Проблемы привлечения к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Величко Н. Ю., Туюшева И. И., Варданян А. А. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86035.htm.
Аннотация. Обозначены проблемы в отношении порядка привлечения к ответственности за неисполнение обязанности налогового агента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Величко Наталья Юрьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г.Сочиmiu.sochi1997@yandex.ru

Туюшева Ильзира Исламовна,магистр 1курса заочного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru

Варданян Ани Артуровна,Студентка 3курса очного отделения направления подготовки «Экономика»miu.sochi1997@yandex.ru

Проблемы привлечения к уголовной ответственности занеисполнениеобязанностей налогового агента

Аннотация.Обозначены проблемы в отношении порядка привлечения кответственностиза неисполнение обязанности налоговогоагентаКлючевые слова:Налоговые преступления, налоговый агент, неисполнение налогового обязательства.

В современном российском государстве развитие рыночных отношений базируется на конституционных принципах единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации. При этом развитию рыночных отношений способствует успешное функционирование существующей системы налогов и сборов. Ведь, действительно, на сегодняшний день невозможно представить процветающее государство с развитой экономикой без хорошо отлаженной системы налогов, функционирующей, в первую очередь, на основе учета интересов и налогоплательщиков, и государства, при этом снабженной системой правовых гарантий, обеспечивающих ее работоспособность. И очень важное место в числе таких гарантий как правило занимают нормы об ответственности за несоблюдение предписаний налогового законодательства,в том числе уголовноправовые нормы.Актуальность рассматриваемой темы, в первую очередь, предопределяется относительной распространенностью в последние годы нашей стране налоговых преступлений, в том числе и квалифицированными по ст. 199.1 УК РФ, их высокой общественной опасностью, выражающейся в причинении существенного ущерба финансовой системе государства и налоговому администрированию. Налоговые преступления совершаются зачастую совершаются теми работодателями, предпринимателями, нанимателями домашних работников или иными лицами, занимающими управленческие должности в организациях, выполняющих функции налоговых агентов. С каждым годом используемые способы становятся все изощреннее, а налоговые преступления, как утверждается в литературе раскрываютсявсе реже[1, С.134].Существенной, на наш взгляд, проблемой реализации уголовной ответственности за неисполнения обязанности налогового агента является все увеличивающийся уровень латентности таких преступлений. Н.Ю.Величко, Н.Б.Завольская в своей работевыделяют несколько причин, способствующих этому[2, С.45]. Вопервых, деятельность по выявлению таких преступлений серьезно осложняется неурегулированностью уголовнопроцессуальным законодательством некоторых довольно важных вопросов, таких как вопрос предварительной проверки сообщений о преступлениях, ведь успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной мере обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно правоохранительными органами принято решение о возбуждении уголовного дела либо в отказе в таковом[3, С. 12]. При этом основной недостаток предварительной проверки заключается в неполноте установления в событии признаков преступления, что является основной целью предварительной проверки заявлений и сообщений. Второй причиной низких результатов в выявлении неисполнения обязанности налогового агента, является сложность квалификации преступления. Как минимум, потому что его диспозиция является бланкетной. В самом уголовном законе они непосредственно не определяются признаки преступления, а отсылает к законам в других областях права[4, С.49].Важным вопросом для всестороннего исследования уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента является проблема выявления посредством примененияразличных методов, приемов и способов, а также сотрудничества со специалистами в области бухгалтерского учета, финансов и налогообложения[5, С.32]..При выявлении преступного нарушения обязанностей налогового агента оказывается, что если в учетном процессе выполняются обязательные требования отражения всех хозяйственных операций, то практически невозможно скрыть в бухгалтерских документах все признаки соответствующего преступного деяния, поэтому привлечение к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента обычно осуществляется в результате выездной или камеральной налоговых проверок, так как преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ чаще всего выявляется посредством таких проверок.