В современных условиях глобальной информатизации одним из условий эффективной деятельности специалистов становится своевременная и успешная адаптация в профессиональной среде. Правильный выбор профессии, вдумчивый подход к выбору вуза становятся решающим фактором адаптации студентов сначала к учебной группе, затем к учебной деятельности в целом. В традиционном образовательном процессе все больше применяются инновационные технологии, самостоятельная работа становится едва ли не основным видом учебной деятельности студентов. Вчерашние выпускники школы не всегда бывают готовы к такой резкой смене обстановки, не умеют быстро реагировать на все требования преподавателей, часто оказываются неуспешны. Особенно трудно тем, кто в школе был отличником, привык к поощрениям и наградам. В вузе они становятся одними из группы, им теперь нужно доказать свои способности и самостоятельно достичь успехов в учебе. К тому же многие не обладают личностными качествами, необходимыми для успешной учебы и нового уровня взаимоотношений.
В этом плане наше исследование становится особенно актуальным, целью которого стало изучение различий в адаптированности студентов-первокурсников по полу, специальности, а также для исследования адаптированности студентов разных вузов. Объект – уровень адаптированности к учебной группе и учебной деятельности. Предмет – особенности адаптации студентов по половой принадлежности, в разрезе специальностей и вузов. Задачи: раскрыть сущностную характеристику адаптации студентов к обучению вузе, эмпирически изучить ее особенности.
В структуру работы включено введение, теоретическая, методическая и практическая части, заключение и список литературы.
Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Термин «адаптация» возник в XIX веке в биологическом контексте, однако со временем получил распространение и в других областях знаний. В психологии под адаптацией принято понимать психологический процесс приспособления органов чувств к воздействующим стимулам с целью предохранения рецепторов от перегрузки. Социальная адаптация характеризуется возможностью человека выстраивать модель своего поведения в соответствии с условиями, которые сложились в данной социальной среде [1]. Философская трактовка адаптации подразумевает изменение и неизменность, динамику и стабильность, пассивность и активность, открытость и закрытость и т.д. [2].
Ж. Пиаже в качестве основных механизмов адаптации описывает ассимиляцию (включение факторов окружающей среды в сложившиеся когнитивные структуры) и аккомодацию (противоположный процесс воздействия среды на личность). По его мнению адаптация – это взаимное соответствие вышеуказанных механизмов. В свете когнитивной теории (Дж. Карлсмит, А. Раппопорт, Л. Фестингер) расхождение получаемой субъектом информации с его установками или так называемый когнитивный диссонанс вызывает состояние дискомфорта и способствует поиску возможностей для его снятия или уменьшения. С социальными условиями и условиями конкретной деятельности связывают процесс адаптации М.П. Будякина, А.В. Карпов, В.Е. Орел, А.А. Русалинова и др. Мы согласны с утверждением, что понятия среды и типа деятельности дифференцируются и сменяются в процессе развития субъекта, что привело к разработке концепции профессиональной адаптации (А.В. Карпов, В.Я. Тернопол, Ю.П. Поваренков) [3, C.8-9].
По мнению А.А. Смирнова адаптация студентов в вузе становится одной из насущных проблем психологической науки. Адаптация студента – фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления [3, C.6]. Под адаптацией студентов к учебной деятельности понимается выработка оптимального режима целенаправленного функционирования личности студента [3, C.11].
По нашему мнению, после поступления на первый курс вуза и после первой сессии у многих первокурсников меняются представления о будущей профессии, в зависимости от рубежных и экзаменационных оценок меняется самооценка. Многие начинают разочаровываться в учебе и хотят перевестись на другую специальность или в другой вуз, появляются сомнения в правильности выбора. И здесь очень важна поддержка семьи, друзей, огромное значение играют характер и личные качества – настойчивость, умение не поддаваться унынию, способность преодолевать трудности и усваивать большой объем учебной информации. И если первичная адаптация проходит успешно и включение в учебный процесс проходит легко, то потом уже происходит профессиональное становление. Ю.К. Бабанский показывает адаптацию как последовательное прохождение трех этапов: ломка школьных стереотипов и формирование новых (1-3 семестры), накопительный этап (4-6 семестры) и завершающий (7-10 семестры) [3, С.14].
