Сущность здоровьесберегающей деятельности в научном понимании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павинская К. В. Сущность здоровьесберегающей деятельности в научном понимании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86033.htm.
Аннотация. В данной статье осуществляется анализ содержательной составляющей здоровьесберегающей деятельности и определяется ее сущность в научном понимании.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павинская Кристина Владимировна,соискатель, педагог хореографии Самарского государственного института культуры, г. Самараkristaloriental@mail.ru

Сущность здоровьесберегающей деятельностив научном понимании

Аннотация.В данной статье осуществляется анализ содержательной составляющей здоровьесберегающей деятельности и определяется ее сущность в научном понимании. Ключевые слова:здоровье; здоровый образ жизни; культура здоровья; здоровьесберегающаядеятельность.

Здоровье человекаявляется важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны, стратегическим потенциалом национальной безопасности, стабильности и благополучия общества [1,с.3]. Более того, здоровье –это основакультурного и цивилизационного развития всего мирового сообщества [2,с.29].Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает ее актуальность в теоретическом и практическом плане, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований, разработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию [1,с.5].

Проблема здоровья является актуальной и востребованной, а деятельность по его сбережению находится во внимании многих ученых, среди которыхН.М. Амосов, И.И.Брехман, Э.Н.Вайнер, В.М.Дильман, Э.М.Казин, В.П. Казначеев, В.Т.Кудрявцева, И.Л.Левина, Маджуга, В.Ф., Сазонов, Г.Н.Сериков, М.Ф.Секач, Н.Г. Коновалова и др.Проблема здоровья актуальна для всех категорий граждан, в том числе и для обучающихся. До сих порпрактическая работа, направленная на сбережение здоровья обучающихся путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов. Наше обращение к проблеме здоровьесбережениявызвано отрицательной динамикой состояния здоровья студенчества в России, несмотря на множество исследований, и работ в этой области.

В научной литературе отсутствует единая точка зрения относительно содержания понятия «здоровьесберегающая деятельность», в связи с чемнеобходимо определитьв чемсостоитсущность здоровьесберегающей деятельности.

Самопонятие здоровья, как отмечает И.И. Брехман, «с давних пор не имело конкретного научногоопределения. И это, несмотря на то, что корифеи мировойи отечественной медицины придавали первостепенное значение здоровью как великому дару природы»[3с.10,13].Существует свыше 300 определений терминаздоровья. Учитывая многоаспектность самого феномена здоровья, а также необъятное количество написанных трудов практически невозможно в рамках нашей работыдаже кратко перечислить всех авторов, которые, так или иначе, касалисьпроблемы здоровья. Остановимся только на тех из них, которые представляют интерес для нашего исследования.

Так согласно характеристике В.Т. Кудрявцева, « Здоровье рассматривается, как от природы данное состояние организма,которое может изменяться под действием разного рода внешних и внутренних факторов, в том числе и социальных [2,с.18].Как состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социальнокультурного бытия данного человека, определяетздоровьеЭ.Н Вайнер [4,с.46].Н.К. Смирновым под понятием здоровье понимается «целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [5,с.10]. А по утверждению Р.М. Баевского, здоровье является контрольным специфическим состоянием человеческого организма,обеспечивающим достижение своего функционального оптимума [2,с. 23].Такое общее во взглядах ученых относительно понятия «здоровья», как состояние человеческого организма», дает нам основание определить здоровье как состояние, которое по Хайдеггеру определяется как действующая в человеке настроенность[6,с.427].Однако В.А. Пузынин считает здоровье интегральным свойством любой живой системы, основной ее характеристикой, качественным индикатором сущности роста, развития, преодоления кризисов, приспособлений, показателемблагоприятных и неблагоприятных условий и периодов жизни.«Здоровьекаксовокупноекачествовсехличностныхсторончеловекадеятельности,поступков,эмоций,болезней,потребностей.У здоровья нет дуального (противоположного) значения, ибо болезнь, по его мнению, «это тожездоровье, но не в пределах индивидуальной нормы» [3,с.54].Здоровье,по определению Г.Н.Серикова, также представляет собой специфическую реальность (данность), характеризующую некие его, (объектаносителя здоровья) свойства [7,с.157].Данная точка зрения, принадлежащая ученым, дает нам основание дополнить определение понятия здоровья –как состояния свойств человека. Выделяя здоровье в качестве свойства человека, следует обратиться к понятию свойства. Свойство –это то, что присуще какомулибо предмету, что составляет его конкретное существование, (есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может) [6,с.407].