У налоговых органов и органов внутренних дел различныеметоды выявления противоправных деяний в сфере налогообложения. У первых они контрольные, у вторых –оперативнорозыскные и уголовнопроцессуальные. В соответствии со ст. 82 и 101 Налогового кодекса, функции налогового контроля, прежде всего, путем проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относится к компетенции налоговых органов. Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. Согласно п. 7 ст. 101НК РФ результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя (заместитель руководителя) налогового органа либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно п. 8 ст. 101НК РФ по результатам проведения проверки и выявления в результате нее нарушений может быть составлено решениео привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое должно содержать изложение обстоятельств совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения также должны быть указаны размер выявленной недоимки и соответствующих пеней и подлежащий уплате штраф.В решенииоб отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.Кроме того, рассматриваемое преступление может быть выявлено и в результате проведения камеральной проверки, тогда и налогоплательщик, и плательщик сбора и налоговый агент могут быть привлечены к налоговой ответственности.Статья 88НК РФ предписывает составить акт проверки и вынести решение при выявлении правонарушений по итогам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки. Об этом свидетельствует и ссылка на88НК РФ (Камеральная налоговая проверка) к положениям ст. 100НК РФ (Оформление результатов налоговой проверки), которые определяют порядок оформления результатов налоговой проверки. При этом в случае если в отношении лица или представителя проводилась проверка и оно уклоняются от получения акта налоговой проверки, факт уклонения отражается в акте налоговой проверки. Такой акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Согласно п. 3.1 ст. 100НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Стоит также обратить внимание на то, чтодокументы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Важно также, что документы, содержащие сведения, не подлежащие разглашению налоговым органом, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.В соответствии с п. 6 ст. 100НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срокпередать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.Таким образом, необходимой формой контроля за исполнением обязанностей налогового агента являются налоговые проверки. Кроме того, в ходе них возможны такие мероприятия, как самостоятельные формы налогового контроля, такие как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Именносочетание методов налоговых органов и органов внутренних дел может дать наибольший эффект и результат в выявлении преступных деяний налогового агента.Таким образом, участие органов, осуществляющих уголовнопроцессуальные функции взащите налоговой системы возможно только «через» налоговые органы. Вследствие этого вопрос эффективности взаимодействия органов следствия и налоговых органов становится актуальным. Лучше всего это заметно в вопросе оценки качества материалов, содержащих информацию о признаках налоговых преступлений, направленных налоговыми органами для производства предварительного следствия. Основным недостатком, что отмечается в литературе, является то, что они направляются по формальным признакам величины неисчисленных и неперечисленных налогов. При этом работники налоговых органов, не являясь правоохранителями, не уделяют должного внимания фиксированию следов совершенных преступлений, документированию обстоятельств, свидетельствующих о наличии соответствующего умысла, что зачастую затягивает следствие и негативно отражается на его результатахТаким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность повыявлению неисполнения обязанностей налогового агента значительно осложнена для правоохранительных органов рядом проблем теоретического и практического характера, преодоление которых и являет собой основную задачу не только следственных, но и законодательных органов.

Ссылки на источники1.Величко Н.Ю., Гладуша Б.В., Гоцадзе Э.И. Основание введения уголовной ответственности за неисполнение обязанности налогового агента // Сборник научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции «Тенденции развития экономики и менеджмента», Казань. 2014. –С. 1331352.Величко Н.Ю., Завольская Н.Б. Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов //Государство и право в XXI веке. 2015.№1. С. 4348.

3.Лященко Н.А. Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности//Управление и экономика в XXI веке. 2015.№1. С. 1118.4.Величко Н.Ю., Туюшева И.И., Минасян А.Р. Проблемы реализации уголовной ответственности за неисполнения обязанности налогового агента //"Теория и практика современной науки".2015. №4(4). С.47495.Глоян Р.Р., Мартиросян А.А., Кусиди А.Н. Реализация принципа справедливости в российском налоговом праве // Управление и экономика в XXI веке. 2015. № 2. С.3135