Компаративный анализ систем подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Финляндии и Швеции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонова Л. А. Компаративный анализ систем подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Финляндии и Швеции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 581–585. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86127.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Финляндии и Швеции. В статье подробно рассматриваются и сравниваются учебные образовательные программы, предназначенные для подготовки учителей специального образования в университетах Умео, Швеция, и Оулу и Хельсинки, Финляндия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Антонова Лидия Александровна,Магистрант, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», по программе «Специальное дефектологическое образование(инклюзия)»,г. Череповецantonova2005@bk.ru

Компаративный анализ системподготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Финляндии и Швеции

Аннотация.Данная статья посвящена вопросу подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Финляндии и Швеции. В статье подробно рассматриваются и сравниваются учебные образовательные программы, предназначенные для подготовки учителей специального образования в университетах Умео, Швеция и Оулу и Хельсинки, Финляндия.Ключевые слова: инклюзивное образование, координаторылиц с особыми потребностями (Special Needs Coordinators или SENCos), индивидуальный учебный план (IEP), индивидуальный план развития (IDP), подготовка педагогических кадров.

Политика инклюзивного образования во всем мире всерьез началась с Саламанкской декларации, принятой ЮНЕСКО в 1994 г. и за последние 20 лет во многих странах достигла больших результатов. Именно эта декларация явилась основой в рядестран для сниженияуровня сегрегации специального образования.Инклюзия означает возрастающее участие всех учащихся в основных учебных программах,вкультурных и общественных мероприятиях. С точки зренияобразовательной политики инклюзия основывается на принципетого, что обычныешколы должны обеспечивать соответствующимобразованиемвсехдетей. Она включает в себя больше, чем просто упорна обучение детей с нарушениями в обычныхшколах. Инклюзия является таким подходомк образованию, при которомглавным является равенствоправ всех детей.Продвижение инклюзивного образования порождает развитие инклюзивногообщества, в котором могут участвовать в полной мере все граждане. Для реализации инклюзии в школах необходиматакжеподготовка учителей инклюзивного образования.В официальных документах об образовании Швеции и Финляндии [1,2] утверждается, что инклюзия является доминирующей политикой, однако, в этих странах еще существуют специальные школы и специальные классы со специальными педагогами. Специальное образование попрежнему существует в начальных и средних школах.Несмотря на это, в Швеции и Финляндии в обычных школах осуществляется все большая поддержка инклюзии, и растет количество специальных педагогов, работающих в этих условиях. Специальное образование в шведских школах, в основном, осуществляется при помощи специальных учителей и специальных педагогов. Шведских специальных педагогов также называют координаторами лиц с особыми потребностями(Special Needs Coordinatorsили SENCos, далее SENCos), наряду с их коллегами в Великобритании [3]. Профили работы SENCos в Швеции и Великобритании очень схожи: и те, и другие сотрудничают с директорами школ; и те, и другие являются экспертамиконсультантами.По мнению Lindqvist[4], по сравнению с работой специальных педагогов, которые работают в непосредственном контакте с учениками, работа SENCosявляется более организованной.В Финляндии таких специалистов, как SENCosнет, только специальные учителя. Тем не менее, в последнее время возросло количество консультантов, и в некоторых муниципалитетах Финляндии появились такие рабочие места как педагогиконсультанты, которые, в некоторой степени, могут приравниваться к шведскимSENCos. Руководящие принципы школьного обучения закреплены финскимзаконодательством. В финскомосновномЗаконеоб образовании и Поправкек нему[1]прописано, что необходимая поддержка при получении общего образования должна оказываться незамедлительнопри возникновениинеобходимости в ней.В Поправкеуказаны три типа поддержки:общая, интенсифицированная и специальная. Если общейподдержкиоказывается недостаточно, то по законупредоставляетсяинтенсифицированнаяподдержкав обучении. Основным отличием между ними является оказываемый объеми интенсивностьподдержки. Специальные педагоги прямо или косвенно участвует во всех указанных формах поддержки. Для учеников, которым необходима особая поддержка, разрабатываетсяиндивидуальный учебный план (an Individual Educational Plan, далее IEP), что являетсяобязательнымсогласно Поправке (2010).Шведский Закон об образовании [2]также указывает на то, что всемдетям должнапредоставлятьсяподдержка, необходимаядля их обученияи личного развития и,что не должно быть никакого разделения поформе оказываемойподдержки. Отметим,что,начиная с 2006 года, все ученики в Швеции получили право на предоставление индивидуальногопланаразвития (anIndividual Developmental Plan, далее IDP), который включает итоговыеоценкиповсем школьным предметам.