Полный текст статьи
Печать

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью. В Казахстане дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Общие проблемы для детей с ОВЗ:

1.Ограниченные представления об окружающем мире.

2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью).

3. Для большинства характерна повышенная утомляемость.

4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству [5].

В настоящее время с раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Эта проблема занимает очень важное место в работе социального педагога, так как несет отрицательное воздействие на социализацию ребенка. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на специальное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:

  • обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение;
  • построение адекватного педагогического процесса;
  • индивидуально-личностный подход;
  •   выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;
  • оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;
  • организацию содержательного досуга [1].

Инклюзивное образование

Общий характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.​ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.​ Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.​ Каждый имеет право на общение, а также быть услышанным.

4.​ Все люди нуждаются друг в друге.

5.​ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.​ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.​ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.​ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [6].

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание. При этом необходимо подчеркнуть, что основным условием для возникновения межличностных отношений выступает именно совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий.

С целью выявления причин дезадаптации детей с ОВЗ в условиях школы нами было проведено экспериментальное исследование. Методический аппарат составили следующие методики:

  • Методика «Незаконченные предложения».
  • Методика «Лесенка».

При работе с  детьми с ОВЗ важно и нужно учитывать то, что ребенок не должен чувствовать и осознавать, что с ним проводят какое-либо исследование из-за того, что он «не такой как все». Именно поэтому методики исследования были проведены на всех учащихся.

Результаты методики «Незаконченные предложения» представлены в таблице 1.  

Таблица 1

Результаты методики «Незаконченные предложения»

Отношение к

семье

К себе

К сверстникам

К школе

Страхи и

опасения

8. +1

3. -1

2. 0

1.+1

6, 9. -1

13. +1

4. -1

12. -1

5.-1

11. -1

17.-1

7. +1

22. -1

16.+1

14.-1

18. +1

10,29.-1

26.+1

19.0

15.-1

21,24. +1

27.+1

30.-1

23.+1

20, 28. -1

 

Как видно из таблицы у учащихся преобладают негативные установки: отношение к себе, к сверстникам, страхи и опасения, на что указывают ответы испытуемых:

¾                 «В школе я чувствую себя ненадежно»;

¾                «Я играю чаще всего один»;

¾                «Когда со мной разговаривают, я неуверенный в себе»;

¾                «Ребята в школе со мной мало общаются»;

¾                «Старшие ребята никогда со мной не общаются».

Таким образом, учащиеся с ОВЗ чувствует себя в школе неуверенным и ненужным. Одной из главных причин снижения социализации учащегося является дефицит в общении.

На основе методики «Лесенка» (выборка включала 8 детей с ОВЗ) были получены следующие данные (таблица 2).

Таблица 2

Результаты методики «Лесенка»

№ ступени

Количество выбора

%

1

0

0

2

2

25%

3

2

25%

4

0

0

5

1

12,5%

6

0

0

7

3

37,5%

 

Проанализируем полученные результаты:

1)           На второе место себя определили 2 детей, что составляет 25% от выборки;

2)           на третье место - 2 детей, что составляет 25% от выборки;

3)           на пятое место -1; что составляет 12,5% от выборки;

4)           на шестое место -3 детей, что составляет 37,5% от выборки.

На основе данных результатов 4 детей имеют адекватную самооценку. У этих детей сформировано положительное отношение к себе, к школе, к своей деятельности, т.е. происходит нормальная социализация ребенка в условиях школы; 4 детей имеют заниженную самооценку, здесь очень важно знать причину низкой самооценки, так как без этого нельзя помочь ребенку. Эти дети находятся в ситуации школьной дезадаптации. Здесь присутствует комплекс негативно влияющих факторов на школьника.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее распространенные причины нарушения социализации – недостаток, дефицит в общении с людьми, со сверстниками, в результате чего снижается самооценка у учащегося с ОВЗ и происходит нарушение социализации ребенка в школе.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:

  • Принимать ребенка таким, какой он есть.
  • Как можно чаще общаться с ребенком.
  • Избегать переутомления.
  • Не сравнивать ребенка с окружающими.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Обращаться к ребенку по имени.
  • Не предъявлять ребенку повышенных требований.
  • Стараться делать замечания как можно реже.
  • Оставаться спокойным в любой ситуации.

Помимо этого на процесс социализации ребенка с ОВЗ влияет его качество жизни. Дети с ОВЗ должны иметь равные со здоровыми людьми возможности. Для этого нужно специально создавать все необходимые условия:

- Создание условий для формирования у ребенка уверенности в своих возможностях.

- Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

- Приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге.

- Формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.

- Подбирать эффективные методы работы по социализации детей с учетом психологических особенностей детей.