Особенности государственно-религиозных отношений в контексте светской модели государства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сплавская Н. В., Саломатин Л. А. Особенности государственно-религиозных отношений в контексте светской модели государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86057.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу сущности светского государства и современным проблемам, возникающим во взаимоотношениях государства и религии. Автор выделил существенные признаки, функции и задачи современного светского государства в контексте взаимоотношений с религией в целом и религиозными организациями в частности и сделал обоснованные выводы по рассматриваемой проблеме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СаломатинЛеонид Алексеевич,студент 4 курса очной формы обучения юридического факультета НОУ ВПО "Международный инновационный университет", г. Сочиya.uhfybwf@yandex.ru

Особенности государственнорелигиозных отношений в контексте светскоймоделигосударства

Аннотация.Статья посвящена анализу сущности светского государстваи современным проблемам, возникающим во взаимоотношениях государства и религии.Автор выделил существенныепризнаки, функции и задачи современного светского государства в контексте взаимоотношений с религией в целом, и религиозными организациями вчастности, и сделал обоснованные выводы по рассматриваемой проблеме.Ключевые слова: государственнорелигиозные отношения, религия, светское государство,толерантность, религиозные организации.

Светское государство это такая организация государства, которая обуславливает такой его режим, при котором религиозные объединения не являются частью механизма осуществления государственной власти, религиозные нормы не включены в правовую систему, государственные органы взаимодействуют с религиозными объединениями только в установленных законодательством сферах при условия правового равенства всех конфессий. С учетом представленного определения можно выделить следующие ключевые признаки светского государства[1]:

отделение от государства религиозных объединений, государство не возлагает исполнение функций государственных органов власти на религиозные объединения;

нормативное закрепление равенства всех религиозных объединений перед законом, никакое религиозное объединение не пользуется со стороны государства никакими преимуществами;

недопустимость установления общеобязательной или официальной религии;

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии и религиозных убеждений. Остальные признаки, так или иначе, происходят из вышеназванных характеристик. Это сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных образований, невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан, запрет возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, запрет государственным и муниципальным служащим использовать своё служебное положение в интересах религиозных объединений, отказ в приёме на работу по религиозным мотивам, гарантии прав граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам.

Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не принимают участие в деятельности политических партий, при этом это вовсе не означает, что представители религиозных объединений лишаются общегражданских прав. Они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но неот религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви[2].Функции светского государства, то есть основные направления деятельности государства как светского, можно обозначить так, как это предлагает профессор Е.В. Охотский: 1) законодательная функция –формирует правовое пространство деятельности религиозных объединений, общества и государства, юридически гарантирует свободу совести и вероисповедания, устанавливает правовой статус религиозных объединений в стране и закрепляет принципы их взаимоотношений с властями различного уровня и различных ветвей; 2) охранительная функция –охраняет законную деятельность религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе совести и вероисповедании: каждый вправе, в соответствии с конституционным законодательством светского государства свободно (индивидуально или совместно с другими) исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 3) регулирующая функция –регулирует государственноцерковные отношения, устанавливает правовой статус религиозных объединений (организаций и групп), регистрирует религиозные организации, регулирует процесс реализации вероисповедной политики, проведение некоторых религиозных обрядов и церемоний, благотворительных мероприятий и др.;4) стимулирующая функция проявляется в оказании финансовой, материальной и иной помощи религиозным объединениям, в предоставлении им налоговых льгот, а также разного рода субсидий, содействие в преподавании общеобразовательных дисциплин в религиозных образовательных учреждениях; 5) социальная функция –реализация мер по обеспечению взаимодействия государства в лице государственных органов разного уровня с религиозными организациями с целью улучшения социального уровня жизни граждан, так как первоочередная задача любого государства –обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. В данном случае речь идет о совместных действиях в области материнства, детства, борьбы с алкоголизмом и наркоманией, другими аморальными и противоправными проявлениями; 6) запрещающая функция –законодательством запрещено создание и деятельность религиозных объединений, цели или деятельность которых направлены на разжигание религиозной розни, на подрыв безопасности государства, на пропаганду войны, на принуждение к разрушению семьи, на нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан и др. Запрещается воспрепятствовать проведению богослужений и религиозных обрядов в культовых зданиях. Номенклатура наказаний достаточно широка –штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы; 7) воспитательная функция: способствует интеллектуальной, эмоциональнопсихологической и нравственной консолидации общества. В том числе путем нравственного воспитания подрастающего поколения, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, беженцев; укрепления семейнобрачного института; защиты института тайны исповеди; объявления религиозных праздников нерабочими днями; противодействия нравственному развращению, алкоголизации общества, распространению наркомании, проституции, тунеядства, преступности[3]. Задачи светского государства просты в теоретическом осмыслении и достаточно трудны в своей практической реализации. Успех может быть обеспечен при наличии, по крайней мере, нескольких условий – четкой и строгой правовой базы регулирования государственно церковных отношений, плодотворное сотрудничество государственных институтов с религиозными организациями и участие (в конституционноправовых рамках) религиозных организаций в общественной и культурнообразовательной жизни граждан. Соответственно, основные задачи светского государства могут быть сформулированы следующим образом:

