Совершенствование процесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения
Выпуск:
ART 86032
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павинская
К.
В. Совершенствование процесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86032.htm.
Аннотация. В статье анализируется социальная проблема детского травматизма и профессионального здоровья в хореографии. Автором предлагаются изменения здоровьесберегающей направленности в процессе подготовки хореографа к профессиональной деятельности на занятиях классического танца.
Ключевые слова:
профессиональное здоровье, травматизм, хореография, социально-профессиональное воспитание, студенты – будущие руководители хореографических коллективов
Текст статьи
Павинская Кристина Владимировна,соискатель, педагог хореографии Самарского государственного института культуры,г. Самараkristaloriental@mail.ru
Совершенствованиепроцесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения
Аннотация.В статьеанализируется социальная проблема детского травматизмаипрофессионального здоровья в хореографии. Автором,предлагаются изменения здоровьесберегающей направленности,в процессе подготовкихореографак профессиональной деятельности на занятиях классического танца.
Ключевые слова:травматизм, профессиональное здоровье, хореография, социальнопрофессиональное воспитание,студенты
будущиеруководителихореографических коллективов.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальнойпроблема детского травматизмавРоссии.Согласно статистике, еще с 2000 по 2010годколичество травмдетей в возрасте до 17летзначительноросло:число травм мышц и сухожилий почти удвоилосьс213,0 до 409,4; переломов нижних конечностейувеличилось с 111,8 до164,3;число переломов позвоночника повысилосьс 25,8до 26,9.[1].В 2014г. медицинские учреждения России зарегистрировали 3,23мил случаев детских травм. Вывихи и растяжения 18,6 %,переломы рук 15,1%,переломы ног 4,7%.[2]. Хореография,представляет собойвид искусства, гдепроблемадетского травматизматакже стоит особенно остро,более чем половина всех хореографов имеют повреждения,и некоторые статьи даже ссылаются на приблизительный всемирный уровень повреждений 90% хореографов имеют повреждения. (Американское министерство труда, Бюро статистики труда,Министерства труда США) [3,с.1].Всвязи с чем,особо значимой является профилактика травматизма исполнителейхореографии.Однако,выпускники вузов культуры –будущие руководителихореографических коллективов не готовы к предупреждению травматизма своих воспитанниковв профессиональной деятельности, что свидетельствует о серьезных недостатках впроцессе подготовкихореографов в части сохранности здоровья своих воспитанников:отсутствии в образовательном процессе учебного курса по реализации интегрированной программы, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья[4].
Общепризнаннымсреди ученых и практиков является положениео том, что особенности учебновоспитательногопроцесса высшей школы определяются социальным заказом на становление высококвалифицированного специалиста[5,с.41]. ВКонцепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. УказомПрезидента РФ от 9 октября 2007г.N1351,с изменениями и дополнениямиот 1 июля 2014г. N483) предлагается: расширить разработку учебных программ,информирующих о возможных опасностях дляздоровья, а также о мерах, позволяющих их предупредить, внедрить образовательные программы, направленные на предупреждение развития заболеваний и комплексные оздоровительные и реабилитационные программы по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм[6].Федеральный Закон©Об образовании в Российской Федерацииª, принятый29.12.2012, №273ФЗ (ред. от 31.12.2014)является одним из нормативных актов, обусловливающих охрану здоровья.Под охранойздоровьяобучающихся в ст.41 ФедеральногоЗакона обозначено:оказание первичной медикосанитарной помощи; организацию питания; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий; обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацияи создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактикаи запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; профилактиканесчастных случаев с обучающимися;текущий контроль за состоянием их здоровья.Федеральное законодательство выдвигает на первый план решениеобщей проблемысохранения профессионального здоровья,в том числе и хореографии, что требует соверешенствованияпроцесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения[7].
В монографииЗ.С. Мироновойи И. Д. Баднина©Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата у артистов балетаª, отмечается, что большую роль в профилактике заболеваний и травмартистов балетаиграет санитарнопросветительская работа. Накопленный опыт необходимо доводить до сведения будущих педагогов, так как педагогу принадлежитрешающая роль в профилактике травм ив борьбе с причинами травматизма и заболеваемости [8,с.287288].Особое внимание следует обращать на те заболевания, которые встречаются только у хореографов в связи с особенностями их профессии.Осложнения, по мнению З.С. Мироновой,возможнылишьв связи с недостаточным знакомством сособенностями профессиональных нагрузок у хореографов.Дляорганизаторов –хореографов, отмечают авторы, важно знание –рационального распределения профессиональных нагрузок[8,с.3]. Так как вснижении заболеваемости опорнодвигательного аппарата основную роль играетпедагогический контроль, которыйирешает вопросы рациональной нагрузки и индивидуального подхода к хореографам.При травмах, от педагога хореографа требуется:терпеливо объяснять назначение тех или иных процедур; давать краткие анатомические сведения; объяснять механизм и причину возникновения повреждений.Это необходимо делать для того, чтобы танцоры не давали поврежденному органу преждевременно нагрузку [8,с. 266268].