Многие авторы рассматривают отдельныеаспекты здоровья: биологические, психологические и социальные (Г.С. Никифоров, 2000, Е.А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина. 2007) [1,c.13]. Уже в античном сознанииЗдоровьесоотноситься с такими устойчивыми понятийными конструктами как гармония, красота, и соразмерностьи мыслится как определенное соотношение между ними.Платон сопоставлял феномен «Здоровье»с высшей упорядоченностью самой Вселенной. Как и во Вселенной, устроенной наилучшим образом, в человеке, по его мнению, также должен царитьЗакон и Порядок [10,c.1617].Что подтверждает, по нашему мнению, значимость еще в эпоху Античности физического аспекта здоровья. Поиск ответа на поставленный в эпоху Античности вопрос о том, что такое здоровье, затянулся до настоящего времени. На сегодняшний день, наиболее полное определение «физического здоровья», по нашему мнению, дано Г.Л.Апанасенко:«Физическое здоровье –динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью квоздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологическийпроцесс» [4,с.3435].По определению Казина, подфизическим (соматическим) уровнем здоровья следует понимать такую совокупностьстатических (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с возрастом, полом и социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции [1,с.13]. Авторы данных подходовк понятию «Здоровье», еще раз подтверждают его определение,выведенное нами, в его физическом аспекте.

Под понятием «психическое здоровье» в педагогической энциклопедии понимаетсяоптимальное состояние психикичеловека, позволяющее индивиду в полной мере поддерживать свое здоровье [8,с.55].Это состояниедушевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности [2,с.17].Под психическим здоровьем Казинпонимает динамическую совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения при выполнении биологических и социальных функций. Для здоровой личности характерна устойчивая «Я –концепция» позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Уровень субъективной неудовлетворенности человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях, определяющих деформацию его текущего психического состояния и отсутствия здоровья [1,с.13,14].

Социальное(личностное) здоровьедемонстрирует равновесие между личностью и средой, определяется мерой социальной активности, деятельностного отношения индивида к миру [9,с.39].Социальное здоровьеопирается на различные формы поведения личности, способствующие адекватному существованию человека в обществе людей в результате взаимной согласованности при реализации сложных материальных, духовных, социальных задач[1, с. 14]. Феномен «Здоровье», по З.Фрейду, является качественной характеристикой, отражающей целостность личности в результате согласования человеком своих внутренних побуждений и желаний с существующей социальнокультурной реальностью. Социальноездоровьеозначает нормальную жизнедеятельность человека,подчиненную существующим социальным ценностям;состояние человека, при котором он не может выступать как полноценный член общества, характеризует состояниесоциальногонездоровья, что еще раз подтверждает наши выводы относительно определения здоровья, в его социальном аспекте. Всемирной организацией здравоохранения (1968г.) сформулировано следующее определение понятие здоровья«Здоровье –это состояние полногофизического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4,с.34].

На основании данного определения, выделяетсятакой аспект здоровья, какдуховнонравственное здоровье. То, что может противостоять всему социальному, телесному, и даже психическому в человеке, мы называем духовным в нём. В.Франкл пишет,что: «при психофизической зависимости человека от своейприроды, то есть от влечений, наследственности и среды, как культурноесущество и духовная личностьон обладает духовной автономией,которая присуща ему, несмотря на психофизическую зависимость»[3, с.127].Духовное здоровьепредполагает высокие нравственные идеалы человека, силу воли, овладение ценностями культуры[2,с.27].Нравственное здоровье, отражает систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, в деятельностном отношением к миру, активной жизненной позиции [2,с.2829].Состояние здоровья по К.Г. Юнгу, выступает как качественный показатель целостности и широты самореализации личности в окружающей социальнокультурной действительности. Самореализация невозможна без постоянной духовной деятельности человека [10,с. 9798]. По Фромму, здоровьене является статичной величиной, и человек должен постоянно подтверждать свое здоровье, выбирая способ решения жизненных проблем:«Человек нуждается в осмысленности своего существования и предназначения; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то он сам создает себе драму разрушения» [10,с.101].