защита культурноцивилизационной идентичности народа;

повышение престижности духовнонравственных ценностей в личностных и семейных отношениях, в воспитании и образовании граждан;

поддержка созидательной деятельности религиозных конфессий, направленной на улучшение социокультурного и духовнонравственного уровня населения. Светское государство при реализации своих задач, как правило, сталкивается с немалыми трудностями, основные из них можно представить следующим образом: поставленные задачи должны быть реализованы так, чтобы в процессе их выполнения в политике государства не произошло крена ни в сторону атеизма, ни в сторону клерикализма. Дело в том, что до сих пор встречается восприятие светского государства как государства атеистического. Както забывается, что «светский» совершенно не означает «отвергающий религию». Светский» это скорее «понимающий»: государство, понимающее верующих и не верующих исоздающее равнокомфортные условия для граждан любого вероисповедания, в том числе и придерживающихся атеистических взглядов. Светское государство и церковь должны быть взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство идеологически нейтрально, ни одну из религий не считает государственной, не ведет атеистической пропаганды.В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер деятельности не являются уникальными, скорее наоборот, практически не осталось государств, где бы принципы светскости не являлись основой государственного устройства. Теократические государства, в которых власть всецело принадлежала духовенству, существовали в средние и более древние века. Сегодня теократическим государством в полном смысле можно назвать, пожалуй, лишь Ватикан. Элементы теократического устройства демонстрируют Иран, Саудовская Аравия и другие арабские монархии, в которых ислам играет определяющую роль по широкому спектру общественной жизни населения, включая политику, системы судебной власти, образования и т. д. И даже в этих странах в последнее время усиливаются тенденции укрепления светских принципов государственного управления.В настоящее время в мире существует более пяти тысяч религий и различных направленийи 195 государств, более половины которых светские. Светский характер для многих считается основополагающим и непременным принципом функционирования и развития современного демократического государства[4]. Понимание важности принципа светскости государства приходит не сразу, а только лишь с глубинным осознанием дуалистической сущности религии и реальных перспектив развития государства по пути демократических преобразований. Это означает, что, с одной стороны, религия является сильным объединяющим фактором: люди интегрируются в общности для отправления культа или же просто относят себя к последователям той или иной религии с целью своей социальной и национальной самоидентификации. Многообразие современных светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости самого государства, обусловленными особенностями, прежде всего, правового, социальнополитического и культурного развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные виды светских государств являются результатом длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывали и продолжают оказывать значительное влияние конкретные исторические, культурные, социальнополитические и иные особенности развития каждого общества. А в последние десятилетия к ним добавились международные процессы глобального характера, которые могут иметь различное влияние на внутригосударственные процессы. Российская Федерация в ряду светских государств занимает особое место исходя из того, что в стране с многонациональным и поликонфессиональным народом светскость не дань моде, а обязательное условие мирного и комфортного сосуществования граждан. Светский характер государственного устройства нашей страны закреплен в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.На деле светскость означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которыхни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какоголибо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. При этом представители конфессий в лице религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических, и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политикой. В Российской Федерациизапрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной, социальной, национальной или иной розни, на насильственное изменение конституционного строя, в том числе светского его устройства. Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных объединений.Государство по отношению к религиям и их представителям также берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касаетсявопросов догматики –веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии. Государство не вмешивается в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, если детям при этом не угрожает опасность, не ущемляются их права и ограничивается ответственность. Система образования в целом строится на принципе светскости.Все это закреплено соответствующими нормами Конституции, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»[5], иными законами. Тем не менее религиозный фактор в общественной жизни, в том числе в политике, влияет, иногда существенно, на развитие государства. Несмотря на то что в дискуссии о феномене религии участвовало множество светлых умов человечества, научный мир и теологи не пришли к однозначному и целостному его пониманию. Разнообразие подходов свидетельствует о субъективности данного понятия и его общественной значимости.Роль и значение религии в общественных отношениях в целом позитивны. Нравственные, мировоззренческие основы многих религий формировали значительную часть морали и духовности общества. Современные светские законы принимались под влиянием многих религиозных предписаний, развитых и адаптированных к современным условиям. Так, законодательство Российской Федерации содержит в себе нормы, которые по существу отвечают ключевым принципам и установкам религий. Например, коранический завет «Нет принуждения в религии» (сура 2 аят 257) в трансформированной форме охватывается содержанием нормы Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28). Христианский принцип «Не убий!» в более категоричной форме выражен в следующей норме Конституции: «Каждый имеет право на жизнь» (статья 20).Тем не менее религия в одном случае может объединять, в другом, наоборот, разъединять индивидов, группы людей, различные общества и даже государства. В этом заключается ее интегрирующедезинтегрирующая функция. К примеру, общечеловеческие принципы гуманизма, которые присущи всем религиям, способствуют интеграции их представителей, а имеющиеся у них различия в понимании сущности божества, наоборот, дезинтегрируют.Потенциал религиозных организаций в деле сохранения в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей, укреплении чувства патриотизма у верующих по отношению к своей Родине очень высок, это общепризнано.Сегодня сотрудничество государства и религиозных организаций в нашей стране ведется практически по всем важным социальным направлениям: культура, помощь обездоленным, благотворительность, поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем [6]. Именно сэтой целью религиозные конфессии заключают соответствующие договоры с государственными и общественными структурами. Объем и разнообразие видов социально значимой совместной деятельности государственных и религиозных организаций достаточно велики. Это и создание домов для престарелых, благотворительных столовых, приютов для бездомных, центров реабилитации подростков, бывших заключенных и наркоманов; курсы по изучению культурной традиции, пропаганда нравственного образа жизни, обучение сестер милосердия и многое другое. Тем важнее сегодня направить общие усилия государственных, муниципальных органов власти и религиозных организаций в единое, конструктивное русло, выработать такие формы сотрудничества, которые объединяли бы, а не противопоставляли духовенство и светскую интеллигенцию, верующих и общество в целом[7].Нельзя, конечно, не учитывать, что отношение к некоторым понятиям и жизненным проблемам не может быть одинаковым у государства, опирающегося на Конституцию, и у религиозных организаций, опирающихся на религиозные учения. Если Конституция предусматривает плюрализм и приоритет прав человека, то религиозные организации имеют достаточно строгие идейные рамки, и то, что выходит за эти рамки, воспринимается ими как грех, которому верующий человек долженпротивостоять.

Поэтому иногда возникают разногласия между представителями религиозных организаций и светского общества по тем или иным вопросам. В этих случаях необходимы поиски общего, которые не возможны без взаимодействия, конструктивного диалога. Огульная критика, высказывание претензий в подобных вопросах бесперспективны и бесполезны.

