Управление государственным внешним долгом в России
Выпуск:
ART 86039
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрекова
А.
Р.,
Глотова
И.
И. Управление государственным внешним долгом в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
176–180. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86039.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим аспектам управления государственным долгом и проблемам управления государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Ключевые слова:
двухуровневая организационная структура по управлению внешним государственным долгом, классификация государственного долга, выбор системы управления долгом, специфика системы управления государственным долгом в россии.
Текст статьи
Глотова Ирина Ивановна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольiringlotova@yandex.ru
Абрекова Алина Раминовна,студентка 3 курса Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь
abrekovaalina@gmail.com
Управление государственным внешним долгомв России
Аннотация.Данная статья посвящена теоретическим аспектам управления государственным долгоми проблемам управлениягосударственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.Ключевые слова: двухуровневая организационная структура по управлению внешним государственнымдолгом,классификация государственного долга, выбор системы управления долгом,специфика системы управления государственным долгом в России.
За последнее десятилетие внешний государственный долг Российской Федерации периодически увеличивался и снижался, что связано с выполнением своих обязательств перед кредиторами и приобретением новых кредитов и займов при ухудшении экономической обстановки. Кредиторами выступали члены Парижского клуба и иные международные финансовые организации. На начало 2015 года внешний долг имел тенденцию к снижению. Это положительно сказалось на экономике, так как уплата внешнего долга и процентов по нему была непростой задачей для государства.Размер внешнего долга и затраты на его обслуживание требуют значительных средств и существенно препятствуют проведению научно технической, социальной и экономической политики. Поэтому проблемы внешнего долга требуют оперативного и эффективного решения, учитывающего мировой опыт урегулирования внешнего долга.Двухуровневая организационная структура по управлению внешней задолженностью является инструментом, используемым при погашении внешнего долга. Она учитывает специфику России.Первый уровень подчиняется правительству на основе Министерства финансов и занимается разработкой стратегических решений по управлению задолженностью. Второй уровень отвечает за оперативное управление долгом и создается на базе Внешэкономбанка. В рамках двухуровневой системы управление и снижение задолженности происходит либо в соответствии с координацией различных ведомств, имеющих отношение к внешнему долгу, в рамках существующей структуры органов власти, либо посредством независимого подразделения (агентства), которому будет поручаться вся работа по оперативному управлению долгом. Процесс разработки этой системы регулирования внешнегодолга в Россииобусловлен тем, что на конкретном этапе экономического развития государства может быть задействован. Так, в период экономического роста и подъема, будет уместна деятельность в соответствии ссогласованной работой разныхорганов, относящихся к внешней государственнойзадолженности, в рамках действующей системы органов власти. Объяснением этому служит отсутствие потребностив иных мерах по созданию разнообразных многофункциональных программ и счетов по обслуживанию задолженности, мобилизации средств ипоискаисточников для погашения долга.Иностранный опыт говорит о существовании альтернативных вариантов погашения своих долгов. Выбор системы управления долгомзависит от переговорного процесса кредиторов и должников, а выполнение обязательств от полноты средств. Методы сокращения внешней задолженности,вкоторые в процессе формирования был включен зарубежный опыт, ориентированы на уменьшение долговой нагрузки заемщика. Посоциальноэкономическому значению и использованиюв качестве инструмента экономической политики страны государственный долг бывает активным или пассивным. Активный долг –этосредства, взятые взаймы, размещаемые с целью финансирования определенныхсоциальноэкономическихпроектов и программ, инвестиционныхпланов, рассчитанных на среднесрочныйи долгосрочный период. Пассивная часть государственнойзадолженности предназначена для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.Понятие чистого государственного долга играет важную роль характеристикеобщего состояния долговой зависимости страны. Чистый государственный долг
это положительная или отрицательная величины, определяемаяпутем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике существует определение «чистых заимствований»