А. И. Марченкова в своей статье: ©Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусствуªакцентирует внимание на то, что в практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть.Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорнодвигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает студентам будущим педагогам.Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы.Необходимо помнить, что у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной[4].З.С. Миронова и И. Д. Баднин указывают на то, чтов хореографии сроки восстановления трудоспособности определяются временем, необходимым не только для анатомического восстановления тканей и органов после травмы, но и восстановления их функций[8,с.259].Поэтому,знаниеэкспертизы трудоспособности для типичных поврежденийв хореографии, которые дает отделение спортивной и балетной травмы ЦИТО, необходимы студентамхореографам,будущим руководителям хореографических коллективов,чтобы они не давалипреждевременнуюнагрузкуповрежденному органу, что в свою очередь ведет к повторному травмированию, а постепенно шли к полному восстановлениюфизической формы[8,c.266].
Зарубежные атворы:AllenJ.Ryan, RobertE. Stephensвработе©TheDancer'sCompleteGuidetoHealthcareandaLongCareeerªотмечают, что:©большинство повреждений хореографовотносят к неправильной методикеи технике исполнения движенийª[9,с.96]. В своей работе ©Хореографические откровенностиª (1972г.) выдающийся балетмейстерФ. В. Лопухов также посвятил целый раздел влиянию методики преподавания классического танца на связки и мышцы и их травмирование [10,c.279]. З.С. Миронова и И. Д. Баднин,полностью солидарныс этим выдающимся хореографомв том, что существует прямая связь между травмами и методикой преподавания классического танца [8,c.280].
Ф. В. Лопухов утверждает, что: ©Впрежние времена у танцовщиков, учившихся в классах старых педагогов в Петербурге –Ленинграде, как то: Иогансона, Волкова, Карсавина, Легата, Чекетти иу более молодых
Вагановой, Романовой и др., а в Москве
у Собещанской,Гельцер,Тихомирова, а позже
у Тарасова, Жукова (старшего), Мессерера –травм было несравненно меньшеª [10,с.166].Однако, все движения экзерсиса –как у станка, так и на середине зала всегда оценивались педагогами только с точки зрения их полезности для искусства танца. Возможности каждого человека, по мнению автора,разные, и, чтобы выполнить движение, нужно развивать связки и мышцы каждого индивидуально.У каждого неповторимое строение связок и мышц, скелета и даже хрящевых прослоек. С мышцамии связками нужно обращаться бережно, развивать без насилия, тренировать, не переходя предела возможностей данного организма.Ни в одном хореографическом труде, отмечаетФ. В. Лопухов,физическая индивидуальность человека в расчет не принимается. Педагоги не задумываются о теснейшей зависимости своей деятельности от анатомии человека.Ф. В. Лопухов утверждает, что:©…соотношение количества движений, их последовательностьи время отдыха, необходимое каждому ученику,должно быть поставлено на научную базу.Первую роль здесь играет порядок следования движений, ибо нагрузка, которая падает на связки и мышцы в экзерсисе, на середине зала увеличивается не менее чем вдвоеª.Задавая экзерсис,педагоги часто не задумываются о последующейнагрузке танцовщика[10,с.161163].©Нынешняя напряженность экзерсисане идет в сравнение с той, котораябыла раньше. Сейчас в экзерсисные занятия включаются все новые движения и комбинации, отражающие современный уровень искусства танца. А осторожность педагогов уменьшиласьª[10, с.172].В ©Хореографических откровенностяхª Ф. В. Лопуховнамекает, говоря, что: ©Помощь медицины создаст научную базу для такого экзерсиса, который, развиваясь и изменяясь, совсемизбавил бы танцовщиков от травмª [10,с.165]
Во многих хореографических образовательных учреждениях и компаниях,эстетически идеальный тип тела составляют: длинные тонкие линии, cформированные длинной шеейи конечностями, коротким торсом и относительно маленькой головой[11,с.104].Однако,использование излишних мер контроля веса в хореографии может подвергнуть опасности здоровье и привести к инициированному поведению, связанному с пищевыми расстройствами такими, как анорексия и булемиянервоза.Такие пищевые расстройства могут привести кнедостатку витаминовобезвоживанию и даже смерти [11,c.68].Излишняя худощявость, вместе с присоединенным пищевым дефицитоми физическими танцевальными нагрузками может способствовать и задержкименструации, а хореографы снерегулярными менструациями имеют почтивтрое более повышенный риск разрыва мягких тканей, трещин, переломов от нагрузки, возможно из –за негативного воздействияснижения гормона эстрогена (Е2), что воздействует на плотность кости. Диетическая нехватка кальция может cделать ситуацию еще более сложной [9,с 120].AllenJ.Ryan, RobertE. Stephensвработе©TheDancer'sCompleteGuidetoHealthcareandaLongCareeerªотмечают, что:©Танцорам необходимо знать, чтовозможно быть худым и здоровым, следуя здоровым пищевым принципам.Сбалансированное питаниеможет скорректировать всепроблемы и датьвозможность оставаться танцору вхудощавом, оптимальном для работы весеª, о чем ему непременно нужно знатьи как можно больше информировать[9, с 123].
