Стратегия импортозамещения в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Седенко Т. Ю., Никонец О. Е. Стратегия импортозамещения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86022.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы импортозамещения в РФ в связи с введением санкционных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Седенко Татьяна Юрьевна,студент 4 курса, «Менеджмент организации» РЭУ им. Г.В. Плеханова (Брянский филиал)

Никонец Олеся Евгеньевна,

к.э.н., доцент, научный руководитель

Стратегия импортозамещения в России

Аннотация.Встатье рассматриваются проблемы импортозамещения в РФ в связи с введением санкционных мероприятий. Ключевые слова:импортозамещение, индустриализация экономики, стабилизация экономики, инвестиционная привлекательность промышленности, НТП.

Современные изменения, происходящие в мировой геополитической ситуации, возникновение новых очагов напряженности в непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации, охлаждение и ухудшение отношений с ведущими игроками мировой геополитики и геоэкономики ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны. Политика импортозамещения, осуществляемая как на федеральном, так и на региональном уровне сегодня является одним из структурных составляющих политики в области обеспечения национальной и экономической безопасности России.Импортозамещение в России в 2015г.–это главный экономический ориентир государства в санкционнойборьбе с Западом.До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики. В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства. Как бизнес может поучаствовать в реализации этойстратегии и какую помощь государство готово оказать компаниям на данном этапе и в перспективе?Импортозамещение —это создание таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях. Можно выделить десять основных проблем, решение которых будет способствовать успешной реализации этой стратегии в России. Однако следует подчеркнуть, что тотальное импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно и неэффективно, хотя в большинстве секторов и сфер экономики России оно является объективной необходимостью.[1]При этом следует обратить внимание на ряд ключевых моментов.Первое заключается в том, что, несмотря на неопределенность итогов санкционной войны в плане последствий для ее сторон,все же очевидно, что определенные убытки будут нести все ее участники. Для России эффект санкций во многом положителен: страна ускорила создание национальной платежной системы, стремится развивать отечественное промышленное производство, вводит ответные меры для поддержки сельхозпроизводителей. Тем не менее, ожидать стремительного экономического роста только благодаря эффекту санкций не стоит, поскольку действуют иные факторы ограничения роста. В их числе можно назвать низкий уровень технологичности промышленности (преобладает четвертый технологический уклад, в то время как ведущие страны уже активно осваивают шестой), на фоне почти полного отсутствия свободных производственных мощностей в большинстве отраслей высок уровень морального и физического износа основных производственных фондов (по разным оценкам он составляет от 50 до 80% и выше, в то время как пороговое значение экономической безопасности по этому показателю составляет 42%), а существующих объемов прямых инвестиций недостаточно для тог, чтобы кардинально изменить ситуацию.Кроме того, положительный эффект от импортозамещения может стать заметным только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочном же плане замедление и падение темпов экономического роста в стране и ее регионах и, соответственно, снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения становится неизбежным. Таким образом, ждать быстрого положительного эффекта от импортозамещения нельзя.Второе обстоятельство заключается в том, что в условиях глобализации и усиления взаимозависимости между субьектами мировой экономики, под которыми сегодня мы понимаем не только страны, но и крупные ТНК, у каждой страны есть своя ниша в международном разделении труда, сегменты мирового рынка, на которых конкурентоспособна ее продукция. Все остальные товары страны импортируют в соответствии с объективными экономическими законами, в чем нет ничего предосудительного, ибо зачем самим производить то, что гораздо дешевле купить. В условиях глобального мира потребность в импортозамещении может возникнуть лишь в том случае, если страна сознательно выбирает путь автаркии или же, другими словами, самоизоляции, которая может продлиться в течение некоторого времени. Однако рано или поздно в зависимости от изменений в том числе и в политической ситуации, страна объективно будет вынуждена вернуться на мировой рынок. При этом мировой опыт показывает, что протекционизм обычно приводит не к росту конкурентоспособности и качества отечественного производства, а наоборот.