Экологическое воспитание: грани и возможности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ратиев Д. Ю., Ильина Е. К., Ратиев Ю. Д. Экологическое воспитание: грани и возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 556–560. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86122.htm.
Аннотация. В статье отражается актуальность вопроса разработки социально значимых педагогических технологий по воспитанию экологической культуры у школьников, представлены основные направления, формы и методы их реализации. Обозначена важность наполнения мероприятий местным материалом о состоянии природной среды в районе, регионе, использования исторического и краеведческого опыта природоохранной деятельности в успешности и эффективности экологического воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ратиев Дмитрий Юрьевич,студент 2 курса ИФКиС ОГПУ направление подготовки «Безопасность жизнедеятельности», Оренбург.ratievdima@mail.ru

Ильина Екатерина Константиновна,к.б.н., доцент, ИФКиСОГПУ кафедра Безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности, Оренбургilinaorb@mail.ru

Ратиев Юрий Дмитриевич,учитель физической культуры МОБУ Черноотрожская СОШ

Экологическое воспитание –грани и возможности

Аннотация.В статье отражается актуальность вопроса разработки социально значимых педагогических технологий по воспитанию экологической культуры у школьников, представлены основные направления, формы и методы их реализации. Обозначена, важность наполнения мероприятий, местным материалом о состоянии природной среды в районе, регионе, использование исторического и краеведческого опытаприродоохранной деятельности, в успешности и эффективности экологического воспитания.

Ключевые слова:экологическое воспитание, формирование экологического мышления, знания о взаимодействии человека и природы, социальнопедагогические технологии, экологический кружок, проектноисследовательская деятельность школьника.

