Пророчества Дельфийского оракула во время Греко-персидских войн
Выпуск:
ART 86101
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кожемякина
О.
О. Пророчества Дельфийского оракула во время Греко-персидских войн // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
456–460. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86101.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние пророчеств Дельфийского оракула на политику религиозного центра Эллады – Дельф, которые играли ведущую роль в главных политических событиях V–IV вв. до н.э. Также в статье рассматриваются пророчества оракула в контексте межполисных и межгосударственных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов.
Текст статьи
Кожемякина Ольга Олеговна,Магистрант, студент, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», Магнитогорск сherry9308@yandex.ru
Пророчества Дельфийского оракула во время Грекоперсидских войн
Аннотация.В данной статье рассматривается влияние пророчеств Дельфийского оракула на политику религиозного центра Эллады –Дельфы, которые играли ведущую роль в главных политических событиях VIVвв. до н.э. Так же в статье рассматриваются пророчества Оракула в контексте межполисных и межгосударственных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов.Ключевые слова:Дельфийский оракул, пророчество, Грекоперсидские войны, Крез.
Грекоперсидские войны явились переломным моментом в истории Греции. Множество мелких греческих городов, нередко враждовавших между собой, смогли сплотиться перед лицом опасности и не только выдержали натиск могущественнейшей Персидской державы, но сумели, отстояв свою независимость, перейти в контрнаступление и положить предел персидской агрессии на запад. Борьба с Персией выявила положительные результаты социальных и политических преобразований, происшедших в греческих полисах в течение VI в. до н.э. Впервые в этой борьбе прозвучали идеи общеэллинской солидарности, единства, основанного вне зависимости от государственных границ па общности образа жизни, культуры, религии, а также языка. Время Грекоперсидских воин для Дельф является временем наивысшего расцвета. Перед тем, как рассмотреть позицию Дельф во время Грекоперсидского конфликта, необходимо посмотреть на отношения святилища в контекстевзаимодействия эллинского и варварского мира до начала конфликта. Следует отметить, что еще до начала конфликта лидийские правители обращались к Оракулу с постоянными консультациями.Главным историческим источником по изучению позиции Дельфийского оракулаво время Грекоперсидских войн является «История» Геродота Галикарнасского.Следующим из лидийских правителей, посылавшим дары в Дельфы был Алиатт. По утверждению Геродота, Алиатт вел войну с Милетом своеобразным способом –на протяжении 11 лет воины сжигали посевы и деревья в надежде на голод горожан [1; I, 17]. Когда лидийцы пришли в двенадцатый раз сжигать посевы и деревья, то огонь перебросился на храм Афины Ассессии. Не заметив этого, лидийцы ушли. После того, как очередная кампания закончилась, Алиатт заболел. Царь варваров решает спросить о причине болезни у Оракула и посылает послов в Дельфы. Пифия отказывается давать ответ, пока Алиатт не восстановит храм Афины Ассессии в Милеете [1; I, 19]. Как повествует Геродот далее, Алиатт построил два храма и излечился [1; I, 22]. За излечение от болезней в Дельфы были отправлены дары. Геродот особо обращает внимание на подчашник Главка Хиосского [1; I, 25], изобретателя сварки железа. Этот же подчашник подробно описывает Павсаний, отмечая то, что это последнее что осталось от даров лидийских царей [2; X, 16].Достаточно большое место Геродот уделяет Крезу. В «Истории» мы можем увидеть очень частое и довольно почтительное обращение Креза к Аполлону Пифийскому. Сначала Геродот рассказывает о том, как Крез приходит к власти [1; I, 26], потом, как он решает расширить свое царство. Для того, что бы быть уверенным в своем намерении, он посылает в разные наиболее известные оракульные центры Эллады и Лидии своих послов [1; I, 46]. Этот эпизод очень часто в научной литературе можно встретить под название «испытание оракулов». Отправив послов, Крез велит им на сотый день придти к оракулу и спросить, чем же занимается царь Крез. По прибытию посланники передают Крезу сказанное оракулами и Крез решает, что наиболее точный ответ дал Оракул из Дельф [1; I, 47]. Очень сильно видно то, что на протяжении всего повествовании о Крезе, Геродот столь часто показывает обращение Креза к Оракулу, что создается впечатление что ни одно решение не принималось без божественного благословления. После того, как Крез удостоверился в правдивости Оракула, он посылает в Дельфы богатые дары и приносит в жертву «всякого рода животных по три тысячи голов» [1; I, 5052]. При новом обращение к Оракулу, на вопрос: «Стоит ли ему начинать войну с персами и нужно ли искать союзников?», Крез получает ответ о том, что погибнет великая империя и союзников нужно искать из могущественных эллинов [1; I, 53]. Крез остался доволен ответом пифии, расшифровав послание как свою победу над Киром. Узнав количество проживавших дельфийцев, Крез отблагодарил каждого золотыми монетами. Дельфийцы в ответ позволили ему на вечные времена преимущество над вопрошавшими, свободу от пошлин, а так же отныне, каждый лидиец являлся гражданином Дельф [1; I, 54]. По мнению Г. Парка начало этого предсказания не может являться доказательством историчности этого пророчества, так как в большинстве пророчеств пифии Геродот передает в стихотворной форме [3; Р. 133]. На наш взгляд такие предположения слабо аргументированы. Мы более склоняюсь к точке зрения Кулишовой О. В., которая утверждает о том, что такой ответ являлся типичным для предсказаний пифии [4; С. 235].По совету Оракула о том, что союзников нужно искать среди эллинов, Крез решает, что наиболее подходящим союзником может стать Спарта [1; I, 6970]. Такие ученые как Д. Кинаст делают акцент на том, что текст пророчества прямо не называет спартанцев, и считает возможным предположить, что пророчество намекает на малоазийских греков [5; S. 123]. Крез посылает в Спарту послов с подаркамии просьбой о союзе, обязательно делая акцент на том, что именно Дельфийский оракул указал ему на такого союзника. О. В. Кулишова приводит доказательства того, почему Крез именно так расшифровал послание пифии: 1) Крез искренне считал, что его могущественная держава сможет одержать верх над персами; 2) те рекомендации пифии, о том, что союзника нужно искать среди могущественных эллинов так же указывалось на победу Креза, иначе зачем Дельфам обрекать на неудачу лучшие силы греков;3) сохранение гармоничныхотношений Крез –Дельфы после пророчества.В связи с этим мы можем предположить что толкование, приводимое Геродотом в пользу персов, сделано после того, как судьба Креза стала известна. Когда Крез обращается в Дельфы в третий раз, его интересует продолжительность правления [1; I, 5556]. Геродот отмечает, что Крез слишком часто советуется с пифией. Оракул отвечает Крезу что нужно будет спасаться бегством, когда мул станет во главе лидийев. Позже Геродот передает верное толкование этого пророчества, говоря о том, что тот самый мул –это Кир, потому что мать его мидийка, а отец –перс [1; I, 91]. Крез, поверив пророчествам, совершает военный поход, но он оказывается неудачным, так как сначала была осада, а потом и взятие Сард [1; I, 8184]. Во время осады города исполнилось еще одно пророчество пифии: обрел голос немой сын Креза. Один из персов пошел на Креза с оружием с целью убийства, увидев это, сын, выкрикнул имя отца, тем самым остановив воина. [1; I, 85]. Так же пифия предупредила Креза о том, что в день, когда сын обретет голос, станет роковым для отца –так и случилось. Креза взяли в плен, привели к Киру, а тот приказал сложить большой костер для Креза и четырнадцати лидийских сыновей [1; I, 86]. В этом рассказе Геродота есть ряд несостыковок. Так, Кулишова О. В. задается вопросом как персидский воин, собираясь убить Креза понимает его сына, но при переговорах Креза с Киром они пользуются переводчиком [1; I, 86]. Она выдвигает предположения о том, что рассказ был написан позднее, и дополнен поучительными фрагментами о несчастьях Креза [4; С. 244]. Далее Геродот рассказывает о том, как к Крезу приходит спасение [1; I, 8687]. Геродот говорит, что Кир отправляет Креза на костер с целью принесения его в жертву богам, и если боги милостивы, то они спасут Креза. На костре Крез выкрикивает имя Солона, признавая его правоту в том, что его нельзя назвать счастливым [1; I, 2933], чем вызывает интерес Кира. Кир, выслушав Креза велит потушить костер и снять оковы, но попытки тщетны. Крез обращается с мольбами к Аполлону, напоминая ему о всех дарах. Происходит чудо –на небе появляется туча, и дождь тушит костер [1; I, 87]. После Кир приказывает снять оковы с Креза и оказывает ему почтение. Крез показывает ему свою мудрость [1; I, 8889]. Кир предлагает Крезу стать своим советником. Крез, при ответе на вопрос почему он пошел войной на государство Кира, отвечает что во всем виновато божество эллинов, и просит разрешения отправить в Дельфы оковы с послами и спросить пифию такова ли его судьба. Кир разрешает. По прибытию в Дельфы послы получают ответ, что такова участь Креза, и что так сбылось еще одно пророчество, которое было забыто –месть за свергнутых Гераклидов свершилась на пятом поколении, в этом и есть судьба Креза [1; I, 91]. А. Хойс говорит о том, что такой поступок Креза вынуждает дельфийское жречество «раскрыть карты» [6; S. 409]. Пифия так же рассказывает о том, что Аполлон, видя заслуги Креза пытался отсрочить возмездие до следующего поколения, так же при захвате Сард срок был отложен еще на три года, да и находясь на смертном одре, Аполлон услышал мольбы Креза и затушил огонь. В этом же параграфе Геродот говорит о том, что при пророчестве о гибели великой державы Крез, понадеявшись на собственные силы и уверенность в себе расшифровывает это послание как гибель государства Кира, а не свое. Так же Геродот отмечает то, что Крез признал то, что «виноват он сам, а не божество» [1; I, 91].Геродот в своей «Истории» показывает нам Креза как щедрого и богатого правителя, не лишенного самоуверенности и надменности,но способного признавать свои ошибки. Но в I, 92 мы видим иного Креза, способного на братоубийство. По мнению Ф. Якоби, Крез слепо и наивно верит во всякое слово, сказанное пифией [7; S. 1617]. По мнению же Кулишовой О. В. дельфийскому жречеству пришлось приложить немало усилия, для того чтобы оправдать себя в истории о Крезе и отчасти ретушировать историю. Так же она говорит, что официальная дельфийская версия, в основном которой и придерживается Геродот, достаточно обработана с целью защиты и сохранения авторитета Дельфийского святилища [4; С. 247].Несомненно, Дельфы были заинтересованы в том, чтобы внести свою лепту в историю о Крезе. Некоторые ученые утверждают, что при написании своего труда, Геродот использовал не только дельфийские источники, но и иного происхождения. Доказательство лидийских источников можно разглядеть в сообщениях о том, что Крез мог быть советником Кира. Х. Флауэр считает, что Геродот имел альтернативный дельфийскому источник, который он и привлекает [8; Р. 76]. Так же можно считать все рассказы Геродота о Крезе успешной пропагандой дельфийского оракульного центра.Как известно, рассвет панэллинского святилища в Дельфах приходится на VIIVв.в. до н.э. В этот период отмечается наибольшее влияние Дельфийского оракула на все сферыжизни греческого общества. Одной из важнейших сфер влияния Оракула в период своего расцвета является политика Оракула в первый период Грекоперсидских войн (500479 гг. до н.э.). В литературных и исторических источниках достаточно часто встречается термин«медизм» по отношению к дельфийскому храму в этот период. Термин «медизм» употребляет Геродот, объясняя его как «приверженность, расположение к персам» [1; VIII, 92]. Историки XXвека упрекали Дельфы в измене греками [9; С. 257], делая упор на переменчивость пророчеств Оракула, в зависимости от военных успехов эллинов и персов [3; Р. 165]. Но позицию Дельф некоторые ученые оправдывают тем, что по их мнению Дельфы верили в невозможность противостояния персидскому нашествию [10; Р. 125127]. Но так же есть историки, объясняющие, что предсказания пифии объективны и являются простейшим результатом элементарного сравнения военных сил персов и эллинов. Наиболее ярко такую точку зрения отстаивает Г. Цайльхофер [11; S. 2141]. Следует обратить внимание на статью Д.Кинаста [5; S. 117133], в которой он отмечает, что надежды на помощь Дельф в войне, которые возлагал общеэллинский союз, не оправдались. Консультации военного характера предполагали не только благословления, но и зачастую определенного совета [7; Р. 7477]. За таким советом обращались перед началом военной кампании или определенного сражения. Зная это мы можем утверждать что предсказания, которые давала пифия имели достаточно большой рейтинг достоверности для вопрошавших и большой авторитет.Дельфы, являясь центром проведения общегреческих Пифийских игр, конечно же, играли роль в формировании общности греков. Это ярко видно в эпоху архаики, когда только начала складываться полисная модель государства. Но так, же не стоит забывать о зарубежных связях Дельф: царь Мидас, династия Мермнидов, египетский фараон Амасис.Рассматривая позицию Дельф в Грекоперсидских воинах, стоит обратить внимание, что основным источником сведений является труд Геродота «История». В этом источнике встречается достаточного материала по теме исследования, и здесь следует учитывать достоверность пророчеств пифии в качестве источника. Много критики и обвинения Геродота в сочинительстве и искажения исторической действительности. Ученые до сих пор имеют разные точки зрения, но я больше склонна к точке зрения Р. Краэйа. Историк говорит о том, что Геродот лишь пересказывает то, что написано дельфийским жречеством в целях широкой пропаганды святилища [12]. Но, не смотря на критику, Оракулы все же играли очень важную социальную роль: сохранение и передача народной мудрости путем приобщения к божественному знанию.По мнению О. В. Кулишовой, большинство пророчеств, написанных Геродотом, являются устным пересказом служителей храма Аполлона, либо написаны по источниками, хранящимися в архиве храма [4; С. 259]. И на самом деле большое количество пророчеств Геродот пересказывает на основе местных традиций. В вопросе о подлинности так же стоит отметить, что во время написания работы Геродота, возможно, были учтены описания Грекоперсидского конфликтатех, кто принимал участия в них лично.Итак, как мы уже рассмотрели события накануне Грекоперсидских воин, мы видим, что еще до начала персидского вторжения на территории греческих городовгосударств пала Лидийская держава. По словам Геродота, правитель Лидии –Крез был об этом предупрежден, но сам виноват в том, что его династия пала т.к. неправильно расшифровал пророчество [1; I, 91]. Как уже говорилось выше, очевидно, что такое толкование предсказания Геродотом было написано уже после того, как Лидийская держава пала. Зная, что Геродот использовал дельфийский источник, мы можем утверждать, что позиция Дельф в начале Грекоперсидского конфликта была проперсидской.В доказательства проперсидской позиции Дельф мы можем рассмотреть прорицание, которое дала пифия жителям Книда, обратившимся к Оракулу еще до восстания в Ионии. Книдяне, в надежде, что они не будут завоеваны военачальником Кира Гарпагом, решили превратить всю область в остров, но во время разбивания скалы многие рабочие получали различные травмы. Книдяне решили обратиться за советом кОракулу, на что та ответила, что не в их компетенции превращать сушу в остров, это решение Зевса [1; I, 174]. После такого пророчества жители Книда сдаются Гарпагу без боя.Так же довольно отчетливо мы можем проследить позицию Дельф в пророчестве фокейцам, пытавшиеся переселиться на Кири, чтобы не быть завоеванными персами [1; I, 165], а так же в предсказании пифией падения Милета [1; VI, 1819]. Греческий бог говорит о том, что Милет будет порабощен персами, а храм в Дидимах буде сожжен и разграблен.К сожалению, нет никаких данных о позиции Оракула в Дельфах во время похода Артраферна и Датиса. Но во время похода Ксеркса позиция Дельф меняется: Геродот рассказывает о том, что было адресовано несколько посланий эллинам. К таким посланиям мы можем отнести два пророчества афинянам, пророчество, полученное дельфийцами, но исполняемое всеми греками, послание спартанцем. В труде Геродота так же мы можем увидеть, как Аполлон советует эллинам искать союзников среди других греческих полисов. Так, критяне обращаются за советом к пифии, когда эллины просят их принять участие в войне. Пифия напоминает критянам о предании, по которому жители острова прокляты изза того, что не отомстили за убийство царя Миноса, а поддержали Менелая, пошедшего на Трою [1; VII, 169]. К одному из важнейших сражений в Грекоперсидских воинах, святилище в Дельфах так же имеет отношение. В сражении при Фермопилах пифия предрекла смерть спартанского царя Леонида. По свидетельству Геродота, перед сражением лакедемоняне посылают послов в Дельфы.Пифия ответила, что в войне будет разрушен Лакедемон, либо погибнет один из рода Геракла [1; VII, 220]. Геродот делает вывод, что царь Леонид осознанно идет на самопожертвование и отсылает своих союзников для того, чтобы слава досталась исключительно спартанцам. Ряд современных историков высказываются о более позднем составлении пророчества. Так, Г. Парк предполагает что Оракул был составлен для поддержания боевого духа спартанцев [3; Р. 167].Одно из важнейших пророчеств пифии данного во время Грекоперсидского конфликта касается Афин [1; VII, 139144]. Афиняне отправляют послов в Дельфы, пифия по имени Аристоника посоветовала афинянам покинуть свои жилища, говоря, что после персидского нашествия ничего и никто не уцелеет [1; VII, 140]. Послы, пришедшие вотчаяние были спасены советом Тимона, сына Андробула, о том, что им стоит взять ветвь оливы и вернуться в качестве молящих о защите. Афиняне, послушав и сделав так, как советовал Тимон, вернулись в святилище и попросили Оракула дать совет о том, как можнозащитить город, при этом «угрожая» Оракулу, что не уйдут, пока не получат ответ [1; VII, 141]. Во второй раз Оракул так же говорит, что ничего хорошего афинянам ждать не надо, но дает совет: «Далеко видящий Зевс даст Тритогенее одну твердыню деревянную, Которая должна остаться несокрушимой и сохранит тебя и детей твоих.… Божественный Саламин, ты погубишь сыновей жен твоихИли в пору посевов плодов Деметры, или во время уборки» [1; VII, 141].Далее Геродот говорит о том, что изречение Оракула было записано и с ним послы вернулись в Афины. Передав пророчество народу, начались оживленные споры о правильности толкования прорицания [1; VII, 142]. В этом эпизоде наш автор очень ярко показывает процесс толкования пророчеств Аполлона Пифийского. М. Нильссон также замечает что толкование прорицания это пример практичности толкования и использование пророчества в политической борьбе [10; Р. 126]. Афиняне высказали два мнения: одни говорили что в прорицании под «деревянной твердыней» следует понимать деревянную стену, которой был окружен Акрополь. Во времена Грекоперсидских войн Акрополь в Афинах был окружен плетеной изгородью из терновника. Но далее из рассказа Геродота становится ясно, что персы захватили и Акрополь [1; VIII, 51]. Вторая точка зрения была такова: под твердыней деревянной подразумевался боевой флот Афин. Но главные споры и много сомнения вызывали две последние строчки пророчества в которых говориться о Саламине.По свидетельству Геродота определенность в ситуацию внес Фемистокл, которого Геродот ставит «рядом со значительнейшими гражданами». Фемистоклсумел на народном собрании убедить афинян, что «деревянные стены»—афинские корабли [13; С. 167168], а «гибель сыновей» относится к персам, так как в ином случае Оракул сказал бы «несчастный Саламин», а не «божественный». В 1960году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и вТрезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы [13; С. 168170]. Фемистокл успешно использовав пророчество, смог убедить афинян переселиться на расположенный рядом с Афинами остров Саламин, а так же афиняне решили дать отпор персам в море, встретив их всей своей военной морской силой [1; VII, 144].Таким образом, мы видим, что позиция Дельфийского оракула в первый этап Грекоперсидских войн можно охарактеризовать как осторожный. Дельфы не верят, что эллины могут дать отпор варварам, но в то же время пифия дает подсказки, которые, в конечном счете, помогут сохранить независимость Эллады от персов. Основываясь на вышесказанном, мы можем сказать, что обвинения в медизме Дельф в первый период Грекоперсидского конфликта можно считать необоснованными. Обращая внимание на то, как оракул советует не вступать в войну тем союзникам, у которых эллины просят помощи, может показаться, что в этом то случае можно обвинить дельфийское жречество в проперсидской поддержке. Как говорилось выше, что, не послушав бы Оракула, те кто еще не вступил в войну понесли бы большие потери, при этом, не успев дождаться помощи союзников. Для народов Греции религиозный подтекст объединения против персов был крайне важен. В доказательство этого Геродот сообщает, что каждый город, сдавшийся персам, в случае победы союзных войск должен будет посвятить десятину дельфийскому богу [1; VII, 132]. По предположению В. М. Строгецкого такую клятву эллины дали во время собрания союзников на Истме осенью 481 г. до н.э. [14; С. 5355]. Диодор говорит, что речь шла о десятине уже после разрушения городов –предателей [15; XI, 3].Рассматривая позицию Дельф во втором этапе Грекоперсидских войн, мы видим, как Геродот показывает взаимоотношения святилища и греков после цепочки побед греков.Весьма интересным является эпизод, где как утверждает Геродот по божественному вмешательству, при попытке ограбления Дельф, персы были остановлены [1; VIII, 3539]. По рассказу античного историка группа персов, направляется в Дельфыс целью забрать сокровища Аполлона и передать их Ксерксу. Геродот отмечает, что Ксеркс хорошо знал, что за ценности есть в Дельфийском храме. «Как я слышал все замечательные вещи в этом храме известны были Ксерксу лучше, нежели те, которые он оставлял в своих храмах». Особенное внимание Ксеркс уделял дарам, совершенным Крезом. Узнав, что персы идут с целью разграбления, дельфийцы обратились к божеству с целью узнать, куда и как спрятать сокровища, на что Аполлон ответил что свои сокровища защитит сам. Большинство жителей Дельф отослали в безопасное место, и в городе осталось лишь 60 человек, включая прорицателя. Именно прорицатель Акерат первым увидел, что перед храмом лежит священное оружие, вынесенное из внутренней части святилища: прикасаться к нему не мог никто из людей [1; VIII, 37]. В примечании к книге О. А. Королева поясняет что под священным оружием можно понимать лук и стрелы Аполлона, хранящиеся в храме. После того, как такое чудо привело персов в шок, те дельфийцы, которые прятались в горах спустились вниз и перебили персов [1; VIII, 3739].Свидетельство того, что Дельфы не были на стороне варваров мы можем найти и у Плутарха. Перед сражением при Платеях пифия пророчила Аристиду победу над прессами, если афиняне примут бой на равнине Деметры Элевсинской и Персефоны, а так же если будут молиться Зевсу, Гере Киферонской, Пану, а героям принесут жертвы [16; Аристид, 11]. Следует отметить тот факт, что пророчество является крайне ободряющем по своему настроению.После предсказанной победы большая часть добычи была посвящена именно святилищу в Дельфах. Так, Геродот отмечает, что из части сокровища была сделана статуя Аполлона с корабельным носом в руках, высотой в двенадцать локтей [1; VIII, 121]. Но вопрос к божеству, угодили ли эллины с подношениями, Аполлон Пифийский отвечал, что все угодили, кроме эгинцев, и требовал от них награду за победу у Саламина. Эгинцы пожертвовали храму три золотые звезды [1; VIII, 122]. Требованием подношения, пифия делает акцент, на то, что победа при Саламине является исключительно заслуженной Аполлоном. Так же после победы при Платеях эллины принесли щедрые дары. Из десятой доли была поставлена статуя Зевса в десять локтей; на Истме поставили медную статую Посейдона в семь локтей, а для дельфийского божества был сделан золотой треножник [1; IX, 81]. Как отмечает Д. Кинаст, размеры статуй свидетельствую о том, какому божеству эллины отдают ведущую роль в противостоянии с персами [5; S. 132.].Перед тем, как делать вывод нужно вспомнить все аргументы в обвинении медизма Дельф. Все пророчества данные в период Грекоперсидских войн, доказывают, что позиция Дельф не была неизменной. Во время походов Креза, дельфийское жречество однозначно располагает и показывает поддержку Лидийскому правителю, но после провалов плана Креза, Дельфы уже не так позитивно смотрят на возможность противостояния персам. Осторожную позицию Дельф мы можем наблюдать незадолго до ионийского восстания, когда пифия давала прорицания малоазиатским грекам. Пессимистичные настроения преобладают на начальном этапе Грекоперсидского конфликта. Дельфы дают в этот период неутешительные пророчества спартанцам, афинянам. Мы можем с уверенностью говорить что Дельфы, которые были осведомлены о политической ситуации, искренне верили в невозможность противостояния варваров. Дельфийское жречество умело подстраивалось под существующую политическую ситуацию. Настроения святилища меняются и становятся более благосклонным после успешных походов эллинов. К таким пророчествам мы относим два пророчества афинянам и дельфийцам.Так мы можем сделать вывод, что никто из греков не замечает проперсидских настроений святилища. Дельфы же, приписывают все военные победы преимущественно Аполлону, да и эллины не противятся этому, принося богатые дары в храм пифийского божества. Таким образом,мы можем обвинять Дельфы в медизме, но не на долгий срок, а именно до провального похода Креза. На момент Грекоперсидских войн Дельфы находятся в рассвете своей славы, но после варварского вторжения авторитет Дельф потихоньку начинает гаснуть.
Ссылки наисточники1.Геродот. История [Текст] / Геродот. М.: Академический проект, 2014. –599 с.2.Павсаний. Описание Эллады в 2х томах [Текст] / Павсаний. М.: АСТ, 2002.3.Parke H.W. Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. Vol 1. The history [Текст] / H.W. Parke, D.E.W. Wormell. Oxford: Blackwell, 1956. –436 p.4.Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VIIV вв. до н. э.) [Текст] / О. В. Кулишова. СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. –432 с.5.Kienast D. Die Politisierung des griechischen Nationalbewusstsein und die Rolle Delphis im grossen Perserkrieg [Текст] / D. Kienast. Rom und der griechische Osten. Festschrift fur H. H. Schmitt zum 65. Geburtstag Hrsg. von Ch. Schubert und K. Brodersen. Stuttgart, 1995. –S. 117133.
6.Heuss A. Motive von Herodots Lydischem Logos [Текст] / A. Heuss. Hermes. Bd. CI. 1973. –S. 385419.
7.Jacoby F. Herodotus [Текст] / F. Jacoby. RE. Suppl. Bd. II. Hbbd. 2. 1913. –S. 1520.
8.Flower H. J. Herodotus and Delphic Traditions about Croesus [Текст] / H. J.Flower. Georgica, Greek Studies in Honour of George Cawkwell, Ed. by M. A. Flower and M. Toher (Bulletin Supplement 58), London, 1991. –P. 5777.
9.Лурье С. Я. История Греции [Текст] / С. Я. Лурье. СПб.: Издательство С.Петербургского унта, 1993. –680 с.10.Nilsson M. P. Cults, Myths, Oracles and Politics in Ancient Greece [Текст] / M. P. Nilsson. Lund, 1951.11.Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen [Текст] / G. Zeilhofer. Jahrhundert vor Christus, Diss, Erlangen, 1959.12.Сrahay R. La litterature oraculaire chez Herodote (Bibliotheque de la Faculte de Philosophie et Lettres de l'Universite de Liege. Fasc. CXXXVIII) [Текст] / R. Crahay. Paris, 1956.13.Суриков И. Е.Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии [Текст] / И. Е. Суриков. М.: Наука, 2008. –383 с.14.Строгецкий В. М. Панэллинская лига 481 г. до н. э. (возникновение и структура) [Текст] / В. М. Строгецкий. Л.: Социальная структура и политическая организация античного общества, Межвузовский сборник под ред. Э. Д. Фролова., 1982. –С. 4575.
15.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека [Текст] / Диодор Сицилийский. СПб.: Алетейя, 2005. –384 с.16.Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Текст] / Плутарх. М.: Олма Медиагрупп, 2015. –448 с.
Пророчества Дельфийского оракула во время Грекоперсидских войн
Аннотация.В данной статье рассматривается влияние пророчеств Дельфийского оракула на политику религиозного центра Эллады –Дельфы, которые играли ведущую роль в главных политических событиях VIVвв. до н.э. Так же в статье рассматриваются пророчества Оракула в контексте межполисных и межгосударственных отношений и при изучении внутриполитических конфликтов.Ключевые слова:Дельфийский оракул, пророчество, Грекоперсидские войны, Крез.
Грекоперсидские войны явились переломным моментом в истории Греции. Множество мелких греческих городов, нередко враждовавших между собой, смогли сплотиться перед лицом опасности и не только выдержали натиск могущественнейшей Персидской державы, но сумели, отстояв свою независимость, перейти в контрнаступление и положить предел персидской агрессии на запад. Борьба с Персией выявила положительные результаты социальных и политических преобразований, происшедших в греческих полисах в течение VI в. до н.э. Впервые в этой борьбе прозвучали идеи общеэллинской солидарности, единства, основанного вне зависимости от государственных границ па общности образа жизни, культуры, религии, а также языка. Время Грекоперсидских воин для Дельф является временем наивысшего расцвета. Перед тем, как рассмотреть позицию Дельф во время Грекоперсидского конфликта, необходимо посмотреть на отношения святилища в контекстевзаимодействия эллинского и варварского мира до начала конфликта. Следует отметить, что еще до начала конфликта лидийские правители обращались к Оракулу с постоянными консультациями.Главным историческим источником по изучению позиции Дельфийского оракулаво время Грекоперсидских войн является «История» Геродота Галикарнасского.Следующим из лидийских правителей, посылавшим дары в Дельфы был Алиатт. По утверждению Геродота, Алиатт вел войну с Милетом своеобразным способом –на протяжении 11 лет воины сжигали посевы и деревья в надежде на голод горожан [1; I, 17]. Когда лидийцы пришли в двенадцатый раз сжигать посевы и деревья, то огонь перебросился на храм Афины Ассессии. Не заметив этого, лидийцы ушли. После того, как очередная кампания закончилась, Алиатт заболел. Царь варваров решает спросить о причине болезни у Оракула и посылает послов в Дельфы. Пифия отказывается давать ответ, пока Алиатт не восстановит храм Афины Ассессии в Милеете [1; I, 19]. Как повествует Геродот далее, Алиатт построил два храма и излечился [1; I, 22]. За излечение от болезней в Дельфы были отправлены дары. Геродот особо обращает внимание на подчашник Главка Хиосского [1; I, 25], изобретателя сварки железа. Этот же подчашник подробно описывает Павсаний, отмечая то, что это последнее что осталось от даров лидийских царей [2; X, 16].Достаточно большое место Геродот уделяет Крезу. В «Истории» мы можем увидеть очень частое и довольно почтительное обращение Креза к Аполлону Пифийскому. Сначала Геродот рассказывает о том, как Крез приходит к власти [1; I, 26], потом, как он решает расширить свое царство. Для того, что бы быть уверенным в своем намерении, он посылает в разные наиболее известные оракульные центры Эллады и Лидии своих послов [1; I, 46]. Этот эпизод очень часто в научной литературе можно встретить под название «испытание оракулов». Отправив послов, Крез велит им на сотый день придти к оракулу и спросить, чем же занимается царь Крез. По прибытию посланники передают Крезу сказанное оракулами и Крез решает, что наиболее точный ответ дал Оракул из Дельф [1; I, 47]. Очень сильно видно то, что на протяжении всего повествовании о Крезе, Геродот столь часто показывает обращение Креза к Оракулу, что создается впечатление что ни одно решение не принималось без божественного благословления. После того, как Крез удостоверился в правдивости Оракула, он посылает в Дельфы богатые дары и приносит в жертву «всякого рода животных по три тысячи голов» [1; I, 5052]. При новом обращение к Оракулу, на вопрос: «Стоит ли ему начинать войну с персами и нужно ли искать союзников?», Крез получает ответ о том, что погибнет великая империя и союзников нужно искать из могущественных эллинов [1; I, 53]. Крез остался доволен ответом пифии, расшифровав послание как свою победу над Киром. Узнав количество проживавших дельфийцев, Крез отблагодарил каждого золотыми монетами. Дельфийцы в ответ позволили ему на вечные времена преимущество над вопрошавшими, свободу от пошлин, а так же отныне, каждый лидиец являлся гражданином Дельф [1; I, 54]. По мнению Г. Парка начало этого предсказания не может являться доказательством историчности этого пророчества, так как в большинстве пророчеств пифии Геродот передает в стихотворной форме [3; Р. 133]. На наш взгляд такие предположения слабо аргументированы. Мы более склоняюсь к точке зрения Кулишовой О. В., которая утверждает о том, что такой ответ являлся типичным для предсказаний пифии [4; С. 235].По совету Оракула о том, что союзников нужно искать среди эллинов, Крез решает, что наиболее подходящим союзником может стать Спарта [1; I, 6970]. Такие ученые как Д. Кинаст делают акцент на том, что текст пророчества прямо не называет спартанцев, и считает возможным предположить, что пророчество намекает на малоазийских греков [5; S. 123]. Крез посылает в Спарту послов с подаркамии просьбой о союзе, обязательно делая акцент на том, что именно Дельфийский оракул указал ему на такого союзника. О. В. Кулишова приводит доказательства того, почему Крез именно так расшифровал послание пифии: 1) Крез искренне считал, что его могущественная держава сможет одержать верх над персами; 2) те рекомендации пифии, о том, что союзника нужно искать среди могущественных эллинов так же указывалось на победу Креза, иначе зачем Дельфам обрекать на неудачу лучшие силы греков;3) сохранение гармоничныхотношений Крез –Дельфы после пророчества.В связи с этим мы можем предположить что толкование, приводимое Геродотом в пользу персов, сделано после того, как судьба Креза стала известна. Когда Крез обращается в Дельфы в третий раз, его интересует продолжительность правления [1; I, 5556]. Геродот отмечает, что Крез слишком часто советуется с пифией. Оракул отвечает Крезу что нужно будет спасаться бегством, когда мул станет во главе лидийев. Позже Геродот передает верное толкование этого пророчества, говоря о том, что тот самый мул –это Кир, потому что мать его мидийка, а отец –перс [1; I, 91]. Крез, поверив пророчествам, совершает военный поход, но он оказывается неудачным, так как сначала была осада, а потом и взятие Сард [1; I, 8184]. Во время осады города исполнилось еще одно пророчество пифии: обрел голос немой сын Креза. Один из персов пошел на Креза с оружием с целью убийства, увидев это, сын, выкрикнул имя отца, тем самым остановив воина. [1; I, 85]. Так же пифия предупредила Креза о том, что в день, когда сын обретет голос, станет роковым для отца –так и случилось. Креза взяли в плен, привели к Киру, а тот приказал сложить большой костер для Креза и четырнадцати лидийских сыновей [1; I, 86]. В этом рассказе Геродота есть ряд несостыковок. Так, Кулишова О. В. задается вопросом как персидский воин, собираясь убить Креза понимает его сына, но при переговорах Креза с Киром они пользуются переводчиком [1; I, 86]. Она выдвигает предположения о том, что рассказ был написан позднее, и дополнен поучительными фрагментами о несчастьях Креза [4; С. 244]. Далее Геродот рассказывает о том, как к Крезу приходит спасение [1; I, 8687]. Геродот говорит, что Кир отправляет Креза на костер с целью принесения его в жертву богам, и если боги милостивы, то они спасут Креза. На костре Крез выкрикивает имя Солона, признавая его правоту в том, что его нельзя назвать счастливым [1; I, 2933], чем вызывает интерес Кира. Кир, выслушав Креза велит потушить костер и снять оковы, но попытки тщетны. Крез обращается с мольбами к Аполлону, напоминая ему о всех дарах. Происходит чудо –на небе появляется туча, и дождь тушит костер [1; I, 87]. После Кир приказывает снять оковы с Креза и оказывает ему почтение. Крез показывает ему свою мудрость [1; I, 8889]. Кир предлагает Крезу стать своим советником. Крез, при ответе на вопрос почему он пошел войной на государство Кира, отвечает что во всем виновато божество эллинов, и просит разрешения отправить в Дельфы оковы с послами и спросить пифию такова ли его судьба. Кир разрешает. По прибытию в Дельфы послы получают ответ, что такова участь Креза, и что так сбылось еще одно пророчество, которое было забыто –месть за свергнутых Гераклидов свершилась на пятом поколении, в этом и есть судьба Креза [1; I, 91]. А. Хойс говорит о том, что такой поступок Креза вынуждает дельфийское жречество «раскрыть карты» [6; S. 409]. Пифия так же рассказывает о том, что Аполлон, видя заслуги Креза пытался отсрочить возмездие до следующего поколения, так же при захвате Сард срок был отложен еще на три года, да и находясь на смертном одре, Аполлон услышал мольбы Креза и затушил огонь. В этом же параграфе Геродот говорит о том, что при пророчестве о гибели великой державы Крез, понадеявшись на собственные силы и уверенность в себе расшифровывает это послание как гибель государства Кира, а не свое. Так же Геродот отмечает то, что Крез признал то, что «виноват он сам, а не божество» [1; I, 91].Геродот в своей «Истории» показывает нам Креза как щедрого и богатого правителя, не лишенного самоуверенности и надменности,но способного признавать свои ошибки. Но в I, 92 мы видим иного Креза, способного на братоубийство. По мнению Ф. Якоби, Крез слепо и наивно верит во всякое слово, сказанное пифией [7; S. 1617]. По мнению же Кулишовой О. В. дельфийскому жречеству пришлось приложить немало усилия, для того чтобы оправдать себя в истории о Крезе и отчасти ретушировать историю. Так же она говорит, что официальная дельфийская версия, в основном которой и придерживается Геродот, достаточно обработана с целью защиты и сохранения авторитета Дельфийского святилища [4; С. 247].Несомненно, Дельфы были заинтересованы в том, чтобы внести свою лепту в историю о Крезе. Некоторые ученые утверждают, что при написании своего труда, Геродот использовал не только дельфийские источники, но и иного происхождения. Доказательство лидийских источников можно разглядеть в сообщениях о том, что Крез мог быть советником Кира. Х. Флауэр считает, что Геродот имел альтернативный дельфийскому источник, который он и привлекает [8; Р. 76]. Так же можно считать все рассказы Геродота о Крезе успешной пропагандой дельфийского оракульного центра.Как известно, рассвет панэллинского святилища в Дельфах приходится на VIIVв.в. до н.э. В этот период отмечается наибольшее влияние Дельфийского оракула на все сферыжизни греческого общества. Одной из важнейших сфер влияния Оракула в период своего расцвета является политика Оракула в первый период Грекоперсидских войн (500479 гг. до н.э.). В литературных и исторических источниках достаточно часто встречается термин«медизм» по отношению к дельфийскому храму в этот период. Термин «медизм» употребляет Геродот, объясняя его как «приверженность, расположение к персам» [1; VIII, 92]. Историки XXвека упрекали Дельфы в измене греками [9; С. 257], делая упор на переменчивость пророчеств Оракула, в зависимости от военных успехов эллинов и персов [3; Р. 165]. Но позицию Дельф некоторые ученые оправдывают тем, что по их мнению Дельфы верили в невозможность противостояния персидскому нашествию [10; Р. 125127]. Но так же есть историки, объясняющие, что предсказания пифии объективны и являются простейшим результатом элементарного сравнения военных сил персов и эллинов. Наиболее ярко такую точку зрения отстаивает Г. Цайльхофер [11; S. 2141]. Следует обратить внимание на статью Д.Кинаста [5; S. 117133], в которой он отмечает, что надежды на помощь Дельф в войне, которые возлагал общеэллинский союз, не оправдались. Консультации военного характера предполагали не только благословления, но и зачастую определенного совета [7; Р. 7477]. За таким советом обращались перед началом военной кампании или определенного сражения. Зная это мы можем утверждать что предсказания, которые давала пифия имели достаточно большой рейтинг достоверности для вопрошавших и большой авторитет.Дельфы, являясь центром проведения общегреческих Пифийских игр, конечно же, играли роль в формировании общности греков. Это ярко видно в эпоху архаики, когда только начала складываться полисная модель государства. Но так, же не стоит забывать о зарубежных связях Дельф: царь Мидас, династия Мермнидов, египетский фараон Амасис.Рассматривая позицию Дельф в Грекоперсидских воинах, стоит обратить внимание, что основным источником сведений является труд Геродота «История». В этом источнике встречается достаточного материала по теме исследования, и здесь следует учитывать достоверность пророчеств пифии в качестве источника. Много критики и обвинения Геродота в сочинительстве и искажения исторической действительности. Ученые до сих пор имеют разные точки зрения, но я больше склонна к точке зрения Р. Краэйа. Историк говорит о том, что Геродот лишь пересказывает то, что написано дельфийским жречеством в целях широкой пропаганды святилища [12]. Но, не смотря на критику, Оракулы все же играли очень важную социальную роль: сохранение и передача народной мудрости путем приобщения к божественному знанию.По мнению О. В. Кулишовой, большинство пророчеств, написанных Геродотом, являются устным пересказом служителей храма Аполлона, либо написаны по источниками, хранящимися в архиве храма [4; С. 259]. И на самом деле большое количество пророчеств Геродот пересказывает на основе местных традиций. В вопросе о подлинности так же стоит отметить, что во время написания работы Геродота, возможно, были учтены описания Грекоперсидского конфликтатех, кто принимал участия в них лично.Итак, как мы уже рассмотрели события накануне Грекоперсидских воин, мы видим, что еще до начала персидского вторжения на территории греческих городовгосударств пала Лидийская держава. По словам Геродота, правитель Лидии –Крез был об этом предупрежден, но сам виноват в том, что его династия пала т.к. неправильно расшифровал пророчество [1; I, 91]. Как уже говорилось выше, очевидно, что такое толкование предсказания Геродотом было написано уже после того, как Лидийская держава пала. Зная, что Геродот использовал дельфийский источник, мы можем утверждать, что позиция Дельф в начале Грекоперсидского конфликта была проперсидской.В доказательства проперсидской позиции Дельф мы можем рассмотреть прорицание, которое дала пифия жителям Книда, обратившимся к Оракулу еще до восстания в Ионии. Книдяне, в надежде, что они не будут завоеваны военачальником Кира Гарпагом, решили превратить всю область в остров, но во время разбивания скалы многие рабочие получали различные травмы. Книдяне решили обратиться за советом кОракулу, на что та ответила, что не в их компетенции превращать сушу в остров, это решение Зевса [1; I, 174]. После такого пророчества жители Книда сдаются Гарпагу без боя.Так же довольно отчетливо мы можем проследить позицию Дельф в пророчестве фокейцам, пытавшиеся переселиться на Кири, чтобы не быть завоеванными персами [1; I, 165], а так же в предсказании пифией падения Милета [1; VI, 1819]. Греческий бог говорит о том, что Милет будет порабощен персами, а храм в Дидимах буде сожжен и разграблен.К сожалению, нет никаких данных о позиции Оракула в Дельфах во время похода Артраферна и Датиса. Но во время похода Ксеркса позиция Дельф меняется: Геродот рассказывает о том, что было адресовано несколько посланий эллинам. К таким посланиям мы можем отнести два пророчества афинянам, пророчество, полученное дельфийцами, но исполняемое всеми греками, послание спартанцем. В труде Геродота так же мы можем увидеть, как Аполлон советует эллинам искать союзников среди других греческих полисов. Так, критяне обращаются за советом к пифии, когда эллины просят их принять участие в войне. Пифия напоминает критянам о предании, по которому жители острова прокляты изза того, что не отомстили за убийство царя Миноса, а поддержали Менелая, пошедшего на Трою [1; VII, 169]. К одному из важнейших сражений в Грекоперсидских воинах, святилище в Дельфах так же имеет отношение. В сражении при Фермопилах пифия предрекла смерть спартанского царя Леонида. По свидетельству Геродота, перед сражением лакедемоняне посылают послов в Дельфы.Пифия ответила, что в войне будет разрушен Лакедемон, либо погибнет один из рода Геракла [1; VII, 220]. Геродот делает вывод, что царь Леонид осознанно идет на самопожертвование и отсылает своих союзников для того, чтобы слава досталась исключительно спартанцам. Ряд современных историков высказываются о более позднем составлении пророчества. Так, Г. Парк предполагает что Оракул был составлен для поддержания боевого духа спартанцев [3; Р. 167].Одно из важнейших пророчеств пифии данного во время Грекоперсидского конфликта касается Афин [1; VII, 139144]. Афиняне отправляют послов в Дельфы, пифия по имени Аристоника посоветовала афинянам покинуть свои жилища, говоря, что после персидского нашествия ничего и никто не уцелеет [1; VII, 140]. Послы, пришедшие вотчаяние были спасены советом Тимона, сына Андробула, о том, что им стоит взять ветвь оливы и вернуться в качестве молящих о защите. Афиняне, послушав и сделав так, как советовал Тимон, вернулись в святилище и попросили Оракула дать совет о том, как можнозащитить город, при этом «угрожая» Оракулу, что не уйдут, пока не получат ответ [1; VII, 141]. Во второй раз Оракул так же говорит, что ничего хорошего афинянам ждать не надо, но дает совет: «Далеко видящий Зевс даст Тритогенее одну твердыню деревянную, Которая должна остаться несокрушимой и сохранит тебя и детей твоих.… Божественный Саламин, ты погубишь сыновей жен твоихИли в пору посевов плодов Деметры, или во время уборки» [1; VII, 141].Далее Геродот говорит о том, что изречение Оракула было записано и с ним послы вернулись в Афины. Передав пророчество народу, начались оживленные споры о правильности толкования прорицания [1; VII, 142]. В этом эпизоде наш автор очень ярко показывает процесс толкования пророчеств Аполлона Пифийского. М. Нильссон также замечает что толкование прорицания это пример практичности толкования и использование пророчества в политической борьбе [10; Р. 126]. Афиняне высказали два мнения: одни говорили что в прорицании под «деревянной твердыней» следует понимать деревянную стену, которой был окружен Акрополь. Во времена Грекоперсидских войн Акрополь в Афинах был окружен плетеной изгородью из терновника. Но далее из рассказа Геродота становится ясно, что персы захватили и Акрополь [1; VIII, 51]. Вторая точка зрения была такова: под твердыней деревянной подразумевался боевой флот Афин. Но главные споры и много сомнения вызывали две последние строчки пророчества в которых говориться о Саламине.По свидетельству Геродота определенность в ситуацию внес Фемистокл, которого Геродот ставит «рядом со значительнейшими гражданами». Фемистоклсумел на народном собрании убедить афинян, что «деревянные стены»—афинские корабли [13; С. 167168], а «гибель сыновей» относится к персам, так как в ином случае Оракул сказал бы «несчастный Саламин», а не «божественный». В 1960году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и вТрезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы [13; С. 168170]. Фемистокл успешно использовав пророчество, смог убедить афинян переселиться на расположенный рядом с Афинами остров Саламин, а так же афиняне решили дать отпор персам в море, встретив их всей своей военной морской силой [1; VII, 144].Таким образом, мы видим, что позиция Дельфийского оракула в первый этап Грекоперсидских войн можно охарактеризовать как осторожный. Дельфы не верят, что эллины могут дать отпор варварам, но в то же время пифия дает подсказки, которые, в конечном счете, помогут сохранить независимость Эллады от персов. Основываясь на вышесказанном, мы можем сказать, что обвинения в медизме Дельф в первый период Грекоперсидского конфликта можно считать необоснованными. Обращая внимание на то, как оракул советует не вступать в войну тем союзникам, у которых эллины просят помощи, может показаться, что в этом то случае можно обвинить дельфийское жречество в проперсидской поддержке. Как говорилось выше, что, не послушав бы Оракула, те кто еще не вступил в войну понесли бы большие потери, при этом, не успев дождаться помощи союзников. Для народов Греции религиозный подтекст объединения против персов был крайне важен. В доказательство этого Геродот сообщает, что каждый город, сдавшийся персам, в случае победы союзных войск должен будет посвятить десятину дельфийскому богу [1; VII, 132]. По предположению В. М. Строгецкого такую клятву эллины дали во время собрания союзников на Истме осенью 481 г. до н.э. [14; С. 5355]. Диодор говорит, что речь шла о десятине уже после разрушения городов –предателей [15; XI, 3].Рассматривая позицию Дельф во втором этапе Грекоперсидских войн, мы видим, как Геродот показывает взаимоотношения святилища и греков после цепочки побед греков.Весьма интересным является эпизод, где как утверждает Геродот по божественному вмешательству, при попытке ограбления Дельф, персы были остановлены [1; VIII, 3539]. По рассказу античного историка группа персов, направляется в Дельфыс целью забрать сокровища Аполлона и передать их Ксерксу. Геродот отмечает, что Ксеркс хорошо знал, что за ценности есть в Дельфийском храме. «Как я слышал все замечательные вещи в этом храме известны были Ксерксу лучше, нежели те, которые он оставлял в своих храмах». Особенное внимание Ксеркс уделял дарам, совершенным Крезом. Узнав, что персы идут с целью разграбления, дельфийцы обратились к божеству с целью узнать, куда и как спрятать сокровища, на что Аполлон ответил что свои сокровища защитит сам. Большинство жителей Дельф отослали в безопасное место, и в городе осталось лишь 60 человек, включая прорицателя. Именно прорицатель Акерат первым увидел, что перед храмом лежит священное оружие, вынесенное из внутренней части святилища: прикасаться к нему не мог никто из людей [1; VIII, 37]. В примечании к книге О. А. Королева поясняет что под священным оружием можно понимать лук и стрелы Аполлона, хранящиеся в храме. После того, как такое чудо привело персов в шок, те дельфийцы, которые прятались в горах спустились вниз и перебили персов [1; VIII, 3739].Свидетельство того, что Дельфы не были на стороне варваров мы можем найти и у Плутарха. Перед сражением при Платеях пифия пророчила Аристиду победу над прессами, если афиняне примут бой на равнине Деметры Элевсинской и Персефоны, а так же если будут молиться Зевсу, Гере Киферонской, Пану, а героям принесут жертвы [16; Аристид, 11]. Следует отметить тот факт, что пророчество является крайне ободряющем по своему настроению.После предсказанной победы большая часть добычи была посвящена именно святилищу в Дельфах. Так, Геродот отмечает, что из части сокровища была сделана статуя Аполлона с корабельным носом в руках, высотой в двенадцать локтей [1; VIII, 121]. Но вопрос к божеству, угодили ли эллины с подношениями, Аполлон Пифийский отвечал, что все угодили, кроме эгинцев, и требовал от них награду за победу у Саламина. Эгинцы пожертвовали храму три золотые звезды [1; VIII, 122]. Требованием подношения, пифия делает акцент, на то, что победа при Саламине является исключительно заслуженной Аполлоном. Так же после победы при Платеях эллины принесли щедрые дары. Из десятой доли была поставлена статуя Зевса в десять локтей; на Истме поставили медную статую Посейдона в семь локтей, а для дельфийского божества был сделан золотой треножник [1; IX, 81]. Как отмечает Д. Кинаст, размеры статуй свидетельствую о том, какому божеству эллины отдают ведущую роль в противостоянии с персами [5; S. 132.].Перед тем, как делать вывод нужно вспомнить все аргументы в обвинении медизма Дельф. Все пророчества данные в период Грекоперсидских войн, доказывают, что позиция Дельф не была неизменной. Во время походов Креза, дельфийское жречество однозначно располагает и показывает поддержку Лидийскому правителю, но после провалов плана Креза, Дельфы уже не так позитивно смотрят на возможность противостояния персам. Осторожную позицию Дельф мы можем наблюдать незадолго до ионийского восстания, когда пифия давала прорицания малоазиатским грекам. Пессимистичные настроения преобладают на начальном этапе Грекоперсидского конфликта. Дельфы дают в этот период неутешительные пророчества спартанцам, афинянам. Мы можем с уверенностью говорить что Дельфы, которые были осведомлены о политической ситуации, искренне верили в невозможность противостояния варваров. Дельфийское жречество умело подстраивалось под существующую политическую ситуацию. Настроения святилища меняются и становятся более благосклонным после успешных походов эллинов. К таким пророчествам мы относим два пророчества афинянам и дельфийцам.Так мы можем сделать вывод, что никто из греков не замечает проперсидских настроений святилища. Дельфы же, приписывают все военные победы преимущественно Аполлону, да и эллины не противятся этому, принося богатые дары в храм пифийского божества. Таким образом,мы можем обвинять Дельфы в медизме, но не на долгий срок, а именно до провального похода Креза. На момент Грекоперсидских войн Дельфы находятся в рассвете своей славы, но после варварского вторжения авторитет Дельф потихоньку начинает гаснуть.
Ссылки наисточники1.Геродот. История [Текст] / Геродот. М.: Академический проект, 2014. –599 с.2.Павсаний. Описание Эллады в 2х томах [Текст] / Павсаний. М.: АСТ, 2002.3.Parke H.W. Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. Vol 1. The history [Текст] / H.W. Parke, D.E.W. Wormell. Oxford: Blackwell, 1956. –436 p.4.Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VIIV вв. до н. э.) [Текст] / О. В. Кулишова. СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. –432 с.5.Kienast D. Die Politisierung des griechischen Nationalbewusstsein und die Rolle Delphis im grossen Perserkrieg [Текст] / D. Kienast. Rom und der griechische Osten. Festschrift fur H. H. Schmitt zum 65. Geburtstag Hrsg. von Ch. Schubert und K. Brodersen. Stuttgart, 1995. –S. 117133.
6.Heuss A. Motive von Herodots Lydischem Logos [Текст] / A. Heuss. Hermes. Bd. CI. 1973. –S. 385419.
7.Jacoby F. Herodotus [Текст] / F. Jacoby. RE. Suppl. Bd. II. Hbbd. 2. 1913. –S. 1520.
8.Flower H. J. Herodotus and Delphic Traditions about Croesus [Текст] / H. J.Flower. Georgica, Greek Studies in Honour of George Cawkwell, Ed. by M. A. Flower and M. Toher (Bulletin Supplement 58), London, 1991. –P. 5777.
9.Лурье С. Я. История Греции [Текст] / С. Я. Лурье. СПб.: Издательство С.Петербургского унта, 1993. –680 с.10.Nilsson M. P. Cults, Myths, Oracles and Politics in Ancient Greece [Текст] / M. P. Nilsson. Lund, 1951.11.Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen [Текст] / G. Zeilhofer. Jahrhundert vor Christus, Diss, Erlangen, 1959.12.Сrahay R. La litterature oraculaire chez Herodote (Bibliotheque de la Faculte de Philosophie et Lettres de l'Universite de Liege. Fasc. CXXXVIII) [Текст] / R. Crahay. Paris, 1956.13.Суриков И. Е.Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии [Текст] / И. Е. Суриков. М.: Наука, 2008. –383 с.14.Строгецкий В. М. Панэллинская лига 481 г. до н. э. (возникновение и структура) [Текст] / В. М. Строгецкий. Л.: Социальная структура и политическая организация античного общества, Межвузовский сборник под ред. Э. Д. Фролова., 1982. –С. 4575.
15.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека [Текст] / Диодор Сицилийский. СПб.: Алетейя, 2005. –384 с.16.Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Текст] / Плутарх. М.: Олма Медиагрупп, 2015. –448 с.