Особенности правового статуса адвоката в советский период

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева Ю. И. Особенности правового статуса адвоката в советский период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86074.htm.
Аннотация. Адвокатура на протяжении всей истории своего развития играла достаточно важную роль в жизни нашей страны. Период деятельности адвокатуры советского образца представляет определенный научный интерес. В статье приводится анализ особенностей развития правового статуса адвоката в советский период.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Соловьева Юлия Ивановнапреподаватель кафедры уголовного права и криминологии

СевероЗападного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда,

членАссоциации юристов России,аспирант Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)email: julie.soloviova@yandex.ru

Особенности правового статуса адвоката в советский период

Адвокатура на протяжении всей истории своего развития играла достаточно важную роль в жизни нашей страны. Период деятельностиадвокатуры советского образца представляет определенный научный интерес. Встатье приводится анализ особенностейразвития правового статуса адвокатав советский период.

Ключевые слова: Правовой статус адвоката,формы организации защитыи представительства,задачи адвокатуры,особенности статуса адвоката в советский период.

Революционный период России не мог не отразиться на институте адвокатуры. В связи с политическими событиями были упразднены все судебные учреждения российского буржуазного государства[1]. Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде ‬Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917г.[2].В научной литературе, приводятся различные варианты периодизации развития советской адвокатуры. Нет единого мнения относительно момента возникновения статуса советского адвоката. А.С. Тагер выделял следующие периоды советской адвокатуры: 1) с 1917 по 1922 годы ‬период экспериментов; 2) с 1922 по 1929 годы ‬период самоуправляемой адвокатуры и индивидуальной практики; 3) с 1929 года ‬период коллективизации[3]. А.Д. Святоцкий выделил периоды коллективных форм хозяйства (1928 ‬1936 гг.), централизации советской адвокатуры (1936 ‬1941), адвокатуру в годы войны (1941 ‬1945), децентрализации советской адвокатуры (1945 ‬1960 гг.). По мнению А.Я. Кодинцева, данная хронология является спорной, так как при ее построении автор использовал разные критерии: и ©правовое регулированиеª, и ©организационные формыª, и ©спецификуª[4].А.В. Клевцов разделил историю развития российской адвокатуры в советский период на следующие этапы: 1) ликвидация дореволюционной адвокатуры; возникновение и развитие института советской защиты и судебного представительства (1917 ‬1922 гг.); 2) учреждение советской адвокатуры, становление советской адвокатской корпорации (1922 ‬1930 гг.); 3) коллективизация организации российской адвокатуры (конец 1922 ‬начало 1930х гг.); 4) адвокатура в условиях укрепления тоталитарного государства (1930е гг.): изменения в правовом положении защиты по Конституции СССР 1936 г. и положению об адвокатуре СССР 1939 г.; 5) Великая Отечественная война и изменения в правовом статусе, обязанностях, кадровом составе адвокатуры, усиление роли партии в ее руководстве (1941 ‬1950е гг.); 6) демократические преобразования в стране и расширение роли адвоката в суде и на предварительном следствии (1960 ‬1980е гг.). По мнению А.В. Клевцова, период с ноября 1917 по май 1922 гг. носил переходный характер, и период деятельности в России адвокатуры советского образца следует исчислять с 1922 по 1991 гг.[5]. Иной позиции по данному вопросу придерживался А.Л. Ривлин. Согласно его взглядам, момент возникновения советских адвокатских органов не следует связывать с принятием Положения об адвокатуре от 26 мая 1922 г., в действительности первые 2адвокатские органы были учреждены почти одновременно с образованием нового, советского суда в РСФСР. Они отличались своеобразием, не раз изменялись, но это не значит, что их вообще не существовало[6].По поводу ликвидации адвокатуры в науке имели место кардинально противоположные суждения. Ю.И. Стецовский, считая произвол сутью большевизма, говоря об упразднении присяжной и частной адвокатуры, писал, что ©захватив власть, коммунисты уничтожили основы праваª[7]. Н. Коржавин был еще более категоричен в оценках деятельности коммунистов: ©весь коммунизм одинаково преступен, и на всех этапах своего развития (1917 ‬1935 гг.)