Лекарственное обеспечение как средство социальной помощи людям с ограниченными возможностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева А. А. Лекарственное обеспечение как средство социальной помощи людям с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 516–520. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86113.htm.
Аннотация. Лекарственное обеспечение людей с ограниченными возможностями требует постоянного поиска возможностей улучшения. Согласно действующему законодательству, существующие пути, такие как сооплата и помощь благотворительных организаций, не являются достаточными. Нужна целенаправленная просветительская деятельность и помощь социальных работников в объяснении приоритетности выбора лекарственного обеспечения вместо денежной компенсации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киселева Анна Александровна,Магистрант кафедры социальной работы, Самарский Государственный Аэрокосмический Университет имени академика С.П.Королева (Национальный исследовательский университет), г Самараnatlya@yandex.ru

Лекарственное обеспечение, как средство социальнойпомощи людямс ограниченными возможностями

Аннотация.Лекарственное обеспечение людей с ограниченными возможностями требует постоянного поиска возможностейулучшения. Согласно действующему законодательству,существующие пути, такие как сооплата и помощь благотворительных организаций,не являются достаточными. Нужна целенаправленная просветительская деятельностьи помощь социальныхработников в объясненииприоритетности выбора лекарственного обеспечения вместо денежной компенсации.Ключевые слова:Социальная помощь, лекарственное обеспечение, люди с ограниченными возможностями, социальные пособия.

Исходя из современной социальноэкономическойи политической обстановкивсё чаще возникают новые причины, изза которых люди с ограниченными возможностями в РФ чувствуют нехватку средств обеспечивающих витальные потребности, вследствиечего данная категория гражданпопадает в сложные жизненные ситуации и нуждаются в социальной помощи со стороны государства. У людей с ограниченными возможностями увеличивается количество социальноэкономических проблем,а также потребностьв специализированной и интегральной медицинской помощи (Болотнова Т.В., 2000; Зотов В.Г., Цунина Н.М., Спиридонов А.М., Кондурцев В.А., 2005; Щукина Н.П., 2003). При отсутствии средств в объеме меньше прожиточного минимума данная группа граждан приобретает право на разные виды социальной помощи:

денежные выплаты, куда относятся социальные пособия и субсидии;

натуральные выдачи, представленные топливом, одеждой, обувью, медикаментами, продуктами питания пр. [1].

Социальная помощь –это забота государства, общества в целом о гражданах, нуждающихся в помощи, в содействии изза пожилого возраста, плохого состояния здоровья, низкого социального положения, недостаточной обеспеченностью средствами существования.Социальная помощь проявляется в виде пенсии, какоголибо пособия, предоставления материальной помощи, обслуживание больных и престарелых, заботы о детях. Социальная помощь предоставленная государством –это выделение малоимущим семьям, малоимущим одиноким проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, прописанным в законе, социальных пособий и услуг, субсидий и жизненно необходимых товаров. Помимо закона о государственной социальной помощи, обязательства, связанные с оказанием этого вида помощи, представлены еще Законом о прожиточном минимуме и другими нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

Социальная помощь от имени государства оказывается с целью:

поддержать уровень жизни малообеспеченных семей, а также малообеспеченных одиноких граждан, среднедушевой достаток которых ниже величины прожиточного минимума, определенного в соответствующем субъекте РФ;

целенаправленного расхода бюджетных средств; усилить направленность социальной поддержки граждан, которые в этом нуждаются;

создание требуемых условий для достижения всеобщей доступности и общественно приемлемого уровня социальных услуг;

сниженияуровня социального неравенства[2].Если Социальную помощь рассмотреть как организационноправовую форму социального обеспечения, дополняющую обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение особых субъектов, то пока она находится в стадии формирования. Именно поэтому ведущие специалисты (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, М.В. Филиппова) не выделяют ее как самостоятельную организационноправовую форму социального обеспечения, руководствуясь источником финансирования, который несомненно важен, но не единственный признак дляобеспечения организационноправовых форм. Социальная помощь от имени Государства оказывается за счет бюджетных средств различного уровня, но это не говорит о том, что она погружается под государственное социальное обеспечение особых субъектов (различных категорий государственных служащих и др.)[2].

Рис. 1. Процесс финансирования всех видов социальной помощи.