По мнению Т.Д. Дубовицкой, своевременная диагностика студентов с трудностями в адаптации позволит своевременно оказывать адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку [4].
Проведенный нами анализ показал, что для диагностики адаптации студентов в вузе используется множество методик. Например, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники кураторам учебных групп предлагается использовать анкету «Адаптированность» (для определения процента адаптированных студентов в группе) [5].
Некоторые авторы предлагают другие методики [6]. Например, методика изучения школьной адаптации и дезадаптации основана на том что, результаты наблюдений за учеником, анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также динамика успеваемости по всем школьным предметам - оцениваются педагогом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями: учебная активность, усвоение программных материалов, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции. Также методика «Интеллектуальная лабильность» (исследует умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская ошибок). По результатам этой методики можно делать прогноз в успешности обучения. Методика нервно-психической адаптации является достаточно обоснованным инструментом диагностики уровня психической адаптации, отражает количественную сторону процесса адаптации конкретного индивида к конкретным условиям деятельности.
В программе адаптации студентов первокурсников к обучению в Кумертауском филиале Оренбургского государственного университета предусмотрены такие методы изучения как тренинг адаптивности или личностного роста студентов первого курса, тест социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда [7].
С.В. Васильева предлагает использовать методики: опросник Ф. Фидлера (для диагностики особенностей коллектива и общегрупповой ситуации; анкету самооценки состояния (для выявления уровня физического комфорта, эмоционально-соматического комфорта, уровня общей активности, эмоциональной устойчивости, мотивации познания) [8].
С целью активизирования психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов Р.К. Динмухамедова, Э.И. Гараева предлагают методику определения социальной адаптации человека А. Антоновского. Кроме того, используются методики исследования успешности адаптации студентов на 1 курсе: «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн), «Беспокойство, тревожность» (Тейлор), «Нервно-психологическое напряжение», «Социометрия» (Дж. Морено), САН (самочувствие, активность, настроение) [9]. В авторской программе Т.М. Лукьянова, наряду с вышеуказанными, рассматривается метод определения социальной адаптации А. Антоновского [10]. А.В. Панихина проводит оценку адаптации студентов-первокурсников с помощью методики «Адаптивность» А.Г. Маклакова [11].
Так как вышеуказанные методики, опросники и тесты касаются в основном личностных категорий, нам стало интересно, а как влияет адаптивность или неадаптивность на поведение и деятельность студентов, на результаты процесса адаптации в вузе на первых курсах. Это и стало основной причиной нашего исследования.
На основании вышесказанного была сформулирована цель нашего исследования, которая состоит в исследовании различий в адаптированности студентов-первокурсников по полу, специальности, а также для исследования адаптированности студентов разных вузов. Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем адаптированности студентов к учебной группе и учебной деятельности в зависимости от пола, специальности и вуза.
Эмпирической базой экспериментального исследования выступили студенты Казахского национального педагогического университета имени Абая (далее – КазНПУ), Казахского национального университета имени аль-Фараби (далее – КазНУ, Института «Сорбонна-Казахстан» (далее – Сорбонна-К), Академии гражданской авиации (далее – АГА), Казахской Академии спорта и туризма (далее – КазАСТ), University of Dubai (далее – UD).
При проведении исследования проведен анализ научной и психологической литературы, методики по адаптивности студентов к обучению в вузе, статистико-математические методы, наблюдение, а также методика исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой, в которой представлены 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия. Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» – 1; «Нет» – 0.