[3]Сутью политики протекционизма, основанной на импортозамещении, является индустриализация экономики при помощи ограничения и/или дискриминации импорта. Как правило, она реализуется посредством искусственного создания налоговых, финансовых и валютных стимулов для развития отдельных отечественных производителей или ряда отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Важнейшим институтом здесь выступает частная собственность, опирающаяся на протекционизм. Однако во многих случаях протекционизм, ограничивающий конкуренцию со стороны мирового рынка, фактически приводит к демотивации развития для отечественных производителей: в отсутствии конкурентов предприятия не торопятся внедрять инновации, а единственным стимулом для них становятся субсидии и прочие «подачки» со стороны государства. Сегодня в России существует опасность подобного протекционизма, поскольку политика импортозамещения диктуется, в данном случае, даже не соображениями развития «молодых» инновационных отраслей, а необходимостью защитить внутренний рынок от тотального дефицита товаров в условиях введения санкций и вынужденного сокращения потоков импорта.В настоящее время Счетная палата пришла к выводу, что Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, подпавшихпод эмбарго. Об этом говорят эксперты в подготовленном Счетной палатой отчете «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Опираясь на данные Росстата, эксперты говорят в первую очередь о проблеме импортозамещения некоторых видов мяса и молочной продукции. В частности, уровень свободных производственных мощностей в мясоперерабатывающей отрасли составил около 34%. При этом на импорт приходилось почти 59% от всего объема потребления говядины в стране, доля завезенной изза рубежа свинины достигала 31%, мяса птицы —13%. [1]Помимо отраслей АПК принципиально важным импортозамещение представляется в таких отраслях как станкостроение, тяжелое машиностроение, в том числе сельскохозяйственное и для пищевой промышленности радиоэлектроника, легкая промышленность, медицина и фармацевтика. Однако если подходить к вопросу импортозамещенияболее детально, становится ясно, что отдельные виды приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения видов продукции существуют практически в каждой отрасли. Таким образом, даже в условиях ужесточения санкций полностью заменить импорт продукцией отечественного производства в ближайшие годы страна не сможет.Третье. Идея импортозамещения уже прошла более или менее успешную практическую апробацию различными странами мира, опыт которых можно расценивать как более или менее успешный. Чаще всего данный процесс шел по пути замены импортных продуктов питания, изделий легкой промышленности и несложной технологической продукции. В частности, по этому направлению развивалась стратегия импортозамещения в странах Восточной Азии, Мексике, также шли этой дорогой и партнеры Россиипо БРИКС Бразилия, индия и Китай. В дальнейшем пути развития процесса импортозамещения данных стран разошлись.Модернизация в Бразилиипроисходила в несколько этапов. Текущий этап фактически начался с первого успешного плана стабилизации экономики, принятого в 1994 г., и был основан на реформах финансового, налогового и внешнеторгового регулирования, а не на промышленной политике или госрегулировании в «инновационных» секторах. Значительно больших успехов добился Тайвань, реализовавший комбинированную стратегию наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства или стратегию экспортоориентированного импортозамещения, позволяющую использовать преимущества и одного, и другого пути. В результате, если в КНР и Индии за счет диверсификации экспортаобеспечивается 58% прироста ВВП, в Тайланде –1416%, в Южной Корее –4245%, то Тайваню импортозамещение обеспечивает 4345%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) –5557% прироста ВВП. [2]Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в реализации политики импортозамещения добились страны Восточной Азии, сделавшие ставку на сочетание основанного на импортозамещении протекционизма с товарной и географической диверсификацией экспорта. Страны же Латинской Америки, реализовывавшие лишь стратегию импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившимся в раскрутку инфляции,

