Банковские корпорации в России: состояние и перспективы
Выпуск:
ART 86069
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонец
О.
Е.,
Хусаинова
М.
А.,
Черткова
А.
А. Банковские корпорации в России: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
316–320. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86069.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы корпоративных отношений в банковской сфере.
Текст статьи
Хусаинова Мария Александровна,Студентка 3 курса направления Экономика, РУК, Брянский филиал
Черткова Анна Андреевна,Студентка 3 курса направления Экономика, РУК, Брянский филиал
Никонец Олеся Евгеньевна,К.э.н., доцент, профессор РАЕ, научный руководитель
Банковские корпорации в России: состояние и перспективы
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы корпоративных отношений в банковской сфере.Ключевые слова:банк, корпорация, корпоративное управление.
Корпоративные отношения в банковскомсекторе экономики –это подчиненные одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка, согласованные действия заинтересованных лиц, объединенных имущественными, а в отдельных случаях неимущественными связями. К субъектам корпоративных отношений в банковском секторе экономики необходимо относить их участников, т.е. физических и юридических лиц. К ним, в первую очередь, относят акционеров, менеджеров и работников компании. Однако институциональные особенности разных странзаставляют отнести к их числу кредиторов, вкладчиков и некоторых других контрагентов. Поэтому, на наш взгляд, к субъектам корпоративных отношений справедливо относить администрацию банка, ее собственников и других заинтересованных лиц. Необходимоподчеркнуть, что банк как юридическое лицо, вступающее в имущественные правоотношения с другими участниками корпоративных отношений, также является их субъектом.
Говоря об объекте корпоративных отношений в банковском секторе экономики, в первую очередь необходимо затронуть два ключевых аспекта: распределение власти в действующей корпоративной структуре с участием банка и распределение финансового результата. Также могут возникать и иные вопросы. Так как здесь объект практически совпадает с корпоративными отношениями в иных сферах, то можно согласиться с предложением Я.М. Гританс, который к объекту относит право собственности, совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы. Все это поднимает вопросы приоритета интересов в корпоративных отношениях и корпоративного управления в банках, что, в свою очередь, заставляет нас обратиться к концепциям и моделям корпоративного управления. В качестве предмета корпоративных отношений признается совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения. При этом необходимо отметить, что предмет корпоративных отношений возникает не только при такой прямой взаимосвязи, как акционеры –менеджеры, банк его акционеры и т.д., но, например, и банк –его контрагент, когда их сотрудничество объединено интересами общего акционера. Рассуждая о предмете корпоративных отношений в банковском секторе, необходимо помнить, чтона банковских рынках присутствуют как частные банки, так и банки с государственным участием. Поэтому деятельность участников корпоративных отношений может носить специфичный характер. Целью корпоративных отношений, по нашему мнению, необходимо признаватьизвлечение выгоды, которая может быть представлена получением прибыли, перераспределением прав в пользу участников отношений, расширением доли влияния банка на рынке и т.д. Таким образом, корпоративные отношения в банковском секторе экономики образуют системы, включающие в себя вступивших в эти отношения участников и специфические связи между ними, обусловленные конкретными целями каждого участника в развитии банка.В соответствии с Письмом Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» под корпоративным управлением в российской банковской сфере понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами.Корпоративное управление в коммерческом банке –это порядок, обеспечивающий планомерное, поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгую последовательностью действий в этих отношениях, другими словами, это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений.Система корпоративных отношений в банковском секторе экономики представляет собой множество связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений, дающих эффект синергии, которые урегулированы принятым банком корпоративным управлением и подчинены одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка. Синергетический эффект корпоративных отношений проявляется, в частности, в виде значения и динамики финансового результата и рыночной стоимости участников корпоративных отношений, а также в отдельных случаях в социальноэкономической эффективности деятельности банка. Причем своего наилучшего значения он достигает благодаря оптимальности структуры системы корпоративных отношений, сформированной в конкретном периоде.Внутренняя среда корпоративных отношений с участием банка –это сочетание сформированных в рамках конкретной системы корпоративных отношений с участием банка внутренних факторов, систем коммуникаций, обусловленных спецификой этих отношений идостигнутых в процессе поиска компромисса конфликтов интересов их участников. Внешняя же среда корпоративных отношений с участием коммерческого банка может быть представлена сочетанием условий, систем коммуникаций, законодательства, системы регулированияи принятой деловой практики, обусловленных уровнем развития финансовоэкономических, нравственных и гражданскоправовых отношений, в рамках и под воздействием которых складывается система корпоративных отношений с участием банка, не оказывая на них кардинального воздействия.Эффективность корпоративной стратегии банковских корпораций, качество корпоративного управления и его мониторинг, антимонопольная политика государства на рынке финансовых услуг и формирование полноценной корпоративной инфраструктуры банковского сектора –все эти факторы играют немаловажную роль в развитии банковской системы России и являются необходимыми в условиях глобализации экономик для утверждения признания роли нашей страны с мире.Система корпоративного управления банка не можеткачественно функционировать без полноценной инфраструктуры и четко выстроенной стратегии управления им. Поэтому анализу состояния существующей корпоративной инфраструктуры, выявлению проблем в этой области и рекомендациям по ее развитию в работе отведено особое место. В рамках развития инфраструктуры внесено предложение по повышению эффективности и транспарентности деятельности банков с государственным участием в капитале. Кроме того, результатом проведенного исследования стали авторские определения понятия «коммуникационный инжиниринг», предложена модель .системы электронных каналов коммуникаций для обслуживания корпоративной стратегии банковской корпорации, показана необходимость и важность коммуникационных систем в корпоративных отношениях банков.