А.Л. Гройсман и А.Н Иконниковавработе©Общая психопрофилактика и психогигиенатворческого трудаª обращают наше вниманиена то, чтоважнейшее психогигиеническое и общегигиеническое значение для представителей творческих профессийимеет сон.Достаточная глубина такого сна, его спокойное протекание, свежесть и бодрость после него являются важными профилактическими факторами [12,с.66].Drs. Acebo and Carskadon обнаружили, что:©Лишенные сна танцоры и танцоры с нерегулярной, не отвечающей нормам системой сна имеют большие нарушенияправильности ходафункционирования деятельности день за днем (Acebo and Carskadon [2002] 2010, 220221).Нехватка, недостаток или отсутствие сна может влиять на способность тела бороться с инфекцией, потому что отсутствиесна может подавлять иммунную функцию лимфосистемы. Отсутствиесна может быть значительным фактором и в травматических случаях. Это означает, что лишение сна –это обширная общественная проблема здоровья в хореографииª[3,с.6].JudithR. и PetersonM.Dв ©DanceMedicine: HeadtoToeªуказывают на то, что хореографам надо старатьсядумать о развитии определенного режима сна. ©Необходимо думатьо сне, как о важном продлениирабочего времени,так как сон снабжаеттело возможностью быть здоровым и исцеляться. Необходим выбор определенных часов, когда необходимо выходить из дневной активности, оставлять работу и чтение материалов прочь. Создать последовательность действий перед сном и постаратьсяпридерживаться исключительно этого времени. Убрать такие развлечениякак мобильник твитер, эмайл, фейсбук, телевизор, что поможет быстрее заснутьª[3,с.7]. Обладание способностьюрегулировать бессонницу и перенапряжение,пишутRuthSolomon, JohnSolomon, SandraCerneMintonв ©PreventingDanceInjuriesª увеличивает вероятность наиболее благоприятных условий для выступления. Способность регулировать бессонницу, (особенно, которая ассоциируется с эмоциональными реакциями) –основная часть деятельности, несущей профилактику повреждений[13,c194196].
Анализ научной литературы по проблеме здоровьесбережения в хореографии, на наш взгляд,позволяетопределить основные направления решения существующейпроблемысохранения здоровья в хореографии.Представляется необходимымвключение в процесс подготовки хореографак профессиональной деятельности:
знаний теорииздоровьесбережения в области классического танца,а именно: знания основных понятий и критериев здоровья в хореографии;знания специфики профессиональныхповрежденийи заболеваний опорнодвигательного аппарата и их причин;знанияэкспертизы трудоспособности при повреждениях и заболеванияхопорнодвигательного аппарата;знания основных способовпрофилактики, лечения и реабилитации травм опорнодвигательного аппарата; знанияосновных методов оказания первой доврачебной помощи при травмах;знания основных педагогических принципов системы преподавания классического танца, являющихся основой здоровьесбережения в хореографии;знанияметодик и последствий методических ошибок преподавания дисциплины, приводящих к травмамопорнодвигательного аппарата; знанияособенностей профессиональной нагрузки и основ ее рационального распределения; знанияметодикипостроенияучебных, хореографических комбинацийи урока классического танцас позиции рационального распределения нагрузки;знанияпринципов здорового образа жизни в хореографии.
совершенствование умений и навыков практическойработы будушего хореографапо здоровьесбережению в области классического танца,а именно:развитие практических умений и навыковпрофилактики, лечения и реабилитации травм; совершенствование практических умений и навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах; развитие практических умений и навыков грамотного, здоровьесберегающего исполнения движений классического танца; совершенствование практических навыков овладения методикой преподавания дисциплины ианализа последствий методических ошибок студентов, приводящих к травмамопорнодвигательного аппарата; формирование практических навыков организации здорового образа жизни в хореографии; развитие практических навыков рационального построения учебных, хореографических комбинаций иурока классического танца, а также,навыков креативного использованияв них различных средств и методов здоровьясбережения.