В общей сложности в исследовании приняли участие 36 студентов, исследование проводилось в октябре-ноябре 2016 года. На первом этапе проведен опрос по методике в свободное от занятий время, проводились беседы, осуществлялось наблюдение. На втором этапе листы ответов распределялись по алфавиту, нумеровались и подсчитывались сырые баллы, затем составлена сводная таблица в программе Microsoft Office Excel 2010. Неверно заполненных листов не выявлено, достоверность исследования высокая. Результаты по всей выборке были обобщены в таблицах, выведены средние значения в процентном соотношении, составлены графики в целом по методикам и по группам. На третьем этапе выполнена математическая обработка полученных данных с помощью прикладной статистической программы SPSS версии 16.0. Сначала результаты по всей выборке были обобщены в таблицах, выведены средние значения в процентном соотношении, составлены диаграммы. Затем с применением непараметрических методов сравнения независимых выборок (Н-критерий Краскела-Уоллиса) выявлены различия по полу, в разрезе специальностей и вузов. После этого проведен корреляционный анализ (Kendall’s tau-b) взаимосвязи между показателями. Заключительный шаг состоял в анализе и обсуждении результатов, основные результаты отражены в выводах.
Первичный анализ результатов тестирования показал следующее. В целом по всей выборке не выявлен низкий уровень адаптации, большинство испытуемых показали высокий уровень адаптации к учебной группе (рисунок 1). Это может свидетельствовать о том, что студенты чувствуют себя комфортно в своих группах, легко находят общий язык с однокурсниками и следуют общепринятым нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к ним за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают их взгляды и интересы.
По отношению к учебной деятельности низкий уровень адаптированности показали 4 девушки (11% от общего количества испытуемых). Возможно они испытывают трудности с учебными дисциплинами, нуждаются в дополнительных консультациях (рисунок 2).
Рисунок 1. Уровень адаптации студентов к учебной группе
В ходе бесед выявлено, что девушки затрудняются выступать на занятиях, выражать своим мысли или задавать вопросы преподавателю. Самая большая проблема – проявить свою индивидуальность и способности, подробно показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень адаптации студентов к учебной деятельности
Наряду с этим абсолютное большинство юношей и большая часть девушек показали средний и высокий уровни адаптированности к учебной деятельности. Эти студенты легко осваивают учебные дисциплины, успешно и в срок выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться к преподавателю. Кроме того, они более-менее свободно выражают свои мысли, могут проявить индивидуальность и способности (рисунок 3).
Рисунок 3. Уровень адаптированности к обучению по полу
По половой принадлежности значимых различий не выявлено, по шкале адаптированности к учебной деятельности достоверность составила 0,007 (таблица 1).
Таблица 1. Адаптированность студентов по половой принадлежности
Пол |
Адаптированность к уч.группе |
Адаптированность к уч.деят. |
|
|
Пол |
АУГ |
АУД |
||
ср.ранг |
дост. |
ср.ранг |
дост. |
|
Пол |
|
,227 |
,007 |
|
девушки |
17,21 |
1,460 0,227 |
15,60 |
7,293 0,007 |
|
АУГ |
|
. |
,008 |
юноши |
21,85 |
26,05 |
|
АУД |
|
|
. |
Данные в разрезе специальностей приведены на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень адаптированности студентов в разрезе специальностей
Из рисунка видно, что наименьший уровень адаптированности к учебной группе выявлен у студентов-юристов (10 баллов) и дефектологов (12,8 баллов), а лучше всех адаптировались студенты-физкультурники (16 баллов), будущие пилоты и менеджеры (15 баллов).
Значимых различий по специальностям не выявлено, достоверность по шкалам адаптированности к учебной группе и учебной деятельности составила 0,266 и 0,269 соответственно (таблица 2).