снижением объемов сбережений и как следствие –сокращением инвестиционной активности, дефицит платежного баланса и обострение проблем международной валютной ликвидности. Эти страны так и не смогли осуществить структурную перестройку своей экономики и вывести даже на отечественные рынки (не говоря уже о зарубежных) достаточное количество товаров местного производства. Предприятия, всецело полагавшиеся на меры правительственной поддержки, не стали конкурентоспособными, а национальные правительства, поощрявшие протекционизм, взрастили целые отрасли, основанные не на реальной конкурентоспособности, а наадминистративном ресурсе. Полученная прибыль направлялась такими предприятиями не на развитие производства и модернизацию, а на лоббирование своих интересов через государство в целях сохранения status quo. В итоге бюджетная политика этих стран оказалась неэффективной, а импортозамещение привело не к росту, а к снижению конкурентоспособности национальных производств.Все вышесказанное позволяет говорить о том, что тотальное импортозамещение в России неэффективно, да и невозможно по объективным причинам. Впрочем, в своем выступлении в Петербурге президент В.В. Путин вкладывал в понятие импортозамещения в России иной смысл. Сегодня импортозамещение должно сочетаться с диверсификацией экспорта, основанной на

создании и развитии новых бизнесов, ориентированных на мировой рынок и жизнеспособных в условиях глобальной конкуренции. Здесь ощутимую роль могут сыграть механизмы государственночастного партнерства: молодые предприятия, нацеленные в будущем на общероссийский рынок и внешнюю экспансию, могут начинать с региональных рынков, формируемых государством за счет спроса органов власти и госкомпаний.В основу политики импортозамещения России сегодня должны быть положены не задачи полной замены импортных товаров российскими аналогами, а создание условий для диверсификации отечественного производства и экспорта, выхода на мировой рынок, обладающий гораздо более высоким потенциалом для роста отечественных компаний, с конкурентоспособной продукцией российского производства. Задачами такой политики являются:

проведение анализа торгового оборота страны и ее регионов за последние 5 лет, выявление

наиболее критических для

российского рынка импортных товаров, услуг, технологий и оборудования в разрезе отдельных отраслей и сегментов экономики;

определение процента импортозависимости в отраслевом разрезе, а также по отдельным товарным группам, согласно Товарной номенклатуре ВЭД;

анализ производственного потенциала и научнотехнического потенциала предприятий, выпускающих продукцию, конкурирующую с импортом или товарысубституты по регионам, оценка степени загрузки их производственных мощностей, степени износа ОПФ, оценка их финансовоэкономического состояния

разработка перечня оборудования и технологий, необходимых для региональных производителей и оценка экономическойцелесообразности производства данного оборудования на территории региона (альтернатива –закупка в других регионах РФ или за рубежом в странахпартнерах не применяющих санкции против РФ);

подготовка технических заданий на разработку и производство оборудования, подлежащего импортозамещению, посредством проведения открытого обсуждения этих документов с потребителями продукции –предприятиями регионов;

проведение анализа конкурентоспособности продукции потребительского назначения региональных

товаропроизводителей;

определение перечня потребительских товаров, потребности в которых Россия сможет удовлетворить, увеличив собственное производство за счет имеющихся резервов и мероприятий, направленных на развитие предприятий области;

определение перечня потребительских товаров, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет импорта из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.Для экономики России необходимо, чтобы импортозамещение стало одним из важных элементов экономической политики и инструментом достижения важнейшей цели, а именно выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Правильное решение данной проблемы сократит импорт, при этом сохранив в России значительный объем валютных средств, удешевит товары, поддержит национального производителя, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию высокотехнологичной промышленности. Из этого следует, что важнейшим элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит снизить негативный эффект от экономических санкций. Необходимо ориентироваться именно на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.На сегодняшний день ключевая задача состоит в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность промышленности, и прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. В Российской Федерации существуют все условия для интенсивного развития высокотехнологичного машиностроения — научный, кадровый потенциал, высокоразвитая сеть коммуникаций, собственная энергетическая и сырьевая база. Развитие машиностроения является источником инновационного развития, а также экономического роста страны и благосостояния населения [2]. Курс на инновационное импортозамещение предполагает переход к производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции с помощью повышения уровня развития производства, технологий, образования и профессиональной подготовки граждан страны.Основным направлением должна стать организация производства той продукции, которая наиболее востребована в России и имеет наиболее высокую добавленную стоимость. Несомненно, полностью отказаться от иностранной продукции невозможно, но необходимо возобновлять и организовывать новые производства в России, задуматься о необходимости и важности стратегии импортозамещения.Реализация задачи позволит укрепить экономическую безопасность страны, активизировать НТП, а также поднять уровень образования, повысить спрос на отечественные товары, расширить производственные мощности, сохранить объем валюты внутри страны, улучшить торговый баланс, повысить объем валютных резервов, количество рабочих мест, уровень жизни граждан Российской Федерации, сформировать национальных лидеров с целью завоевания мирового рынка, снизить безработицу [3].

Ссылки на источники1.Никонец О.Е. Интеграция систем регулирования российского и мирового финансового рынка: теоретический и практический аспект/Вестник Брянского государственного университета. 2011. №3. С. 294296.2.Никонец О.Е. Венчурный бизнес как основа инновационного развития экономики России/ Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 29412945.3.Счетная палата РФ: возможности импортозамещения ограничены объемами производства [Электронный ресурс] URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801/ (дата обращения 25.07.2015).4.Импортозамещение в России [Электронный ресурс] URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения 25.07.2015).5.Зажигалкин А.В.

О программе стандартизации в области импортозамещения [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net/ssuser200359/ss47856384 (дата обращения 21.11.2015).