Полный текст статьи
Печать

Реалии сегодняшнего дня полны изменениями. Когда меняется окружающая действительность, неизбежно меняется сам человек. Темп жизни меняется в сторону ускорения и насыщения, а ресурсы человеческого организма остаются прежними. Новое общество диктует свои новые требования к людям, заставляя их делать выбор и нести ответственность за его исполнение, за свою успешность, требуется повышение стрессоустойчивости. Чтобы справляться со всеми трудностями и препятствиями, человек должен обладать определенными личностными свойствами, качествами и навыками, которые позволят ему быть деятельным и адаптированным членом общества. В связи с этим не подлежит сомнению факт необходимости тщательного изучения феномена жизнестойкости, которая выходит на передний план научного осмысления как неотъемлемое, уникальное свойство личности, развивающееся в процессе жизни. Жизнестойкость позволяет осуществлять разрешение описанных выше трудностей с пользой для человека, а также способствует повышению физического и психического здоровья человека.

Сальваторе Мадди, трактует жизнестойкость как  паттерн структуры навыков и установок, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека [1, с. 84]. Действительно, формировать жизнестойкость необходимо, как заметил В.П. Зинченко, личность может родиться только после решения экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия [5, с. 4]. Это высказывание по своей сути обращает внимание на личностное развитие человека, на раскрытие его потенциала.

Мы полагаем, что жизнестойкость особенно необходима психологам, так как уникальность этой профессии состоит в работе с внутренним миром человека, что требует определенного уровня мастерства, пластичности, умения перестраиваться, быть гибким. Психологи подвержены деструктивным изменениям личности из-за профессионального выгорания, следовательно, чтобы обезопасить специалистов данной области необходимо позаботиться о формировании у них высокого уровня жизнестойкости как одного из самых важных личностных качеств. Однако, несмотря на обилие самых разных исследований, остается неопределенным вопрос о факторах, оказывающих наиболее значимое влияние на повышение жизнестойкости, отсутствует подробное описание происходящих изменений в человеке под влиянием этих факторов.

Далее необходимо разобраться, какими средствами можно достичь повышения уровня жизнестойкости. С психологической точки зрения, наиболее эффективным средством воздействия на повышение уровня жизнестойкости является социально-психологический тренинг. Многие из специалистов, занимающиеся изучением социально-психологического тренинга, сходятся во мнении, что в первую очередь это одни из самых эффективных способов воздействия на личность в целом, а также на различные её составляющие. Например, таких взглядов придерживаются Д. И. Донской и  В. Т. Кондратенко при раскрытии основных этапов работы в Т-группе [6, с. 351].

Несмотря на то, что методологических подходов к социально-психологическому тренингу существует множество, есть одна объединяющая их идея: тренинговая группа позволяет открыть совершенно новые возможности участников, а также изучить и реализовать личностный потенциал.

Социально-психологический тренинг станет той самой «волшебной палочкой», позволяющей в короткий срок осуществить значительные преобразования в стратегии поведения человека. В тренинге происходят события, переживая которые, участники меняются [3, с. 124]. Это уникальный метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми, с людьми самых разных профессий и культур. Главная цель тренинга – повысить компетентность человека в той или иной деятельности. Для этого необходимы следующие условия: желание самого участника, знание участника, как осуществляется тот или иной вид деятельности, и умение его выполнять.

Средствами тренинга являются ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни [7, с. 43].

Примером может стать тренинговая программа с элементами песочной терапии. Основная цель программы - создание средствами песочной терапии условий для личностного роста с целью развития жизнестойкости личности. Песочная терапия (от англ. Sandplay) является разновидностью арт-терапии как психотерапевтического метода, в котором человек строит свой собственный мир из песка и маленьких фигурок [10, с. 223]. Это достаточно необычная техника аналитического процесса, которая сегодня обладает перспективным будущим.

Для проведения сеанса песочной терапии необходима небольшая прямоугольная деревянная песочница размером 50 см х 70 см х 8 см (с голубым дном), песок, ёмкость с водой и коллекция самых разных игрушек небольшого размера. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что именно такая форма позволит обнаружить проблемные, конфликтные психические элементы и, следовательно, понять, как человек справляется с возникающими трудностями [4, с. 72].