Рассмотрев отдельные аспекты здоровья, выделенныеразными авторами, мы можемс уверенностью утверждать о закономерной необходимости становления основных взаимосвязанных аспектов здоровья человека. Это еще раз доказывает их значимость в определении целостности понятия «здоровья» человека. Исходя из результатов анализа понятия «Здоровье», а также опираясь назаключение Я.М.Герчак,что состояние здоровья–это сложный динамический процесс, характеризующийся: биологическим потенциалом (наследственными возможностями); физиологическими резервами жизнедеятельности; психическим состояниеминдивида; социальными возможностями реализации генетических детерминант[2,с.23],под понятиеммы определяем здоровье

как физическое, психологическое, социальное и духовнонравственное состояние свойств человека в динамике, являющееся отражением единстваегоприродной, социальной и духовной сущностных характеристик.

Общеизвестно, что здоровье самым непосредственным образом связано с «образом жизни»[4, с.35]. По мнениюН.П.Абаскалова«образ жизни –это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия». Считается, что все, что не делает человек, так или, иначе, отражается на состоянии его здоровья. Мы вольны выбирать образ жизни, от него и будет зависеть наше здоровье. «Хорошее здоровье –это образ жизни» [11,с.147]. Концентрированным выражением взаимосвязи и положительного взаимовлиянияобраза жизни и здоровьяявляется понятие «здоровыйобраз жизни». [4, с.36]. Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), объединяет все, что способствует выполнению человеком его профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, указывает на ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Здоровый образ жизни, –этостиль жизнедеятельности, который соответствует возрастным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, условиям его существования и ориентирован на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностнои общественно значимых функций [1,с.1819].Маджугаопределяетвыражение «здоровый образ жизни», как «здоровый порядок жизни», «здоровое направление жизни», «здоровый способ жизни», и, дополняет, что во всех трёх фразах качественное определение «здоровый» относится не к «жизни», а к существительному, характеризующему форму ее проявления [3,с. 21].Мы остановимся наопределении понятия здорового образа жизни как «здорового порядка жизнедеятельности.Будет интересным рассмотретьЗОЖ как культурообразующий символ производный от символа здоровья,который задает соответствующий образ жизнедеятельности в каждую конкретную эпоху. Так, основополагающимипринципами античного ЗОЖ, по определению Ю.В. Науменко,являются: гармоничное развитие всех сущностных силчеловекаи личная ответственность за тот внутренний Порядок и Хаос, который царит в его душе [10,с.19]. Ю.В. Науменко выделяет следующие характеристики античного ЗОЖ:здравомыслие,самообладание,самоопределение,самоусовершенствованиеиумеренность, в котором, определяет:здравомыслие–какспособность применять разум или знание того, в чем состоит благо для разрешения насущных жизненных проблем; самообладание –каксамоопределение и свобода. Только свободный человек, который безраздельно принадлежит самому себеи владеет собой,способенк самоопределению–разумному существованию. Под античнымЗОЖ следует понимать постоянную и всестороннюю заботу о самом себе, как о целостной личности. Это строго определенный образ жизни, основанный на полной личной ответственности,здравомыслии,умеренностиисамосовершенствовании [10,с.1719].Христианский ЗОЖ–это жизнедеятельностьчеловека, подчиненная благоразумию,отличающаяся благонамеренностью, воздержанностью и покаянием. Здесь, античные характеристики ЗОЖ заменяются:здравомыслие и самообладание благоразумием; самообладание и самоусовершенствование благонамеренностью; умеренность

