В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью. В Казахстане дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Общие проблемы для детей с ОВЗ:
1.Ограниченные представления об окружающем мире.
2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью).
3. Для большинства характерна повышенная утомляемость.
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству [5].
В настоящее время с раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Эта проблема занимает очень важное место в работе социального педагога, так как несет отрицательное воздействие на социализацию ребенка. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на специальное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:
- обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение;
- построение адекватного педагогического процесса;
- индивидуально-личностный подход;
- выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;
- оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;
- организацию содержательного досуга [1].
Инклюзивное образование
Общий характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый имеет право на общение, а также быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [6].
Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом, исключив непонимание. При этом необходимо подчеркнуть, что основным условием для возникновения межличностных отношений выступает именно совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий.
С целью выявления причин дезадаптации детей с ОВЗ в условиях школы нами было проведено экспериментальное исследование. Методический аппарат составили следующие методики:
- Методика «Незаконченные предложения».
- Методика «Лесенка».
При работе с детьми с ОВЗ важно и нужно учитывать то, что ребенок не должен чувствовать и осознавать, что с ним проводят какое-либо исследование из-за того, что он «не такой как все». Именно поэтому методики исследования были проведены на всех учащихся.
Результаты методики «Незаконченные предложения» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Незаконченные предложения»
Отношение к семье |
К себе |
К сверстникам |
К школе |
Страхи и опасения |
8. +1 |
3. -1 |
2. 0 |
1.+1 |
6, 9. -1 |
13. +1 |
4. -1 |
12. -1 |
5.-1 |
11. -1 |
17.-1 |
7. +1 |
22. -1 |
16.+1 |
14.-1 |
18. +1 |
10,29.-1 |
26.+1 |
19.0 |
15.-1 |
21,24. +1 |
27.+1 |
30.-1 |
23.+1 |
20, 28. -1 |
Как видно из таблицы у учащихся преобладают негативные установки: отношение к себе, к сверстникам, страхи и опасения, на что указывают ответы испытуемых:
¾ «В школе я чувствую себя ненадежно»;
¾ «Я играю чаще всего один»;
¾ «Когда со мной разговаривают, я неуверенный в себе»;
¾ «Ребята в школе со мной мало общаются»;
¾ «Старшие ребята никогда со мной не общаются».
Таким образом, учащиеся с ОВЗ чувствует себя в школе неуверенным и ненужным. Одной из главных причин снижения социализации учащегося является дефицит в общении.
На основе методики «Лесенка» (выборка включала 8 детей с ОВЗ) были получены следующие данные (таблица 2).
Таблица 2
Результаты методики «Лесенка»
№ ступени |
Количество выбора |
% |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
25% |
3 |
2 |
25% |
4 |
0 |
0 |
5 |
1 |
12,5% |
6 |
0 |
0 |
7 |
3 |
37,5% |
Проанализируем полученные результаты:
1) На второе место себя определили 2 детей, что составляет 25% от выборки;
2) на третье место - 2 детей, что составляет 25% от выборки;
3) на пятое место -1; что составляет 12,5% от выборки;
4) на шестое место -3 детей, что составляет 37,5% от выборки.
На основе данных результатов 4 детей имеют адекватную самооценку. У этих детей сформировано положительное отношение к себе, к школе, к своей деятельности, т.е. происходит нормальная социализация ребенка в условиях школы; 4 детей имеют заниженную самооценку, здесь очень важно знать причину низкой самооценки, так как без этого нельзя помочь ребенку. Эти дети находятся в ситуации школьной дезадаптации. Здесь присутствует комплекс негативно влияющих факторов на школьника.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее распространенные причины нарушения социализации – недостаток, дефицит в общении с людьми, со сверстниками, в результате чего снижается самооценка у учащегося с ОВЗ и происходит нарушение социализации ребенка в школе.
Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Помимо этого на процесс социализации ребенка с ОВЗ влияет его качество жизни. Дети с ОВЗ должны иметь равные со здоровыми людьми возможности. Для этого нужно специально создавать все необходимые условия:
- Создание условий для формирования у ребенка уверенности в своих возможностях.
- Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге.
- Формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.
- Подбирать эффективные методы работы по социализации детей с учетом психологических особенностей детей.