоциональную привязанность друг к другу [3].

Развод – это ненормативный семейный кризис, шаг, который ведет не к развитию и положительной динамики семейных отношений, а к их прерыванию, это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов и, особенно, детей бесследно.

Одним из самых тяжелых потрясений для подростка является развод родителей. В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно – как угрозу семье, то сейчас возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. Развод заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации – особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям [4].

В тот момент, когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду – волнение из-за того, что мир и спокойствие в доме поставлены под угрозу, а обиду – из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале. Оправдано или нет, многие дети считают себя причиной домашнего переполоха. М. Раттер [5] исследовал детей-правонарушителей и выяснил, что для родителей таких детей, особенно для отцов, характерно поведение, которое обычно называют аномальным или криминальным. Главное объяснение этого факта, вероятно, заключается в том, что в семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними приводят к формированию нарушений у детей [6].

По данным И.С. Кона, дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость [7].

Очень важным в неполной материнской семье может явиться отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. По словам И. Лангмейера и З. Матейчека, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Мать нас приводит к человеку, а отец к людям [8].

По мнению отечественных исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни [9].

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу.

Развод родителей также может повлиять на формирование системы ценностных ориентации подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18-19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», т.е. ценности саморазвития, самореализации.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ№1 г. Уральска. В эксперименте приняли участие учащиеся 8 «В» и 8 «Г» классов.

В ходе беседы с классными руководителями и психологом школы и изучения школьной документации было выявлено, что из двух классов 11 детей пережили развод родителей. С данными учениками была проведена диагностическая работа.

На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика подростков, переживших развод родителей.

Основными методами в работе были использованы: методика «Дом-дерево-человек» Дж. Бак; методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис; методика «Самооценка депрессивной акцентуации характера» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина [10].

По результатам проведенных диагностик с подростками было выявлено, что у 3 подростков высокая тревожность, что составляет 27%. У 5 подростков средняя тревожность – 27%, у 3 подростков низкая тревожность, что составляет 46%. Далее были сделаны следующие выводы: практически все дети переживают чувство вины за произошедшее; две девочки хотят быть похожими на отца, считают, что у противоположного пола более высокий социальный статус; все испытуемые считают, что им не хватает психологической теплоты дома: любви, заботы, ласки и т.п.; большинство подростков достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях; у подростков наблюдается повышенная тревожность, некоторые подростки очень замкнуты. 

 

Рисунок 1. Результаты уровня тревожности детей экспериментальной группы 

В результате проведенной диагностики по тест-опроснику родительского отношения был определен тип родительского отношения. У 5 родителей низкие показатели по 1 шкале «Принятие-отвержение», что свидетельствует об их отрицательном негативном отношении к ребенку. По данной шкале у 3 родителей хорошее отношение к детям. Низкий показатель по 2 шкале «Кооперация» у 4 родителей не проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивают способности ребенка. У 5 родителей средние показатели 3 шкале «Симбиоз» свидетельствует о нормированном отношении родителей к детям, у 3 родителей – низкие показатели, это значит, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. У 4 родителей высокий показатель по 4 шкале, признак того, что родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами.

Следует обратить особое внимание на тех родителей, у которых имеют низкие и высокие показатели шкалам 2,3,4. Результаты говорят о том, что родители показали высокие результаты по 3, 4 и 5 шкалам, это говорит о том, что в родительских отношениях имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

По результатам диагностического исследования нами была разработана коррекционно-развивающая работа с подростками, пережившими развод родителей в форме социально-психологического тренинга.

На формирующем этапе исследования нами была разработана коррекционная  работа в форме социально-психологических тренингов с 11 подростками группы. Было проведено 10 занятий, где каждое занятие длилось 1 академический час.

 

Тема тренингового занятия

Цель

Упражнения

«Знaкомство»

Знакомство участников друг с другом, формирование в группе доверительных отношений,  и построение эффективного командного взаимодействия.

«Взаимные презентации», «Изобрaзи предмет», «Мои достоинства», «Какой был тренинг».

«Мир эмoций»

Отрaботать нaвыки выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмoциональный мир.

«Фигурные построения», «Зеркало», «Эмоциональная гимнастика», «Паутина».

«Жить в мире с собой и другими»

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности; развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

«Комплименты», «Превращения», «Черты терпимой личности», «Общий ритм», «Пять добрых слов».

«Пойми себя»

Создать условия для личностного роста подростков.

