Комсомольск-на-Амуре в годы Великой Отечественной войны
Выпуск:
ART 86078
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кравченко
А.
В.,
Киба
Д.
В. Комсомольск-на-Амуре в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
361–365. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86078.htm.
Аннотация. В статье рассматривается деятельность градообразующих предприятий г. Комсомольска-на-Амуре в годы Великой Отечественной войны – судостроительного и авиастроительного заводов. Авторы описывают строительство новых предприятий города, выпускающих продукцию, необходимую фронту. В статье определено, что дальневосточный город внес огромный вклад в разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии.
Ключевые слова:
комсомольск-на-амуре, судостроительный завод, авиастроительный завод, фронтовые бригады, военная техника
Текст статьи
Кравченко АнастасияВячеславовна,студент, КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет, г. КомсомольскнаАмуреsciencegfknastu@gmail.com
Киба Дарья Валерьевна,Кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и архивоведение» КомсомольскогонаАмуре государственного технического университетаDarya.kiba.80@mail.ru
КомсомольскнаАмуре в годы Великой Отечественной войны
Аннотация. Встатье рассматривается деятельность градообразующих предприятий г. КомсомольсканаАмуре в годы Великой Отечественной войны –судостроительного и авиастроительного заводов. Авторы описывают строительство новых предприятий города, выпускающих продукцию необходимую фронту.В статье определено, что дальневосточный город внес огромный вклад в разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии.Ключевые слова:КомсомольскнаАмуре, судостроительный завод, авиастроительный завод, фронтовые бригады, военная техника.
КомсомольскунаАмуре не было и десяти лет, когда грянула война. Но, несмотря на юный возраст, город был готов вступить в борьбу с врагом. Он отправлял на фронт снаряды и боевую технику, нефтепродукты и металл, посылал на передовую своих бойцов, закаленных в нелегких буднях стройки . Кровная связь молодого города с фронтом проявилась и в письмах и в посылках, которые шли с Амура на далекую передовую не только родным, но и незнакомым воинам. Неимоверные человеческие усилия были подчинены одному устремлению: быстрее и как можно больше выпускать военнойпродукции.К этому времени в КомсомольскенаАмуре уже работали два крупных оборонных завода: судостроительный и авиационный. Велось строительство заводов «Амурсталь», «Амурлитмаш», нефтезавода.Война внесла свои коррективы в жизнь судостроительного завода,носивший в то время номер № 199.Изменился профиль работы судостроительного предприятия. Фронту как воздух требовалось оружие и боеприпасы.
Завод осваивал в своих цехах производство фугасных бомб ФАБ250 весом 250 килограмм, и ФАБ –100 весом 100 кг и снарядов. По
собственной инициативе судостроители взялись за производство авиационных осколочных бомб АО10 и опорных плит для минометов. Рабочий день составлял 11 часов.Не хватало рабочих рук, у станков стояли женщины и подростки.В 1938 году заложили самые мощные корабли своего времени –боевые крейсера проекта 26 БИС. Примером такого судна может стать крейсер «Каганович». Для него оборудование было построено на заводахпоставщиках, оказавшихся на оккупированной территории. Комсомольчане своими силами решали эти проблемы: изготовили большинство механизмов и деталей в
цехах завода. 30 декабря 1944 года мощный
корабль был принят на вооружение ВМФ.В период Великой Отечественной войны существовала опасность войны с милитаристской Японией. Однако своевременной переброске по железной дороге в Советскую Гавань армии и вооружения могло помешать отсутствие моста через р. Амур. В 1944 году завод № 199 получил сложное задание –за 1 год подготовить производство и построить паромные корабли(вместимость: 32 двухосных ж/д вагона, общим весом –1000 тонн)[2]. Постройка паромов имела некоторые особенности. Это прежде всего сжатые сроки постройки, совпадение по времени выпуска рабочих чертежей в проектной организации с постройкой паромов на заводе, отсутствие производительного задела, материалов, технологическая новизна цельносварного корпуса крупнотоннажного судна. Благодаря исключительно напряжённому труду сборщиков и сварщиков, инженеров и техников, мастеров и технологов 31 марта 1945 года были закончены сварочные работы по первому парому. Сварщики Порсин, Крошечкин, Загоскин, Смирнов, Архипенко, Брыжков, Ярошенко, Козловский и Полтаев обеспечили сварку высокого качества при большой производительности. Старший мастер В.С. Нагорный, начальник сварочного бюро А.И. Попович умело организовали сварочные работы. С наибольшей производительностью на сборке корпуса работала фронтовая бригада коммуниста М.Е. Мельника.31 июля 1945 года первый паром был принят государственной приёмной комиссией. 30 сентября 1945 года –сдан второй паром «Дон». За период войны с Японией в августе 1945 года паром перевёз 400 паровозов, более 3 тыс. вагонов с грузами, основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды[1].Всего за период с 1941 по 1945 гг. завод построил и сдал флоту 9 боевых кораблей и 2 парома, также успешно прошли ремонт 17 подводных лодок
ТОФа.В конце 1943 года на заводе был организован цех ширпотреба. За время войны выпустил свыше 42 тыс. различных изделий, в том числе кровати, кастрюли, ведра, лопаты и прочие бытовые мелочи.На всех предприятиях страны
активизировались социалистические соревнования. Цель: помочь максимально фронту. В первые годы войны на заводе № 199 возникли комсомольскомолодежные фронтовые бригады (их насчитывалось 295).Приняли труженики завода участие и в создании фонда обороны страны, перечислив менее чем за 2 года
из своего заработка на строительство танковой колонны и звена бомбардировщиков «Хабаровской комсомол» 12 млн. рублей. Для защитников Родины было собрано 20 тыс. теплых вещей, белья, отправлено около 12 тыс. индивидуальных посылок.Судостроительный завод г. КомсомольсканаАмуре награжден первой высокой наградой –орденом Трудового Красного Знамени.
398 рабочих, инженернотехнических работников и служащих завода были награждены орденами и медалями.До войны в КомсомольскенаАмуре был построен и авиационный завод, носивший № 126.В 1940 году было начато освоение новой модификации самолета ДБ3Ф (ИЛ4). Освоение ИЛ4 проходило в условиях недостатка площадей, технологического оборудования, рабочей силы. Отдаленность завода от поставщиков нарушала ритмичность поставки материалов и комплектующих
изделий[3].С первых дней войны на заводе была осуществлена коренная
перестройка работы на военный лад. Былсоставлен суточный график сдачи готовых самолетов фронту. В июле 1941года был выполнен план по сдаче самолетов головной серии, а это означало полную комплектацию для отправки на фронт. Напряженный темп работы обеспечивал выпуск 23 самолетов в сутки.До конца войны ИЛ4 действовал на всех фронтах. За годы войны дальняя авиация
совершила более 220000 боевых вылетов, сбросив на противника 2000000 бомб.Фронту было дано 2775 самолетов. За 1942 год было выпущено рекордное количество самолетов –695.Это самая высокая цифра выпуска самолетов. Был присвоен титул «легендарный бомбардировщик».Огромную роль в годы Великой Отечественной войны сыграло создание «фронтовых бригад», «фронтовых мастерских», «фронтовых цехов», которые стали создаваться с первых месяцев войны из состава ИТР и рабочих. Их задачи: модернизация устаревших станков; сокращение сроков ремонта; переналадка оборудования; изготовление недостающего оборудования. Первая партия станков собственного производства была готова к 1 января 1942 года.Всеми силами цехов было изготовлено свыше 100 единиц оборудования.Острая проблема военного периода –недостаток рабочих кадров. Он восполнялся за счет многостаночного обслуживания, переквалификации служащих, рабочих, привлечением к труду домохозяек и подростков, достигших 14летнего возраста. В 1940 году было организовано РУ2, которое стало основным поставщиком молодых кадров.В феврале 1943 года коллектив завода собрал 2,5 млн. рублей на строительство боевых самолетов.Свои личные сбережения отдали для этого рабочие, инженеры, служащие и технический персонал предприятия. На средства трудящихся Хабаровского края,г. Хабаровска, г. КомсомольсканаАмуре завод строил самолеты, на фюзеляже которых были начертаны слова: «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Хабаровский Комсомол» и д.р.[4] По заданию Комитета обороны, наряду с военной продукцией, массовым порядком авиационный завод города выпускал товары народного потребления. Одновременно оказывалась помощь сельскому хозяйству края. Изготавливались запасные части к тракторам и комбайнам.За образцовое выполнение задания по выпуску боевых самолетов ИЛ4 завод был награжден орденом Ленина.В кратчайшие сроки в г. КомсомольскенаАмуре были достроены те заводы, чья продукция была остро необходима фронту –Аккумуляторный, Амурсталь, Амурлитмаш, нефтеперерабатывающий.Постановлением Совета труда и обороны СССР от 12 декабря 1935 года было предложено построить в КомсомольскенаАмуре завод аккумуляторных
морскихбатарей для обеспечения Тихоокеанского флота. К началу Великой Отечественной Войны было освоено лишь 36%
строительно –монтажных работ.12 апреля 1942 года аккумуляторный завод № 364 сумел дать первую продукцию: с конвейера сошел первый стартертный аккумулятор 3СТ70. Через шесть месяцев после этого заводчане сделали первую морскую батарею 29 ЩН для подводных лодок. В конце октября 1942 года завод приступил к выпуску танковых батарей, которые шли на обеспечение Сталинградского фронта. За первый год работызавод выпустил почти четыре тысячи аккумуляторов[5].15 февраля 1942 года вступил в строй завод «Амурсталь». Завод ещё не вступил в строй, а заказы на его продукцию уже поступили. Металл ждали многие предприятия Дальнего
Востока, выпускающие боеприпасы.15 февраля 1942 года началась первая плавка в мартеновском цехе.Слова, звучавшие на митинге: «Пусть эта плавка нашего завода польётся на головы фашистов».
В первые годы
Великой Отечественной войны в работе завода сказывались условия военного времени, отсутствовали краны,
рольганги, дисковые и
гильотинные ножницы и т.д. Завод был укомплектован рабочей силой. Только 10% рабочих знали металлургическое производство.В 1942 году было создано ФЗО № 5 на базе завода «Амурсталь». Через полгода выпускники вставали к станкам. Подростки одновременно учились и работали, недоедали, но осваивали мастерство плавки и проката. Многим из них делали подставки –скамеечки, чтобы они могли работать у станков. Все работали на скудной пайке, напряжено, сосредоточено, порой не уходя из цеха по несколько суток.8 августа 1942 года вступил в строй завод «Амурлитмаш»,который должен был стать арсеналом на Дальнем Востоке. В его номенклатуру кроме танков, корабельной и береговой артиллерии, входило стрелковое вооружение, изготовление корпусов снарядов, бомб, мин, патронов.
Все заводы были связаны технологической цепочкой оборонного производства. В короткие сроки строился нефтезавод Оха КомсомольскнаАмуре. Машиностроителям было поручено изготовление муфт для соединения труб нефтепровода. Круглые сутки кузнечный цех завода штамповал эти муфты. Чего это стоило рабочим, техникам и инженерам, можно судить по рассказу первостроителя завода «Амурлитмаш» П.И. Рудько :«Работали в трудное время. Освещения в цехах тогда не было, и как только сгущались сумерки, люди работали при факелах. В цехах стояла минусовая температура, так как отопления тоже не было, и чтобы согреться, разжигали «мунгалы» (железные бочки с коксом) и продолжали трудиться перевыполняя
плановые задания».С ноября 1943 года завод производит ремонт сложной дорожной техники, которая поставлялась со строительства железнодорожной ветки Комсомольск –Советская Гавань. Так же завод освоил сборку автомобилей марки «Студдербекер» из частей и узлов, поставляемых США. Автомашины отправляли на фронт.В 1943 году завод перешел в систему Амурлага, поэтому кроме изготовления и ремонта оборудования изготавливали простейшие инструменты, ломы, кирки, строительные скобы и т.д. Основные строительные работы выполнялись заключенными, их называли «контрики». Это были специалисты высокой квалификации, инженеры, технологи.В первый, самый тяжелый период Великой Отечественной войны шло завершение строительства еще одного промышленного предприятия нашего города нефтеперерабатывающего завода, которыйвведён в эксплуатацию 1 декабря 1942 года.С увеличением производства военной техники, боеприпасов растёт потребность в нефтепродуктах. Несмотря на броню и решительные протесты руководства военкомат призвал добровольцев с нефтезавода.
На их место пришли женщины и подростки. На заводе работало 25 фронтовых бригад, которые перевыполняли
план в два раза.В зиму 19411942 гг. морозы были суровыми. В этих условиях люди рыли траншеи, работали день и ночь, ночевали у костра. Для работников завода был установлен11ти часовой рабочий день. Предприятие испытывало острый недостаток в квалифицированных кадрах. Их пришлось готовить на месте, обучая сложному технологическому процессу. Приказом наркома нефтяной промышленности от 22 декабря
1943 года Комсомольскому нефтезаводу был присвоен № 409. В цехах была установлена двухсменная работа по 12 часов без выходных дней. За этот год завод переработал 191 тыс. тонн сахалинской нефти.Наступил долгожданный день –9 мая 1945 года. Отгремели последние залпы войны на западе, но международная обстановка на Дальнем Востоке оставалась сложной. В целях безопасности восточных границ, верный своему союзническому долгу, 8 августа 1945 года СССР начал военные действия против империалистической Японии.Паром построенный на судостроительном заводе г. КомсомольсканаАмуре перебросил с левого на правый берег Амура около 400 паровозов и свыше 3000 вагонов с грузами, а также основную массу десантных войск для Южного Сахалина и Курильских островов. Таким образом, коллектив завода внёс свой вклад в дело разгрома японских милитаристов. После войны японских военнопленных разместили в спешно освобожденных от советских заключенных лагерях НКВД. Они работали на добыче угля, лесозаготовках, добыче руд, строительстве заводов, портов, военноморскихбаз, на железной дороге и военных объектах.Условия жизни военнопленных были достаточно суровыми. Тяжелый, часто непосильный труд, скудное питание, суровый дальневосточный климат приводили к высокой смертности среди них. Многочисленные заброшенные кладбища японских военнопленных остались в Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях.Война внесла свои коррективы в жизнь промышленных предприятий города Юности. Изменился их профиль работы, выпускалосьновое оружие и боеприпасы. Заводы работали в условиях нехватки рабочих рук. КомсомольскнаАмуре решал данные проблемы, все усилия города были направлены на выпуск военной продукции, на помощь фронту. Цена Победы, как часть цены войны выражает сложный комплекс материальных, интеллектуальных, духовных и других усилий общества и государства, понесенного ими урона, потерь и издержек. КомсомольскнаАмуре внесли свой вклад в Великую Победу. Сплоченная работа комсомольчан, их подвиги в тылу остаются отражением небывалой смелости, упорстваи мужества, отражающие дух русского народа.
Ссылки на источники1Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России. –Хабаровск: Частная коллекция, 2001. —288 с.2Крысин В.М. КомсомольскнаАмуре. Город мужества, труда и героизма. –Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. —67с.3Малюгина А.В.Все для фронта: город КомсомольскнаАмуре во время Великой Отечественной войны // Тихоокеанская звезда. –1984. — 4 июля. –С.5.4Краснов А.М.Вклад Комсомольска в Победу//Вечерний Комсомольск. –2000. –7 мая. —С.4.5
Дороднов Е.И. Комсомольск в годы войны //ДальневосточныйКомсомольск. –1965.–22 мая.—С. 3
Киба Дарья Валерьевна,Кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и архивоведение» КомсомольскогонаАмуре государственного технического университетаDarya.kiba.80@mail.ru
КомсомольскнаАмуре в годы Великой Отечественной войны
Аннотация. Встатье рассматривается деятельность градообразующих предприятий г. КомсомольсканаАмуре в годы Великой Отечественной войны –судостроительного и авиастроительного заводов. Авторы описывают строительство новых предприятий города, выпускающих продукцию необходимую фронту.В статье определено, что дальневосточный город внес огромный вклад в разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии.Ключевые слова:КомсомольскнаАмуре, судостроительный завод, авиастроительный завод, фронтовые бригады, военная техника.
КомсомольскунаАмуре не было и десяти лет, когда грянула война. Но, несмотря на юный возраст, город был готов вступить в борьбу с врагом. Он отправлял на фронт снаряды и боевую технику, нефтепродукты и металл, посылал на передовую своих бойцов, закаленных в нелегких буднях стройки . Кровная связь молодого города с фронтом проявилась и в письмах и в посылках, которые шли с Амура на далекую передовую не только родным, но и незнакомым воинам. Неимоверные человеческие усилия были подчинены одному устремлению: быстрее и как можно больше выпускать военнойпродукции.К этому времени в КомсомольскенаАмуре уже работали два крупных оборонных завода: судостроительный и авиационный. Велось строительство заводов «Амурсталь», «Амурлитмаш», нефтезавода.Война внесла свои коррективы в жизнь судостроительного завода,носивший в то время номер № 199.Изменился профиль работы судостроительного предприятия. Фронту как воздух требовалось оружие и боеприпасы.
Завод осваивал в своих цехах производство фугасных бомб ФАБ250 весом 250 килограмм, и ФАБ –100 весом 100 кг и снарядов. По
собственной инициативе судостроители взялись за производство авиационных осколочных бомб АО10 и опорных плит для минометов. Рабочий день составлял 11 часов.Не хватало рабочих рук, у станков стояли женщины и подростки.В 1938 году заложили самые мощные корабли своего времени –боевые крейсера проекта 26 БИС. Примером такого судна может стать крейсер «Каганович». Для него оборудование было построено на заводахпоставщиках, оказавшихся на оккупированной территории. Комсомольчане своими силами решали эти проблемы: изготовили большинство механизмов и деталей в
цехах завода. 30 декабря 1944 года мощный
корабль был принят на вооружение ВМФ.В период Великой Отечественной войны существовала опасность войны с милитаристской Японией. Однако своевременной переброске по железной дороге в Советскую Гавань армии и вооружения могло помешать отсутствие моста через р. Амур. В 1944 году завод № 199 получил сложное задание –за 1 год подготовить производство и построить паромные корабли(вместимость: 32 двухосных ж/д вагона, общим весом –1000 тонн)[2]. Постройка паромов имела некоторые особенности. Это прежде всего сжатые сроки постройки, совпадение по времени выпуска рабочих чертежей в проектной организации с постройкой паромов на заводе, отсутствие производительного задела, материалов, технологическая новизна цельносварного корпуса крупнотоннажного судна. Благодаря исключительно напряжённому труду сборщиков и сварщиков, инженеров и техников, мастеров и технологов 31 марта 1945 года были закончены сварочные работы по первому парому. Сварщики Порсин, Крошечкин, Загоскин, Смирнов, Архипенко, Брыжков, Ярошенко, Козловский и Полтаев обеспечили сварку высокого качества при большой производительности. Старший мастер В.С. Нагорный, начальник сварочного бюро А.И. Попович умело организовали сварочные работы. С наибольшей производительностью на сборке корпуса работала фронтовая бригада коммуниста М.Е. Мельника.31 июля 1945 года первый паром был принят государственной приёмной комиссией. 30 сентября 1945 года –сдан второй паром «Дон». За период войны с Японией в августе 1945 года паром перевёз 400 паровозов, более 3 тыс. вагонов с грузами, основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды[1].Всего за период с 1941 по 1945 гг. завод построил и сдал флоту 9 боевых кораблей и 2 парома, также успешно прошли ремонт 17 подводных лодок
ТОФа.В конце 1943 года на заводе был организован цех ширпотреба. За время войны выпустил свыше 42 тыс. различных изделий, в том числе кровати, кастрюли, ведра, лопаты и прочие бытовые мелочи.На всех предприятиях страны
активизировались социалистические соревнования. Цель: помочь максимально фронту. В первые годы войны на заводе № 199 возникли комсомольскомолодежные фронтовые бригады (их насчитывалось 295).Приняли труженики завода участие и в создании фонда обороны страны, перечислив менее чем за 2 года
из своего заработка на строительство танковой колонны и звена бомбардировщиков «Хабаровской комсомол» 12 млн. рублей. Для защитников Родины было собрано 20 тыс. теплых вещей, белья, отправлено около 12 тыс. индивидуальных посылок.Судостроительный завод г. КомсомольсканаАмуре награжден первой высокой наградой –орденом Трудового Красного Знамени.
398 рабочих, инженернотехнических работников и служащих завода были награждены орденами и медалями.До войны в КомсомольскенаАмуре был построен и авиационный завод, носивший № 126.В 1940 году было начато освоение новой модификации самолета ДБ3Ф (ИЛ4). Освоение ИЛ4 проходило в условиях недостатка площадей, технологического оборудования, рабочей силы. Отдаленность завода от поставщиков нарушала ритмичность поставки материалов и комплектующих
изделий[3].С первых дней войны на заводе была осуществлена коренная
перестройка работы на военный лад. Былсоставлен суточный график сдачи готовых самолетов фронту. В июле 1941года был выполнен план по сдаче самолетов головной серии, а это означало полную комплектацию для отправки на фронт. Напряженный темп работы обеспечивал выпуск 23 самолетов в сутки.До конца войны ИЛ4 действовал на всех фронтах. За годы войны дальняя авиация
совершила более 220000 боевых вылетов, сбросив на противника 2000000 бомб.Фронту было дано 2775 самолетов. За 1942 год было выпущено рекордное количество самолетов –695.Это самая высокая цифра выпуска самолетов. Был присвоен титул «легендарный бомбардировщик».Огромную роль в годы Великой Отечественной войны сыграло создание «фронтовых бригад», «фронтовых мастерских», «фронтовых цехов», которые стали создаваться с первых месяцев войны из состава ИТР и рабочих. Их задачи: модернизация устаревших станков; сокращение сроков ремонта; переналадка оборудования; изготовление недостающего оборудования. Первая партия станков собственного производства была готова к 1 января 1942 года.Всеми силами цехов было изготовлено свыше 100 единиц оборудования.Острая проблема военного периода –недостаток рабочих кадров. Он восполнялся за счет многостаночного обслуживания, переквалификации служащих, рабочих, привлечением к труду домохозяек и подростков, достигших 14летнего возраста. В 1940 году было организовано РУ2, которое стало основным поставщиком молодых кадров.В феврале 1943 года коллектив завода собрал 2,5 млн. рублей на строительство боевых самолетов.Свои личные сбережения отдали для этого рабочие, инженеры, служащие и технический персонал предприятия. На средства трудящихся Хабаровского края,г. Хабаровска, г. КомсомольсканаАмуре завод строил самолеты, на фюзеляже которых были начертаны слова: «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Хабаровский Комсомол» и д.р.[4] По заданию Комитета обороны, наряду с военной продукцией, массовым порядком авиационный завод города выпускал товары народного потребления. Одновременно оказывалась помощь сельскому хозяйству края. Изготавливались запасные части к тракторам и комбайнам.За образцовое выполнение задания по выпуску боевых самолетов ИЛ4 завод был награжден орденом Ленина.В кратчайшие сроки в г. КомсомольскенаАмуре были достроены те заводы, чья продукция была остро необходима фронту –Аккумуляторный, Амурсталь, Амурлитмаш, нефтеперерабатывающий.Постановлением Совета труда и обороны СССР от 12 декабря 1935 года было предложено построить в КомсомольскенаАмуре завод аккумуляторных
морскихбатарей для обеспечения Тихоокеанского флота. К началу Великой Отечественной Войны было освоено лишь 36%
строительно –монтажных работ.12 апреля 1942 года аккумуляторный завод № 364 сумел дать первую продукцию: с конвейера сошел первый стартертный аккумулятор 3СТ70. Через шесть месяцев после этого заводчане сделали первую морскую батарею 29 ЩН для подводных лодок. В конце октября 1942 года завод приступил к выпуску танковых батарей, которые шли на обеспечение Сталинградского фронта. За первый год работызавод выпустил почти четыре тысячи аккумуляторов[5].15 февраля 1942 года вступил в строй завод «Амурсталь». Завод ещё не вступил в строй, а заказы на его продукцию уже поступили. Металл ждали многие предприятия Дальнего
Востока, выпускающие боеприпасы.15 февраля 1942 года началась первая плавка в мартеновском цехе.Слова, звучавшие на митинге: «Пусть эта плавка нашего завода польётся на головы фашистов».
В первые годы
Великой Отечественной войны в работе завода сказывались условия военного времени, отсутствовали краны,
рольганги, дисковые и
гильотинные ножницы и т.д. Завод был укомплектован рабочей силой. Только 10% рабочих знали металлургическое производство.В 1942 году было создано ФЗО № 5 на базе завода «Амурсталь». Через полгода выпускники вставали к станкам. Подростки одновременно учились и работали, недоедали, но осваивали мастерство плавки и проката. Многим из них делали подставки –скамеечки, чтобы они могли работать у станков. Все работали на скудной пайке, напряжено, сосредоточено, порой не уходя из цеха по несколько суток.8 августа 1942 года вступил в строй завод «Амурлитмаш»,который должен был стать арсеналом на Дальнем Востоке. В его номенклатуру кроме танков, корабельной и береговой артиллерии, входило стрелковое вооружение, изготовление корпусов снарядов, бомб, мин, патронов.
Все заводы были связаны технологической цепочкой оборонного производства. В короткие сроки строился нефтезавод Оха КомсомольскнаАмуре. Машиностроителям было поручено изготовление муфт для соединения труб нефтепровода. Круглые сутки кузнечный цех завода штамповал эти муфты. Чего это стоило рабочим, техникам и инженерам, можно судить по рассказу первостроителя завода «Амурлитмаш» П.И. Рудько :«Работали в трудное время. Освещения в цехах тогда не было, и как только сгущались сумерки, люди работали при факелах. В цехах стояла минусовая температура, так как отопления тоже не было, и чтобы согреться, разжигали «мунгалы» (железные бочки с коксом) и продолжали трудиться перевыполняя
плановые задания».С ноября 1943 года завод производит ремонт сложной дорожной техники, которая поставлялась со строительства железнодорожной ветки Комсомольск –Советская Гавань. Так же завод освоил сборку автомобилей марки «Студдербекер» из частей и узлов, поставляемых США. Автомашины отправляли на фронт.В 1943 году завод перешел в систему Амурлага, поэтому кроме изготовления и ремонта оборудования изготавливали простейшие инструменты, ломы, кирки, строительные скобы и т.д. Основные строительные работы выполнялись заключенными, их называли «контрики». Это были специалисты высокой квалификации, инженеры, технологи.В первый, самый тяжелый период Великой Отечественной войны шло завершение строительства еще одного промышленного предприятия нашего города нефтеперерабатывающего завода, которыйвведён в эксплуатацию 1 декабря 1942 года.С увеличением производства военной техники, боеприпасов растёт потребность в нефтепродуктах. Несмотря на броню и решительные протесты руководства военкомат призвал добровольцев с нефтезавода.
На их место пришли женщины и подростки. На заводе работало 25 фронтовых бригад, которые перевыполняли
план в два раза.В зиму 19411942 гг. морозы были суровыми. В этих условиях люди рыли траншеи, работали день и ночь, ночевали у костра. Для работников завода был установлен11ти часовой рабочий день. Предприятие испытывало острый недостаток в квалифицированных кадрах. Их пришлось готовить на месте, обучая сложному технологическому процессу. Приказом наркома нефтяной промышленности от 22 декабря
1943 года Комсомольскому нефтезаводу был присвоен № 409. В цехах была установлена двухсменная работа по 12 часов без выходных дней. За этот год завод переработал 191 тыс. тонн сахалинской нефти.Наступил долгожданный день –9 мая 1945 года. Отгремели последние залпы войны на западе, но международная обстановка на Дальнем Востоке оставалась сложной. В целях безопасности восточных границ, верный своему союзническому долгу, 8 августа 1945 года СССР начал военные действия против империалистической Японии.Паром построенный на судостроительном заводе г. КомсомольсканаАмуре перебросил с левого на правый берег Амура около 400 паровозов и свыше 3000 вагонов с грузами, а также основную массу десантных войск для Южного Сахалина и Курильских островов. Таким образом, коллектив завода внёс свой вклад в дело разгрома японских милитаристов. После войны японских военнопленных разместили в спешно освобожденных от советских заключенных лагерях НКВД. Они работали на добыче угля, лесозаготовках, добыче руд, строительстве заводов, портов, военноморскихбаз, на железной дороге и военных объектах.Условия жизни военнопленных были достаточно суровыми. Тяжелый, часто непосильный труд, скудное питание, суровый дальневосточный климат приводили к высокой смертности среди них. Многочисленные заброшенные кладбища японских военнопленных остались в Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском краях.Война внесла свои коррективы в жизнь промышленных предприятий города Юности. Изменился их профиль работы, выпускалосьновое оружие и боеприпасы. Заводы работали в условиях нехватки рабочих рук. КомсомольскнаАмуре решал данные проблемы, все усилия города были направлены на выпуск военной продукции, на помощь фронту. Цена Победы, как часть цены войны выражает сложный комплекс материальных, интеллектуальных, духовных и других усилий общества и государства, понесенного ими урона, потерь и издержек. КомсомольскнаАмуре внесли свой вклад в Великую Победу. Сплоченная работа комсомольчан, их подвиги в тылу остаются отражением небывалой смелости, упорстваи мужества, отражающие дух русского народа.
Ссылки на источники1Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России. –Хабаровск: Частная коллекция, 2001. —288 с.2Крысин В.М. КомсомольскнаАмуре. Город мужества, труда и героизма. –Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. —67с.3Малюгина А.В.Все для фронта: город КомсомольскнаАмуре во время Великой Отечественной войны // Тихоокеанская звезда. –1984. — 4 июля. –С.5.4Краснов А.М.Вклад Комсомольска в Победу//Вечерний Комсомольск. –2000. –7 мая. —С.4.5
Дороднов Е.И. Комсомольск в годы войны //ДальневосточныйКомсомольск. –1965.–22 мая.—С. 3