Анализ системы государственного регулирования экономики АПК в Липецкой области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пучнина А. А. Анализ системы государственного регулирования экономики АПК в Липецкой области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86058.htm.
Аннотация. Тема данной статьи особенно актуальна, так как создание устойчиво развивающегося агропромышленного комплекса России в нынешних условиях выдвигает большое количество проблем, среди которых особое значение приобретает повышение влияния и роли государственного регулирования. От ее успешного решения во многом зависит продовольственная безопасность страны, обеспечение промышленности сырьем, населения – продуктами питания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пучнина Анна Александровна,преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финансового университета,г.Липецк;аспирант кафедры «Экономика, экономический анализ и менеджмент» Елецкого государственногоуниверситетаим.И.А.Бунина, г.Елецanyuta.puchnina@yandex.ru

Анализ системы государственного регулирования экономики АПКв Липецкой области

Аннотация.Тема данной статьи особенно актуальна, т.к. создание устойчиво развивающегося агропромышленного комплексаРоссии в нынешнихусловиях выдвигает большое количествопроблем, среди которых особое значение приобретает повышение влияния и роли государственного регулирования. От успешного ее решения во многом зависит обеспечение промышленности сырьем, населения продуктами питания и продовольственная безопасность страны. Ключевые слова:государственное регулирование; агропромышленный комплекс; устойчивость развития; направления поддержки.

Агропромышленный комплекс является самымкрупнымнароднохозяйственным комплексомстраныивключаеттрисферысвязанныхмеждусобой отраслей. Первая отрасль –это сельское хозяйство, вторая и третья отрасли «до» и«после»сельскогохозяйства.Надолю АПКприходитсяболее30%работников, задействованных в сфере материального производства,25%основныхфондов.Отустойчивогофункционирования аграрного сектора в значительной степени зависит и уровень жизни населения[6].Анализируя агропромышленный комплекс Липецкой области в20112013гг. можно утверждать, что он активно развивался и имел положительную динамику. О положительной тенденции развитияАПК Липецкой области свидетельствуют данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Перейдем к примерам:

объем производства продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных товаропроизводителей области за январьдекабрь 2011 года в фактически действовавших ценах, по расчетам, составил 47,2 млрд.рублей (по сельскохозяйственным организациям 32,9 млрд.руб.),в 2012 г. составил 52,5 млрд. рублей (по сельскохозяйственным организациям 34,9 млрд. рублей), в 2013г. данный показатель составил 66,5млрд. рублей (по сельскохозяйственным организациям –45,9млрд. рублей)[14].

Данные показатели отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Объем производства продукцииАПК Липецкой области в 20112013 гг., млрд. руб.

Наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия в значительной мере способствовалимеры, принимаемые производителями по модернизации производства, улучшению качества и расширению ассортимента продукции, внедрению инновационных технологий, а также меры по государственной поддержке агропромышленного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровнях[7].

В Липецкой области существуютследующиеосновные направления государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса:непрерывный мониторинг основных рисков агропромышленного производства, прогнозирование их последствий, программирование адекватных ответных мероприятий;законодательное определение рамочных условий и ограничений деятельности сельскохозяйственных и иных предприятий агропромышленного комплекса: антимонопольное регулирование в сфере агропромышленной деятельности, регулирование земельного рынка, особые режимы налогообложения, технические регламенты, лицензии и другие виды ограничений и т.д.;законодательная и финансовая поддержка институциональных преобразований и интеграционных процессов в агропромышленном комплексе;бюджетная поддержка фермерских хозяйств, иных контрагентов продовольственного рынка в форме субсидий (включая налоговые льготы), кредитов и гарантий. Это направление регулирования может иметь как общий, так и селективный характер, реализующий заданные приоритеты в развитии агросферы;бюджетная поддержка социальной сферы сельской местности и отдельных видов деятельности, необходимых для поддержания стабильности продовольственного рынка, но не отвечающих рыночным ожиданиям производителей по критерию прибыльности (рентабельности);косвенное регулирование объемов продаж и цен «спросапредложения» на товарных рынках (в основном на рынке зерна) путем осуществления государственных закупок и товарных интервенций;

программы устойчивого развития сельских территорий и сохранения природных ресурсов и природного ландшафта;государственное предпринимательство в сфере агропромышленного производства и государственные инвестиции в его развитие (включая финансирование проектов инфраструктурного характера);закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия для государственных нужд;тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;информационное обеспечение и консультационное обслуживание субъектов агропродовольственного рынка[5].Проведем анализ системы государственного регулирования экономики АПК в Липецкой области по основным ее элементам:1. Контроль заработной платы в АПК области.Управлением сельского хозяйства Липецкой области постоянно осуществляется контроль и проводится ежедневный мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в АПК области. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве (по крупным и средним предприятиям) за 2011 г.составила 14486,3 рублей. По данным территориального органа статистики среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве (по крупным и средним предприятиям) по состоянию на 31.12.2012 года 16557 рублей, что составило 115,4 процентов к соответствующему уровню прошлого года, по состоянию на 31.12.2013 –18786,4 рублей, что составило к уровню прошлого года 113 %[4]. Представим динамикуроста заработной платы на предприятиях АПК Липецкой области в 20112013 гг. на рисунке 2.

Рис.2. Динамика роста заработной платы на предприятиях АПК Липецкой области в 20112013 гг., руб.

По данным, представленным на рисунке3, можно увидеть, чтов 20112013 гг. наблюдается устойчивый рост заработной платы на предприятиях агропромышленного комплекса Липецкой области. В 2013 г. по сравнению с данными за 2011 г. данный показатель вырос на 4300 руб., т.е. на 29,68%.2. Финансирование субъектов АПК из федерального и областного бюджетов.За 2011 год поступило по программам из федерального и областного бюджета 3685,8 млн. рублей, из них фактически профинансировано в 2011 г.