Дляреализации на практикев процессе подготовкихореографаданных предложенийпредусмотрены такие формы учебной работы, как: лекционные занятияв рамкахинтегрированной программы, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья, практические занятия и самостоятельная творческая работа студентов. Структуралекционного курсадолжна бытьтесно связанас практической и самостоятельной работой студентовхореографов в хореографическом классе.В качестве контроля результативностипредложенных изменений в процессе подготовкихореографа, мы предлагаемпроводить:
тестконтроль знаний по основам здоровьясбережения в хореографии, основанный на дифференцированном индивидуальном подходе (Таблица1).
Таблица1Специализированные карточки с дифференцированными индивидуальными заданиями
Шея Грудь
Поясница
БедроКоленоГоленьГоленостопСтопаПальцы
Какие функции выполняет * в хореографии? Какие профессиональные повреждения и заболевания * встречаются? Какие причины приводят к повреждениям и заболеваниям * в хореографии? Основные методические ошибки, приводящие к повреждениям и заболеваниям *? Основные симптомы заболевания *? Экспертиза трудоспособности при повреждении и заболевании *? Какие способы оказания первой доврачебной помощи при повреждении * вы знаете? Какие способы предупреждения, профилактики, лечения и реабилитации при повреждении * вы можете использовать?
анализстудентамиметодических ошибок при исполнении движений классического танцасокурсниками;
индивидуальный контроль программ рационально сбалансированного питания и режима труда и отдыха;
контроль креативной направленностистудентов при составлениихореографических комбинаций экзерсиса у станка и урока классического танцапо здоровьесберегающей теме (Таблица 2), с учетом требований к рациональному распределению нагрузки.
Таблица 2
Темы для самостоятельной работы студента по постановке экзерсиса у станкаи урока классического танца, направленного на устранение профессиональных проблем
1.Коррекция технических и эстетических проблем стопы2.Укрепление внутреннего свода стопы, коррекция завалов3.Укрепление и интенсивное растягивание ахиллового сухожилия и голеностопного сустава4.Коррекция технических и эстетических проблем колена5.Укрепление колена с коррекцией мышечного несоответствия внешней и внутренней его части6.Коррекция выворотности и амплитуды движения тазобедренного сустава7.Укрепление тазобедренного сустава с коррекцией мышечного несоответствия внешней и внутренней его части8.Коррекция осанки и aplomba в хореографии9.Развитие устойчивости и баланса спины
Мы полагаем, что профессиональные знания в областиздоровьесбереженияв хореографии, сформированные умения и навыки, необходимые для обеспечения долгой, здоровой, профессиональной деятельностибудущих воспитанников, будут оказыватьвоздействие на когнитивномотивационную сферу сознания будущих руководителей хореографических коллективов и способствоватьсознательному выбору ими соответствующихжизненных ориентиров, целей и ценностей здоровья в будущей профессиональной деятельности.Данный преобразовательный процесс, являясьсредством предупреждающим травматизм на занятиях,улучшит подготовленность студентовбудущих руководителей хореографических коллективовк профессиональной деятельности.Апрофессиональная готовность студентов к здоровьесбережению в хореографии,будет являтьсяпоказателемздоровьякак их самих, так и здоровья их будущих воспитанников, которое выступает не только как личностная, но и как социальная ценность.Данная статьябудет полезной для педагоговхореографовобразовательных организацийсреднегопрофессионального и высшегообразования, интересующихся вопросами здоровьясбереженияв хореографии.
Ссылки на источники1.Здравооохранение в России . 2011. Статистические данные.Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин у детей в возрасте 017 лет// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Здравоохранение_в_России2.В России растет детский травматизм
инфографика// [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dengi.45.ru/text/infografika/74231048294400.html3.Dance Medicine: Head to Toe: A Dancer,s Guide to Heealth,2011byJudith R. Peterson MD–P.184.
4.Марченкова А. И. Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству [Текст] / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).—Челябинск: Два комсомольца, 2012. —С. 172174.5.Зильберман С.В. Формирование моральной компетентности студента в процессе изучения психологопедагогических дисциплин: дисс.канд. пед.наук : 13.00.08, красноярск,2004. 206с.6.УказПрезидентаРФот9октября2007г.N1351©Об утвержденииКонцепциидемографическойполитикиРоссийскойФедерациинапериоддо2025года" //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/7.Федеральный Закон©Об образовании в РФª, принятый 29.12.2012, №273ФЗ (ред. от 31.12.2014)// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html8.Миронова З. С. Баднин И. А. / Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата у артистов балета З. С. Миронова, И. А. Баднин. М., ©Медицинаª, 1976, 320с., ил.9.The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer, 2010 by Allen J.Ryan, Robert E. Stephens.P.23810.Ф. В. Лопухов©Хореографические откровенностиª // Ф. В. Лопухов. 1971., М.: издательствоИсво11.The Healthy Dancer ABT Guidelines for Dancer Health, 2008 by ABT Medical Advisory Boad
12.ГройсманА.Л., ИконниковаА.Н. Общая психопрофилактикаи психогигиена творческого труда / А. Л. Гройсман,А. Н. Иконникова.М.: ©Когитоцентрª, 2006.—160С.13.Preventing Dance Injuries2nd Edition[Paperback].2005 by Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton
Совершенствованиепроцесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения
Аннотация.В статьеанализируется социальная проблема детского травматизмаипрофессионального здоровья в хореографии. Автором,предлагаются изменения здоровьесберегающей направленности,в процессе подготовкихореографак профессиональной деятельности на занятиях классического танца.