Кроме того, как и в Финляндии, все шведские ученики, которые нуждаются в дополнительной поддержке, имеют право на индивидуальный учебныйплан (IEP). Следовательно, в Швеции, существуют два документа, предназначенныхдля учащихся с особыми образовательными потребностями: IDP и в IEP. Исторически, применение индивидуальных учебных планов в Швеции былотесно связанос идеологическими целями образовательной политики «школадля всех», которая подчеркиваетэгалитарные принципы и необходимостьподдержки всех учащихся с особыми образовательными потребностями.В Шведском национальном учебном плане (The Swedish National Curriculum) прописано, что школы несут ответственность за учеников, которые испытывают трудности в достижении конкретных целей образования. Точно так же, Финский национальный учебный план (the Finnish National Curriculum) подчеркивает важность поддержкиучеников с ОВЗ. Рассматриваяконтекст шведского педагогического образования, Beach and Bagley [5]указывают на недостаток научноисследовательскихпрофессиональных знанийв сфере подготовки педагогов. По их мнению,педагогическое образование часто сводится к практической подготовке учителей, в то время кактеоретическая часть подготовки представлена бедно. Следовательно, в Швеции педагогическоеобразование все больше ориентировано на практическуюподготовку, а не на ее теоретическиеаспекты.Beach and Bagleyтакже говорят о горизонтальном и вертикальном дискурсе[5]. Горизонтальный дискурс является контекстнозависимыми связан с практическимивопросами. Вертикальные дискурс, напротив, является теоретическим и абстрактным. Последний требуетописания, моделированияи теоретизирования эмпирическихситуаций с тем, чтобы понять идеологические и политические рамкипедагогического образования, выступающиеинструментомдля критического мышления, необходимого учителям инклюзивного образования. Горизонтальныепрофессиональные знания нетеоретизированные знания,таким образом, вырисовываябезрадостное будущее для педагогического образования [5]. Beach and Bagley подчеркивают, что во многих странах исследовательскаябаза специального педагогического образования нуждается в совершенствовании, так как она являетсянедостаточно изученной сферой. Причиной этого служитто, что исследованиясосредоточенына обычномпедагогическомобразовании.В Финляндии, напротив, педагогическое образование ориентировано на исследование, и именно исследование является основополагающимпринципом. В результате, учителя могут анализировать свою собственную работу и вносить изменения и коррективы в практикув соответствии с научноисследовательскимпедагогическим ходом своих размышлений. ВФинляндии в области педагогического образования в течение более 30 лет существовала степень магистра (300 кредитов) и, для того, чтобы стать классным учителем или учителемпредметником, студент должен сначала получить степень магистра в области образования, чтозанимает около пяти лет.Получив эту степень, студенту необходимо проучиться еще год, чтобы стать учителем специального образования в Финляндии. Эта степень требует 60 дополнительных кредитов. Если человек не имеет степени магистра, то ему потребуется около пяти лет, чтобы стать учителем специальногообразования. Педагогическое испециальное педагогическое образованиеявляютсяочень популярнымивариантамиобразованияв Финляндии. Поступление и обучение на педагогических специальностях являются достаточно сложным процессом.Например, по статистическим данным Хельсинкского университета, менее 7%поступающихбыли зачисленыв программу в области педагогического образованияв2013 году[6]. В Швеции ситуация противоположная –так как педагогическое образование не считается привлекательным, во многихуниверситетах наблюдается недобор учащихся. Например, в Университете Умео (Umeå University), наблюдалась подобная ситуацияв области педагогического образованияв 2014 году [7].В Швеции степень в педагогическом образовании не является степеньюмагистра. Будущие педагоги учатсяв течение 3,5 лет, чтобы стать педагогами дошкольных учрежденийи 4 года –чтобы стать классными учителями [7]. Для получения степени дошкольного педагоганеобходимо набрать210 кредитов, а степеньучителя начальной школысостоит из 240 кредитов.После получения даннойстепени, студенты должны проработатьпо крайней мере три года, прежде чем они смогут подать заявлениена обучениепопрограмме специального образования. Обучение по указанной программе проходит в течении1,5 лет, и студенты должны получить 90 кредитов, чтобы стать специальнымиучителя или SENCos. Это свидетельствует о том, что в Швеции существует более гибкая система получения специального образования.Обучение также может проходит в «пол темпа», то есть займет более длинный период времени, что позволяет студенту работать параллельно учебе. В значительной степени также применяется дистанционное образование. В Финляндии же наоборот –дистанционное обучение не приветствуется и представлено очень ограничено.Профиль работы шведских SENCos и специальных учителей несколько различаются, что обусловлено содержанием осваиваемых ими образовательных педагогических программ. SENCos выполняют функции консультантов по отношению к другим учителям и также работают в сотрудничестве с руководителями школы. Консультирование, а также вопросы, связанные с руководством,тщательно изучаются в ходе обучения в университетах. Перед SENCos не стоят задачи освоить преподаваниеязыка, письма и чтения.Специальные учителя больше вовлечены в работус учениками, в основном, преподаваниечтения, письма и / или математики. Ниже представим содержание программы обучения для получения образования специального педагога и SENCos в университете Умео, Швеция[7].

