Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций в современной экономике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маркелова Е. А., Никонец О. Е. Роль международных валютно-кредитных и финансовых организаций в современной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86021.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности международных валютно-кредитных организаций, созданных на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маркелова Екатерина Александровна,студентка 3 курса, направление экономика,РУК, г.Брянск

Никонец Олеся Евгеньевна,

к.э.н., доцент, научный руководитель

Роль международныхвалютнокредитныхи финансовыхорганизации

в современной экономике

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации деятельности международныхвалютнокредитныхорганизаций, созданныхна основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитнофинансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.Ключевые слова:глобализация, международные валютнокредитные организации, ООН, МБРР, Парижский клуб.

Международные валютнокредитные и финансовые отношения —одна из наиболее сложных сфер мирохозяйственных связей. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и теснопереплетаясь. По мере глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Под влиянием функциональных сдвигов в глобализирующемся мировом хозяйстве усиливается процесс финансовой глобализации. Это определяет качественно новую степень интернационализации валютнокредитных и финансовых отношений. Они приобретают черты целостности, основанной на взаимных интересах стран, несмотря на противоречия и конфликты в этой сфере.

Россия все активнее участвует в международных валютнокредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок. Это требует знания экономических категорий, закономерностей, тенденций развития международных валютнокредитных отношений (МВКО), деятельности международных финансовых институтов, в которых участвует наша страна.

Международные валютнокредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели: объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;осуществлять межгосударственное валютное и кредитнофинансовое регулирование;совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитнофинансовой политики.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООНМВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютнокредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютнокредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Впериод между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).

Специализированное учреждение ООН Экономический совет создал 4 региональные комиссии для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации странчленов, свободной торговле, развитию молодых государств.

Парижский клуб кредиторовэто важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банковкредиторов 19 стран Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидкаувеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государствкредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучисозданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государствокредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от странчленов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционныхучастников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму странудолжника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административноорганизационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Вопервых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Вовторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволитРоссии повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные согла­шения с 18ю странамичленами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейца­рией, Швецией, Францией, Финлян­дией и Японией.[1]Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит по­гашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.[4]

Всемирный банк—это межправительственная финансовокредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 184 государстваакционера.

Всемирный банк учрежден одновременно с Международный валютный фонд и первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств странчленов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны.

Всемирный банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования такие как либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.[2]

Группа Всемирного банка —это пять организаций, созданных в разное время и объединенных функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.В Группу Всемирного банка входят следующие организации:1. Международный банк реконструкции и развития —IBRD (англ. w:en:International Bank for Reconstruction and Development —IBRD);2. Международная ассоциация развития —МАР (англ. w:en:International development association of enterprises —IDA);3. Международная финансовая корпорация —МФК (англ. w:en:International Finance corporation —IFC);4. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций —МИГА(англ. w:en:Multilateral Investment Guarantee Agency —MIGA)5.5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров —МЦУИС (англ. w:en:International Centre for Settlement of Investment Disputes —ICSID).

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три егофилиала Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционногарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

Всемирный банк(МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех странчленов с основными центрами мировой системы хозяйства.

МБРР был создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в БреттонВудсе (июль 1944 г.). в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношение между Банком и ООН. В нем, в частности говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положения Устава Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство Банка на Генеральной Ассамблее ООН, в Экономическом и социальном совете, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или относительно условий финансирования.[3]

Устав МБРР неоднократно менялся.

Членами МБРР могут быть члены Международного валютного фонда (МВФ). В состав МБРР входят 180 государств.Цели МБРР:

содействие реконструкции и развитию странчленов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для целей производства;

содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран членов банка.

В рекомендациях МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, запрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников.[6]Основная задача МБРР кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных транспорт, связь, энергетика) на основеих тщательного отбора. С 80х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особоевнимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

МБРР стал предоставлять также кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода странызаемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые Банком кредитыне привязаны к конкретным объектам, и странызаемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами.

МАРпризвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 3540 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов.[7]Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

МФКвыполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в странычлены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестицийв акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствияв переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социальнополитической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.[6]МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся странчленов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.Цели и задачи Всемирного банка

Как сказал Роберт Б. Зеллик, экс президент Всемирногобанка, целью деятельности Всемирного банка является способствование устойчивой глобализации в интересах всех слоев населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создание для людей новых возможностей и вселение в них надежды.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций.

Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:ликвидация нищеты и голода;обеспечение всеобщего начального образования;поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;сокращение детской смертности;улучшение охраны материнства;борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;обеспечение устойчивого развития окружающей среды;формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов IBRD, кредитует страны со средним уровнем дохода попроцентнымставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.[8]

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учеными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению кразвивающимся странам, разработанную Международный валютный фонд (МВФ), Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

Анализ развития всемирной экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как оних формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на банк.[9]Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

Ссылки на источники1. Гусаков Н.П., Белова И.Н., Стренина М.А. Международные валютнокредитные отношения: Учебник –М.: Инфра М. –2012 г. –314 с.2. Ковалева А.М. Финансы. –М.: Финансы и статистика, 2013.3. Международные валютнокредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика, 2005. 4. Международный финансовый рынок / Под ред. Слепова В. А. М.:Магистр, 2007.5. Моисеев А.А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. М.: ОмегаЛ, 2006. 6. Никонец О.Е. Интеграция систем регулирования российского и мирового финансового рынка: теоретический и практический аспект/Вестник Брянского государственного университета. 2011. №3. С. 294296. 7.Финансы и кредит. / Под ред. А.М. Ковалева и др. –М: Финансы и статистика, 20128. Чистякова Е.А., Бочкарев Г.И., Асон Т.А., Алтухов П.Л. Мировая экономика: тенденции развития. –М.: Научная книга, 20099http://works.doklad.ru/view/wrh5sUXyiP4/4.html