ª[8]. И.К. Кукарский полагал, что адвокатура как часть надстройки буржуазнопомещичьего общества служила тем же классовым целям,что и суд. Поэтому, по его мнению, она разделила судьбу царского суда; и Октябрьская революция, в свою очередь, расчистила путь для создания нового института защиты[9].По мнению А.Я. Сухарева, хотя Декрет № 1 не учреждал новую адвокатуру как самостоятельную организацию, тем не менее идея революционной законности применительно к этому институту выражалась в разрешении вопроса о необходимости организовать судебную защиту на принципиально иной классовой основе[10].Декретом о суде № 1 к выполнению функции защиты в уголовных делах и представительства в гражданских допускались ©все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правамиª[11]. В качестве защитников стали допускаться женщины, что было положительным моментом. Декретом не устанавливалось никаких требований к лицам, осуществляющим защиту и представительство. Законодательство не содержало регламентации их статуса. По мнению Т.Г. Мишиной, тем самым происходил отказ от профессионализма адвокатов[12]. Как справедливо отмечал А.В. Клевцов, в целом судебная защита была отброшена по уровню организационного статуса к состоянию, в котором она пребывала до судебной реформы 1864 г.[13].Первые адвокатские органы были созданы в РСФСР Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г.[14]. При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждались коллегии лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии вступали лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соответственно, вступление в коллегию не ограничивалось никакими цензами. Согласно положениям Декрета, судебное следствие происходило при участии обвинения и защиты, только лица, входящие в состав коллегии, имели право выступать в судах за плату (ст. 23 ‬25). Это было важной особенностью их статуса. Участие защиты в стадии предварительного следствия могло быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины (ст. 21). Кроме того, было принято Постановление Президиума Московского совета рабочих и красноармейских депутатов от 28 августа 1918 ©О коллегии правозаступниковª, основанное на Декрете о суде № 2, в соответствии с которым избранным советам предоставлялась дисциплинарная власть в отношении членов коллегии [15].Коллегии правозаступников просуществовали до конца 1918 г. 30 ноября 1918 г. было принято Положение ©О народном суде РСФСРª, которое предусмотрело иную форму организации защиты. Коллегии правозащитников заменялись коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались исполкомами Советов рабочих и крестьянских депутатов на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях и получали содержание как должностные лица[16]. Соответственно, вводилась государственная защита, члены коллегий имели статус должностных лиц. Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью 3к адвокату лично. Необходимые прошения должны были направляться руководству коллегии или всуд, и эти инстанции назначали адвокатов. С конца 1918 г. защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии[17].11 мая 1920 г. был принято Постановление СНК ©О регистрации лиц с высшим юридическим образованиемª.В соответствии с данным документом, лица с высшим юридическим образованием, работавшие ранее в том числе и в адвокатуре, должны были пройти регистрацию в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства[18]. Их направляли в порядке трудовой повинности в учреждения, нуждающиеся в юристах. Следующим шагом стала ликвидация коллегий защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе принятым ВЦИК 21 октября 1920 г. Положением ©О народном судеª, которым взамен были созданы при отделах юстиции кадры обвинителей и организации судебной защиты в порядке трудовой повинности. К защите, организуемой в порядке выполнения общественной повинности, привлекались все граждане, которые по своей профессии, образованию, партийному или служебному опыту были подготовлены к исполнению обязанностей защитников в суде[19].Как отмечал А.В. Клевцов, лица, привлекаемые в данный период к защите в форме трудовой повинности,часто не имели необходимых знаний, и такая защита, в сущности, носила формальный характер[20]. По мнению Л.А. Стешенко, привлечение юристов к ведению дел на основе трудовой повинности означало ликвидацию адвокатской корпорации[21].