Тем более, что экстремистские силы стараются использовать подобные противоречия для сталкивания сторон, дискредитации их в глазах друг друга, ослабления объединенных усилий против псевдорелигиозной идеологии. Роль религиозных лидеров, духовенства и богословов,

сегодня состоит в немалой степени в том, чтобы сочетать реалии современной жизни с религиозным учением, сближать одно с другим, использовать возможности свободного развития в контакте с обществом и государством, с наукой и образованием.Случается, что некоторые представители отдельных религийпроявляют негативное отношение к светской культуре,

образованию, искусству и другим нерелигиозным составляющим культуры вообще, хотя отказ от данных институтов светского общества фактически означал бы отказ от многих направлений высшего образования, профессионального и творческого роста и много другого, без чего немыслим инновационный путь развития

нашей республики и государства в целом.

Весьма важно, что с помощью норм религиозного права, морали и догм могут регулироваться как отдельные поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя отдельные антиобщественные поведения, якобы в интересах определенной религии, ее догматики[8]. Религия во многом субъективна, что дает возможность для манипулирования общественным сознанием, поэтому деструктивные лидеры, посвоему трактуя религиозные положения, способствуют, по меньшей мере, дезинтеграции людей, а иногда –межконфессиональной вражде и розни.Перед нашим государством в настоящее время стоит комплексная задача проведения такой политики, чтобы будь то православные, католики, последователи армяногригорианской церкви или атеисты могли беспрепятственно реализовать право свободы совести и вероисповедания, не нарушая при этом прав других. Учитывая факт существования поликонфессиональности в стране, а также преобладающую долю приверженцев одной традиционной конфессии (православие) все принципы и функции светского государства должны реализовываться полноценно, не давая поводов для усмотрения в государственной политике какихлибо преимуществ и привилегий в отношении какойлибо конфессии или ущемления прав таковой. Таким образом, можно сделать некоторые обобщающие выводы. Светское государство на сегодня остается логичным вариантом развития демократического современного поликонфессионального государства, в котором соблюдаются права человека на свободу совести и вероисповедания не только на бумаге, но и в реальной жизни. При этом религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии. Система образования в таком государстве остается светской, это касается как преподавания различных дисциплин, так и внешнего вида учащихся и учителей. Полноценное функционирование светского государства обеспечивается реализацией всех без исключения его функций, так как все они взаимосвязаны друг с другом. Если в законодательной базе есть пробелы, то есть законодательная функция «хромает», то последствия этого скажутся на регулирующей, охранительной и других функциях. Потому так важно, чтобы государство имело возможность реализовывать в полном объеме все функции, необходимые для принципа светскости. В современном быстроменяющемся мире, охваченном различными процессами глобализации и регионализации, светское государство есть не дань моде, а обязательное условие комфортного существования поликонфессионального общества и плодотворного сотрудничества государства и религиозных объединений, преследующих одну общую цель –создание лучших условий жизни своим гражданам, а также поддержания достойного, высокого (социально и нравственно) уровня жизни.Настоящее время требует реализации принципиально новая модель светскости –социокультурное сотрудничество, основанное на принципах свободы совести, что все чаще подчеркивают в своих выступлениях руководители государства и лидеры традиционных конфессий, представленных в стране[9]. Партнерские отношения и взаимное сотрудничество в рамках законодательства лишь приветствуются, так как главной целью остается улучшение жизни общества.

Ссылки на источники1. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международноправовой аспекты // Журнал российского права. 2009. N 12 (156). С. 130 131.2. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2012. С. 226.3. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебнометодический комплекс. М., 2012. С. 57.4. Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. конституционноправовое исследование. М., 2012. С.115. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.6. ПутинВ.В. выступление на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и участниками архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва. Кремль. 1 февраля 2013 г. –URL: http:// http://kremlin.ru/news/17409.7. Горохова В.И.,Сплавская Н.В. Перспективы развития правового государства в РФ// Государство и право в XXI веке. 2015.№2. С. 7.8. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретикоправовой аспект// Всероссийская научнопрактическая конференция "Проблемы Теории И Практики Борьбы С Экстремизмом И Терроризмом". Ставрополь: ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»,2015. С. 66.9. Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретикоправовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. N 1. С. 49.