Таблица 1Программы обучения для получения образованияспециального педагога и SENCos в университете Умео, Швеция

Содержание программы SENCos (90 кредитов)КредитыСодержание программы спец. педагогов (90 кредитов)КредитыТеория в области детей с особыми потребностями15Теория в области детей с особыми потребностями15Практика в области педагогической работы с детьмис особыми потребностями7,5Практика в области педагогической работы с детьми с особыми потребностями7,5Профессиональное наставничество и консультирование в области специального образования7,5Профессиональное наставничество и консультирование в области специального образования7,5Область знаний специального образования7,5Специализация в языке, письме и области чтения ИЛИ в области математики,ИЛИ в области умственного расстройства30 каждаяОценивание, лидерство и развитие деятельности в сфере спец. образования22,5

Написание дипломной работы30Написание дипломной работы30

Шведский курс «Теория в Области Образования Детей с Особыми Потребностями» (The Field of Education for Special Needs) включает в себя, например, законодательные акты о специальном образовании, исследования специального образования на международном уровне инаучноисследовательские вопросы специального образования (например, опросники). Курс «Практика в Области Педагогической Работы с Детьмис Особыми Потребностями» (Processes in Practice in the Field of Special Needs) включает, например, обсуждение идентификационных категорий, связанных с дискриминацией, партиципациейи этикой, а также некоторыеметодыисследования. В Финляндии рольспециальныхпедагоговзаключается в обучениидетей с особыми образовательными потребностямии в сотрудничествесо взрослыми. Содержание основных учебныхпрограмм университетов, предлагающих специальное педагогическое образование в Финляндии,содержиттеориюи практику. Теория и практикапрежде всегонаправлены на приобретение знаний, умений и навыков для обучениячтениюи письму, математики, общениюи урегулированию поведенческихи социальноэмоциональных проблем. Педагогическаяпрактика также считается неотъемлемой частью этого образования.Представим программу обучения для получения образования специального педагога в университетах Оулу и Хельсинки, Финляндия[6].Таблица 2Программа обучения для получения образования специальногопедагога в университетах Оулу и Хельсинки, Финляндия

Содержание программы спец. педагоговв Хельсинках, 40кр. +20кр.КредитыСодержание программы спец. педагогов в Оулу, 40кр. +20кр.КредитыОсновыспециального образования20Основыспециального образования20Профессиональное развитие4Специальное образование как профессия5Преподаваниеписьма, чтения и норм общения7Преподавание письма и чтения5Изучение поведенческих проблем5Социальноэмоциональноеразвитие педагогика

5Поддержка в обучении лиц с ОВЗ6Развитие навыков общения5Разработки планов и проведение исследования3Когнитивная и оценочная деятельность 5Преподавание математики3Преподавание математики4Педагогическая практика6Педагогическая практика6Написание дипломной работы3Написание дипломной работы5Общество, инвалидность и образование3