Из всех игрушек и материалов участник выбирает определенное количество предметов и начинает расставлять свою историю на песке. Участник говорит об эмоциях и чувствах фигурок, описывает их действия и т.д. – постепенно исходная картинка трансформируется, так возникает история расстановки. В процессе расстановки тренер задает вопросы, делает записи, фотографии или зарисовки получившихся картин, это дает возможность при анализе расстановки детально изучить динамику развития сюжета [10, с. 226].

Теоретическим фундаментом подобной тренинговой программы выступает метафорическая песочная терапия. Игорь Викторович Вачков определяет метафору (с греч. - перенос) как троп или фигуру речи, состоящую в употреблении слова, обозначающие переносное значение слова [2, с. 96].

В тренинге участники могут пережить самые разные события, которые будут способствовать изменениям в их реальной жизни благодаря переносу выработанных навыков. Поэтому область применения метафор в плане психологического воздействия удивительно широка. Однако, возникает резонный вопрос с помощью каких механизмов метафора эффективно «работает» над повышением жизнестойкости?

Сначала при погружении в пространство социально-психологического тренинга происходит обращение к творческим ресурсам воображения для того, чтобы можно было на песке актуализировать различные архетипы в виде метафор (метафоры затрагивают глубинные механизмы бессознательного с помощью непривычных для разума архетипических элементов, тем самым делая образы конкретными и четкими). Постепенно в процессе работы происходит семантическое опосредование – метафоры связывают семантические пространства психолога и клиента, в результате чего возникает взаимопроникновения в систему трудновербализируемых смыслов. Метафора действует мягко и деликатно. Она выполняет фасилитирующую функцию –  благодаря метафоре значительно облегчается осознание системы отношений между субъектами, снижается степень болезненности при получении негативных эмоций. В результате происходит непосредственная экстраполяция скрытых смыслов – когда метафорический образ становится своеобразной призмой, которая позволяет не только разглядеть новое содержание в обычных вещах, но и перенести эти смыслы на другие области жизни [2, с. 77].

Подобный социально-психологический может интегрировать в себе несколько различных методологических подходов к интерпретации расстановок на песке. Например, психолог-тренер может заранее предусмотреть специфику формирования смыслов и значений: у участников есть возможность вложить личностный смысл в собственную метафору, дать свою интерпретацию расстановке или будет заранее прописано значение символов и фигур, которого будут придерживаться участники при интерпретации сюжетов.

Подобная тренинговая программа с элементами песочной терапии позволяет получить точное представление о внутренних переживаниях человека и скорректировать травмирующие аспекты. Таким образом участникам оказывается профессиональная психологическая помощь в гармонизации внутреннего состояния и самоисцелении с помощью творчества, поэтому есть возможность работать с различными типами запросов.

В декабре 2013 года мы решили экспериментально проверить эффективность одной из тренинговых программ «Песочные часы: между завтра и вчера», которая реализуется в г.Оренбурге на базе одного из психологических центров.

Объектом исследования является потенциал социально-психологического тренинга для развития жизнестойкости личности.

Предмет исследования: жизнестойкость личности, формируемая средствами социально-психологического тренинга «Песочные часы: между завтра и вчера».

Гипотеза исследования: реализация тренинговой программы «Песочные часы: между завтра и вчера» способствует развитию жизнестойкости личности.

В исследовании приняли участие 20 человек: студенты-психологи ОЗО ОГПУ и ВЭГУ в возрасте от 20 до 40 лет. 

Для статистического подтверждения эффективности тренинговой программы мы посчитали целесообразным использование тестирования до и после ее реализации с помощью «Теста жизнестойкости» Д.А. Леонтьева [9, с. 19]. Основными категориями, измеряемыми данным тестом, являются: Жизнестойкость (hardiness), Вовлеченность (commitment), Контроль (control), Принятие риска (challenge). В соответствии с поставленной целью и задачами исследования его экспериментальная часть реализовывалась в четыре этапа.