воздержанностью и покаянием[10,с.23, 24]. ЗОЖв эпоху гуманизма индивидуальности–представляет собойсочетание физического здоровья и умственного образования и может быть описан терминами «жизнь полнокровная» и «жизнь разумная»: «жизнь полнокровная» это состояние жизнерадостности во всех ее чувственных и эмоциональных проявления; «жизнь разумная» это повседневная жизнедеятельность человека ради достижения личного и всеобщего блага (счастья), построенная на принципах рациональности[10,с.3031]. В Новое время или в гуманизме полезности: ЗОЖ–характеризуетсятождественностью повседневныхпроявлений человеческой природы закрепленной за индивидом социальной роли[10,с.36].В XXв. ЗОЖ–предполагает постоянные усилия человека по развитию в себе духовного мироощущения «гражданина Мира» и по организации жизнедеятельности и деятельности социума на основе принципов этического гуманизма[10,с.45]. ВСоциальномГуманизме ЗОЖ–предполагает самовоспитание и самосовершенствование своей физической и духовнонравственной природы в их неразрывном единстве, без чего невозможно достижение общественного благополучия [10,с.60].Очевидно, что в каждую эпоху был относительно свой порядок соответствующего эпохе образа жизнедеятельности, подчиненного тем законам, которые господствовали в определенное время. Но, в тоже время, мыможем проследить логическое выделение в каждой эпохе конкретных аспектов ЗОЖ, которые к нашему времени составляют его целостное восприятие. Мнение, что все компоненты ЗОЖ выделены не случайно, они влияли на человека на протяжении многих поколений, подтверждает Е.А. Багнетова. Поэтому и сложилось представление о структуре ЗОЖ, в которой обычно выделяют: оптимальный двигательный режим, тренировку иммунитета и закаливание, рациональное питание, психофизиологическую регуляцию, рациональную организацию жизнедеятельности, отсутствие вредных привычек, психосексуальную и половую культуру, здоровьесберегающее самообразование и самовоспитание (М.Я. Виленский,1995;К.Байер,1997;Э.Н. Вайнер,1998;В.Н. Касаткин ,2000; Т.Н.Щербакова с соавт., 2000 и др.) [12,с.38]. Среди компонентов ЗОЖ к данным компонентам А.В.Левченко добавляет: личную и общественную гигиену, массаж, самомассаж, психофизическую тренировку, коммуникативность, социальнобытовые условия [4,с.191]. Наиболее подробно на наш взглядкомпоненты здорового образа жизнивыделяет А. М. Митяева, к ним относятся: двигательная активность; закаливание;пребывание на свежем воздухе; соблюдение режима дня;умение владеть собой, своими эмоциями и поступками;рациональная организация учебы и отдыха; устранение вредных привычек и формирование положительных черт характера; самосовершенствование; занятие спортом.Только соблюдение всех компонентов ЗОЖ, по мнению А.М. Митяевой, будет способствовать сохранению здоровья [13,с.70].На основе проведенногоанализа, мы определяем ЗОЖ какфизический, психологический, социальный и духовнонравственный порядокстиляжизнедеятельности человека, состоящий из таких компонентов, как: оптимальный двигательный режим; рациональная организация учебы и отдыха; соблюдение режима дня; рациональное питание, умения владеть собой, своими эмоциями и поступками(психофизическая тренировка); коммуникативность; устранение вредных привычек; психосексуальная и половая культура;здоровьесберегающее самообразование, самовоспитание самосовершенствование; пребывание на свежем воздухе; закаливание; гигиена, массаж, самомассаж, социальнобытовые условия. Такой подход соответствуетпринципу сохранения культурной целостности. А целостность человеческой культуры, обязана воспроизводиться в качестве символа в каждом отдельном человеке. Таким образом, система взаимозависимых культурообразующих символов«Здоровье ЗОЖ» должна поддерживать целостность культуры с помощью ее воспроизведения в каждом отдельном человеке[10,с.12].Следовательно, речь должна идти окультуре здоровья.

