Информационно-коммуникационная среда как средство организации исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джалалова Г. П., Везиров Т. Г. Информационно-коммуникационная среда как средство организации исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86034.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования в условиях информационно-коммуникационной среды. Для организации исследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования предлагается создать единый образовательный ресурс – веб-сайт, где будут размещены электронные издания учебного назначения, включающие рабочие программы курсов по информатизации образования, комплекты мультимедийных презентаций, лекций, лабораторных работ, выполняемых студентами магистратуры, и методические указания для разработки веб-проектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Джалалова Гюлпери Пашаевна,аспиранткапо направлению13.00.08 –Теория и методика профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала gdzhalalova@mail.ru

Везиров Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкалаtimur.60@mail.ru

Информационно –коммуникационная среда как средствоорганизацииисследовательской деятельности

будущих магистров педагогического образования

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организациинаучно исследовательскойдеятельности будущих магистров педагогического образования в условиях информационнокоммуникационной среды. Для организацииисследовательской деятельности будущих магистров педагогического образования, предлагается создать единый образовательный ресурс –Webсайт, где будут размещены электронные издания учебного назначения, включающие рабочие программы курсов по информатизации образования, комплекты мультимедийных презентаций, лекций, лабораторных работ, выполняемых студентамимагистратуры и методические указания для разработки веб –проектов.Ключевые слова: информационно –коммуникационная среда, исследовательская деятельность, будущий магистр, педагогическое образование, web–сайт, электронные издания учебного назначения.

На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, вопрос о качественной организации самостоятельной исследовательской работы будущих магистров педагогического образования становится особенно актуальным.Эффективное использование информационно –коммуникационной среды в процессе обучения предоставляет возможность по формированию исследовательской деятельности будущих магистров и создает принципиально новые педагогические инструменты. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяетсясектор самостоятельной исследовательской деятельности будущих магистровкак неотъемлемой части учебного процесса.Следует отметить, информатизация профессионального образования направлена на повышение качества образовательного процесса, на достижение высоких результатов в обучении с использованием инновационных средств обучения на основе информационно –коммуникационной среды[1].В монографииИ.В. Роберт [5]определяет информационно –коммуникационную средукак совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.Здесь же автор средства ИКТ определяет как программные, программноаппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.Одной из основных тенденций в формировании готовности будущих магистров педагогического образования к исследовательской деятельности, является усиление внимания к проблемам подготовки педагогических кадров качественно нового уровня.Необходимо отметить, являясь особо важным звеном в системе многоуровневого образования, магистерские программы призваны предоставить человеку возможность пополнить, приумножить свои профессиональные знания, умения, а также развивать свои способности, в общекультурном, интеллектуальном плане[6].В Концепции модернизации российского образования до 2010 года и ряде других нормативных документов [3], определяются задачи магистратуры в подготовке специалистов, чьябудущаядеятельность должна носить преимущественноисследовательскийхарактер.В Федеральном государственном образовательном стандартевысшего образования (ФГОС ВО)по направлениюподготовки 44.04.01«Педагогическое образование»(уровень магистратура)одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры, является научноисследовательская [7].Выпускник, освоивший программу магистратуры,в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи в области научноисследовательской деятельности:–анализ, систематизация и обобщение результатов научныхисследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научноисследовательских задач;–проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.В требованиях к результатам освоения программы магистратуры ФГОС ВО отмечается, что выпускник, освоивший программумагистратуры,должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)в области научноисследовательской деятельности:–способностью анализировать результаты научных исследований,применять их при решении конкретных научноисследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК5);–готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельногорешения исследовательских задач (ПК6).Заключительный этап перехода к информационному обществу предполагает обеспечение свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможность не только пользоваться, но и непосредственно пополнять информационные фонды. Следует отметить, что новые исследовательские образовательные результаты сложно достичь на основе традиционного научно –методического обеспечения процесса подготовкибудущих специалистов. Необходимы инновационные методики и формы обучения, новый уровень готовности будущих магистров.Необходимо подчеркнуть, объединение всех систем в единую образовательную информационную сеть не только многократно повысит интеллектуальные способностиобучаемых, охваченных этой сетью, но и создаст новые возможности будущих магистров по исследовательской деятельности, в частностивсозданииэлектронных изданий учебного назначения.

И.В. Роберт электронные издания учебного назначения определяет, как учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем приинтерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационнометодического обеспечения учебновоспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [5]. Следует отметить, чтомагистратуратакже является базой для подготовки не только специалистов высокой квалификации, но ибудущихученых, уровень общей и профессиональной подготовки которых должен быть адекватен требованиям постоянно изменяющегося общества. Исходя из чего, выдвигается проблема обеспечения качества образовательного процесса вмагистратуре, которое направлено на подготовку специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации, умением ставить

научно исследовательскиезадачи, планировать проведение исследований, выполнять исследовательские действия, анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Одним из составляющих информационнокоммуникационной среды вузаявляются электроннообразовательные ресурсы нового поколения, позволяющий осуществить на практике реальную интеграцию учебных предметов электронных средств учебного назначения[2].Одним из электронных средств учебного назначения является электронный учебнометодический материал (ЭУММ), которыйпредоставляет новые возможности и создает принципиально новые педагогические инструменты.Нами в профессиональнойподготовке магистров по программам «Информационные технологии в физико математическом образовании» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» при Дагестанском государственном педагогическом университетебольшое внимание уделяется процессу создания ЭУММ по дисциплинам вариативной части учебного плана, которые размещаются в Webсайтемагистров для дальнейшего использования в теории и исследовательской деятельности(рис.1).

Рис.1. Главное окно Webсайта магистров

Студентами магистратуры создается образовательный Webсайт магистровфакультета математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», включающий информацию о программах, краткая автобиография студентов магистратуры, мультимедийные проекты по содержательным линиям школьного курса информатики и ИКТ, а также авторские электронные образовательные ресурсы по различным дисциплинам.

Ссылки на источники1.ВезировТ.Г. Развитие профессиональной компетенции студентов магистратуры в целях информационно –образовательной среды педвуза// Мир науки, культуры, образования. –2013.№4 (41). –С.126 –128.2.Везиров Т.Г., Изотова Л.Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения// Модернизация системы непрерывного образования: материалы второй международной научно –практической конференции. –Дербент: ДГПУ, 2010.С. 3944.3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.4.Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.метод. пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов и др.–М.: ИИО РАО, 2006.–374 с.5.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты)/ И.В. Роберт. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. –398 с.6.ЦуниковаТ.Г. Формирование научноисследовательской компетентности специалистов в техническом университете. М.,20087.www.consultant.ruПриказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505.