Первый этап – первичная диагностика, целью которой является изучение уровня развития жизнестойкости испытуемых с помощью «Теста жизнестойкости» Леонтьева Д.А. [9, с. 19]

Второй этап – формирующий. Основная цель - испытание возможностей тренинговой программы для развития жизнестойкости. Для этого мы апробировали тренинговую программу «Песочные часы: между завтра и вчера». Программа рассчитана на 36 академических часов. [10, с. 224].

Третий этап – вторичная диагностика. Основная цель - изучение уровня развития жизнестойкости после проведения тренинга. Для этого нами был повторно применен «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева.

Четвертый этап – аналитический. На данном этапе нами был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов, сформулированы основные выводы исследования. Для подсчета диагностических сдвигов уровней жизнестойкости до и после проведения тренинговой программы нами использован Т-критерий Вилкоксона [8, с. 41].

После непосредственного сбора данных тестирования был проведен подсчет первичных результатов по каждому испытуемому. Был проведён количественный анализ результатов экспериментального воздействия СПТ на уровень жизнестойкости испытуемых. Математический анализ показал значимость различия на 5% уровне значимости между результатами первичной и вторичной диагностики уровня жизнестойкости в экспериментальной группе [8, с. 187]. Результаты сравнительного анализа графически представлены в диаграмме 1.  

 Диаграмма 1. Сдвиг средних показателей компонентов жизнестойкости и уровня жизнестойкости в группе испытуемых

Основные характеристики измеряемых показателей следующие:

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это комплексное понятие содержит в себе три шкалы: шкалу вовлеченности, шкалу контроля, шкалу принятия риска.

Вовлеченность (commitment) как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне жизни».

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как приобретение опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности [9, с. 19].

У участников группы благодаря работе в тренинге сдвиг средних показателей уровня жизнестойкости имеет положительное направление и составляет 12,9 баллов по шкале «Жизнестойкость» (с 87.3 до 100,2). Наблюдается положительный сдвиг уровня жизнестойкости в экспериментальной группе у 8 испытуемых из 10. Наибольший положительный сдвиг проявился по шкале «Вовлеченность» – на 9,9 балла (у 90% испытуемых). По шкале «Принятие риска» - сдвиг составил 3,4 балла (у 50% испытуемых). Наименьший сдвиг зафиксирован нами по шкале «Контроль» – 1,6 балла (у 60%, испытуемых). С психологической точки зрения подобное распределение сдвигов может быть результатом неоднозначной системы согласования различных компонентов жизнестойкости между собой, а также с различными временными затратами на изменения показателей разных компонентов.

Полученные данные позволяют нам заметить, что у испытуемых наблюдается ярко выраженная тенденция повышения уровня жизнестойкости. Благодаря активной работе участников в тренинговой группе происходит пополнение знаний о своих стратегиях поведения (и их корректировка), нахождение способов интеграции личности, снижение внутреннего напряжения при взаимодействии с песком (релаксация), гармонизация партнерских взаимоотношений, расширение представлений о собственных возможностях.

Проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что тренинговая программа с элементами песочной терапии «Песочные часы: между завтра и вчера», способствует развитию жизнестойкости личности. Программа дает новые возможности для формирования жизнестойкости в целом, так и отдельных её компонентов: включенность, контроль и принятие риска. В процессе тренинговой работы участники переживают самые разные события, которые способствуют изменениям в их реальной жизни за счет следующих механизмов: гармонизации личностной сферы, осознанию, идентификации, переосмыслению, рефлексии.

Мы приходим к выводу о том, что жизнестойким человека делает его собственное отношение к возникающим трудностям. Значит, гармония, равновесие и принятие своих индивидуальных особенностей, делают человека неуязвимым для проблем, так как появляется возможность спокойно принимать то, что происходит, контролировать происходящее и формируется готовность пойти на риск. Все это в комплексе позволяет развить качества, позволяющие оперативно справляться с возникающими трудностями, находить выход из любых ситуаций, при этом предоставляя человеку возможность эффективно реализоваться и развивать свой личностный потенциал.