разности между привлечением и погашением долговых обязательств.В общем объеме долговых обязательств с учетом различного уровня их регулирования, выделяют понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга.Внешний долг страны перед гражданами и институтами другихстран, являются тяжелым экономическим бременем длягосударства. Данную часть государственнойзадолженностинельзя определить как«задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и суммы долга требует передачи части реального продукта страны другим странам, поэтому управление государственным долгом в последние годы особенно актуально для российских специалистов по экономике.Основной, классическим путем является выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Этот способ ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства. Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется только в случае полного банкротства государства как должника).Реструктуризация кредита заключается в изменении условий кредитного договора с целью уменьшения нагрузки на заемщикаПролонгация —это увеличение сроков возврата долга и погашения процентов.Секьюритизация государственного долга
превращение необращаемой задолженности государства в обращаемые государственные долговые обязательства (ценные бумаги).Капитализация —это реструктурирование государственных облигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.Существует вариант выкупа долга с привлечением третьих сторон должников России, с последующим зачетом российских задолженностей за их долговые обязательства.Конверсия превращение задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в недвижимость, участие в капитале. Внешний долг России на современном этапе и управление им –это однаиз самых острых и непростых проблем для современной российской экономикиеё развития в будущем. В настоящее время правительство РФ проводит активную политику досрочного погашения государственного долга, в частности долга перед Парижским клубом кредиторов. Политическая обстановка в мире, экономическая и военная безопасность, роль России в международных отношениях неразрывно взаимосвязана с обслуживанием, урегулированием и сокращениемвнешнего долга.Следовательно, внешний долг это и также и политическая проблема, нуждающаяся в комплексной, всесторонней оценке.Эта проблема является глобальной не только для России, но и для всего мирового хозяйства.Кроме развивающихся государств дажетакие государства как США, Канада, Германия, стремительно развивающийся Китайесть крупные задолженности. Но в отличие от них у развивающихсястран нет значительного ВВП, крупномасштабногоэкспорта, высокой степенидоверия к обслуживанию ими своего долга, что заставляет ихбрать в долг под высокий процент, хотя они часто оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам, в результате возникает безвыходная ситуация «долговой петли».В процессе анализа современнойпроблемы внешнего долга России, его обслуживания, сокращения и урегулирования, следует учитывать тот факт, чтовнешняя задолженность, в любом случае, отражает общие изменения в развитии государственной экономики. В нейпроявляются общие макроэкономическиезадачи, эффективность экономического роста государства, положение, складывающееся во внешней экономике, отношение внешних активов и пассивов. Витоге, внешний долг является результатом определенной экономической политикигосударства на определенном этапе.Необходимость иностранной поддержки и раскрытия отечественного научного и технического потенциала, активной инвестиционнойсреды, впервую очередь вреальном секторе экономикидолжна быть в основе решения проблемы внешней задолженности в долгосрочном плане. Если наша страна не будет развивать экономику, и будет полагаться только на экспорттопливносырьевых и энергетических ресурсов, то она окажется на перифериимирового хозяйства.
Наличие внешнегодолга одним из отрицательных элементов экономикиРоссии. Нельзя говорить о повышении темпов роста экономики, улучшения инвестиционной среды и возрастании экспорта,не принимая мер по предотвращению утечки капитала и неэффективно управляя задолженностью.По причине небольшого выбора источников погашениязадолженности,решение задач обслуживания и уменьшения внешнего долгазатруднительно, если большую часть населения составляет малообеспеченный слой, и областиобразования, здравоохранения, обороны, жилищнокоммунального хозяйства, ипотечного кредитования испытывают недостаток финансовых ресурсов. Ввиду данных обстоятельств, можносделать вывод, что проблема внешнего долга является в первую очередь проблемой, связанной с обязательствами правительства государства перед населением Российской Федерации.То, что внешняя задолженность знакома всем странам мира и является всеобщей проблемой –это общеизвестный факт.Об этом свидетельствует совокупный объеммеждународныхнепогашенных задолженностей в 2005 году 8,4 трлн. долл. Однако, для России актуальность этой проблемы обуславливается еще и тем, что от ее решения зависит сохранение авторитета страны, защита экономической и политической независимости. Преодолевая внутренние и внешние кризисы в экономике, снижая цены энергоносители на рынке, ограничиваяквотына разработку и добычу нефти,считается разумным оперативное регулирование внешнего долгапри помощи отдельного, специализированного и независимогооргана (агентства) при правительствегосударства. Отличительной чертой этого подразделения является фактор ограниченной специализации и предназначение этого органа, оперативность и точность при ведении деятельности в изменчивой среде, борьба с бюрократизации в течение осуществления данных процессов. Разработка такой системы регулирования внешнего долга позволит проводить эффективную долговую политику, усовершенствовать методы управления активами, базируясь на периодической проверке их наличия и анализа эффективности их использования, а кроме того даст возможность управлятьгосударственнойзадолженностьюс учетом соотношения объема внешней и внутренней задолженности с ресурсами государства.