В настоящее время одной из ведущих тенденций развития образования во всем мире является создание независимых систем оценки качества образования, включающих государственные экзамены. Особое значение в становлении современной контрольно-оценочной системы выпускников полной средней школы играет единый государственный экзамен.
Единый государственный экзамен – это деятельность особого рода, напряженная, требующая определенной подготовки. От индивидуальных особенностей ученика, мотивов его поведения и эмоционально – волевой устойчивости зависит результат экзамена.
В педагогических кругах проблемы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с того момента, когда он впервые вошел в школьную жизнь. На наш взгляд, недостаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения, поскольку ЕГЭ достаточно сложное по содержанию испытание, являющееся обязательным для выпускников школ. ЕГЭ требует от выпускника, кроме предметных знаний, психологической подготовки.
На сегодняшний день уже имеется огромное количество материалов для выпускников, учителей и организаторов экзамена, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к Единому государственному экзамену. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности.
Исследованием психологической готовности к ЕГЭ занимались И.А. Артасов, И.И. Калина, И.Я. Кузьминов, А.В. Хуторской, М.Ю. Чибисова. В работах исследователей анализируются: структура психологической готовности к ЕГЭ; трудности, с которыми сталкиваются выпускники при сдаче ЕГЭ; особенности детей группы риска и стратегии их поддержки при подготовке к ЕГЭ.
В психолого – педагогической литературе существует достаточное количество методов формирования психологической готовности: игровые, дискуссионные, метод анализа конкретных ситуаций, тренинговые методы. Выше указанные методы позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. Возможности метафорического тренинга как средства формирования психологической готовности не становились предметом специальных исследований. Однако, можно предположить, что использование метафоры способствует опосредованному раскрытию смыслового содержания проблемы, тем самым минимизируя восприятие стрессовой ситуации. Так, в метафорическом тренинге используются приемы и техники, в основе имеющие метафору, воздействующие на глубинное бессознательное человека и задающие нужную программу изменения в поведении [1, с. 29].
Объект исследования – психологическая готовность выпускников к сдаче ЕГЭ. Предмет исследования – развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ посредством метафорического тренинга.
Цель исследования – разработать и апробировать программу развития психологической готовности к ЕГЭ средствами метафорического тренинга
Задачи исследования:
- Проанализировать подходы к пониманию «психологической готовности» к деятельности для определения рабочего понятия.
- Провести анализ структурных компонентов психологической готовности к ЕГЭ.
- Обосновать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование уровня развития структурных компонентов психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.
- Разработать программу метафорического тренинга для развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.
- Оценить результативность программы метафорического тренинга, направленной на развитие психологической готовности к сдаче ЕГЭ.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что процесс развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ возможен при целенаправленном психологическом воздействии с помощью метафорического тренинга.
Методы и методики: Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались следующим комплексом методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительно – сопоставительный, ретроспективный); психодиагностические (метод незавершенных предложений опрос, тестирование). В исследовании применялись следующие методики: анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю. Чибисовой, опросник «Мотивация к успеху» Т. Элерса, опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова, опросник «Диагностика стрессоустойчивости личности» А.В. Батаршева, тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромека.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа метафорического тренинга способствует повышению уровня психологической готовности к сдаче ЕГЭ у выпускников, что в свою очередь дает возможность оказывать практическую психологическую помощь выпускникам в период подготовки к ЕГЭ.
Теоретический анализ подходов к понятию «психологическая готовность» показал, что психологическая готовность рассматривается в трех подходах: функциональном, личностном и личностно – деятельностном. В своем исследовании мы будем опираться на положения личностно – деятельностного подхода и под психологической готовностью будем понимать «сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ» [3, с. 7]. Таким образом, состояние психологической готовности к деятельности следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Обобщения разных подходов к понятию психологической готовности представлены в таблице 1.