Существующие формы организации защиты не удовлетворяли потребности того времени в профессиональной адвокатуре. 26 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение, в соответствии с которым законодательно учреждалась адвокатура и основные принципы ее работы. Положением об адвокатуре 1922 г. определялись организационные формы адвокатуры, ее взаимоотношения с государственными органами[22]. Положение предусматривало образование при губернских отделах юстиции коллегий защитников по уголовным и гражданским делам. Коллегии должны были осуществлять функции защиты и представительства и оказывать другую юридическую помощьнаселению. Члены коллегий защитников первого состава утверждались президиумом губисполкома по представлению губернского отдела юстиции. В дальнейшем прием производился президиумом коллегии; вновь принятые лица утверждались губисполкомом[23]. Устанавливались строгие рамки для членства в коллегиях: членами коллегии могли быть избраны лишь те лица, которые имели не менее чем двухлетний стаж работы в качестве судьи, следователя, правозаступника, консультанта отдела юстиции. В противном случае кандидату в адвокаты предстояло выдержать специальный экзамен. Не могли быть допущены в состав коллегий нетрудовые элементы, лица, не пользовавшиеся активным и пассивным избирательным правом[24]. Не был определен образовательный ценз для вступления в коллегию адвокатов. Ввиду его отсутствия коллегии защитников вынуждены были самостоятельно уделять большое внимание подготовке кадров адвокатов. Коллегии создавали курсы для молодых работников, не имевших юридического образования. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации, что явилось наиболее важным полномочием в сфере контроля за деятельностью адвокатуры[25]. Как отмечал Ю. Хаски, на практике государственные органы этим правом отвода вскоре стали злоупотреблять, увольняя защитников без объяснений и невзирая на стаж работы в корпорации[26]. Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926г., подтверждавшее, в целом, установленный ранее статус коллегий защитников, контроль за коллегиями закрепляло за областными, губернскими и окружными 4судами. Положение также не устанавливало для приема в коллегию образовательного ценза[27].Принятым НКЮ РСФСР Положением ©О коллективах членов коллегии защитниковª от 27 февраля 1932 г. была закреплена новая организация работы адвокатуры. Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний[28]. Соответственно, Положением был расширен перечень полномочий адвокатов. Многоуровневая система контроля адвокатуры сохранялась.Следующим этапом является изменение правового статуса адвоката в связи с принятием Конституции СССР 1936 г. и Положения об адвокатуре СССР 1939 г. (1930е гг.).Конституция СССР[29], принятая в декабре 1936 г., закрепила право обвиняемого на защиту. Установление на конституционном уровне данного права свидетельствовало о новом этапе развития статуса адвоката в России, это потребовало дальнейшего организационного укрепления адвокатуры и совершенствования ее деятельности[30].16 августа 1939 г. было принято Положение об адвокатуре СССР, в соответствии с которым прием в коллегии адвокатов осуществлялся президиумом коллегии адвокатов. Коллегии комплектовались из лиц с высшим и средним образованием; имевшие среднее образование могли быть приняты в адвокатуру лишь при наличии стажа практической работы в органах юстиции не менее года. Допускался также прием в адвокатуру лиц, не получивших юридического образования, но проработавших не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов[31]. Впервые был установлен образовательный ценз для приема в коллегию. Возникший в конце 1920х гг. и закрепленный законодательно начиная с 1932 г. институт стажеров в адвокатуре также развивался в данный период: в большом объеме обеспечивалось дополнение рядов адвокатов за счет стажеров[32].Положением вводилось вместо термина ©защитникª понятие ©адвокатª; данный документ также содержал принципиальное указание на самоуправление коллегий: все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов. Но осуществить все это в те годы, по мнению Ю.И. Стецовского, удавалось далеко не всегда. Коллегии рассматривались как придаток государственных органов. Кроме того, не способствовали самостоятельности развития адвокатуры массовые репрессии[33].