Ключевые слова:травматизм, профессиональное здоровье, хореография, социальнопрофессиональное воспитание,студенты
будущиеруководителихореографических коллективов.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальнойпроблема детского травматизмавРоссии.Согласно статистике, еще с 2000 по 2010годколичество травмдетей в возрасте до 17летзначительноросло:число травм мышц и сухожилий почти удвоилосьс213,0 до 409,4; переломов нижних конечностейувеличилось с 111,8 до164,3;число переломов позвоночника повысилосьс 25,8до 26,9.[1].В 2014г. медицинские учреждения России зарегистрировали 3,23мил случаев детских травм. Вывихи и растяжения 18,6 %,переломы рук 15,1%,переломы ног 4,7%.[2]. Хореография,представляет собойвид искусства, гдепроблемадетского травматизматакже стоит особенно остро,более чем половина всех хореографов имеют повреждения,и некоторые статьи даже ссылаются на приблизительный всемирный уровень повреждений 90% хореографов имеют повреждения. (Американское министерство труда, Бюро статистики труда,Министерства труда США) [3,с.1].Всвязи с чем,особо значимой является профилактика травматизма исполнителейхореографии.Однако,выпускники вузов культуры –будущие руководителихореографических коллективов не готовы к предупреждению травматизма своих воспитанниковв профессиональной деятельности, что свидетельствует о серьезных недостатках впроцессе подготовкихореографов в части сохранности здоровья своих воспитанников:отсутствии в образовательном процессе учебного курса по реализации интегрированной программы, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья[4].
Общепризнаннымсреди ученых и практиков является положениео том, что особенности учебновоспитательногопроцесса высшей школы определяются социальным заказом на становление высококвалифицированного специалиста[5,с.41]. ВКонцепции демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. УказомПрезидента РФ от 9 октября 2007г.N1351,с изменениями и дополнениямиот 1 июля 2014г. N483) предлагается: расширить разработку учебных программ,информирующих о возможных опасностях дляздоровья, а также о мерах, позволяющих их предупредить, внедрить образовательные программы, направленные на предупреждение развития заболеваний и комплексные оздоровительные и реабилитационные программы по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм[6].Федеральный Закон©Об образовании в Российской Федерацииª, принятый29.12.2012, №273ФЗ (ред. от 31.12.2014)является одним из нормативных актов, обусловливающих охрану здоровья.Под охранойздоровьяобучающихся в ст.41 ФедеральногоЗакона обозначено:оказание первичной медикосанитарной помощи; организацию питания; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий; обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацияи создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактикаи запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; профилактиканесчастных случаев с обучающимися;текущий контроль за состоянием их здоровья.Федеральное законодательство выдвигает на первый план решениеобщей проблемысохранения профессионального здоровья,в том числе и хореографии, что требует соверешенствованияпроцесса подготовки хореографа к профессиональной деятельности в аспекте здоровьесбережения[7].
В монографииЗ.С. Мироновойи И. Д. Баднина©Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата у артистов балетаª, отмечается, что большую роль в профилактике заболеваний и травмартистов балетаиграет санитарнопросветительская работа. Накопленный опыт необходимо доводить до сведения будущих педагогов, так как педагогу принадлежитрешающая роль в профилактике травм ив борьбе с причинами травматизма и заболеваемости [8,с.287288].Особое внимание следует обращать на те заболевания, которые встречаются только у хореографов в связи с особенностями их профессии.Осложнения, по мнению З.С. Мироновой,возможнылишьв связи с недостаточным знакомством сособенностями профессиональных нагрузок у хореографов.Дляорганизаторов –хореографов, отмечают авторы, важно знание –рационального распределения профессиональных нагрузок[8,с.3]. Так как вснижении заболеваемости опорнодвигательного аппарата основную роль играетпедагогический контроль, которыйирешает вопросы рациональной нагрузки и индивидуального подхода к хореографам.При травмах, от педагога хореографа требуется:терпеливо объяснять назначение тех или иных процедур; давать краткие анатомические сведения; объяснять механизм и причину возникновения повреждений.Это необходимо делать для того, чтобы танцоры не давали поврежденному органу преждевременно нагрузку [8,с. 266268].