Процесс разработки единая системырегулирования государственного долга России, ориентированногона более рациональный подход к структуре задолженности и расходов на еепогашение и обслуживаниеимеет следующий состав:1)Разработка общей информационнойбазы, в состав которой входит ежедневная информация обо всех операцияхс внешним долгом.2)Единый теоретический и методологический подход к планированию показателей государственного внешнего долга Российской Федерации.3)Оптимизированная координация программгосударственных заимствований РФ.В процессе осуществления политикипо снижениювнешнего долга, руководство России должно опираться напозитивный опыт других стран при решении подобных задач, показывающий, что самый оптимальныйметод регулирования внешних заимствований –управление долгомпутем расширения финансовокредитногопортфеля.Системауправления внешним долгом в России при рыночной экономике обладает собственной спецификой. Ее необходимо учитывать в ходе анализа внешних долгов.1)Нужно принимать бывшие страны СССР, которые имелисложную систему валютных классификаций и своеобразный учет долговых обязательств и требований, что затрудняет оценку реального состояния международных требований и обязательств на момент перехода ответственности по ним к России. Также необходимо помнить, что процесс урегулирования внешнего долга бывшего СССР будет отличаться от той политики, которую проводит современная Россия относительно своей задолженности.
2)Охватвключает государственную и частную коммерческую задолженность, в том числе доставшуюся от СССР,до сих пор требующую урегулирования. Однако долги государства и частные задолженности являются двумя разными составляющимивнешнего долга, к которым применяются различныеметоды.
3)База с информацией по международным кредитным операциям России неявляется полной. Многие недостающие данныеи несоответствующую информацию невозможнозаполнить.4)Мероприятия и решения, принятые по управлению внешним долгом не всегда имеют правовую основу.
Ссылки на источники1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) 2. Алехин Б.И. Государственный долг. М.: ЮНИТИДАНА, 2010. 335 с.3. Богусловский М. М. Иностранные инвестиции. М.: Финансы, 2011. 110 с.4. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции. М.: ИнфраМ, 2010. 106 с.5. Орлова Е. Р. Иностранные инвестиции в России. М.: ОмегаЛ, 2010. 110 с.6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Смитиенко Б.М. М.: ИНФРАМ, 2011 278 с.
Абрекова Алина Раминовна,студентка 3 курса Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь
abrekovaalina@gmail.com
Управление государственным внешним долгомв России
Аннотация.Данная статья посвящена теоретическим аспектам управления государственным долгоми проблемам управлениягосударственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.Ключевые слова: двухуровневая организационная структура по управлению внешним государственнымдолгом,классификация государственного долга, выбор системы управления долгом,специфика системы управления государственным долгом в России.
За последнее десятилетие внешний государственный долг Российской Федерации периодически увеличивался и снижался, что связано с выполнением своих обязательств перед кредиторами и приобретением новых кредитов и займов при ухудшении экономической обстановки. Кредиторами выступали члены Парижского клуба и иные международные финансовые организации. На начало 2015 года внешний долг имел тенденцию к снижению. Это положительно сказалось на экономике, так как уплата внешнего долга и процентов по нему была непростой задачей для государства.Размер внешнего долга и затраты на его обслуживание требуют значительных средств и существенно препятствуют проведению научно технической, социальной и экономической политики. Поэтому проблемы внешнего долга требуют оперативного и эффективного решения, учитывающего мировой опыт урегулирования внешнего долга.Двухуровневая организационная структура по управлению внешней задолженностью является инструментом, используемым при погашении внешнего долга. Она учитывает специфику России.Первый уровень подчиняется правительству на основе Министерства финансов и занимается разработкой стратегических решений по управлению задолженностью. Второй уровень отвечает за оперативное управление долгом и создается на базе Внешэкономбанка. В рамках двухуровневой системы управление и снижение задолженности происходит либо в соответствии с координацией различных ведомств, имеющих отношение к внешнему долгу, в рамках существующей структуры органов власти, либо посредством независимого подразделения (агентства), которому будет поручаться вся работа по оперативному управлению долгом. Процесс разработки этой системы регулирования внешнегодолга в Россииобусловлен тем, что на конкретном этапе экономического развития государства может быть задействован. Так, в период экономического роста и подъема, будет уместна деятельность в соответствии ссогласованной работой разныхорганов, относящихся к внешней государственнойзадолженности, в рамках действующей системы органов власти. Объяснением этому служит отсутствие потребностив иных мерах по созданию разнообразных многофункциональных программ и счетов по обслуживанию задолженности, мобилизации средств ипоискаисточников для погашения долга.