Таким образом, под социальной помощью мы будем понимать поддержание здоровья у людей с ограниченными возможностями и предоставление этой категории граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров для лекарственного обеспечения.На территории РФ с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122ФЗ) введена программа дополнительного лекарственного обеспечения (далее ДЛО). По идее правительства, программа должна была выполнить централизованный контроль за обеспечением льготных категорий граждан лекарственными средствами и целесообразное использование выделенных на это государством денежных средств.Помимо этого, благодаря данным системы планировалось убрать значимые различия в покрытии льготных категорий граждан лекарствами в разных субъектах России.[3]

Количество льготников оценили в 14,7 миллиона человек, из которых 80% являются инвалидами I III групп. Согласно расчету 350 рублей в месяц на одного льготника путем умножения на указанное количество граждан был сформирован бюджет программы ДЛО на 2005г.в размере 50,8 миллиарда рублей. В конце 2005 г. от обеспечения лекарствами отказалось 6,8 миллиона граждан, то есть практически половина (46 %) указанных в списках льготников в начале года. Принцип солидарного страхования был нарушен. Министерство финансов сразу автоматически пропорционально уменьшило финансирование бесплатных лекарств.

О масштабе созданного финансового дефицита и суммы задолженностей ФФОМС по программе ДЛО в 2007 г. на региональных уровнях можно судить исходя из данных, полученных по итогам мониторинга организованного некоторыми подразделениями Всероссийскогообщества инвалидов (далее ВОИ)[4].Таблица 1Данные программы ДЛО.Динамика основных показателей льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения России в 2005–2007гг. и 20122014гг.Составлено и рассчитано по [5]

ГодКоличество зарегистрированных граждан льготников в РФ, в млн. человекКоличество льготников выбравших получение лекарств по программе льготного лекарственного обеспечения в РФ, в млн. человекОхват населения нуждающегося в лекарственном обеспечении, в %Выделенные денежные средства, сумма в млрд рублейСтоимость одного выписанного рецепта с учетом роста цен, в рублях200514, 714, 710050,8350200614, 67,95429,6400424200715,75,53542,0456549201212,33,73043,4600700201312,83,72944,0700750201414,53,62442,1840870

Разыгравшийся кризисподводил к полномукрахусистемы ДЛО. Государствобыло обязано предпринять срочные меры для погашения долга перед поставщиками лекарств. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) проводило исследование по обеспечению инвалидов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (далее –ИМН) по программе ДЛО, которое выявило несколько негативных тенденций. В 2005–2007 гг. ВОИ осуществило непрерывный контроль ситуации по обеспечению граждан с ограниченными возможностями лекарственными средствами по программе ДЛО. Отслеживалось состояние основных ступеней процесса:

динамикабюджетирования программы ДЛО за счет средств федеральных бюджетов;

изменения, происходящие в соответствующейнормативнойбазе и Перечнелекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным льготным категориям граждан (далее –Перечень);

порядок получения ими рецептов по программе ДЛО;

базу аптечных учреждений, включенных в эту программу;

показатели рекомендации льготных лекарственных препаратов в указанных аптеках;