Таблица 1 Подходы к понятию психологической готовности
Подход |
Представители подхода |
Понятие психологической готовности |
Функциональный |
Ф. Генов, Л.С. Нерсесян, В.А. Алаторцев, В.Н. Пушкин, Э. Торндайк, З. Фрейд и др. |
Психическое состояние, которое способствует эффективности деятельности и достижению высококачественного результата. |
Личностный |
К.А. Альбуханова, Б.Г. Ананьев, Н.И. Козлов, А.Ц. Пуни, В.Ф. Сафин и др. |
Целостность индивидуально – личностных качеств личности, которая способствует эффективности деятельности. |
Личностно – деятельностный |
А.А. Дергач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новакова, М.Ю. Чибисова и др. |
Проявление индивидуальных, личностных и субъектных особенностей свойств и качеств человека в их целостности, обеспечивающие человеку возможность эффективного выполнения своих функций. |
В своем исследовании мы используем структуру психологической готовности: волевой, мотивационный, процессуальный и эмоциональный компоненты. Волевой компонент – это самоконтроль, самомобилизация и умение управлять своими эмоциями и действиями. Мотивационный компонент включает в себя потребность к достижению успеха. Процессуальный компонент – это знания и представления об особенностях и условиях сдаче ЕГЭ, а также о требования к личности на экзамене. Эмоциональный компонент включает в себя стрессоустойчивость личности, способность управлять собственным поведением и уверенность в себе [2, 3, 4].
Средством развития в нашем исследовании выступает метафорический тренинг, который через «перенос» расширяет сознание выпускников и позволяет взглянуть на ЕГЭ через образы, тем самым снижается степень тревожности. Приемы и техники метафорического тренинга способствуют развитию метафорического мышления. Метафора — это одновременно и процесс, и результат. Процесс мыслительной деятельности, затрагивающий самые глубинные чувства и результат, полученный в ходе этой деятельности [1, с 31].
В основу нашего эксперимента легли результаты пилотажного исследования (применение авторской анкеты (Приложение 1)). ЕГЭ рассматривается выпускниками в основном как субъективно значимый. Большинство обучающихся выпускных классов знакомы с процедурой ЕГЭ, знают особенности проведения. Выпускники заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ, в получении высоких результатов, а этому, по мнению самих учеников, будут способствовать не только предметные знания, но и некоторые личностные характеристики (уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, умение управлять своими эмоциями, умение справиться с тревогой). Однако, некоторые выпускники испытывают страх, волнение, тревогу, не умеют управлять своими мыслями, действиями, эмоциями, а это не способствует эффективному выполнению деятельности.
Анализ результатов пилотажного исследования позволяет сделать вывод об актуальности проблемы психологической готовности к сдаче ЕГЭ для выпускников. На основе полученных данных мы приходим к выводу о необходимости изучения у выпускников уровня сформированности компонентов психологической готовности к сдаче ЕГЭ.
Далее, на констатирующем этапе эксперимента мы проводили исследование уровня развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ через ее структурные компоненты. По результатам проведенного эмпирического исследования наиболее развитым компонентом являются процессуальный (70% – высокий уровень сформированности; 30% – средний; низкий уровень выявлен не был), а наименее развитыми оказались следующие компоненты – мотивационный (32% – умеренно высокий уровень сформированности; 47% – средний; 21% – низкий), эмоциональный (стрессоустойчивость личности) компонент (5% – высокий уровень сформированности; 43% – средний; 52% – низкий); эмоциональный (уверенность в себе) компонент (27% – высокий уровень; 41% – средний; 32% – низкий) и волевой (28% – высокий уровень сформированности; 37% – средний уровень сформированности; 35% – низкий уровень сформированности). По результатам эмпирического исследования высокий уровень развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ был выявлен у 15% выпускников, средний уровень – у 47% старшеклассников, низкий – у 38% испытуемых нашей выборки. Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что для 85% выпускников нашей исследования необходимо психологическое сопровождение для развития психологической готовности к сдаче ЕГЭ.