Иностранный опыт говорит о существовании альтернативных вариантов погашения своих долгов. Выбор системы управления долгомзависит от переговорного процесса кредиторов и должников, а выполнение обязательств от полноты средств. Методы сокращения внешней задолженности,вкоторые в процессе формирования был включен зарубежный опыт, ориентированы на уменьшение долговой нагрузки заемщика. Посоциальноэкономическому значению и использованиюв качестве инструмента экономической политики страны государственный долг бывает активным или пассивным. Активный долг –этосредства, взятые взаймы, размещаемые с целью финансирования определенныхсоциальноэкономическихпроектов и программ, инвестиционныхпланов, рассчитанных на среднесрочныйи долгосрочный период. Пассивная часть государственнойзадолженности предназначена для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.Понятие чистого государственного долга играет важную роль характеристикеобщего состояния долговой зависимости страны. Чистый государственный долг
это положительная или отрицательная величины, определяемаяпутем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике существует определение «чистых заимствований»
разности между привлечением и погашением долговых обязательств.В общем объеме долговых обязательств с учетом различного уровня их регулирования, выделяют понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга.Внешний долг страны перед гражданами и институтами другихстран, являются тяжелым экономическим бременем длягосударства. Данную часть государственнойзадолженностинельзя определить как«задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и суммы долга требует передачи части реального продукта страны другим странам, поэтому управление государственным долгом в последние годы особенно актуально для российских специалистов по экономике.Основной, классическим путем является выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Этот способ ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства. Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется только в случае полного банкротства государства как должника).Реструктуризация кредита заключается в изменении условий кредитного договора с целью уменьшения нагрузки на заемщикаПролонгация —это увеличение сроков возврата долга и погашения процентов.Секьюритизация государственного долга
превращение необращаемой задолженности государства в обращаемые государственные долговые обязательства (ценные бумаги).Капитализация —это реструктурирование государственных облигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.Существует вариант выкупа долга с привлечением третьих сторон должников России, с последующим зачетом российских задолженностей за их долговые обязательства.Конверсия превращение задолженности в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в недвижимость, участие в капитале. Внешний долг России на современном этапе и управление им –это однаиз самых острых и непростых проблем для современной российской экономикиеё развития в будущем. В настоящее время правительство РФ проводит активную политику досрочного погашения государственного долга, в частности долга перед Парижским клубом кредиторов. Политическая обстановка в мире, экономическая и военная безопасность, роль России в международных отношениях неразрывно взаимосвязана с обслуживанием, урегулированием и сокращениемвнешнего долга.Следовательно, внешний долг это и также и политическая проблема, нуждающаяся в комплексной, всесторонней оценке.Эта проблема является глобальной не только для России, но и для всего мирового хозяйства.Кроме развивающихся государств дажетакие государства как США, Канада, Германия, стремительно развивающийся Китайесть крупные задолженности. Но в отличие от них у развивающихсястран нет значительного ВВП, крупномасштабногоэкспорта, высокой степенидоверия к обслуживанию ими своего долга, что заставляет ихбрать в долг под высокий процент, хотя они часто оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам, в результате возникает безвыходная ситуация «долговой петли».В процессе анализа современнойпроблемы внешнего долга России, его обслуживания, сокращения и урегулирования, следует учитывать тот факт, чтовнешняя задолженность, в любом случае, отражает общие изменения в развитии государственной экономики. В нейпроявляются общие макроэкономическиезадачи, эффективность экономического роста государства, положение, складывающееся во внешней экономике, отношение внешних активов и пассивов. Витоге, внешний долг является результатом определенной экономической политикигосударства на определенном этапе.Необходимость иностранной поддержки и раскрытия отечественного научного и технического потенциала, активной инвестиционнойсреды, впервую очередь вреальном секторе экономикидолжна быть в основе решения проблемы внешней задолженности в долгосрочном плане. Если наша страна не будет развивать экономику, и будет полагаться только на экспорттопливносырьевых и энергетических ресурсов, то она окажется на перифериимирового хозяйства.