Ссылки на источники1.О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395.2.О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления: Письмо Банка России от 7 февраля 2007 г. № 11Т // Вестник 3.Банка России / Центральный банк РФ. –2007. –14 февраля. –№ 7 (951). О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях: Письмо Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119Т // Вестник Банка России / Центральный банк РФ. –2005. –22 сентября. –№ 50 (848).4.Распоряжение ФКЦБ России «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» № 421 от 4 апреля 2002 г. 5.Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях (Базельский комитет по банковскому надзору. Базель, сентябрь 1999 г.). –КонсультантПлюс: ВерсияПроф. 6.Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И., Прохоров Ю.К., Тюленев Л.В. Менеджмент: Электронный учебник под редакцией В.И. Подлесных / СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента, 2008 [Электронный ресурс]: .7.Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. –М., 1998. 8.Ананьич Б.В. Банкирские дома в России (18601914 гг). –Л.: Наука, 1991. 9.Ансофф И. Стратегический менеджмент. –СПб.: Питер, 2009.10.Никонец О.Е. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО РЫНКА//Перспективы науки. 2011.№6(21). С. 142144.11.Никонец О.Е.ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ//Вестник Брянского государственного университета. 2012.№3(2). С. 293295.
Черткова Анна Андреевна,Студентка 3 курса направления Экономика, РУК, Брянский филиал
Никонец Олеся Евгеньевна,К.э.н., доцент, профессор РАЕ, научный руководитель
Банковские корпорации в России: состояние и перспективы
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы корпоративных отношений в банковской сфере.Ключевые слова:банк, корпорация, корпоративное управление.
Корпоративные отношения в банковскомсекторе экономики –это подчиненные одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка, согласованные действия заинтересованных лиц, объединенных имущественными, а в отдельных случаях неимущественными связями. К субъектам корпоративных отношений в банковском секторе экономики необходимо относить их участников, т.е. физических и юридических лиц. К ним, в первую очередь, относят акционеров, менеджеров и работников компании. Однако институциональные особенности разных странзаставляют отнести к их числу кредиторов, вкладчиков и некоторых других контрагентов. Поэтому, на наш взгляд, к субъектам корпоративных отношений справедливо относить администрацию банка, ее собственников и других заинтересованных лиц. Необходимоподчеркнуть, что банк как юридическое лицо, вступающее в имущественные правоотношения с другими участниками корпоративных отношений, также является их субъектом.