Таблица 2. Адаптированность студентов по специальностям
Специальность |
Адаптированность к уч.гр. |
Адаптированность к уч.деят. |
|
|
Спец-ть |
АУГ |
АУД |
||
ср.ранг |
дост. |
ср.ранг |
дост. |
|
Спец-ть |
. |
,008 |
,033 |
|
МО |
24,38 |
13,440
0,266 |
13,25 |
13,386
0,269 |
|
АУГ |
|
. |
,653 |
МП |
23,50 |
32,33 |
|
АУД |
|
|
. |
||
Менедж. |
27,50 |
16,17 |
|
|
|
|
|
||
НВП |
22,75 |
18,25 |
|
|
|
|
|
||
2 ин.яз. |
18,00 |
16,25 |
|
|
|
|
|
||
Деф. |
13,94 |
14,94 |
|
|
|
|
|
||
Кино |
27,50 |
28,00 |
|
|
|
|
|
||
ФиС |
7,50 |
20,50 |
|
|
|
|
|
||
Инф. |
18,00 |
34,50 |
|
|
|
|
|
||
Физика |
27,50 |
28,00 |
|
|
|
|
|
||
Юриспр. |
3,00 |
28,00 |
|
|
|
|
|
||
ЭЛА |
27,50 |
20,50 |
|
|
|
|
|
На рисунке 5 приведены результаты тестирования в разрезе вузов.
Рисунок 5. Уровень адаптированности студентов различных вузов
По результатам анализа показателей по вузам выявлено, что самый низкий уровень адаптированности к учебной группе показали студенты КазНПУ и КазНУ (менее 13,5 баллов), а самый высокий уровень показали будущие пилоты (15 баллов). К учебной деятельности лучше всех адаптировались также будущие пилоты и студенты-физкультурники (15 и 16 баллов соответственно).
В разрезе вузов распределение значение нормальное, различий не выявлено (таблица 3).
Таблица 3. Адаптированность студентов различных вузов
ВУЗ |
Адаптированность к учебной группе |
Адаптированность к учебной деятельности |
|
|
ВУЗ |
АУГ |
АУД |
||
ср.ранг |
дост. |
ср.ранг |
дост. |
|
ВУЗ |
. |
,008 |
,546 |
|
Сорбонна-Казахстан |
22,00 |
2,035
0,844 |
19,29 |
4,999
0,416 |
|
АУГ |
|
. |
,528 |
КазНПУ |
17,42 |
17,00 |
|
АУ |
|
|
. |
||
Universitet of Dubai |
18,00 |
12,00 |
|
|
|
|
|
||
КазАСТ |
18,00 |
34,50 |
|
|
|
|
|
||
КазНУ |
15,25 |
28,00 |
|
|
|
|
|
||
АГА |
27,50 |
20,50 |
|
|
|
|
|
Для проверки основной гипотезы мы провели корреляционный анализ с применением критерия Kendall tau-b (таблицы 1, 2, 3). Анализ показал, что по шкале адаптированности к учебной группе выявлена корреляция в разрезе специальностей и вузов, а по шкале адаптированности к учебной деятельности – только по специальностям. Это означает, что чем сложнее будущая профессия, чем больше она требует интеллектуальных усилий, тем больше сложностей в успешной адаптации. Также имеет значение вуз, в котором обучаются студенты, его профиль, учебно-материальная база и квалифицированность ППС. Таким образом, можно предположить, что для успешной адаптации в обучении недостаточно иметь желание или мотивацию – необходимы еще знания и способности. Кроме того, от этого зависит дальнейшее поведение студентов, их желание учиться по избранной профессии и в конкретном вузе. Для того же, чтобы адаптация в вузе прошла успешно, необходимо серьезная профориентационная работа еще на стадии выпускных классов средней школы.
Резюмируя проведенное исследование, можно предположить, что проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе является актуальной в плане подготовки квалифицированных специалистов.
Теоретический анализ позволил нам определить адаптированность студентов как психологическую готовность к продолжению учебы по избранной специальности и в конкретном вузе.
Эмпирическое исследование выявило особенности адаптированности к учебной группе и учебной деятельности по вышеуказанным показателям, высказанная гипотеза не подтвердилась лишь в части зависимости успешной адаптации по половой принадлежности.
Конечно, проблема адаптации намного шире и глубже тех аспектов, которые мы рассмотрели в нашем исследовании, однако перед нами и не стояло такой задачи. Автор лишь предприняла попытку изучить особенности и факторы успешной адаптации студентов-первокурсников к вузовской среде и учебной деятельности.