Сходство в шведских и финских программах (Таблицы 1 и 2) заключается в том, что студенты в обеих странах изучают более тщательно некоторые области такие, как чтение и письмо (за исключением SENCos). Программа для студентовв Швеции больше сосредоточенана проблемах чтенияи общения(30 кредитов), а их финские коллеги изучают проблемы чтения в меньшей степени, хотя они охватывают более широкий спектр областейспециального образования. В Умео, курс по чтениюи письму(30 кредитов) включает в себя и проблемы речи и общения(8 кредитов), а также вопросы, связанныес практикой обучения и разработкой индивидуальных образовательных планов (IEP) (10 кредитов).В Финляндии, изучение вопросов, связанных с проблемами чтения и письма, равны 5 кредитам. Программы обоих университетов включают в себя написание дипломной работы и качественного исследования. В Финляндии дипломная работа относительно небольшая по причине того, студенты уже защитилидипломную работу (pro gradu) в 40кредитовпри получении степени магистра. В финской программе не упоминаются вопросы лидерства, наряду с тем, что педагогическая практика не имеет места вучебнойпрограммеуниверситета Умео, хотя оба вопроса составляютсущественную область исследования для специальных педагогов во многихдругих странах.При рассмотрении содержания учебных программ по специальному образованию, интересно отметить, что во всем мире при подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматриваются сходные вопросы: основы и методы общего и специального образования. По мнению Farrell (2009), основными аспектами, способствующими пониманию специального образования, являются медицинские, социальные, педагогические и психотерапевтические знания. Также необходимо изучение юридических и психолингвистических аспектов, наряду с аспектами развития [8].Это показывает, что специальное образование представляет собой широкую, многогранную область науки.Специальное образование в Финляндии и Швеции отличается с качественной и количественной точки зрения. В Финляндии, оказывается очень обширная система поддержкидетям с ОВЗ:инклюзивноеобразование предлагается в каждой школе, в основном, в виде так называемого неполного специального образования(parttime special education). Эта форма специального образования не требует постановки диагноза уученика или какихлибо прохождений через бюрократическиеорганизациидля его предоставления, поэтому инклюзивное образование является очень доступным.В Швеции система поддержки не столь широка, как в Финляндии. Здесь чаще инклюзивное образование получают дети в отдельных группах, не входящих в общеобразовательные классы.Подводя итог, подчеркнем, что для того, чтобы стать специальным педагогом в Швеции и Финляндии, необходимо сначала получить степень, затемпроработать в качестве школьного учителя, и только потомподавать заявления на обучение по специальности «Специальный педагог». Многие финские и шведские педагогиработают сначалав качестве специальных преподавателей, не имеяофициальнойквалификации, в качестве школьныхучителей или в качестве воспитателей. Следовательно,они являются образованнымии опытнымистудентами,и по возрасту они немного старше, чем студенты, получающие образование после окончания школы.Также это свидетельствует о наличии у нихдо начала обучения «внутренней» информациейо специальном образовании в школах: знают некоторые особенности работы с детьми с ОВЗ; методы и методики работы;имеют представление, как составить индивидуальный образовательный план;владеют системой оценивания достижений учащихся с ОВЗ.

Ссылки на источники1.Finnish Basic Education Act (1998/628).Perusopetuslaki.http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1998/19980628[23.01.2016]2.Swedish Education Act. Svensk författningssamling, Skollagen. [The Swedish Code of Statutes. Education Act] 2010: 800.http://www.notisum.se/rnp/sls/sfs/20100800.pdf[23.01.2016]3.Pearson, S. The role of special educational needs coordinators (SENCOs): “to be or notto be”. Psychology of Education Review, 2010. 34(2), 30–38.4.Lindqvist, G.Who should do what to whom? Occupational groups′ views on special needs. PhD diss., Jönköping University.20135.Beach, D. & Bagley, C. Changing professional discourses in teacher education policy back towards a training paradigm: a comparative study.European Journal of Teacher Education, 2013, 36(4), 379–392.

6.University of Helsinki. Faculty of Education.Hakijoiden ja hyväksyttyjen määrät 2013.http://www.helsinki.fi/behav/valinnat/tilastot.htm[23.01.2016]7.Umeå University. (2013a). Special teacher programme.http://www.umu.se/utbildning/programkurser/utbildningsplanesok/utbildningsplandetalj?code=LYSPL[23.01.2016]8.Farrell, M.Foundations of special education: an introduction. UKI: Wiley & Blackwell.2009