Говоря об объекте корпоративных отношений в банковском секторе экономики, в первую очередь необходимо затронуть два ключевых аспекта: распределение власти в действующей корпоративной структуре с участием банка и распределение финансового результата. Также могут возникать и иные вопросы. Так как здесь объект практически совпадает с корпоративными отношениями в иных сферах, то можно согласиться с предложением Я.М. Гританс, который к объекту относит право собственности, совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы. Все это поднимает вопросы приоритета интересов в корпоративных отношениях и корпоративного управления в банках, что, в свою очередь, заставляет нас обратиться к концепциям и моделям корпоративного управления. В качестве предмета корпоративных отношений признается совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения. При этом необходимо отметить, что предмет корпоративных отношений возникает не только при такой прямой взаимосвязи, как акционеры –менеджеры, банк его акционеры и т.д., но, например, и банк –его контрагент, когда их сотрудничество объединено интересами общего акционера. Рассуждая о предмете корпоративных отношений в банковском секторе, необходимо помнить, чтона банковских рынках присутствуют как частные банки, так и банки с государственным участием. Поэтому деятельность участников корпоративных отношений может носить специфичный характер. Целью корпоративных отношений, по нашему мнению, необходимо признаватьизвлечение выгоды, которая может быть представлена получением прибыли, перераспределением прав в пользу участников отношений, расширением доли влияния банка на рынке и т.д. Таким образом, корпоративные отношения в банковском секторе экономики образуют системы, включающие в себя вступивших в эти отношения участников и специфические связи между ними, обусловленные конкретными целями каждого участника в развитии банка.В соответствии с Письмом Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» под корпоративным управлением в российской банковской сфере понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами.Корпоративное управление в коммерческом банке –это порядок, обеспечивающий планомерное, поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгую последовательностью действий в этих отношениях, другими словами, это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений.Система корпоративных отношений в банковском секторе экономики представляет собой множество связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений, дающих эффект синергии, которые урегулированы принятым банком корпоративным управлением и подчинены одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка. Синергетический эффект корпоративных отношений проявляется, в частности, в виде значения и динамики финансового результата и рыночной стоимости участников корпоративных отношений, а также в отдельных случаях в социальноэкономической эффективности деятельности банка. Причем своего наилучшего значения он достигает благодаря оптимальности структуры системы корпоративных отношений, сформированной в конкретном периоде.Внутренняя среда корпоративных отношений с участием банка –это сочетание сформированных в рамках конкретной системы корпоративных отношений с участием банка внутренних факторов, систем коммуникаций, обусловленных спецификой этих отношений идостигнутых в процессе поиска компромисса конфликтов интересов их участников. Внешняя же среда корпоративных отношений с участием коммерческого банка может быть представлена сочетанием условий, систем коммуникаций, законодательства, системы регулированияи принятой деловой практики, обусловленных уровнем развития финансовоэкономических, нравственных и гражданскоправовых отношений, в рамках и под воздействием которых складывается система корпоративных отношений с участием банка, не оказывая на них кардинального воздействия.Эффективность корпоративной стратегии банковских корпораций, качество корпоративного управления и его мониторинг, антимонопольная политика государства на рынке финансовых услуг и формирование полноценной корпоративной инфраструктуры банковского сектора –все эти факторы играют немаловажную роль в развитии банковской системы России и являются необходимыми в условиях глобализации экономик для утверждения признания роли нашей страны с мире.Система корпоративного управления банка не можеткачественно функционировать без полноценной инфраструктуры и четко выстроенной стратегии управления им. Поэтому анализу состояния существующей корпоративной инфраструктуры, выявлению проблем в этой области и рекомендациям по ее развитию в работе отведено особое место. В рамках развития инфраструктуры внесено предложение по повышению эффективности и транспарентности деятельности банков с государственным участием в капитале. Кроме того, результатом проведенного исследования стали авторские определения понятия «коммуникационный инжиниринг», предложена модель .системы электронных каналов коммуникаций для обслуживания корпоративной стратегии банковской корпорации, показана необходимость и важность коммуникационных систем в корпоративных отношениях банков.
Ссылки на источники1.О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395.2.О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления: Письмо Банка России от 7 февраля 2007 г. № 11Т // Вестник 3.Банка России / Центральный банк РФ. –2007. –14 февраля. –№ 7 (951). О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях: Письмо Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119Т // Вестник Банка России / Центральный банк РФ. –2005. –22 сентября. –№ 50 (848).4.Распоряжение ФКЦБ России «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» № 421 от 4 апреля 2002 г. 5.Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях (Базельский комитет по банковскому надзору. Базель, сентябрь 1999 г.). –КонсультантПлюс: ВерсияПроф. 6.Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И., Прохоров Ю.К., Тюленев Л.В. Менеджмент: Электронный учебник под редакцией В.И. Подлесных / СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента, 2008 [Электронный ресурс]: .7.Алексеева М. Планирование деятельности фирмы. –М., 1998. 8.Ананьич Б.В. Банкирские дома в России (18601914 гг). –Л.: Наука, 1991. 9.Ансофф И. Стратегический менеджмент. –СПб.: Питер, 2009.10.Никонец О.Е. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО РЫНКА//Перспективы науки. 2011.№6(21). С. 142144.11.Никонец О.Е.ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ//Вестник Брянского государственного университета. 2012.№3(2). С. 293295.