А. И. Марченкова в своей статье: ©Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусствуªакцентирует внимание на то, что в практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть.Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорнодвигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает студентам будущим педагогам.Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы.Необходимо помнить, что у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной[4].З.С. Миронова и И. Д. Баднин указывают на то, чтов хореографии сроки восстановления трудоспособности определяются временем, необходимым не только для анатомического восстановления тканей и органов после травмы, но и восстановления их функций[8,с.259].Поэтому,знаниеэкспертизы трудоспособности для типичных поврежденийв хореографии, которые дает отделение спортивной и балетной травмы ЦИТО, необходимы студентамхореографам,будущим руководителям хореографических коллективов,чтобы они не давалипреждевременнуюнагрузкуповрежденному органу, что в свою очередь ведет к повторному травмированию, а постепенно шли к полному восстановлениюфизической формы[8,c.266].
Зарубежные атворы:AllenJ.Ryan, RobertE. Stephensвработе©TheDancer'sCompleteGuidetoHealthcareandaLongCareeerªотмечают, что:©большинство повреждений хореографовотносят к неправильной методикеи технике исполнения движенийª[9,с.96]. В своей работе ©Хореографические откровенностиª (1972г.) выдающийся балетмейстерФ. В. Лопухов также посвятил целый раздел влиянию методики преподавания классического танца на связки и мышцы и их травмирование [10,c.279]. З.С. Миронова и И. Д. Баднин,полностью солидарныс этим выдающимся хореографомв том, что существует прямая связь между травмами и методикой преподавания классического танца [8,c.280].
Ф. В. Лопухов утверждает, что: ©Впрежние времена у танцовщиков, учившихся в классах старых педагогов в Петербурге –Ленинграде, как то: Иогансона, Волкова, Карсавина, Легата, Чекетти иу более молодых
Вагановой, Романовой и др., а в Москве
у Собещанской,Гельцер,Тихомирова, а позже
у Тарасова, Жукова (старшего), Мессерера –травм было несравненно меньшеª [10,с.166].Однако, все движения экзерсиса –как у станка, так и на середине зала всегда оценивались педагогами только с точки зрения их полезности для искусства танца. Возможности каждого человека, по мнению автора,разные, и, чтобы выполнить движение, нужно развивать связки и мышцы каждого индивидуально.У каждого неповторимое строение связок и мышц, скелета и даже хрящевых прослоек. С мышцамии связками нужно обращаться бережно, развивать без насилия, тренировать, не переходя предела возможностей данного организма.Ни в одном хореографическом труде, отмечаетФ. В. Лопухов,физическая индивидуальность человека в расчет не принимается. Педагоги не задумываются о теснейшей зависимости своей деятельности от анатомии человека.Ф. В. Лопухов утверждает, что:©…соотношение количества движений, их последовательностьи время отдыха, необходимое каждому ученику,должно быть поставлено на научную базу.Первую роль здесь играет порядок следования движений, ибо нагрузка, которая падает на связки и мышцы в экзерсисе, на середине зала увеличивается не менее чем вдвоеª.Задавая экзерсис,педагоги часто не задумываются о последующейнагрузке танцовщика[10,с.161163].©Нынешняя напряженность экзерсисане идет в сравнение с той, котораябыла раньше. Сейчас в экзерсисные занятия включаются все новые движения и комбинации, отражающие современный уровень искусства танца. А осторожность педагогов уменьшиласьª[10, с.172].В ©Хореографических откровенностяхª Ф. В. Лопуховнамекает, говоря, что: ©Помощь медицины создаст научную базу для такого экзерсиса, который, развиваясь и изменяясь, совсемизбавил бы танцовщиков от травмª [10,с.165]
Во многих хореографических образовательных учреждениях и компаниях,эстетически идеальный тип тела составляют: длинные тонкие линии, cформированные длинной шеейи конечностями, коротким торсом и относительно маленькой головой[11,с.104].Однако,использование излишних мер контроля веса в хореографии может подвергнуть опасности здоровье и привести к инициированному поведению, связанному с пищевыми расстройствами такими, как анорексия и булемиянервоза.Такие пищевые расстройства могут привести кнедостатку витаминовобезвоживанию и даже смерти [11,c.68].Излишняя худощявость, вместе с присоединенным пищевым дефицитоми физическими танцевальными нагрузками может способствовать и задержкименструации, а хореографы снерегулярными менструациями имеют почтивтрое более повышенный риск разрыва мягких тканей, трещин, переломов от нагрузки, возможно из –за негативного воздействияснижения гормона эстрогена (Е2), что воздействует на плотность кости. Диетическая нехватка кальция может cделать ситуацию еще более сложной [9,с 120].AllenJ.Ryan, RobertE. Stephensвработе©TheDancer'sCompleteGuidetoHealthcareandaLongCareeerªотмечают, что:©Танцорам необходимо знать, чтовозможно быть худым и здоровым, следуя здоровым пищевым принципам.Сбалансированное питаниеможет скорректировать всепроблемы и датьвозможность оставаться танцору вхудощавом, оптимальном для работы весеª, о чем ему непременно нужно знатьи как можно больше информировать[9, с 123].
