Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулаченко М. П., Маслова В. А. Социально-педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86004.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения курения как вредной привычки (девиации) подросткового возраста. Автор статьи рассматривает организацию социально-педагогической профилактики курения в подростковой среде общеобразовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маслова Валерия Александровна,студентка 3 курса факультета документоведения и педагогического образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С.Тургенева», г.Орел

Кулаченко Марина Петровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психологопедагогических технологий ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», г. Орелkula4enko@yandex.ru

Социальнопедагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения курения как вредной привычки (девиации) подросткового возраста. Автор статьи рассматривает организацию социальнопедагогической профилактики курения в подростковой среде общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: девиации подросткового возраста, табакокурение, социальнопедагогическая профилактика.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых объясняются особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем ‬возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести табакокурение.Табакокурение является распространенной формой вредных привычек подростков, которая сегодня рассматривается как разновидность наркотизации и относится к подростковым девиациям.Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих подростков.Согласно статистическим показателям на данный момент курящие подростки составляют более 30% от их общего числа. И если еще лет 1020 назад курили, прячась, в основном, мальчишки, то сейчас с сигаретой открыто проводят перемены или после урочное время даже девушки.Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин. Многие школьники впервые знакомятся с сигаретой в 12х классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается весьма неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота вплоть до рвоты), многие дети к табаку больше не тянутся.А вот в более старшем возрасте (в 56х классах)число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство.По данным медикосоциальных исследований, средний возраст приобщения к никотину снизился до 14,2и 14,6 лет, третья часть 1825летних являются хроническими курильщиками. В целом 59,5% мальчиковподростков курят (Г.М.Андреева, А.И.Артемчук) [1, с.5].С распространением вредной привычки (приобщение к раннему курению табака)у подростков происходит лавинообразное развитие симптомов болезни ‬многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоциональноволевые, интеллектуальные, поведенческие, моральнонравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.Последствия раннего табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками. Чрезвычайно актуальной представляется проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков[там же, с.6].Переход от детства к взрослости протекает быстро, с проявлением противоречивых тенденций социального развития. Подростки достаточно легко относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате, быстро приобщаются к какомулибо источнику зависимости.Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей («сладость запретного плода»), особенно в тех случаях, когда сами родители курят [3].Психолог Ф.Райс [4] считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:снятие психологического напряжения;приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.Профилактика ‬это совокупность государственных, общественных, социальных, медицинских и организационновоспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.Профилактика обеспечивает предупреждение возникновения различных отклонений, направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов[5].Под профилактикой в социальной педагогике понимается научно обоснованные действия, направленные на:предотвращение возможных физических, психологических или социальнокультурных обстоятельств у отдельного ребёнка;сохранение, поддержание изащиту нормального уровня жизни и здоровья ребёнка;содействие ребёнку в достижении социальнозначимых целей и раскрытия его внутреннего потенциала [6, с.294].Выполняя профилактическую функцию социальнопедагогической деятельности, специалист:организуетсистему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;влияет на формирование моральноправовой устойчивости личности;организует систему мер социальнопедагогического оздоровления детей/Недостатком профилактики является то, что она не устраняет индивидуальных проблем личности и не помогает защитить ее от негативного влияния социальных факторов. Используя различные методы профилактической работы, социальный педагог выполняет просветительскую роль, учит накапливать положительный опыт здорового образа жизни, воспитывает те ценности у человека, которые помогут ему удовлетворить свои потребности [7, с.144].Распространенными методами профилактики выступают: профилактические консультативные беседы; диспуты, постоянное наблюдение; тематические конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, профилактические тренинги; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа и др. [там же, с.8687].Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к табакокурению:1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к табакокурению посредством его личностного развития;2) деятельность по профилактике табакокурения, включающую обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения; 3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;4) деятельность посоциальной реабилитации ребенка, имеющего психическую или физическую зависимость;5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации [9].Целью нашего исследования являлось изучение отношения подростков к курению.Диагностика отношения подростков к курению проводилась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №10 г.Железногорска. В исследовании приняли участие учащиеся 8 классов.Тестирование проводилось по опроснику «Предрасположенность подростков к курению» [10].Результаты тестирования показали, что у 85% подростков нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется. Однако в исследуемой группе выделяется 15% учащихся, у которых показатель склонности к курению выше среднего значения, этих учащихся отличает нейтральное отношение к курению и возможно приобщение к нему при случае.Качественный анализ результатов тестирования свидетельствует о том, что подростки хорошо осведомлены о вредномвоздействии курения на организм человека, знают о зависимостях от курения, однако спокойно(толерантно)воспринимают курящего человека, рекламу или какуюлибо пропаганду курения.Как позитивный момент следует считать, что, по мнению подростков, сегодня «курить ‬это не круто»; курение не расценивается как статусность (превосходство)человека в группе и никак на нее невлияет в положительную сторону;подростки считают, что курение не делает человека более интересными,а скорее наоборот считается, что «курение ‬это для неудачников».Отрадно, что опрошенные подростки не отождествляют курение с «взрослостью», скорее не согласны с тем, что в курении есть особый шик, что оно позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людейи дает приятныеощущения.Многие подростки не связывают курение со стимуляцией мыслительной деятельности (возможность собраться с мыслями) и расслабляющим эффектом (скоротать время ожидания). Наоборот, подростки считают, что курение делает людей менее активными и менее энергичными,ухудшает внимание и память,препятствует достижениям в жизни(ухудшает показатели в спорте); что сегодня курение ‬дорогостоящая привычка,напрасная трата времении денег, и приходят к выводу, что лучше никогда не пробовать курить.Следует отметить, что некоторые мифы о «пользе курения» все же бытуют в сознании подростков, так многие из них считают, что курение помогает похудеть и успокаивает нервы.Целью антитабачного воспитания подростков является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при табакокурении, поэтому они должны быть в центре профилактической и воспитательной работы [11].Профилактику курения рекомендуется строить на антитабачном воспитании; для успешной антитабачной профилактической работы социальный педагог должен строить свою деятельность по четырем направлениям: организация педагогической, медицинской, психологической помощи, а также организация свободного времени школьников. Социальному педагогу следует проводить тренинговые занятия, консультации с «трудными»детьми, беседы с подростками и их семьями.Важно заинтересовать подростка, стараясь выдать информацию о вреде курения более интересным неординарным способом, при этом нужно найти правильный подход, учитывая сферы увлечения и индивидуальные особенности.