Следует отметить, что культура здоровья, какподчеркивает Е.А.Багнетова–это понятие, которое шире понятия «здоровый образ жизни», так как оно является составной частью общей культуры личности и не просто проявляется в здоровых жизненных привычках личности, но становится критерием оценки способа ее бытия [12,с.24].Сущность понятия «культура здоровья», как отмечает А.М.Митяева, заключается в том, что здоровый образ жизни,как основной ее стержень

это научно обоснованный, культурный, наиболее рациональный и оптимальный в конкретных условиях, осознанный личностью как жизненная необходимость образ жизни[13,с.21].Культура здоровья, определяется Э.М. Казиным,как личностное качество, интегрирующее знание своего внутреннего (физического, физиологического, духовного) мира; осознание своего морального облика, оценки внешнего мира и других людей, положение в природе и социуме; результат внутренней и внешней активности [1,с.152]. Обращаясь к проблеме культуры здоровья, Маджуга выделяет следующие ее виды, представляющие интерес для нашего исследования:культура физическая,показателемкоторой, является способность индивиданапротяжениивсей сознательнойжизниуправлятьприродосообразными телодвижениями,т.е. физическими движениями, сохраняя гибкость позвоночника и эластичность мышц;культурапсихологическая,фундаментомкоторойявляется способность человека управлять своими чувствами и эмоциями и на основе этого,итакженаосновезнанийзаконовпостроения бесконфликтных отношений, вступать в контакт с окружающими его людьми; культура интеллектуальная, состоящаявспособностичеловека управлять своими мыслями, контролировать их течение и использовать этиумения в построении отношений с окружающим миром, и в первую очередь с другими людьми.Маджуга, также обращает внимание на то, что необходимо добавить в этот перечень еще один вид культуры культуру сексуальную,понимая ее,какспособностьчеловекауправлятьсексуальнойэнергиейспозициивысшихнравственныхзаконов, выработанныхчеловечествомнапротяжениивсейисторииразвития, регулирующих систему почеловеческидуховнонравственных взаимоотношений между полами и обусловливающих тем самым «здоровье» их взаимоотношений[3,с.61].А.М.Митяева акцентирует наше внимание на том, чтокультуру здоровья следует определять не только как сумму знаний, но и как активнозаинтересованное поведение, основанное на нравственных началах отношения человека к физическому потенциалу своего развития. Очень важно, по мнению А.М.Митяевой, чточеловек рассматривается как субъект собственного развития и одновременно главный результат своей деятельности по изменению себя самого. Культуру с этой точки зрения, по ее мнению, можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественнопреобразовательной (материальной идуховной) деятельности [13,с. 8].Следовательно, общественнопреобразовательная деятельность культуры физической –это управление движениями и функциональными возможностями организма;культуры психологической –это управление своими ощущениями и внутренними состояниями; культурыинтеллектуальной это управление своим мышлением[13,с.6]. Ю.В.Науменко продолжая и развиваяидеиА.М.Митяевой, акцентирует наше внимание на том,что именно культура, к которой принадлежит человек, как целостное социальное явление, дает ему возможность измерять не только общественную жизнь, но и закономерности индивидуального бытия. Самооценивание, взаимооценивание, и «внешнее» оценивание индивидуального бытия происходит на основе сравнения его характеристик с системой культурообразующих символов, определяющих данный тип социокультурной общности [10,c.15]. Культура это та почва, подчеркивает Ю.В. Науменко, на которой процесс самосозидания происходит по определенному плану, в соответствии с выработанными ранее предначертаниями [10,с.10].Ориентирыкультуры создают своеобразную смысловую размеренность человеческой жизни, накладывают на человеческую жизнь ее смысловой масштаб [10, с.11]. Обобщая разные трактовкипонятия культуры здоровья,мы определяем культуру здоровья –как личностное качество, интегрирующее знание(культуры физической,культуры психологической,культуры интеллектуалъной икультуры сексуальной), проявляющеесякак активнозаинтересованное поведение по самосозиданию научно обоснованного, культурногоздорового образа жизни.