3649,4 млн. рублей (1503,5 млн.руб. из областного бюджета и 2145,9 млн.руб. из федерального бюджета), за 2012 год 3467,1 млн. рублей, из них фактически профинансировано конец 2012года 3463,5 млн. рублей (1142,1 млн. рублей из областного бюджета и 2321,4 млн. рублей из федерального бюджета). За 2013 год поступило по программам из федерального и областного бюджетов 4592,6 млн. рублей (132 % к 2012 году), из них фактически профинансировано на 01.01.2014 –4565 млн. рублей (1413,97 млн. рублей из областного бюджета и 3151,1 млн. рублей из федерального бюджета)[1]. Рассмотрим данные показатели на рисунке 3.

Рис. 3. Объемы финансирования субъектов АПК Липецкой области из федерального и областного бюджетов в 20112013 гг., млн.руб.

Таким образом, в 2013 г. наблюдается динамика роста объемов финансирования АПК Липецкой области из федерального и областного бюджетов. Постановлением администрации Липецкой области № 485 от 28 октября 2013 года была утверждена государственная программа Липецкой области «Развитие сельского хозяйства ирегулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области», которая была разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 голы» и постановлением администрации Липецкой области от 18.08.2011 г. № 294 «О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области». Целью Государственной программы является обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышение территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров[3]. Постановлением администрации Липецкой области № 490 от 30 октября 2013 года также была утверждена государственная программа Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области». Целью данной программы является развитие коллективных форм собственности для обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. Финансирование мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства в рамках областных целевых программ и на условиях софинансирования из областного бюджета в 2013 году началось в период интенсивной подготовки к проведению весеннеполевых работ и продолжалось в течение всего года. По финансированию мероприятий в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» всего было выплачено 3699,5 млн. рублей, по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов –135,8 млн. рублей. По программе «Развитие производства яйца куриного пищевого вЛипецкой области» профинансировано 98,2 млн. рублей, по программе «Развитие мясного скотоводства в Липецкой области» выплачено 120,1 млн. рублей, по программе «Развитие производства и переработки мяса птицы в Липецкой области» 237,7 млн. рублей, по программе «Развитие производства и переработки свинины в Липецкой области» 42,5 млн. рублей. 3. Социальное развитие села.По социальному развитию села в 2011 г. фактически было профинансировано 154,6 млн. руб., в 2012 г. –188 млн. руб., а в2013 г. 208,3млн. рублей(рис. 5). Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, за анализируемый периодсоставил 16,07 тыс. кв. м (в том числе для молодых специалистов –12,46 тыс. кв. м), газовых сетей –20,1 км, водопроводных сетей –20 км и 4 фельдшерскоакушерских пункта.

Рис.4. Финансирование социальное развитие села в 20112013 гг., млн. руб.

Из представленных данных на рисунке4,можно говорить о том, чтообъемы финансирования социального развития села в анализируемом периоде растут. Инфраструктура сельской местности также динамично развивается.4. Поддержка малых форм хозяйствования.Малые формы хозяйствования занимают все более значимое место в агропромышленном комплексе Липецкой области, в частности в производстве продовольственных товаров, внося существенный вклад в формирование продовольственных ресурсов региона. Кроме того, они играют важную роль в формировании занятости и в росте доходов сельского населения, в снижении безработицы в сельской местности. К малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные (потребительские и производственные) кооперативы.Основными направлениями государственной поддержки и стимулирования развития малых форм хозяйствования являются: 1) субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным СПоК, ЛПХ и КФХ на развитие хозяйства;2) предоставление для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, муниципальных залоговых фондов;3) выдача на льготных условиях микрозаймов; 4) предоставление на конкурсной основе грантов начинающим фермерам и на создание семейных ферм[2].

Главными формами поддержки малых форм хозяйствования в Липецкой области является кредитование и субсидирование. На территории Липецкой области по состоянию на 01.01.2014 года зарегистрировано 305840 ЛПХ, 533 СХПК и 98 КФХ. Динамика роста МФХпредставленана рис. 5.

Рис.5.Малые формы хозяйствованияв Липецкой области в 20122013 гг., шт.

Из данных, отраженных на рисунке5,можно утверждать, чтов 20112013 гг.число малых форм хозяйствованияросло именно благодаря оказываемой поддержке со стороны государства.Таким образом, вЛипецкой области реализуется комплексная система государственного регулирования экономики АПК, реализующая благоприятные условия для его развития, что доказано поступательной динамикой в деятельности субъектов, функционирующих в данной системе.

Ссылки на источники1.О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264ФЗ[Электронный ресурс]// Справочноправовая система «Консультант Плюс». –Режим доступа: локальный. –Дата обращения29.11.2015.2.О концепциидолгосрочногосоциальноэкономическогоразвитияРоссийскойФедерациинапериоддо2020года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662р [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Консультант Плюс». –Режим доступа: локальный. –Дата обращения 29.11.2015.3.Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.lipstat.gks.ru5.Управлениесельского хозяйства Липецкой области. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ush48.z4.ru6.Пучнина А.А.,Юдин О.И.Формирование эффективного механизма реализации инноваций в АПК//ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.2014. № 2. С. 3235.

7.Нестерова Н.Н., Савенкова О.Ю. Роль агропромышленного комплекса в развитии социальноэкономического потенциала региона// Теория и практика общественного развития. 2012.№11. С. 282285.