Далеко не всегда адвокаты могли реализовывать установленное Конституцией 1936 г. право на защиту в конкретных делах. В 1934 году Президиум ЦИК СССР принял Постановление, которым по всем делам о ©политическихª преступлениях сократил срок следствия до 10 суток, исключил из судебного процесса и прокурора, и адвоката. Обжалование приговора также исключалось. В 1937 году этот порядок был распространен на все дела о вредительстве и диверсиях. Был введен внесудебный порядок рассмотрения дел с принятием высшей меры наказания, а также расстрел по спискам без расследования и суда. По мнению И.С. Яртых, в 1930е годы логика борьбы с политической оппозицией привела к откровенной изоляции адвокатуры[34].Руководстводеятельностью адвокатуры и организация коллегий адвокатов полностью возлагалась на НКЮ СССР. НКЮ СССР имел право отвода принятых в коллегию адвокатов. Положением 1939 г. была установлена возможность привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, вкачестве самой строгой санкции предусматривалось лишение статуса адвоката. Как отмечает А.В. Клевцов, 5новые правила освободили адвокатов от дисциплинарного надзора местных судов, передача этих вопросов в органы юстиции имела огромное значение, позволяющееисключить зависимость защитника от судей и улучшить взаимоотношения между ними[35]. Положением об адвокатуре 1939 г., в целом, были закреплены основы правового статуса адвоката, действовавшие до 90х годов XX века.Великая Отечественная война оказала огромное и в целом негативное влияние на развитие советской адвокатуры. По данным А.Я. Кодинцева, на 1 июня 1941 года в СССР в адвокатуре работало 12485 адвокатов, на 1 января 1943 года осталось 5589. Было закрыто 39 коллегий из 143. В первые годы на фронт отправлено 3000 адвокатов и еще около 1000 ‬в конце 1942 года[36]. В годы войны адвокаты работали в тяжелейших условиях. Продолжавшие свою деятельность адвокаты оказывали большую помощь военнослужащим, членам их семей, инвалидам войны, своевременное оказание которой приобрело особое значение[37]. В период с 1941 по 1950 гг. был издан ряд Указов Президиума Верховного Совета СССР, таких как: ©О военном положенииª, ©Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайнуª, ©О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникамдиверсантамªª,Положение ©О военных трибуналахª и т.д.[38]. Органами правосудия в годы войны являлись народные суды и военные трибуналы. Адвокаты должны были действовать в соответствии с новой судебной системой, законодательной базой, учитывать политическую ситуацию в стране. В годы войны НКЮ СССР последовательно усиливал контроль над адвокатурой. При этом количество приказов по адвокатуре за этот период было сравнительно невелико ‬около 10. НКЮ проводились ревизии адвокатуры: ревизоры должны были проверять кадровое состояние коллегий, характер проведения производственных совещаний, политический уровень адвокатов, гонорарную практику, состояние дисциплины, учет и отчетность, участие в агитации и т.д. В годы войны закончилось формирование правовых основ советской адвокатуры в том виде, в каком они были заложены в Положении 1939 г. Качественный состав адвокатуры существенно не изменился[39].В первые послевоенные годыв адвокатуре работало значительное число малограмотных людей. Президиумы принимали лиц без юридического образования, с недостаточным образованием, без стажа юридической работы и т.д. Принимались судимые адвокаты. Руководство юстиции активно стимулировало адвокатскую учебу. Приказ Министерства юстиции СССР от 12 января 1945 года обязывал президиумы коллегий отчислять малограмотных адвокатов, не желающих повышать свою квалификацию. Особое внимание уделялось подготовке кадров адвокатуры. 1 июля 1950 года вышла Инструкция Министерства юстиции СССР ©О работе со стажерами в коллегиях адвокатовª. В стажеры могли быть приняты лица, окончившие юридические учебные заведения. Срок стажировки составлял шесть месяцев. Руководителями стажеров назначались наиболее квалифицированные адвокаты. Руководителю стажера надлежало разработать план стажировки. Дважды в месяц стажер должен был докладывать о своей работе. Стажерские конференции должны были проводиться ежеквартально. По окончании стажировки руководителю стажера надлежало представлять заключение о степени готовности стажера к самостоятельной адвокатской деятельности. Специальная комиссия при президиуме коллегии проверяла знания стажера и давала письменное заключение. Окончательное решение об отчислении стажеров изколлегии принимал министр юстиции республики или министр юстиции СССР. В апреле 1952 года в коллегиях проходила проверка работы с молодыми адвокатами[40].