механизм и параметры удовлетворения спроса федеральных льготных категорий граждан на лекарственные средства, входящие в федеральный Перечень[6].Нами проведено интервью со специалистами и анкетный опрос людей с ограниченными возможностями. По результатам исследования можно отметить, что внедрение программы ДЛО в течение 2005–2007 гг. имело некоторые определенные черты. Весь 2005 г. программа ДЛО базировалась по принципу страховой солидарности всех без исключения категорий федеральных льготников. Каждый из них, не смотря на наличие или отсутствие потребности в лекарственных средствах, а также от ее глубины, участвовал на равных правах в финансировании программы ДЛО. В течение 2005 г. стало понятно, что запланированных в программу ДЛО объемов совместного финансирования со стороны федеральных льготников и со стороны государства не хватит для ее полного воплощения, т.к. обнаружился целый спектр плохо продуманных организационнотехнических механизмов по её выполнению. Хотя по целому ряду пунктов программы ДЛО наблюдалась умеренная и позитивная динамика. Именно в этот момент страховая солидарность граждан с правом на федеральные льготы по программе ДЛО перестала существовать. Для поддержания прежнегоуровнялекарственного обеспечения льготных категорий граждан, оставшихся пока в программе ДЛО, государственная власть на федеральном уровне должнабыла продумать параллельное замещениемеханизмастраховой солидарности федеральным льготникам на механизм страховой ответственности государства и возместитьушедшие денежные ресурсы из федеральныхбюджетов. Данного страхового “софинансирования” программы ДЛО от имени федеральных органов государственной власти не было ни в 2006, ни в 2007 гг. Т.е. с этого самого момента программа ДЛО «отпущена» на обрастание разными проблемами и приближается квымиранию. Во втором полугодии 2006 г. проявились первые болезненные индикаторы отказа государственного аппаратаот страховой модели программы ДЛО и фактическое препятствие к доступу федеральным льготникам, в т. ч. инвалидам, к лекарствам, указанным в федеральном Перечне. Оставшиесяльготники в программе ДЛО в 2006 г., столкнулись с резким падением качества лекарств и лишились доступа кнеобходимымим препаратам, посчитав, что дальнейшее участие в программе в 2007 г. не даст удовлетворенностив обеспечении лекарствами. Отрицательную роль в реализации данной программы ДЛО сыгралидистрибьюторы(посредники) между производителями лекарственных препаратов и аптечными учреждениями. Произошел ценовой диктат от нихна достаточно продолжительное время при реализации программы ДЛО, по итогам этого стоимость многихлекарств былаувеличенана 75–100% и выше. В раздаче дистрибьюторам такого права явно прослеживается коррупционный момент. Нереально высокая ценовая политика дистрибьюторов к 3му кварталу 2006 г. “поглотила” все 30миллиардоврублей, выделенные в том году по программе ДЛО. Таким образом, в начале 2007 г. задолженность государстваперед поставщиками была около 28 миллиардов рублей. В 2007 г. торговые наценки к ценам производителей лекарств по ДЛО были, наконец,урегулированы на уровне 15–20%. Законодательно утвержденные в 1м квартале 2007 г. 16 миллиардов рублей на “поддержание” программы ДЛО были перенаправлены, на частичное погашение задолженности за прошлый период. Разумеется, при таких условиях ни о каком прогрессе ситуации с лекарственным обеспечением федеральных льготников не могло быть и речи. Согласно данным большинства региональных организаций ВОИ, граждане с ограниченными возможностями во 2м квартале 2007 г. не почувствовали улучшения в реализации данной программы[5].Таблица 2Данныеза 2006год олекарственном обеспеченииграждан с ограниченными возможностями от 42х региональных отделений ВОИ, где проходил мониторинг[6]

Удовлетворенность лекарственным обеспечением гражданс ограниченными возможностямиКоличество региональных организаций ВОИ предоставивших данныеРегионыУсугубилась32организации(73,8 %)республика Алтайского Края, Чечня, Калмыкия, Карельский край, республика Коми, Саха (Якутия) и Чувашия, Краснодарский край, Пермский и Приморские края, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курганская, Курская, Нижегородская, Орленбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Ульяновская областьОсталась на том же уровне 6 отделений (14,6%)КабардиноБалкария,Брянская, Вологодская, Мурманская, Ярославская и СамарскаяобластьНемного улучшилась4 отделения (9,5%)Амурская, Кемеровская, Ленинградская и Челябинская область

Организация ВОИ таким образом отследила и сообщила, что в течении первого полугодия 2007 г. в 95% субъектов РФ, аптеки неоднократно прекращали отпускгражданам с ограниченными возможностями всех лекарственных средств, кроме инсулина. Калмыцкое республиканское, Ульяновское и Ярославское отделение ВОИ, ссылаются на периодически совсем полное прекращение отпуска лекарств по программе ДЛО и считают 1 полугодие в 2007г катастрофическим. Таблица 3Данные за 2007год о выдаче аптеками лекарственных средств людям

с ограниченными возможностями от региональных отделений ВОИ,где проходил мониторинг [6]

Выдача лекарств аптеками инвалидамКоличество региональных организаций ВОИ предоставивших данныеРегионыНаличие ограничений и рост «пауз» 27 организаций (64%)республика Бурятия, Дагестан, КабардиноБалкария, Калмыкия, Коми и Саха (Якутия), Краснодарский, Пермский и Приморский край, Амурская, Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кемеровская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская и Тюменская областьПолное прекращение13 отделений (31%)республика Карелия и Чувашия, Алтайский край, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Пензенская, Ростовская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская и Ярославская областьЗа последние 6

8лет средняя цена инновационного лекарственного препарата в РФ увеличилась более чем в четыре

пятьраз. Запреты в случае выписки дорогих лекарств привели к массовому уходу льготных категорий граждан из программы ДЛО. В конце 2007 года в данной системе осталось около 5,5 миллионов граждан, в основном хронических больных, требующих дорогостоящих препаратов.