«Прогноз погоды»,  «Меняющаяся комната», «Баранья голова», «Аплодисменты по кругу», «Спасибо за приятное занятие».

«Сплочение и групповое взаимодействие»

Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

«Возьми салфетки», «Совместный счет», «Квадрат», «Интуиция»,  «Ливень».

«Формирование коммуникативных умений и навыков»

Формирование коммуникативных умений и навыков.

«Визуальное чувствование», «Через стекло», «Дискуссия», «Передача движения по кругу».

«Тренинг уверенности в себе»

Изучить и отработать навыки  уверенного поведения; выработка адекватной самооценки.

«Африкaнцы, eвропейцы, япoнцы», «По листикам», «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»,  «Умение вести разговор», «Подарок».

«Тепло семьи»

Способствовать улучшению семейных взаимоотношений и способствовать сплочению семьи.

«Встaть по числу», «Первое впечатление»,  «Зачем современному человеку нужна семья?», «Рисуем герб семьи», «Проективный рисунок», «Круг».

 

На контрольном этапе были повторно проведены методики «Дом-дерево-человек», «Анализ семейной тревоги» (АСТ), самооценка депрессивной акцентуации характера.

По результатам проведенных диагностик  было выявлено, что у 3 детей средняя тревожность, у 8 детей низкая тревожность. С высокой тревожностью детей нет.

Результаты проведенной коррекционной работы показали, что наметились тенденции улучшения эмоционального состояния детей, что в свою очередь отражается на их психике. Следует отметить, что дети стали более открыты, общительны, снизилась тревожность детей. Видны положительные результаты упражнений, направленных на коррекцию агрессивности. Естественно, что окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных проявлений психики. Но это и не было нашей целью, так как отведенного на коррекционную работу времени не достаточно для серьезных изменений психики детей. Мы лишь наметили пути коррекционной работы, при дальнейшем использовании которой возможно получение еще более положительных результатов.  

 

Рисунок 2. Сравнительные данные первичной и вторичной диагностики уровня тревожности детей экспериментальной группы 

Поставленная цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста была достигнута. Была проведена диагностическая и коррекционная работа с детьми, пережившими развод родителей. Результаты проведенной коррекционной работы показали, что наметились тенденции улучшения эмоционального состояния детей, что в свою очередь отражается на их психике.

В заключение хотелось бы отметить, что в современном Казахстане существует много семей, переживающих кризис семейных отношений. Одна из актуальных проблем состоит в том, что в стране отсутствует четко выработанная система помощи в данных проблемах, отсутствуют центры семейного посредничества направленные на разрешение психологических конфликтов. Появление разработанной на высоком профессиональном уровне системы помощи проблемным семьям, способны уменьшить количество разводов в стране и способны помочь семье в разрешении психологических конфликтов с наименьшими психическими травмами, в первую очередь для детей.

Развод обычно следует за серией стрессогенных ситуаций для детей, особенно подросткового возраста, в силу неустойчивости психики, включая сниженные контакты с тем родителем, который более не является его опекуном, повышенное напряжение в отношениях между подростком и родителем, который его опекает, продолжающееся озлобление между родителями, снижение жизненных стандартов и изменением местожительства.

Таким образом, необходимо позитивное вовлечение обоих родителей в жизнь детей при разводе, точно также необходимо развитие отношений, направленных на сотрудничество в послеразводном периоде между родителями и их детьми. Перспективная роль в достижении этих целей отводится, безусловно, психологическим службам и родительским обучающим программам для разводящихся пар.

Общие рекомендации специалистов:

  1. Заверьте ребёнка, что вы его любите, он вам нужен, и вы его не бросите. Делайте это неоднократно.
  2. Поставьте своего ребёнка в известность о разводе до того как это произойдёт. Понятно и доходчиво, соответственно возрасту объясните детям причины развода.
  3. Дайте ребёнку возможность в период развода оставаться в тесном контакте с обоими родителями. Не принуждайте ребёнка выбирать одного из вас.
  4. Признайте право ребёнка питать особые тёплые чувства к вашему бывшему партнёру по браку, даже если они не схожи с вашими. Дайте ребёнку чётко понять и усвоить, что вы всегда останетесь его родителями и будите о нём заботиться.
  5. Если вы уходите из семьи, то заверьте ребёнка что вы его любите и он всегда останется в вашей жизни. Не давайте обещаний, которые не будут выполняться. Это «разобьёт» ребёнку сердце.
  6. После развода важно предоставить детям время быть детьми и не взваливать на них огромную ношу различных проблем.