Стратегия коммерческого банка как концептуальная основа его деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонец О. Е., Новикова А. А., Хохлова И. В. Стратегия коммерческого банка как концептуальная основа его деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86050.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются методологические особенности формирования стратегии коммерческого банка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Анастасия Александровна,3 курс, экономика РУК Брянский филиал

Хохлова ИринаВитальевна,3 курс,экономика РУК Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,

к.э.н, доцент, профессор РАЕ , научный руководитель

Стратегиякоммерческогобанкакак концептуальная основа его деятельности

Аннотация.В статье рассматриваются методологические особенности формирования стратегии коммерческого банка.Ключевые слова:стратегия, банк, инфраструктура, внешняя среда, внутренняя среда.

По мере ускорения темпов технологического, социальноэкономического развития общества и возникновения принципиально новых проблем (например, информационной безопасности) разработка стратегии для организаций любых отраслей и сфер деятельности становится насущной необходимостью. Это обусловлено тем, что принципиальной установкой стратегического менеджмента является не разработка плана развития организационной системы на длительный период, а формирование ключевых компетенций, обеспечивающих сохранение жизнеспособности организации в турбулентной среде. В этом русле появление и утверждение Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации вполне закономерно.Начнем с категории ©стратегияª. При всем многообразии ее определений в управленческой деятельности стратегия обычнопонимается какгенеральная программа действий, которая формулирует главные цели и пути их достижения таким образом, что организация (в данном случае банковский сектор) получает единое направление движения.Стратегия призвана обозначитьперспективудолгосрочного развития банковского сектора,принципы поведениякоммерческих банков и регулирующих органов, способствующие достижению долгосрочных результатов (перспектив)[1,с. 78]. Кроме того, стратегия представляет собой технологию управления в условияхповышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. В этом смысле стратегическое управлениеосновывается на следующих положениях:‬невозможно с достаточной степенью точности предсказать в долгосрочной перспективе тенденции социальноэкономического, технологического, политического, экологического развития общества;‬организационная система стремится к постоянным изменениям;‬организационная структура управления должна быть гибкой и изменчивой;‬управленческие решения принимаются через активный поиск новых возможностей и предвидение проблем;‬при принятии решений формируется и оценивается широкий спектр возможных альтернатив;‬при необходимости организационная система пересматривает поставленные цели;‬управленческая реакция ‬опережающая (проактивное управление становится необходимостью).Стратегия как позиция характеризует ту опосредующую силу, которая создается между организацией и внешней средой. Стратегическая позиция обусловливается воздействием на стратегию внешней среды, стратегическими возможностями организации (ресурсы и компетенции), а также ожиданиями и влиянием заинтересованных сторон. В качестве перспективы стратегия отражает восприятие лидером организации окружающего мира, то есть этот подход фокусирует внимание руководителя на самой организации, ее миссии, модели бизнеса. П.Друкер называл ее ©движущей силой бизнесаª [2], поскольку стратегия становится неким аналогом идеального в философии. Такой подход к стратегии менее всего обеспечивает понимание процесса разработки видения (полусознательного, базирующегося на жизненном опыте и интуиции руководителя) и содержания стратегии, существующей в сознании руководителя как перспектива.Стратегия как прикрытиеозначает, чтоорганизация должна выработать действия, нацеленные на то, чтобы обойти конкурентов, создавая уникальную ценность.Впроцессе разработки стратегии необходимо выделить основные элементы стратегического управления:1.Стратегическая позиция:Внешняя и внутренняя средаСтратегические возможностиВидение, цели, приоритеты 2.Стратегический анализ и стратегические альтернативыКорпоративная стратегияБизнесстратегииФункциональные стратегииОперационные стратегии3.Реализация стратегииУправление изменениямиОбеспечение успеха стратегии за счет ресурсов организацииИзменение организационной структурыВзаимосвязь этих элементов определяет уровень стратегического менеджмента в организации. Однако в реальной практике отдельные элементы могут отсутствовать, в частности, стратегия разрабатывается без определения видения и постановки стратегических целей. В этом случае существует угроза синергизму бизнеса, его общему развитию, поскольку может возникнуть ситуация, когда ©левая рука не знает, что делает праваяª[3].Стратегия банка ‬это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи, и пути их достижения. Стратегия банка служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности, т.е. она является основой всей системы банковского менеджмента. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии банка и достижение его целей.Практический опыт формирования системы стратегического управления на микроуровне показывает, что руководство процессом разработки стратегии осуществляет собственник (или его представитель), который определяет желаемый образ организации и устанавливают стратегические цели ее развития. Кроме того, в этом процессе обязательно участвуют:‬специальная служба, ответственная за сбор информации, проведение стратегического анализа и формирование стратегических альтернатив развития (отдел развития, стратегического планирования или иная служба с аналогичными функциями);‬функциональные структуры, реализующие запланированные мероприятия.На развитие банковского сектора значительное влияние оказывают специфические особенности государственного регулирования, ужесточение законодательства в отношении деятельности кредитных организаций, обострение конкуренции, что заставляет банки повышать эффективность функционирования систем внутреннего контроля (аудита), заботиться о лояльности клиентов, разрабатывать новые и модернизировать существующие банковские продукты.Стратегический план придает банку определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так,

чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность банка в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.Стратегическое планирование в банках применимо к любой проблеме, которая: связана с глобальными целями банка, ориентирована на будущее, затрагивает внешние факторы, влияющие на результаты деятельности банка. Для эффективной разработки стратегического плана необходимо осуществлять стратегическое управление.Повышение эффективности деятельности коммерческого банка обеспечивается за счет реализации крупных технологических проектов и программ повышения эффективности за счет развития инфраструктуры ИТ, оптимизации взаимодействия между структурными подразделениями банка.С 1990хгг. благодаря развитию информационных технологий все большее значение в банковском секторе приобретает так называемая стратегия замкнутости, которая проявляется в создании организациями серьезных преград своим клиентам, пожелавшим перейти к конкурентам. Яркий пример реализации такой стратегии ‬кредитные карты Visa и МаsterCard. Потребители предпочитают те карты, которые принимаются в большинстве магазинов, а торговые организации стараются ограничиться малым ассортиментом карт, которыми, однако, владеет большая часть населения. Стратегия замкнутости нуждается в мощных инновационных процессах, необходимо постоянно улучшать продукт, обеспечивая простоту его использования.Если в качестве базового инструмента стратегического управления в коммерческом банке использовать сбалансированную систему показателей (BSC), то в качестве финансовых целей следует принять рост доходов за счет расширения рынков (с точки зрения производительности ‬увеличение рентабельности инвестированного капитала); по клиентской составляющей ‬предоставлять клиентам необходимую и своевременную информацию и технологические решения, позволяющие быстро предпринимать эффективнее действия и получать явную выгоду (ROI); развивать стратегические взаимоотношения с крупными потребителями и способствовать созданию мнения об организации как о надежном и авторитетном коммерческом банке.К устойчивости стремятся все системы, однако реально достигнуть такого состояния могут лишь открытые системы адаптивного характера. Схематическипроцесс адаптацииможно представить следующим образом: постановка конкретной цели в условиях реальной экономической средыфиксация несовпадения результатов деятельности с поставленной цельюивыхода из состояния равновесияадаптациякоррекция цели или системыравновесие на новом уровне,разработка технологии бизнеспроцессов, рискменеджмента.Ядром системы рискменеджмента являетсякредитный рискменеджмент, представляющий собой совокупность концептуальных подходов, методов, технологий и инструментов, моделей, сценариев и управленческих решений,применение которых при эффективной организации управления кредитным риском обеспечивает качество кредитного дела.Именно кредитное дело обеспечивает баланс интересов банков и их клиентов, а также вкладчиков, кредиторов и других заинтересованных лиц при условии соблюдения ими этических норм и принципов взаимовыгодных партнерских отношений, что предопределяет устойчивость и надежность банка и создает условия для успешной реализации стратегии коммерческого банка.

Ссылки на источники1.Стрельцова Н.Т.Еще раз … о стратегии развития банковского сектора России // Сибирская финансовая школа, 2004. №3. С.78‬82.2.МинцбергГ., АльсьрэндБ., ЛэмпенДж.Школа стратегий / пер. с англ.; под ред. Ю.Каптуревского. Спб.: Питер, 2001. 336с.3.Томпсонмл.А.А., Стрикленд А.Дж.Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12е изд. / пер. с. англ. М.: Вильямс, 2002. 928с.4.Никонец О.Е. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО РЫНКА//Перспективы науки. 2011.№6(21). С. 142144.5.Никонец О.Е.ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ//Вестник Брянского государственного университета. 2012.№3(2). С. 293295.