Наличие внешнегодолга одним из отрицательных элементов экономикиРоссии. Нельзя говорить о повышении темпов роста экономики, улучшения инвестиционной среды и возрастании экспорта,не принимая мер по предотвращению утечки капитала и неэффективно управляя задолженностью.По причине небольшого выбора источников погашениязадолженности,решение задач обслуживания и уменьшения внешнего долгазатруднительно, если большую часть населения составляет малообеспеченный слой, и областиобразования, здравоохранения, обороны, жилищнокоммунального хозяйства, ипотечного кредитования испытывают недостаток финансовых ресурсов. Ввиду данных обстоятельств, можносделать вывод, что проблема внешнего долга является в первую очередь проблемой, связанной с обязательствами правительства государства перед населением Российской Федерации.То, что внешняя задолженность знакома всем странам мира и является всеобщей проблемой –это общеизвестный факт.Об этом свидетельствует совокупный объеммеждународныхнепогашенных задолженностей в 2005 году 8,4 трлн. долл. Однако, для России актуальность этой проблемы обуславливается еще и тем, что от ее решения зависит сохранение авторитета страны, защита экономической и политической независимости. Преодолевая внутренние и внешние кризисы в экономике, снижая цены энергоносители на рынке, ограничиваяквотына разработку и добычу нефти,считается разумным оперативное регулирование внешнего долгапри помощи отдельного, специализированного и независимогооргана (агентства) при правительствегосударства. Отличительной чертой этого подразделения является фактор ограниченной специализации и предназначение этого органа, оперативность и точность при ведении деятельности в изменчивой среде, борьба с бюрократизации в течение осуществления данных процессов. Разработка такой системы регулирования внешнего долга позволит проводить эффективную долговую политику, усовершенствовать методы управления активами, базируясь на периодической проверке их наличия и анализа эффективности их использования, а кроме того даст возможность управлятьгосударственнойзадолженностьюс учетом соотношения объема внешней и внутренней задолженности с ресурсами государства.Процесс разработки единая системырегулирования государственного долга России, ориентированногона более рациональный подход к структуре задолженности и расходов на еепогашение и обслуживаниеимеет следующий состав:1)Разработка общей информационнойбазы, в состав которой входит ежедневная информация обо всех операцияхс внешним долгом.2)Единый теоретический и методологический подход к планированию показателей государственного внешнего долга Российской Федерации.3)Оптимизированная координация программгосударственных заимствований РФ.В процессе осуществления политикипо снижениювнешнего долга, руководство России должно опираться напозитивный опыт других стран при решении подобных задач, показывающий, что самый оптимальныйметод регулирования внешних заимствований –управление долгомпутем расширения финансовокредитногопортфеля.Системауправления внешним долгом в России при рыночной экономике обладает собственной спецификой. Ее необходимо учитывать в ходе анализа внешних долгов.1)Нужно принимать бывшие страны СССР, которые имелисложную систему валютных классификаций и своеобразный учет долговых обязательств и требований, что затрудняет оценку реального состояния международных требований и обязательств на момент перехода ответственности по ним к России. Также необходимо помнить, что процесс урегулирования внешнего долга бывшего СССР будет отличаться от той политики, которую проводит современная Россия относительно своей задолженности.
2)Охватвключает государственную и частную коммерческую задолженность, в том числе доставшуюся от СССР,до сих пор требующую урегулирования. Однако долги государства и частные задолженности являются двумя разными составляющимивнешнего долга, к которым применяются различныеметоды.
3)База с информацией по международным кредитным операциям России неявляется полной. Многие недостающие данныеи несоответствующую информацию невозможнозаполнить.4)Мероприятия и решения, принятые по управлению внешним долгом не всегда имеют правовую основу.
Ссылки на источники1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) 2. Алехин Б.И. Государственный долг. М.: ЮНИТИДАНА, 2010. 335 с.3. Богусловский М. М. Иностранные инвестиции. М.: Финансы, 2011. 110 с.4. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции. М.: ИнфраМ, 2010. 106 с.5. Орлова Е. Р. Иностранные инвестиции в России. М.: ОмегаЛ, 2010. 110 с.6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Смитиенко Б.М. М.: ИНФРАМ, 2011 278 с.