Ссылки на источники1.Суховольская, Т.С. Педагогические условия профилактики вредных привычек у подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Суховольская Татьяна Станиславовна. ‬Калининград, 2005. ‬18с.2.Там же.3.Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г.Казанская. ‬СПб.: Питер, 2008. ‬240с.4.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс, К.Долджин. ‬СПб.: Питер, 2010. ‬816с.5.Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Геппе Н.А., Малахов А.Б., Шарапова О.В. Под. ред. Н.А.Геппе. ‬М.: ГэотарМедиа, 2008. ‬144с.6.Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. ‬М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. ‬416с.7.Шевцов, З.М. Основы социальнопедагогической деятельности / З.М.Шевцов. ‬Киев: Центр учебной литературы, 2012. ‬248с.8.Там же.9.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма: книга для родителей / А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. ‬М., 2005. ‬47с.10.Анкета для подростков о выяснении отношения к курению. Сайт социального педагога Е.А.Романовой [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://cosped.umi.ru/diagnosticheskie_materialy/anketa_dlya_podrostkov_o_vyyasnenii_otnosheniya_k_kureniyu/ Дата доступа: 27.08.2015.11.Социальнопедагогическая работа по профилактике табакокурения среди детей и подростков [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00073733_1.html Дата доступа: 12.11.2015.