Определив здоровый образ жизни как порядок жизнедеятельности, а культуру здоровья как активнозаинтересованное поведение по самосозиданию научно обоснованного, культурногоздорового образа жизни, мы подошли вплотную к определению понятия «деятельность». В словаре Ушакова, «Деятельность» –это систематическое применение своих сил в какойнибудь области. Так как целью нашего анализа было определение сущности здоровьесберегающей деятельности, а не раскрытие понятие деятельность, мы определим деятельность каксистематическое применение сил вобласти здоровьясбережения. В словаре Даля,сберегать–значит соблюдать, сохранять, беречь в целости; по Ушакову, предохранять от опасности, гибели, уничтожения, смерти. Беречь,по Далю, хранить, заботиться, щадить, холить, безопасить; по Ушакову, не давать израсходоваться чемуто, не допускать потери, утраты. В словареС.И. Ожегова, сберечь –значит не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости. Здоровьесохраняющий, по Далю, т.е. полезный для здоровья.Определенияздравосберегающий и здоровьесохранный подчеркивают действие сбережения, сохранение того, что имеется на данный момент.[3,с.104].Анализ семантики таких понятий как здравосохранный,здоровьесохранный, здоровьесберегающий и здравосберегающийпозволилобъединить их в группуобозначающую деятельность, направленную на развитие наличного состояния здоровья субъектов, которое изначально имеет предположительно высокий уровень [3,с.104]. Таким образом, все вышесказанное позволяет нам утверждать, что сущностью здоровьесберегающей деятельности является систематическое применениесил, направленных на заботу оздоровье, (которое следует не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости, а щадить); на соблюдение ЗОЖ; на сбережение, сохранение в целости культуры здоровья.Здоровье понимается как физическое, психологическое, социальное и духовнонравственное состояние свойств человека в динамике, являющееся отражением единства егоприродной, социальной и духовной сущностных характеристик; ЗОЖ понимается как физический, психологический, социальный и духовнонравственный порядокстиляжизнедеятельности человека, состоящий из таких компонентов, как: оптимальный двигательный режим; рациональная организация учебы и отдыха; соблюдение режима дня; рациональное питание, умения владеть собой, своими эмоциями и поступками(психофизическая тренировка); коммуникативность; устранение вредных привычек; психосексуальная и половая культура;здоровьесберегающее самообразование, самовоспитание самосовершенствование; пребывание на свежем воздухе; закаливание; гигиена, массаж, самомассаж, социальнобытовые условия; а культура здоровья понимается как личностное качество, интегрирующее знание (культуры физической, культуры психологической, культуры интеллектуалъной и культуры сексуальной), проявляющееся как активнозаинтересованное поведение по самосозиданию научно обоснованного, культурного здорового образа жизни. Однако, данное определение сущности здоровьесберегающей деятельности нуждается в конкретизации относительно специфики каждой профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1.Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. Кемерово, 2009. 347 с.2.Герчак Я.В. Формироваениеготовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: диссер. Канд. Пед.наук 13 00 08 Новокузнецк 2007 225с.3.Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование: монография / А.Г. Маджуга. Уфа: РИО РУМНЦ, 2008. 389 с.4.Левченко, А.В. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического университета: монография / А.В. Левченко. Самара: ООО <Офорт>, 2005. –172с.5.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст.: учеб. пособие /Н.К. Смирнов. М.: АРКТИ2005.320с.6.Краткаяфилософская энциклопедия. –М., Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия»,1994.576с.7.СериковГ.Н.,Сериков С.Г.Здоровьесбережение в гуманном образовании:Монография/Г.Н. Сериков.С.Г.Сериков –ЕкатеринбургЧелябинск:Издво ЧГПУ,1999242с.

8.Педагогика: Большая современная энциклопедия. /Е. С. Рапацевич. –Ми.: «Современное слово»,2005. 720с.9.

Психолого –педагогический словарь –справочник/ Ю.А Лобейко(и др). –М.: Народное образование; Ставрополь: Издво СтГАУ «АРГУС»,2004. 256с.10.Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: монография / Ю.В. Науменко. —Волгоград : издво ВГИПК РО, 2008. 368 с.

11.Абаскалова.,Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школавуз» Текст: монография /Н.П. Абаскалова.Новосибирск: Изд .НГПУ, 2001. 361 с.12.Багнетова Е.А. Формирование профессионально –педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза: дисс. канд. пед. наук 13. 00.08 Сургут, 2004.208с13.Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.M. Митяева. М.: изд. центр «Академия», 2008. 192 с.