Рис. 2. Динамика объема потраченных денежных средств по программе ДЛО. Источник: DSM Group. ISO 9001:2008 [7].

Пока программа ДЛО существовала, она перетерпела ряд неоднократныхизменений, самые главные были в2008 году, когда создалидве отдельныеподпрограммы, которые занимаются:–обеспечениемнеобходимыми лекарственными средствамиотдельных категорий граждан (ОНЛС);–лекарственнымобеспечениемлечениявысокозатратных нозологий (ВЗН),называемых также программой «7 нозологий»[1].С 2008 года обеспечение лекарствами больных имеющих особо тяжелыезаболевания (семь нозологий: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарныйнанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склерози нуждающиеся в иммунодепрессантах после трансплантации органов) происходит согласноприказуМинздравсоцразвития № 159 от 09.03.07 г. «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами». Примерно60 тысяч граждан, имеющихкакоелибо из 7 особо тяжелыхзаболеванийс 5 января 2008 года были переведеныиз ДЛО в отдельную программу, финансируемую из федерального бюджета (программа получившая негласное название «дорогостой»).Лекарства действительно были закуплены централизованнона аукционахи распределены. Однако уже в середине января 2008 г. стало очевидным, что проблемы есть, в основном –изза канцелярской проволоки[8].Как обычно, Минздрав России еще в конце 2013 года провел всю необходимую работу пообеспечению в 2014 году регионов годовой потребностьюв лекарствах для лечения заболеваний,входящих в перечень высокозатратных нозологий (далее –ВЗН). Путем проведенияоткрытыхаукционови заключения40 государственныхконтрактов согласноутвержденнымпотребностямна 2014 год, на основании возможностей поставщиков. 2014 год должен был быть последним годом, когда препараты по программе ВЗН покупалисьцентрализованно. Исходя из Федерального законаот 25 ноября 2013 г. № 317ФЗ сделаныкорректировки в виде поправок, согласно которым с 1 января 2015 года предусмотрена передачаорганам государственнойвласти субъектов РФ полномочий по организации обеспечения нуждающихся лиц входящих впрограмму«7 нозологий»лекарствами. Но, президентомРФ был подписанзакон об отсрочке передачи ответственностипо обеспечению нуждающихся граждан лекарствами согласно программе«7 высокозатратныхнозологий» до 1 января 2018 года. В пояснительной записке к данному закону указано, что «децентрализованнаязакупкалекарственных средств в определенные ранее сроки, отрицательноскажетсяна обязательствахгосударства относительнообеспеченияпациентов лекарствами и приведетк неэффективному использованиюбюджетных средств. Для самостоятельной отдельной закупки лекарстврегионамиследует увеличитьколичество торгов минимальнов 83 раза, что неизбежно приведетк усложнению процедурыпокупки лекарственных средстви их удорожанию».Примерно с 2013 года широко обсуждается возможность расширения программы «7 нозологий,в которую могут быть включены еще 27 редких заболеваний, которыми в настоящее времястрадают в России около 13 тыс. человек. Но на данный момент информации о расширениипрограммы нет.

На программу ОНЛС в 2014 году было потрачено 43,9 млрд руб., что на 2,2% больше, чемв 2013 году. При этом доля подпрограммы ОНЛС в общем объеме льготного лекарственного обеспечениявпервые за несколько лет увеличилась: с 50,7% в 2013 году до 52,0% в 2014 году (рис.3)[7].

Рис. 3. Соотношение затрат по программам «7 нозологий» иОНЛС

в общем объеме потраченных средств по программе ДЛО, в рублях. Источник: DSM Group. ISO 9001:2008 [7].