Настало время, когда человечеству необходимо пересмотреть свое отношение к природе и организовать должное воспитание и образование нового поколения.В сегодняшнем сложном, многообразном, динамичном, полномрасхождений мире экологические вопросы приобрели повсеместный масштаб. Основанием становления человечества должно стать единение человекаиприроды. С раннего возраста каждыйдолженпонять, что только в слаженном сосуществовании с природой вполне вероятно дальнейшее совершенствование нашего общества. ВФедеральныхГосударственныхСтандартахначальногоиосновногообщегообразованиянеоднократноподчеркивается остраянеобходимостьэкологическоговоспитаниядляформированияэкологическойкультуры, осознанияобучающимисяценностиэкологическицелесообразного, здоровогоибезопасногообразажизни, непрерывногоэкологическогоздоровьесберегающего образованияобучающихсяи,«формированиеу них готовностиксоциальномувзаимодействиюповопросамулучшенияэкологическогокачестваокружающейсреды, устойчивогоразвитияэкологического благополучия территориистраны как в общем аспекте так и региона в частности[1;2].В большей степени способствоватьэтому, по нашему мнению, будет разработкамоделиорганизациивоспитательной и образовательной работы по формированиюэкологическицелесообразного, здоровогоибезопасногообразажизниподрастающего поколения. Содержаниеработы по развитию экологической культуры учеников включает в себя действие учителей, родителейисамихдетей–деятельность, нацеленную наовладениесистемойзнанийовзаимодействииПриродыиобщества, навыработкуэкологическихценностныхориентаций, нормиправилповедениявотношениикПрироде, уменийинавыковее исследования и охраны[ 3;4;5]. Ситуация в нынешнее время следующая: старшее поколение, в личное время не получившее возможность в довольнойстепени овладеть базами экологических знаний, не может надлежащим образом влиять на экологическое воспитание нового поколения. Направление экологическоговоспитания, такимобразом, берет на себя школа в лице ее педагогов.Экологическимизнаниями должны владеть все учащиеся, они, как правило, формируются не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Поэтому задачами школы являются: формирование некоторого багажа знаний по экологии, способствование формированию навыков научного исследования явленийприроды, осмыслению взаимодействияобществаиприроды, пониманию значения собственной практической поддержке природе. Предмета экологии всельских и непрофильныхшколахнет, но работа по экологическому воспитанию проводится целенаправленно, междисциплинарно с 1 по 11 классы через уроки окружающегомира, биологии, географии, химии, краеведения. В связи с этим возрастает актуальностьнаучнойпроблемыобновления теоретикометодологических подходов, содержания, формисоциальнопедагогическихтехнологийэкологическоговоспитанияшкольников. Это связано с существованием противоречий, имеющихся в науке и практике, к которым можно отнести: желание подрастающего поколения в росте уровняэкологическойкультурыи отсутствие достаточного количества квалифицированных педагогов в вопросах экологического воспитания; отсутствиеметодической, технической помощи и педагогического сопровождения способствующего для реализацию возможности семьивэкологическомвоспитаниидетей в условиях сельской школы; необходимостью организации плодотворного взаимодействиясемьиишколывэкологическомвоспитанииучащихсяи неудовлетворительной теоретикометодическойразработанностью этойпроблемы[6;7].Технологический подход, принятыйвобразовании, помогает решить проблему через внедрение социальнопедагогическихинновационныхтехнологийэкологическоговоспитания. Активноевнедрениеимассовоеиспользованиеразнообразныхсоциальнопедагогическихтехнологийвоспитаниявучебновоспитательномпроцессе–особая чертамодернизации системыобразования. Для максимальной эффективностииуспехаэкологическоговоспитанияподростков очень важно наполнение мероприятий местным материалом о состоянии природной среды в регионе, районе, использование исторического и краеведческого материала о природоохранной деятельности. Такой материал можно найти в справочной литературе или применять сведения администрации района, а можно факты добывать и самим. Это очень плодотворно происходитвпроцессесамостоятельнойпоисковоисследовательской, проектнойдеятельности. Организацияпроектноисследовательской деятельности возможна через кружковую работу. Основные задачи кружковых занятий: воспитание у школьников любвиибережногоотношениякприроде, углублениезнанийпоэкологииидругимшкольным предметам, совершенствование практической подготовки. Школьники, посещающие занятия экологического кружка, знакомятся с общими сведения ми оприродесвоегокрая, взаимосвязяхивзаимообусловленностиявленийвприроде, знакомятсяс острыми вопросами охраныокружающейсреды ирациональногоприродопользования. Учащиеся получают задания, оформляют отчёты, пишут сочинения, как например «Люблю тебя, мой край родной!», «Мой любимый цветок», «Село моё родное». Кружковцы читаютсообщения об охране природы перед младшими школьниками, проводятбеседы на экологические темы, праздники, готовятподелки и аппликации экологической направленности. В процессе исследований происходит непринужденное общение учащихся сприродой, приобретаются навыкисамостоятельной творческой работы, накапливаетсяопытнаучныхэкспериментов, развиваетсянаблюдательность, пробуждаетсяинтерескизучениюопределенных экологических вопросов, сформировываются универсальные учебные действия. Учащиеся среднего звена способны самостоятельно выполнить такие исследовательские работы, как например, «Наша речка –Сакмара», «Загрязнение пригородной зоны», где не только собирается и накапливается материал по интересной теме, но и выдвигается гипотеза, анализируется проблема, делается вывод, проектируется решение проблемы. Выполнение в природной обстановке различных исследовательских проектов дает возможность учащимся активноприобщатьсякизучениюприродныхсред, экологическихсистемсвоегорайона, области, принимать участие в научнопрактических конференциях, слетах.Параллельно проводится просветительскаяработасродителямишкольников повопросамвоспитания, бережногоотношениякокружающейприроде[11].Большое воспитательное значение на подрастающее поколение оказывает создание «зелёных» патрулей, в которые вступают все желающие учащиеся средних классов, проведение туристических походов и экскурсий с целью знакомства с экологическими особенностями родного края, изучения лесных и водных просторов своей малой родины. С удовольствием подростки принимают участие в экологических акциях: «Живи, родник», а учащиеся начальной школы в «Зелёной аптеке» и «Полакомите птиц зимой». При умелой организации воспитательной работы, ученики школы ухаживают за родниками, убирают мусор с пляжей реки Сакмары, строят кормушки и скворечники для птиц, успешно проводят консультативную работу с населением о потребности в поддержании порядка, чистотынатерритории, прилегающейкдому, разведении цветов, насаждении деревьев, кустарников. В ежегодных акциях «Чистое село», «Чистая улица», «Неделя защиты окружающей среды» принимают участие все учащиеся школы и многие родители. В эти дни ребята приводят в порядок территорию школы и села, озеленяют цветами клумбы, высаживают деревца в парковой зоне, принимают участие в экологических акциях, публикуют заметки на страницах местной газеты.В результате у учащихсяформируетсяэкологическоемышление, их ответственностьзапоступки, чистотумыслей, развивается личность. Традиционными в школе могут стать праздники «День урожая», «День здоровья», «Праздник леса и поля», ежегодное проведение недели биологии и экологии, которая направлена на пропаганду знаний о природе. В ходе предметной недели можно организовать выпуск и творческую презентацию тематических бюллетеней и плакатов экологического содержания, например: «Планета

