Полный текст статьи
Печать

Современное общество предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Сегодня, система подготовки специалистов определена спецификой конкретной профессиональной области. На сегодняшний день концепция развития системы образования республики Казахстан определила новую модель вузовского образования, кредитную систему обучения. Кредитная система обучения позволяет в процессе обучения формировать такие качества у студентов, как самостоятельность, инициативность, мобильность, высокую активность, а также исследовательскую деятельность. Она обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования академических программ, ориентированных на запросы рынка труда, элективностью 50% дисциплин учебного плана, повышением качества преподавания, за счет внедрения информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

Процесс обучения также обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов [3].

Все это обеспечивает целенаправленную систему подготовки специалиста нового типа, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в профессиональной деятельности.

Вопрос об этапах и движущих силах процесса становления профессиональной идентичности продолжает оставаться открытым. Малоизученными являются особенности становления профессиональной идентичности в системе высшего образования.

Формированию успешной профессиональной идентичности студентов могут способствовать акмеологические условия учебного процесса, играющие важную роль в развитии специалиста.

Цель исследования: создание акмеологических условий в процессе формирования профессиональной идентичности студента.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогические, акмеологические работы зарубежных, российских и отечественных ученых.
  2. Разработать модель исследования поэтапного становления профессиональной идентичности студентов.
  3. Выявить акмеологические условия позволяющие формированию профессиональной идентичности.
  4. Рассмотреть проблему мотивации в формировании профессиональной идентичности студентов.

Гипотеза: профессиональная подготовка студентов будет более эффективной, если будут созданы определенные акмеологические условия, одним из которых является мотивация.

Объект: профессиональная идентичность.

Предмет исследования: мотивация как акмеологическое условиеформирования профессиональной идентичности.

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов,  адекватных природе изучаемого явления.

Комплекс методов включал в себя:

-     теоретические: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение;

-     эмпирические: наблюдение; тестирование; методики: «Диагностика профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой, «Статусы профессиональной идентичности» А.А. Азбель, «Диагностика учебной мотивации» А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой, «Направленность на достижение успеха и избегание неудач» А.А. Реан.

Выборка: студенты курса специальностей «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика и методика начального обучения» – 41 человек.

Опытно-экспериментальная база: Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, г. Уральск.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые результаты работы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов высших учебных заведений, при разработке тематических лекций, спецкурсов, а также послужить базисом для последующих исследовании.

Степень научной новизны: преимущество научного исследования состоит в акмеологизации системы образования.

В наше время, от современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяющемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм, работая в парах, группах, решая конкретные жизненные ситуации, самостоятельно, в диалоговом режиме с компьютером и др. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе.

Казахстанская кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.

Позиция человека в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяется для него оптимальной стратегией достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. Именно поэтому, становление специалиста, развитие его карьеры более точно отражает психолого-акмеологический подход, где карьера рассматривается не только как продвижение по должностным ступенькам, а как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

Сегодня, задача высшей школы – научить студентов саморазвитию, достижению профессионального «акме». Для этого необходимо создание определенных условии, при которых у студента будут сформированы навыки саморазвития. На наш взгляд, одним из таких условий является мотивация.

Бесспорным в развитии профессиональных устремлений студентов является то, что основу обучения должны составлять базовые знания. Умение работать с базовыми знаниями составляет сущность самостоятельного усвоения материала какой-либо предметной области. Чтобы решить эти задачи, необходимо использовать психологические знания, при помощи которых целенаправленно формировать познавательную мотивацию студентов. Значение мотивации особо подчеркивал в своих работах еще П.Я. Гальперин. Он говорил о том, что «влияние мотивации – вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать роковым образом» [2]. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Поэтому формирование познавательной мотивации у студентов, ее направленность на будущую профессиональную сферу должна закрепляться и быть устойчивой в процессе обучения в вузе путем интеграции психолого-акмеологических и педагогических усилий.

Важнейшими общими акмеологическими факторами, как показателями исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации и непрерывному самосовершенствованию, направленность личности на другого. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации, а также престиж профессионального мастерства.

Важно отметить, что становление творческой личности высококвалифицированного специалиста можно считать законченным, если она обрела профидентичность и определенное количество теоретических знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного достижения профессиональных целей.

Идентичность обсуждают и как чувство, и как сумму знаний о себе, и как поведенческое единство, т.е. она выступает как сложный интегративный психологический феномен. Мы исходим из того, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде [4].

Обладать идентичностью – значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее, будущее переживается как единое целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающими эти тождества и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении [1]. Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное слияние человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции.

Модель психолого-акмеологического развития включает в себя (Рис.1).  

Рис.1. Модель психолого-акмеологического развития 

По данной модели мы видим, как проходит процесс формирования профессиональной идентичности. За формированием учебно-профессиональной и профессиональной мотивации формируется профессиональная готовность студентов к профессиональной деятельности в системе высшего профессионального образования. В результате происходит идентификация себя с представителями определённой профессии и профессионального сообщества.

Взяв за основу модель исследования формирования профессиональной идентичности, мы провели эмпирическое исследование – подбор психологических методик.

На следующем этапе нашего исследования для определения достоверных значений по шкалам 4-х методик, полученные данные мы обработали при помощи методов математической статистики. Для этого мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена.

По методике профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой мы выяснили, что к системе «Человек-человек» относятся 75,5% студентов, и к «Человек-знаковая система» – 12,2%. «Человек-художественный образ» имеет средний уровень – 9,8%, тогда как к типу «Человек-техника» относится 2,4%. Самый минимальный показатель отражается в системе «Человек-природа» – 0%.

Методика диагностики статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова показала, что у 56,1% сформированная идентичность. А 41,5% находятся в мораторном состоянии. Также мы имеем низкие показатели по шкале «Неопределенная идентичность» – 2,4%, и 0% «Навязанная идентичность».

По результатам исследования направленности на достижение успеха и избегание неудачи по методике А.А. Реана высокий показатель мотивации к достижению успеха имеют 70,7% студента. И тенденция к достижению успеха наблюдается у 22%. Средний уровень испытуемых, у которых мотивационный полюс ярко не выражен равен 4,9%. А низкий показатель мотивации к избеганию неудачи  равен нулю, тогда как тенденция к избеганию неудачи определилась у 2,4%.

Методика учебной мотивации А.А. Реана, по итоговым данным мы видим, что профессиональные (49,5%) и учебно-познавательные мотивы (49,1) имеют высокие баллы, средние показатели выявлены в определении социальных (36,4) и коммуникативных мотивов (31,7), и мотивов престижа (32,7). А мотивы творческой самореализации и мотивы избегания имеют наименьшие баллы по результатам исследования.

Также мы можем смело сказать, что между шкалами «Человек-знаковая система» и «Профессиональные мотивы», «Человек-знаковая система» и «Учебно-познавательные мотивы», «Человек-техника» и «Профессиональные мотивы», «Человек-техника» и «Учебно-познавательные мотивы», «Человек-художественный образ» и «Мотивация творческой самореализации», «Человек-человек» и «Профессиональные мотивы», «Человек-человек» и «Учебно-познавательные мотивы» существует статистически значимая связь.

Проведя методики исследования процесса становления профессиональной идентичности, мы убедились и в первую очередь доказали, что профессиональная подготовка студентов будет более эффективной, если будут созданы определенные акмеологические условия, одним из которых является мотивация. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.