А.Л. Гройсман и А.Н Иконниковавработе©Общая психопрофилактика и психогигиенатворческого трудаª обращают наше вниманиена то, чтоважнейшее психогигиеническое и общегигиеническое значение для представителей творческих профессийимеет сон.Достаточная глубина такого сна, его спокойное протекание, свежесть и бодрость после него являются важными профилактическими факторами [12,с.66].Drs. Acebo and Carskadon обнаружили, что:©Лишенные сна танцоры и танцоры с нерегулярной, не отвечающей нормам системой сна имеют большие нарушенияправильности ходафункционирования деятельности день за днем (Acebo and Carskadon [2002] 2010, 220221).Нехватка, недостаток или отсутствие сна может влиять на способность тела бороться с инфекцией, потому что отсутствиесна может подавлять иммунную функцию лимфосистемы. Отсутствиесна может быть значительным фактором и в травматических случаях. Это означает, что лишение сна –это обширная общественная проблема здоровья в хореографииª[3,с.6].JudithR. и PetersonM.Dв ©DanceMedicine: HeadtoToeªуказывают на то, что хореографам надо старатьсядумать о развитии определенного режима сна. ©Необходимо думатьо сне, как о важном продлениирабочего времени,так как сон снабжаеттело возможностью быть здоровым и исцеляться. Необходим выбор определенных часов, когда необходимо выходить из дневной активности, оставлять работу и чтение материалов прочь. Создать последовательность действий перед сном и постаратьсяпридерживаться исключительно этого времени. Убрать такие развлечениякак мобильник твитер, эмайл, фейсбук, телевизор, что поможет быстрее заснутьª[3,с.7]. Обладание способностьюрегулировать бессонницу и перенапряжение,пишутRuthSolomon, JohnSolomon, SandraCerneMintonв ©PreventingDanceInjuriesª увеличивает вероятность наиболее благоприятных условий для выступления. Способность регулировать бессонницу, (особенно, которая ассоциируется с эмоциональными реакциями) –основная часть деятельности, несущей профилактику повреждений[13,c194196].
Анализ научной литературы по проблеме здоровьесбережения в хореографии, на наш взгляд,позволяетопределить основные направления решения существующейпроблемысохранения здоровья в хореографии.Представляется необходимымвключение в процесс подготовки хореографак профессиональной деятельности:
знаний теорииздоровьесбережения в области классического танца,а именно: знания основных понятий и критериев здоровья в хореографии;знания специфики профессиональныхповрежденийи заболеваний опорнодвигательного аппарата и их причин;знанияэкспертизы трудоспособности при повреждениях и заболеванияхопорнодвигательного аппарата;знания основных способовпрофилактики, лечения и реабилитации травм опорнодвигательного аппарата; знанияосновных методов оказания первой доврачебной помощи при травмах;знания основных педагогических принципов системы преподавания классического танца, являющихся основой здоровьесбережения в хореографии;знанияметодик и последствий методических ошибок преподавания дисциплины, приводящих к травмамопорнодвигательного аппарата; знанияособенностей профессиональной нагрузки и основ ее рационального распределения; знанияметодикипостроенияучебных, хореографических комбинацийи урока классического танцас позиции рационального распределения нагрузки;знанияпринципов здорового образа жизни в хореографии.
совершенствование умений и навыков практическойработы будушего хореографапо здоровьесбережению в области классического танца,а именно:развитие практических умений и навыковпрофилактики, лечения и реабилитации травм; совершенствование практических умений и навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах; развитие практических умений и навыков грамотного, здоровьесберегающего исполнения движений классического танца; совершенствование практических навыков овладения методикой преподавания дисциплины ианализа последствий методических ошибок студентов, приводящих к травмамопорнодвигательного аппарата; формирование практических навыков организации здорового образа жизни в хореографии; развитие практических навыков рационального построения учебных, хореографических комбинаций иурока классического танца, а также,навыков креативного использованияв них различных средств и методов здоровьясбережения.
Дляреализации на практикев процессе подготовкихореографаданных предложенийпредусмотрены такие формы учебной работы, как: лекционные занятияв рамкахинтегрированной программы, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья, практические занятия и самостоятельная творческая работа студентов. Структуралекционного курсадолжна бытьтесно связанас практической и самостоятельной работой студентовхореографов в хореографическом классе.В качестве контроля результативностипредложенных изменений в процессе подготовкихореографа, мы предлагаемпроводить:
тестконтроль знаний по основам здоровьясбережения в хореографии, основанный на дифференцированном индивидуальном подходе (Таблица1).