В натуральном выражении сохраняется тенденция к снижению объемов закупки: былореализовано около 65,7 млн упаковок, что на 9,3% ниже, чем в 2013 году. Таким образом, средневзвешеннаястоимость одного рецепта составила 669 руб., что выше показателя 2013 года на 75руб.На данный момент, инвалид любой группы имеет право выбора: пользоваться ежемесячно в течение года денежным пособием –единовременнаяденежная выплата (далее –ЕДВ) или взять пакет социальных товаров и услуг. Рассчитывается ЕДВ Согласно ФЗ №181ФЗ от 24.11.1995 «Осоциальной защите инвалидов в РФ» также в зависимости от групп инвалидности и с учетом индексации с коэффициентом 1.055 (то есть на 5,5%)[9].Таблица 4Размер ЕДВ для граждан с ограниченными возможностями с учетом стоимости НСУ на 2015г[9]

Категория граждан –получателей ЕДВРазмер ЕДВ с 01апреля 2015г., в руб.Сумма ЕДВ, выплачиваемая при сохранении набора социальных услуг (далее –НСУ)с 01 апреля 2015г. (НСУ=930,12р.)Инвалиды I группы3137,602207,48Инвалиды II группы2240,741310,62ИнвалидыIII группы1793,74863,62Дети инвалиды2240,741310,62В случае установления другой группы инвалидности производится перерасчет указанной ранее ЕДВ. Перерасчет суммы ЕДВ не требует подачуписьменного заявления на основании выписки из акта освидетельствования в Федеральном учреждении медикосоциальной экспертизы(далее –МСЭ):

в сторону повышения, со дня вынесения соответствующего решения МСЭ;

в сторону уменьшения, с 1го числа месяца, следующего за тем месяцем, по которой была установлена предыдущая группа инвалидности. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким основаниям, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо ФЗ, либо иным нормативноправовым актом на выбор гражданина [9].Согласно мнению специалистов Министерства финансов РФ, Министерстваэкономического развития РФ, специалистов Высшейшколы экономики и Академии госслужбы, системальготноголекарственного обеспечения требует реформирования.Возможность монетизации льгот себя не оправдала.Только льготники,требующиенедорогиелекарства, осознали, что ихлегчесамостоятельно купить, чем длительно ждать бесплатных, и предпочли денежнуюкомпенсацию. В будущемльготноелекарственноеобеспечениесвязано с вводомвсеобщего принудительноголекарственногострахования в системе обязательного медицинского страхования,которое является первостепенной задачей реструктуризацииздравоохранения и создано для повышениядоступности эффективной и безопасной медикаментознойпомощи людямс ограниченными возможностями.В лекарственном обеспечении, какнегде важна адресная помощь, на данный момент она отсутствует. Есть опыт сооплаты, однако механизм не обработан и даже благотворительные органы не имеют информации.Анализируя эффективность существующей на данный момент системы льготного лекарственного обеспечения,отмечу, что ее неподвергает критикетолько самый ленивый. Ее недостатки очевидны и специалистам, и пациентамс ограниченными возможностями,которые в течении несколькихмесяцев не имеют возможности получить свои лекарственныепрепаратыизза проблем с их поставками.Это провоцирует людей с ограниченными возможностями брать денежную компенсацию вместо лекарственного обеспечения. К сожалению, при присоединении к основному заболеванию какоголибо сопутствующего, болезнь усугубляется, а полученных денег на нужные лекарства не хватает. Поэтому одной из главных задач социального работникаявляется поддержание выбора пациентом лекарственного обеспечения.

Ссылки на источники1.Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Проблемы современнойэкономики. —2012. —№4 (44). —С. 336–341.2.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178ФЗ(ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи".3.Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004 г. №122ФЗ «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи спринятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. Спецвыпуск.—2007, 31 авг.4.Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.02.2014).5.Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 года: аналитический отчет. —М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2013. —76 с.6.Всемирная организация инвалидов http://www.voi.ru/ [Датаобращения15.01.2016]7.Фармацевтический рынок России. Итоги 2014 года: аналитический отчет. —М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2014. —29 с.8.Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2007 г. ¹132ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» // Российская газета. —2007. —21 июля.9.Закон РФ от 24.11.1995 №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 27.05.00 г №78ФЗ