В 1950х гг. Управление Минюста попрежнему пыталось оказывать влияние на коллегии адвокатов. Минюст имелправо выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. Изза финансового 6кризиса, разразившегося в коллегиях в 1953 году, многие адвокаты оказались в затруднительном материальном положении. В октябре 1955 года былопринято Примерное Положение о порядке оплаты труда адвокатов. В Положении устанавливался гарантированный минимум заработка защитника. В 1954 году советские адвокаты осуществили защиту граждан по 606394 уголовным делам, по 292511 гражданским; составили 1136179 заявлений и жалоб, дали 843259 консультаций[41].В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1958 г. были внесены изменения в Основы уголовнопроцессуального законодательства СССР. Если, например, в 1922 ‬1939 гг. от защитника требовалось, чтобы он ©помогал судуª и ©не мешал следствиюª, на данном этапе отношение к защите существенно изменилось: появилось гораздо больше возможностей участвовать на более ранних стадиях разбирательства уголовных дел некоторых категорий клиентов. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке, который использовался в суде. Начиная с 50х годов уже не ставилось под сомнение значение роли адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве[42].Как отмечает В.Л. Россельс, от адвоката требовалось активное участие в процессе, освещение его политического значения, приветствовалась соответствующая идеологическая подготовка защитников[43]. По мнению Г.М. Резника, участие адвоката в качестве защитника в уголовном процессе являлось наиболее сложным и ответственным видом деятельности, его основной профессиональный долг состоял в квалифицированном и добросовестном представлении ианализе доказательств защиты[44].В 1962 году было принято Положение об адвокатуре РСФСР, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские, краевые, областные и городские коллегии адвокатов. Коллегиальными органами руководства адвокатской деятельностью были общие собрания коллегии адвокатов, президиумы коллегии и ревизионные комиссии. Общее руководство коллегиями адвокатов и контроль за их деятельностью осуществлялся Минюстом. Изменился порядок приобретения статуса адвоката. Кроме состояния в коллегии, Положение установило цензы: состояние в гражданстве СССР, высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Продолжил свою жизнь институт стажировки. В члены коллегии не принимались лица, имеющие судимость, кроме того, устанавливалось новое требование: отвечать ©по своим моральным и деловым качествам званию советского адвокатаª[45].30 ноября 1979 года был принят Закон об адвокатуре в СССР, 20 ноября 1980 года ‬Положение об адвокатуре РСФСР. Эти документы четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры.Адвокату предоставлялось право запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, была установлена обязанность данных органов выдавать эти документы или их копии. Эта норма была установлена впервые и имела принципиально важное значение, поскольку создавала гарантии права адвоката на сбор доказательств[46]. На законодательном уровне закреплялось положение, согласно которому адвокаты могли участвовать на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков. Расширение полномочий адвоката способствовало повышению эффективности оказываемой им правовой помощи, 7росту его активности в процессе[47]. Важной гарантией обеспечения реализации прав адвоката было закрепление в законе положения, согласно которому адвокат не мог быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя. Вместе с тем, после осуждения культа личности Сталина и репрессий, имело место преследование адвокатов, связанное с их профессиональной деятельностью: вместо прямолинейных и жестоких использовались новые, белее изощренные способы ‬замаскированное нарушение процессуального закона (в том числе попытки допросить адвокатов в качестве свидетелей и тем самым лишить их возможности участвовать в рассмотрении дела в роли защитников), склонение свидетелей к даче ложных показаний против адвокатов, грубое запугивание и т.д.[48].В соответствии с Законом об адвокатуре в СССР, в члены коллегии адвокатов принимались граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц мог быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имевшие стажа работы по специальности юриста или имевшие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года[49]. Наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений. Законом закреплялась возможность привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности, отчисления из коллегии. Основанием для прекращения членства в коллегии адвокатов было совершение проступков, не совместимых с пребыванием в коллегии. Кроме того, большое внимание уделялось профессиональному уровню адвокатов: предусматривалась возможность исключения из коллегии при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной квалификации (ст. 14 Закона об адвокатуре в СССР). Коллегии адвокатов являлись добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Высшим органом коллегии адвокатов было общее собрание (конференция) членов коллегии, исполнительным органом президиум, контрольноревизионным органом ревизионная комиссия. Попрежнему коллегии адвокатов оставались в зависимости от Министерства юстиции: в случаях несоответствия действующему законодательству решения общего собрания (конференции) или постановления президиума коллегии адвокатов Министерство юстиции СССР было вправе приостановить их действие. Кроме того, коллегии адвокатов могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции, несмотря на то, что рассматривались как ©общественные организацииª[50].В Законе об адвокатуре в СССР отсутствовали какиелибо дефиниции, характеризующие адвокатскую деятельность: не было закреплено столь важных понятий, как ©адвокатураª и ©адвокатская деятельностьª. По мнению А.Г. Кучерены, это упущение привело к расширительному толкованию данных понятий в период либеральных реформ 1991 ‬1993 годов, в результате чего в институт адвокатуры были включены частнопрактикующие юристы, коммерческие фирмы и т.д., созданы многочисленные ©параллельныеª адвокатские структуры[51]. В соответствии со ст. 1 Закона об адвокатуре в СССР, основной задачей советской адвокатуры являлосьоказание юридической помощи гражданам и организациям. Ряд задач адвокатуры, закрепленных в этой же статье, не соответствовал специфике адвокатской деятельности: например, содействие адвокатуры соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного 8исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру и т.д. Это соответствовалодуху времени, политическим и идеологическим установкам государственных органов, которые оказывали влияние на статус советского адвоката.В целом, демократические изменения в законодательстве о статусе адвоката создали основу для дальнейшего совершенствования деятельности, расширения организационных и правовых возможностей адвокатуры, принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г.№ 63ФЗ ©Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацииª[52].Таким образом, можно выделить следующие особенности правового статуса адвоката в советский период:

контроль государства за кадровым составом адвокатуры;

©идеологическое воспитаниеª адвокатов как неотъемлемая часть их профессиональной подготовки;

влияние политических репрессий на качественный состав адвокатуры;

наличие у государственных органов полномочий по контролю за дисциплинарной практикой коллегий адвокатов, возможности исключения из корпорации ©политически чуждых элементовª;

постепенное увеличение объема полномочий адвоката и повышениеэффективности помощи, оказываемойадвокатом.

Ссылки на источники:

[1] Грудцына Л.Ю. История российской адвокатуры: краткий обзор // Адвокат. ‬2006. ‬№ 9. ‬С. 18.[2]Декрето суде № 1 от 22 ноября 1917г.См:Декреты советской власти. I ‬XII. Т. I. 25октября 1917 г. ‬16 марта 1918 г. ‬М.: ©Государственное издательство политической литературыª, 1957. ‬С. 124‬126.[3] Цит.по: Дубровский М.К. К вопросу о советской адвокатуре // СЗ. ‬1937. ‬№ 1. ‬С. 56‬58. См: Кодинцев А.Я. Теория и история советской адвокатуры 30 ‬50х годов в трудах советских, российских и зарубежных ученых // Адвокат. ‬2008. ‬№ 11. ‬С. 106.[4] Там же. ‬С. 109.[5] Клевцов А.В. Становление и развитие российской адвокатуры в советский период (1917 ‬1991). Историкоправовой аспект. Дис. … кандидата юридических наук: 12.00.11. ‬М., 2006. ‬С. 10‬16.[6]Ривлин А.Л. Организация адвокатуры в СССР. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. ‬Киев: Издательское объединение ©Вища школаª, 1974. ‬С. 19.[7] Стецовский Ю.И. Становление адвокатуры в России. ‬М.: Волтерс Клувер, 2010. ‬С. 100.[8] Коржавин Н. Адвокатура дьявола // Нева: ежемесячный литературный журнал. ‬2004. ‬№ 8. ‬С. 178.[9]Кукарский И.К. Развитие советской адвокатуры, ее деятельность и задачи на современном этапе / Круглов А.А. Советская адвокатура. Задачи и деятельность. ‬М.: Юридическая литература, 1968. ‬С. 6.[10]Сухарев А.Я. Роль и задачи советской адвокатуры. ‬М.: ©Юридическая литератураª, 1972. ‬С. 10.[11] Декрето суде № 1 от 22 ноября 1917г.См:Декреты советской власти.I ‬XII.Т. I. Указ. соч. ‬С. 124‬126.

9[12]Мишина Т.Г. Развитие советской адвокатуры в период с 1944 по 1991 гг. (на материалах Новгородской области). Дис. … кандидата юридических наук: 07.00.11. ‬СПб., 2012. ‬С. 16.[13] Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 17.[14]Декрето суде № 2 от 7 марта 1918г. См:Декреты советской власти. I ‬XII. Т. I. Указ. соч. ‬С.453‬474.

[15] Ривлин А.Л. Указ. соч. ‬С. 21.[16] Кучерена А.Г. Адвокатура. ‬М.: Юристъ, 2009. ‬С. 100‬101.[17] Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Адвокатура в Российской Федерации: учебник для вузов. ‬М.: Норма, 2001. ‬С. 42.[18] Постановление СНКот 11 мая 1920 г.См:Декреты советской власти. I ‬XII. Т. VIII. Апрель ‬май 1920 г. ‬М.: ©Государственное издательство политической литературыª, 1976. ‬С. 181‬184.[19]Кучерена А.Г. Указ. соч. ‬С. 91.

[20]Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 31.[21]Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Указ. соч. ‬С. 42.[22]Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. Учеб. пособие для вузов. ‬М.: ©Высшая школаª, 1989. ‬С. 78.[23] Кукарский И.К. Указ. соч. ‬С. 7.[24] Сухарев А.Я. Указ. соч. ‬С. 17.[25]Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 43.[26]Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917 ‬1939 гг. ‬М.:ИГПАН, 1993. ‬С. 96‬97.[27]Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. ‬М.: Penates

Пенаты, 2002. ‬С. 39‬46.[28]Кучерена А.Г. Адвокатура. ‬М.: Юристъ, 2009. ‬С. 105.[29] Конституция (Основной закон) СССР утв. Постановлением чрезвычайного VIIIсъезда советов СССР от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. ‬1936. ‬№ 283.[30] Кукарский И.К. Указ. соч. ‬С. 8.[31] Кучерена А.Г. Указ. соч. ‬С. 105. [32] Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 84.[33] Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. Учеб. пособие для вузов. ‬М.: ©Высшая школаª, 1989. ‬С. 80.[34] Яртых И.С. Адвокатура и власть. ‬М.: ©Юрлитинформª, 2003. ‬С. 73.[35] Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 84‬92.[36] Кодинцев А.Я. Советская адвокатура в годы Великой Отечественной войны // Адвокат. ‬2007. ‬№ 12. ‬С. 70.[37] Клевцов А.В. Указ. соч. ‬С. 84‬92.[38] Уголовное законодательство СССР и союзных республик (основные законодательные акты) / под ред. Д.С. Карева. ‬М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. ‬С. 28‬29.[39]Кодинцев А.Я. Советская адвокатура в годы Великой Отечественной войны // Адвокат. ‬2007. ‬№12. ‬С.75‬80.[40] Кодинцев А.Я. Советская адвокатура в послевоенный период // Адвокат. ‬2008. ‬№ 6. ‬С.86‬98.[41] Кодинцев А.Я. Советская адвокатура на переломе эпох (середина 50х годовXX века) // Адвокат. ‬2008. ‬№ 8. ‬С.116‬121.[42] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. ‬2004. ‬№ 11. ‬С. 113.

10[43] Россельс В.Л., Огнев П.А., Левин А.М. Защитник в советском суде. Пособие для адвокатов. ‬М.: Государственное издательство юридической литературы, 1960. ‬С. 25.[44]Резник Г.М., Славин М.М. Право на защиту. ‬М.: Моск. рабочий, 1976. ‬С. 32‬53.[45]Кучерена А.Г. Указ. соч. ‬С. 107‬108.

[46]Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. ‬М.: Penates

Пенаты, 2002. ‬С. 49‬50.

[47] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. ‬2004. ‬№ 11. ‬С. 115.[48] Рогаткин А.А. Преследование адвокатуры: каратаевщина // Адвокат. ‬2008. ‬№ 9. ‬С. 35.[49] Закон об адвокатуре в СССР от 30.11.1979 // СПС ©КонсультантПлюсª.[50] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. ‬2004. ‬№ 11. ‬С. 115.[51]Кучерена А.Г. Указ. соч. ‬С. 54.[52]Федеральный закон РФ ©Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФª от 31.05.2002 г. № 63ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС ©КонсультантПлюсª.