Таблица1Специализированные карточки с дифференцированными индивидуальными заданиями
Шея Грудь
Поясница
БедроКоленоГоленьГоленостопСтопаПальцы
Какие функции выполняет * в хореографии? Какие профессиональные повреждения и заболевания * встречаются? Какие причины приводят к повреждениям и заболеваниям * в хореографии? Основные методические ошибки, приводящие к повреждениям и заболеваниям *? Основные симптомы заболевания *? Экспертиза трудоспособности при повреждении и заболевании *? Какие способы оказания первой доврачебной помощи при повреждении * вы знаете? Какие способы предупреждения, профилактики, лечения и реабилитации при повреждении * вы можете использовать?
анализстудентамиметодических ошибок при исполнении движений классического танцасокурсниками;
индивидуальный контроль программ рационально сбалансированного питания и режима труда и отдыха;
контроль креативной направленностистудентов при составлениихореографических комбинаций экзерсиса у станка и урока классического танцапо здоровьесберегающей теме (Таблица 2), с учетом требований к рациональному распределению нагрузки.
Таблица 2
Темы для самостоятельной работы студента по постановке экзерсиса у станкаи урока классического танца, направленного на устранение профессиональных проблем
1.Коррекция технических и эстетических проблем стопы2.Укрепление внутреннего свода стопы, коррекция завалов3.Укрепление и интенсивное растягивание ахиллового сухожилия и голеностопного сустава4.Коррекция технических и эстетических проблем колена5.Укрепление колена с коррекцией мышечного несоответствия внешней и внутренней его части6.Коррекция выворотности и амплитуды движения тазобедренного сустава7.Укрепление тазобедренного сустава с коррекцией мышечного несоответствия внешней и внутренней его части8.Коррекция осанки и aplomba в хореографии9.Развитие устойчивости и баланса спины
Мы полагаем, что профессиональные знания в областиздоровьесбереженияв хореографии, сформированные умения и навыки, необходимые для обеспечения долгой, здоровой, профессиональной деятельностибудущих воспитанников, будут оказыватьвоздействие на когнитивномотивационную сферу сознания будущих руководителей хореографических коллективов и способствоватьсознательному выбору ими соответствующихжизненных ориентиров, целей и ценностей здоровья в будущей профессиональной деятельности.Данный преобразовательный процесс, являясьсредством предупреждающим травматизм на занятиях,улучшит подготовленность студентовбудущих руководителей хореографических коллективовк профессиональной деятельности.Апрофессиональная готовность студентов к здоровьесбережению в хореографии,будет являтьсяпоказателемздоровьякак их самих, так и здоровья их будущих воспитанников, которое выступает не только как личностная, но и как социальная ценность.Данная статьябудет полезной для педагоговхореографовобразовательных организацийсреднегопрофессионального и высшегообразования, интересующихся вопросами здоровьясбереженияв хореографии.
Ссылки на источники1.Здравооохранение в России . 2011. Статистические данные.Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин у детей в возрасте 017 лет// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Здравоохранение_в_России2.В России растет детский травматизм
инфографика// [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dengi.45.ru/text/infografika/74231048294400.html3.Dance Medicine: Head to Toe: A Dancer,s Guide to Heealth,2011byJudith R. Peterson MD–P.184.
4.Марченкова А. И. Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству [Текст] / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).—Челябинск: Два комсомольца, 2012. —С. 172174.5.Зильберман С.В. Формирование моральной компетентности студента в процессе изучения психологопедагогических дисциплин: дисс.канд. пед.наук : 13.00.08, красноярск,2004. 206с.6.УказПрезидентаРФот9октября2007г.N1351©Об утвержденииКонцепциидемографическойполитикиРоссийскойФедерациинапериоддо2025года" //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/7.Федеральный Закон©Об образовании в РФª, принятый 29.12.2012, №273ФЗ (ред. от 31.12.2014)// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html8.Миронова З. С. Баднин И. А. / Повреждения и заболевания опорнодвигательного аппарата у артистов балета З. С. Миронова, И. А. Баднин. М., ©Медицинаª, 1976, 320с., ил.9.The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer, 2010 by Allen J.Ryan, Robert E. Stephens.P.23810.Ф. В. Лопухов©Хореографические откровенностиª // Ф. В. Лопухов. 1971., М.: издательствоИсво11.The Healthy Dancer ABT Guidelines for Dancer Health, 2008 by ABT Medical Advisory Boad
12.ГройсманА.Л., ИконниковаА.Н. Общая психопрофилактикаи психогигиена творческого труда / А. Л. Гройсман,А. Н. Иконникова.М.: ©Когитоцентрª, 2006.—160С.13.Preventing Dance Injuries2nd Edition[Paperback].2005 by Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton