Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Выпуск:
ART 86100
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Короткая
И.
Б.,
Салаватулина
Л.
Р. Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
451–455. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86100.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦП младшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системно-деятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов: целевой, эмоционально-мотивационный, организационно-содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, тьюторское сопровождение, тьютор, семьи детей с детским церебральным параличом
Текст статьи
Короткая Ирина Борисовна,магистрантфакультета коррекционной педагогикиФГБОУ ВПО«Челябинский государственный педагогический университет»,г.Челябинскirisy74@mail.ru
Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскliya4441@mail.ru
Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возрастас детским церебральным параличом
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦПмладшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов:целевой, эмоциональномотивационный, организационно
содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья,семьи детей с детским церебральным параличом.
Начало XXI века характеризуется значительными изменениями в социальнополитической и экономической жизни общества, которые повлекли за собой изменения во всех областях человеческой деятельности. Эти изменения диктуют новые требования к системе общего образования. В соответствии с основными идеями модернизации,российское образование должно быть более эффективным и функциональным, более индивидуальным. Таким образом, глобальный характер изменений в образовании подразумевает углубление индивидуализации образования и увеличение количества инновационных методов образования и самообразования.Сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным. А для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровьятьюторское сопровождение приобретает с каждым годом все большее значение. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенкаинвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.Тьютор –новая профессия для российского образования. Как отмечает Т.А. Ковалева, реформируемая образовательная средапоможетобучающемуся и его семье выстраивать свою индивидуальную образовательную программу[1].Всвязи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом.При рассмотрении проблемытьюторского сопровождения семьи мы столкнулись с рядом противоречий. Одно из них между заказом общества на обеспечение комплексной тьюторской поддержки семьи и недостаточной готовностью образовательных организацийк выполнению этих функций. Также мы обратили внимание на ещё одно противоречие
между необходимостью обновления содержания сопровождения семьи в образовательной организациии недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы.С целью разрешения данных противоречий и для определения наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй нами было организовано исследование. В эксперименте приняли участие 10 семей, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выяснили, что родители и педагоги не знакомы с тьюторской практикой и не считают данную деятельность одной из форм сопровождения.В ходе исследованиябыло принято применить метод моделирования, который позволяетрассмотреть изучаемый объект более полно.
Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающейдействительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является системнодеятельностной. Компоненты предполагаемой нами модели раскрывают организацию процесса тьюторскогосопровождения(рис.1).
Целевой компонентопределяет ираскрывает запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором процесса.Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с детским церебральным параличом, мы определили общую цель тьюторского сопровождения семей, воспитывающих данную категорию детей:повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации иинтеграции детей с детским церебральным параличомв общество.
Для решения данной цели поставлены задачи:1. Выбрать эффективные формы, методы и приёмы работы тьютора с семьёй.2. Способствовать мотивации участников в тьюторском сопровождении.3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.4. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.5. Сформировать адекватную самооценку родителей.
Многочисленные исследования свидетельствуют отом, чтопоявление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровьянарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет засобой нарушения, которые могутпроявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: неприятие личности ребенка;неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; гиперболизация проблем ребенка; вера в чудо; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за чтолибо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с детским церебральным параличом.
Эмоциональномотивационный компонентнаправлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и семьи. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками процесса важно на начальном этапе работы тьютора с семьёй. Распространено такое явление в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как полный отказ от общения со специалистами. Родители ссылаются на отрицательный опыт подобного общения или категорически игнорируют специалистов, считая их людьми некомпетентными. Таким образом, важно сформировать адекватную оценку родителями и другими членами семьи предстоящей деятельности. Проблемы в учёбе и социуме у детей родителями часто воспринимаются также неадекватно. Гиперопека ребёнка не даёт возможности правильно оценить состояние развития ребёнка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества бывает разной. Одни родители сами идут к специалисту и практически требуют поддержки и помощи, стараясь таким образом перенести груз ответственности на образовательное учреждение, другие абсолютно пассивны в такой деятельности. Важно корректное отношение родителей к роли специалистов и умение продуктивно использовать их рекомендации.
Параметрами уровня готовности родителей к сотрудничеству будем считать: сформированность адекватнной оценки родителями состояния развития ребенка в данный период; достаточную степень инициативы родителей в плане сотрудничества; признание родителями ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого–педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Организационносодержательный компонент включает разработку содержания тьюторского сопровождения, отражающего смысл, который вкладываетсякак в общую цель,так и в каждую конкретную задачу. Данный компонент разделён на три направлениядеятельности тьютора: плановодиагностическая деятельность, координационная деятельность и консультативная.
Целью плановодиагностической деятельностиявляется анализ медикопсихологопедагогической документации, диагностика семьи, выяснение возможностей и проблем семьи, осознание интересов, способностей, ресурсов, составление плана работы с семьёй. В процессе данной диагностической деятельности будем использовать следующие формы: выявление мотивов и потребностей, выявление характеристик семьи, составление индивидуальной образовательной программы работы с ребёнком и его родителями.
Целью координационной деятельностиявляется осуществление работы с кругом специалистов через проведение консилиумов службы сопровождения, организацию круглого стола, выявление окружающего социума и ресурсов с включением родителей в данный процесс. Тьютор выступает как координатор процесса, он находится в центре и осуществляет контроль, наблюдение за системой работы с семьёй на каждом этапе.
Консультативная деятельностьнаправлена на теоретическую и практическую помощь семье в организации пребывания ребёнка с детскимцеребральным параличом в школе через различные формы организации: групповые и индивидуальные консультации, работа с портфолио, тьюториалы, образовательные события, форумы успеха и другие. Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: открытость и доверительное отношение с детьми; контроль и координирование в развитии ребёнка; гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; последовательность в своих требованиях к детям; оптимистичность взаимоотношений в семье[2].
Деятельность родителей по воспитанию детей сходна с педагогической. Поэтому педагогическая компетентность рассматривается как составляющая педагогической культуры родителей и семьи.
Педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, включает внутренний педагогический потенциал, педагогическую подготовленность (соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач: восстановительных, психологических, коррекционнопедагогических), педагогическое мастерство.
В этом направлении интересна позиция С. С. Пиюковой[3],в которой педагогическая компетентность родителей рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье, что позволило автору сделать вывод о структурном характере педагогической компетентности родителей с наличием личностного, гностического, конструктивного компонента.
Ожидаемым результатом можно считать появление интереса родителей к работе образовательного учреждения, повышение компетентности родителей в психологопедагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия», возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; рост удовлетворенности родителей работой образовательной организации в целом.
Основной признак родительской компетентности –способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.
Рефлексивный компонент связан с наличием постоянной обратной связи между родителями и ребенком, тьютором и родителями, позволяющей получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) ценны для родителей при осуществлении ими контрольнооценочной деятельности. Самоконтроль требует от родителей умения анализировать: правильность постановки целей и задач воспитания; соответствие содержания деятельности ребенка поставленным воспитательным задачам; эффективность методов, приемови средств педагогической деятельности родителей. Саморегуляция связана с умениями родителей управлять своими эмоциональными проявлениями, поступаться своими интересами ради интересов ребенка. Тьютор на данном этапе проводит с родителями тьюториал, которыйспособствует анализу проведённых мероприятий, выявляет степень удовлетворённости родителей своей проведённой работой и продуктивности работы специалистов. Намечается направление дальнейшего сотрудничества по развитию коммуникативных, перцептивных или педагогических способностей родителей.
Рис.1.Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом
Оценочнорезультативный компонентпоказывает эффективность протекания процесса, достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью и возможность перехода на более высокий уровень, включает конечный результат тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста, который заключается в оценке сформированности уровня родительских компетенций.Критерии и показатели эффективности тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича в младшем школьном возрасте будем считать:успешность социальной адаптации родителей ребенка с тяжелыми формами детского церебрального паралича, содержащийактивность родителей в образовательнодосуговой деятельности; снижение уровняситуативной тревожности родителейребенка с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича; социальнопедагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, необходимых для реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличомв процессе школьного обучения;приобретениекоммуникативных умений и навыков;снижениеуровня тревожности родителей и их детей.
Таким образом, разработанная системно
деятельностная модель представляет сложное системное образование, реализация которой в результате поможет обеспечить результат процессатьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возраста с детским церебральным параличом.Представленные компонентывзаимосвязанымежду собой. Данная структуризация дает возможность теоретически осмыслить педагогическую компетентность родителей и служит материалом для практического ее использования.
Процесс реализации тьюторской поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако, главная роль в этом процессе принадлежит тьютору, поскольку он является координаторомв работе с семьёй, разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на развитие родительской педагогическойкомпетенции, а также адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Ссылки на источники1.Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации в профессия тьютора в российском образовании [Текст]: Учебное электронное издание. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. Учебнопрактическое электронное издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психологопедагогическое образование»).Владивосток,2014г.2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа ДОУ с семьей:Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. —М.: ТЦ Сфера, 2005. —112 с. 3.Пиюкова Светлана Станиславовна. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:0313/7707.
Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскliya4441@mail.ru
Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возрастас детским церебральным параличом
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦПмладшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов:целевой, эмоциональномотивационный, организационно
содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья,семьи детей с детским церебральным параличом.
Начало XXI века характеризуется значительными изменениями в социальнополитической и экономической жизни общества, которые повлекли за собой изменения во всех областях человеческой деятельности. Эти изменения диктуют новые требования к системе общего образования. В соответствии с основными идеями модернизации,российское образование должно быть более эффективным и функциональным, более индивидуальным. Таким образом, глобальный характер изменений в образовании подразумевает углубление индивидуализации образования и увеличение количества инновационных методов образования и самообразования.Сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным. А для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровьятьюторское сопровождение приобретает с каждым годом все большее значение. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенкаинвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.Тьютор –новая профессия для российского образования. Как отмечает Т.А. Ковалева, реформируемая образовательная средапоможетобучающемуся и его семье выстраивать свою индивидуальную образовательную программу[1].Всвязи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом.При рассмотрении проблемытьюторского сопровождения семьи мы столкнулись с рядом противоречий. Одно из них между заказом общества на обеспечение комплексной тьюторской поддержки семьи и недостаточной готовностью образовательных организацийк выполнению этих функций. Также мы обратили внимание на ещё одно противоречие
между необходимостью обновления содержания сопровождения семьи в образовательной организациии недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы.С целью разрешения данных противоречий и для определения наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй нами было организовано исследование. В эксперименте приняли участие 10 семей, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выяснили, что родители и педагоги не знакомы с тьюторской практикой и не считают данную деятельность одной из форм сопровождения.В ходе исследованиябыло принято применить метод моделирования, который позволяетрассмотреть изучаемый объект более полно.
Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающейдействительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является системнодеятельностной. Компоненты предполагаемой нами модели раскрывают организацию процесса тьюторскогосопровождения(рис.1).
Целевой компонентопределяет ираскрывает запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором процесса.Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с детским церебральным параличом, мы определили общую цель тьюторского сопровождения семей, воспитывающих данную категорию детей:повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации иинтеграции детей с детским церебральным параличомв общество.
Для решения данной цели поставлены задачи:1. Выбрать эффективные формы, методы и приёмы работы тьютора с семьёй.2. Способствовать мотивации участников в тьюторском сопровождении.3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.4. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.5. Сформировать адекватную самооценку родителей.
Многочисленные исследования свидетельствуют отом, чтопоявление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровьянарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет засобой нарушения, которые могутпроявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: неприятие личности ребенка;неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; гиперболизация проблем ребенка; вера в чудо; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за чтолибо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с детским церебральным параличом.
Эмоциональномотивационный компонентнаправлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и семьи. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками процесса важно на начальном этапе работы тьютора с семьёй. Распространено такое явление в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как полный отказ от общения со специалистами. Родители ссылаются на отрицательный опыт подобного общения или категорически игнорируют специалистов, считая их людьми некомпетентными. Таким образом, важно сформировать адекватную оценку родителями и другими членами семьи предстоящей деятельности. Проблемы в учёбе и социуме у детей родителями часто воспринимаются также неадекватно. Гиперопека ребёнка не даёт возможности правильно оценить состояние развития ребёнка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества бывает разной. Одни родители сами идут к специалисту и практически требуют поддержки и помощи, стараясь таким образом перенести груз ответственности на образовательное учреждение, другие абсолютно пассивны в такой деятельности. Важно корректное отношение родителей к роли специалистов и умение продуктивно использовать их рекомендации.
Параметрами уровня готовности родителей к сотрудничеству будем считать: сформированность адекватнной оценки родителями состояния развития ребенка в данный период; достаточную степень инициативы родителей в плане сотрудничества; признание родителями ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого–педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Организационносодержательный компонент включает разработку содержания тьюторского сопровождения, отражающего смысл, который вкладываетсякак в общую цель,так и в каждую конкретную задачу. Данный компонент разделён на три направлениядеятельности тьютора: плановодиагностическая деятельность, координационная деятельность и консультативная.
Целью плановодиагностической деятельностиявляется анализ медикопсихологопедагогической документации, диагностика семьи, выяснение возможностей и проблем семьи, осознание интересов, способностей, ресурсов, составление плана работы с семьёй. В процессе данной диагностической деятельности будем использовать следующие формы: выявление мотивов и потребностей, выявление характеристик семьи, составление индивидуальной образовательной программы работы с ребёнком и его родителями.
Целью координационной деятельностиявляется осуществление работы с кругом специалистов через проведение консилиумов службы сопровождения, организацию круглого стола, выявление окружающего социума и ресурсов с включением родителей в данный процесс. Тьютор выступает как координатор процесса, он находится в центре и осуществляет контроль, наблюдение за системой работы с семьёй на каждом этапе.
Консультативная деятельностьнаправлена на теоретическую и практическую помощь семье в организации пребывания ребёнка с детскимцеребральным параличом в школе через различные формы организации: групповые и индивидуальные консультации, работа с портфолио, тьюториалы, образовательные события, форумы успеха и другие. Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: открытость и доверительное отношение с детьми; контроль и координирование в развитии ребёнка; гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; последовательность в своих требованиях к детям; оптимистичность взаимоотношений в семье[2].
Деятельность родителей по воспитанию детей сходна с педагогической. Поэтому педагогическая компетентность рассматривается как составляющая педагогической культуры родителей и семьи.
Педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, включает внутренний педагогический потенциал, педагогическую подготовленность (соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач: восстановительных, психологических, коррекционнопедагогических), педагогическое мастерство.
В этом направлении интересна позиция С. С. Пиюковой[3],в которой педагогическая компетентность родителей рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье, что позволило автору сделать вывод о структурном характере педагогической компетентности родителей с наличием личностного, гностического, конструктивного компонента.
Ожидаемым результатом можно считать появление интереса родителей к работе образовательного учреждения, повышение компетентности родителей в психологопедагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия», возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; рост удовлетворенности родителей работой образовательной организации в целом.
Основной признак родительской компетентности –способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.
Рефлексивный компонент связан с наличием постоянной обратной связи между родителями и ребенком, тьютором и родителями, позволяющей получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) ценны для родителей при осуществлении ими контрольнооценочной деятельности. Самоконтроль требует от родителей умения анализировать: правильность постановки целей и задач воспитания; соответствие содержания деятельности ребенка поставленным воспитательным задачам; эффективность методов, приемови средств педагогической деятельности родителей. Саморегуляция связана с умениями родителей управлять своими эмоциональными проявлениями, поступаться своими интересами ради интересов ребенка. Тьютор на данном этапе проводит с родителями тьюториал, которыйспособствует анализу проведённых мероприятий, выявляет степень удовлетворённости родителей своей проведённой работой и продуктивности работы специалистов. Намечается направление дальнейшего сотрудничества по развитию коммуникативных, перцептивных или педагогических способностей родителей.
Рис.1.Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом
Оценочнорезультативный компонентпоказывает эффективность протекания процесса, достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью и возможность перехода на более высокий уровень, включает конечный результат тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста, который заключается в оценке сформированности уровня родительских компетенций.Критерии и показатели эффективности тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича в младшем школьном возрасте будем считать:успешность социальной адаптации родителей ребенка с тяжелыми формами детского церебрального паралича, содержащийактивность родителей в образовательнодосуговой деятельности; снижение уровняситуативной тревожности родителейребенка с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича; социальнопедагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, необходимых для реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличомв процессе школьного обучения;приобретениекоммуникативных умений и навыков;снижениеуровня тревожности родителей и их детей.
Таким образом, разработанная системно
деятельностная модель представляет сложное системное образование, реализация которой в результате поможет обеспечить результат процессатьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возраста с детским церебральным параличом.Представленные компонентывзаимосвязанымежду собой. Данная структуризация дает возможность теоретически осмыслить педагогическую компетентность родителей и служит материалом для практического ее использования.
Процесс реализации тьюторской поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако, главная роль в этом процессе принадлежит тьютору, поскольку он является координаторомв работе с семьёй, разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на развитие родительской педагогическойкомпетенции, а также адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Ссылки на источники1.Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации в профессия тьютора в российском образовании [Текст]: Учебное электронное издание. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. Учебнопрактическое электронное издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психологопедагогическое образование»).Владивосток,2014г.2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа ДОУ с семьей:Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. —М.: ТЦ Сфера, 2005. —112 с. 3.Пиюкова Светлана Станиславовна. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:0313/7707.