На формирующем этапе эмпирического исследования нами была разработана и апробирована программа метафорического тренинга по развитию психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ (Приложение 2). В основе программы метафорического тренинга лежат эмпирические (результаты пилотажного исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента) основания. Целью разработанной программы метафорического тренинга является развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ. Реализация данной цели осуществлялась в течение 10 занятий по 2 часа каждое.
После апробации программы метафорического тренинга, направленного на развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ в контрольной группе по исследуемым параметрам сдвиг является случайным, т.е. подтверждалась гипотеза Н0, статистически значимых различий не выявлено (Gэмп>Gкрит (0,05)), в экспериментальной группе подтверждалась гипотеза Н1 (Программа метафорического тренинга влияет на развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ), следовательно были выявлены статистически значимые различия (Gэмп<Gкрит (0,01)), что свидетельствует о том, что программа метафорического тренинга по развитию психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ является результативной.
После проведения метафорического тренинга по развития психологической готовности к сдаче ЕГЭ у выпускников отмечается повышение уровня развития общего показателя психологической готовности и ее структурных компонентов (рис. 1). Таким образом, нашу гипотезу о том, что процесс развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ возможен при целенаправленном психологическом воздействии с помощью метафорического тренинга, можно считать подтвержденной со статистической значимостью 0,05 и 0,01 (по U-Манна-Уитни и G – критерию знаков).
Рис. 1 Уровень сформированности психологической готовности к сдаче ЕГЭ у выпускников экспериментальной группы
на констатирующем (I) и контрольном (II) этапах исследования
По результатам реализации программы метафорического тренинга у выпускников экспериментальной группы выявлено статистически значимое повышение уровня развития психологической готовности к сдаче ЕГЭ (Приложение 3). В связи с этим разработанная нами программа метафорического тренинга является результативной для развития психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ.
Приложение 1
Авторская методика «Неоконченные предложения»
Инструкция: «Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову».
- Единый государственный экзамен для меня это…
- ЕГЭ проводится в форме …
- Когда я думаю про ЕГЭ, то…
- Я хотел бы сдать ЕГЭ…
- ЕГЭ необходимо для…
- Результаты ЕГЭ важны для…
- Если я получу на ЕГЭ низкие баллы, то…
- Если я получу на ЕГЭ высокие баллы, то…
- Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо…
- ЕГЭ вызывает у меня…
- При сдаче ЕГЭ мне поможет…
- При сдаче ЕГЭ мне помогут такие качества, как…
- Я смогу на экзамене…
Приложение 2
Тематическая план – сетка занятий метафорического тренинга по развитию психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ
№ Блока |
№ занятия |
Название занятия |
Количество академических часов |
1 блок. Уверенность в себе |
1 |
Телекинез |
2 часа |
2 |
Лестница достижений |
2 часа |
|
2 блок. Навыки саморегуляции |
3 |
Не стандартный мир вещей |
2 часа |
4 |
Представь себе море |
2 часа |
|
3 блок. Навыки снятия напряжения |
5 |
Герои и анти – герои |
2 часа |
|
|
|
|
6 |
Тревога и покой |
2 часа |
|
7 |
Деревья – Характеры из волшебного леса |
2 часа |
|
8 |
Внутреннее кино |
2 часа |
|
4 блок. Метафорическое мышление |
9 |
Возможности метафоры |
2 часа |
10 |
Путешествие к волшебнику |
2 часа |
|
Всего: |
10 |
|
20 часов |
Приложение 3
Статистический анализ различий контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ
Компонент |
Uэмп |
Уровень значимости |
Мотивационный |
75 |
Значимы |
Процессуальный |
96,5 |
Незначимы |
Эмоциональный (стрессоустойчивость личности) |
73 |
Значимы |
Эмоциональный (уверенность в себе) |
74 |
Значимы |
Волевой |
73,5 |
Значимы |
Общая психологическая готовность |
72,5 |
Значимы |
*При n1=17, n2=17 Uкр=77 для p<0,01