наше все», «Берегиня», «В родных местах ромашкой пахнет ветер», провести лекции, беседы «Час здоровья», «Будь другом природе» и др., организовать просмотр видеороликов о природе родного края, создание презентаций «Красная книга Оренбургской области», «Лесовичок». Можно предложить учащимся проявить свое творчество в конкурсах рисунков, плакатов, чтецов, поделок, оформлении фотостендов, вкаждом классе провести экологические мероприятия типа игры КВН, «Что? Где? Когда?», экологические викторины («Оберегаемые растения региона», «Священные земли», «Редчайшие жители планеты Земля»), деловые и ролевые игры, научную конференцию «Земля наш дом»[8;9;10].Экологическое воспитаниеодин из важнейших шагов в формировании активной жизненной позиции обучающегося, оно дает возможность воспитать свободнуютворческуюличность, котораяиспытывает ответственность за наш общий дом, овладетьзнаниямизаконов экологии и разумного природопользования, экологической культурой. В связи с этим, активное участие школьников в различных мероприятиях данного направления демонстрирует то,что у ребят есть желание знакомиться и решать экологические проблемы, анализировать их через призму актуальности в районе, присутствует готовность получить знания, уменияинавыкиприродоохранныхмероприятийиактивнопропагандироватьих средировесников. Использование различных социальнопедагогическихтехнологийэкологическоговоспитанияспособствуетповышениюуровняэкологическойкультурышкольников, формированию у них нравственных качеств, проявляющихся в позитивных свойствах личности таких как, доброта, забота о ближнем, ответственность за свои поступки.Взаключение, необходимо отметить, что существует потребностьв более полной разработкепроблемыэкологическогообразованияобучающихся, как в сельской, так и в городской школе. В ходе ее реализации мы видим , решение следующих задач:•развитиеэкологическойэтикиобучающихся, ответственного отношения кприроде;•эстетическое, нравственноевоспитание, воспитаниелюбвикРодине;•формированиечувствасопричастностиксвоемувремени, личнойответственностиза все совершающееся вокруг.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897.[Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768 2.Губарева С.В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС /С.В. Губарева // Методист.

2013.

№5.

С.3337 3.Ельчанинова О.В. Некоторые аспекты экологического воспитания школьников / О.В.Ельчанинова; А.О.Мицевич//Экологические основы прогрессивных технологий:сб.статей.–Пенза. ФГОУ ВПО "Пензенская ГСХА",2015.

С.4144.4.

Васильева Н.П. Воспитание экологической культуры школьников в условиях осуществления научноисследовательской работы/ Н.П.Васильева// Научные исследования: от теории к практике.

2014.

№1(1). –С.1314

5.Р.Р.Шагидуллин. Опыт использования потенциала академической науки в организации научноисследовательской работы школьников и экологическом воспитании подрастающего поколения/ Р.Р Шагидуллин [и др.]// Научные труды Государственного природного заповедника "Присурский". 2015.Т. 30.№ 2. С. 229232.6.Шкодина Т.С. Экологическое воспитание школьников:проблема и пути ее решения// Т.С.Шкодина, Н.М. Михайлова//РОССИЯ КАК ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА, ЯЗЫКИ:Материалы V Всероссийского молодежного научноисследовательского форума.

Самарский государственный университет путей сообщения,2015.

С.6870.7.Емелина Т.В.Воспитание эколлоогической культуры школьника: проблемы и решения/ Т.В. Емелина// Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения –Томск: ГОУ ВПО ТПУ,

2014. С. 201203.8.Гайсина Р.С. Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности/ Р.С. Гайсина, Д.Р. Булатова// Психология и педагогика: методология, теория и практика: сб. стат. межд. научнпракт. конф.Челябинск:ООО "Аэтерна", 2015. –С.109112.9.Свистунова Т.Ю. Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности/ Т.Ю. Свистунова// Наука XXIвека: проблемы, поиски, решения: Материалы XXXIX научнопрактической конференции с международным участием, посвященной 70летию Победы в Великой Отечественной войне /Под ред.А. Г. Бент; ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Миасский филиал.Геотур,

2015. С. 356

360.10.Ридигер О.Н. Экологическое качество жизни школьников и экологическое воспитание участников образовательного процесса /О.Н. Ридигер, Т.С. Кулькова, А.А. Черечукин// Экология и образование: сб. науч. практ. трудов.М.:, Экологическоеобразование. 2013. № 4.

С. 44