Физическая подготовка в образовательных организациях как важный процесс воспитания внутренних качеств у курсантов и слушателей
Выпуск:
ART 86134
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камнев
Р.
В.,
Кривакова
Я.
Д. Физическая подготовка в образовательных организациях как важный процесс воспитания внутренних качеств у курсантов и слушателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
616–620. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86134.htm.
Аннотация. В представленной научной работе раскрыты воспитательные возможности физических упражнений. Дано краткое описание основных методов развития у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России психических и моральных качеств.
Ключевые слова:
воспитание, внутренние качества, физическая подготовка, курсанты и слушатели, методы воспитания
Текст статьи
Кривакова Яна Дмитриевна,курсант 3 «Г» курса, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
Научный руководительКамнев Роман Викторович,к.п.н., Старший преподаватель кафедры физической подготовки ВА МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru
Физическая подготовка в образовательных организациях как важный процесс воспитания внутренних качеств у курсантов и слушателей
Аннотация.В представленной научной работе раскрыты воспитательные возможности физических упражнений. дано краткое описание основных методов развития у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России психических и моральных качеств на практических Ключевые слова:воспитание, методы воспитания, внутренние качества, курсанты и слушатели, физическая подготовка.
За последнее время, криминальная ситуация в стране, как и во всем Мире, продолжает оставаться напряженной, затрагиваяпри этом вопросынациональной безопасности. Стремительные глобальные события, связанные с деспотизмом некоторых государств, привели к появлению новых Мировых проблем, вызвавсерьезный политический кризис вомногих странах. Появилась реальная угроза,связаннаясмежнациональной и религиозной ненавистью, терроризмом и организованной преступностью континентального масштаба. Вспыхивающие конфликты, возникающие на «хорошо удобренной почве»ненависти,отличаются особой жестокостью и крайним пренебрежением к человеческой жизни. Несомненно, одним из успешных решений сложившейся ситуацииобеспечениевысокого профессионального уровня борьбы с преступностью(ни одно преступление не должно остаться не наказанным, в установленном законами России порядке), что связанно с высоким уровнем подготовки сотрудниковорганов внутренних дел. В этой связиработа с личным составом в системе МВД России являетсяфакторомповышения эффективности оперативнослужебной деятельности. Органы внутренних дел испытывают дефицит в квалифицированных, добросовестных и мотивированных на работу кадрах. Это положение явилось следствием увеличения моральной, психологической и физической нагрузки на сотрудников, падения престижа службы в органах внутренних дел, роста профессионального риска и т. п. Особенно остро встает вопрос физической, психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности личного состава. Эффективность выполнения профессиональнослужебныхзадач сотрудниками ОВД России зависит от уровня профессиональной подготовки, одной из основных ролей в которой играет физическая подготовкасотрудниковОВДРоссии. Воспитание такого важногодля любого сотрудника полиции качествакак воля,возможно лишь во время физической подготовки.Многие специалисты отмечают, что данное качество является фундаментоммногих положительныхкачества сотрудникаОВД: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость[1].А.Ф. Майдыков рассматривает моральноволевуюустойчивость, как один из важнейших показателей подготовленности сотрудников полиции к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Под этим термином он понимаетспособностьсохранять в экстремальныхусловиях оптимальноедля успешной работы психическое состояние[2]. Основная позицияв системе формирования высокого уровняличной безопасности сотрудников полиции принадлежит мерампедагогического характера. В результате анализа отечественного и зарубежногоопытадеятельности правоохранительных органов,
личная безопасностьсотрудника ОВД,в большой мере,зависит от уровня
общей профессиональной и физическойподготовленности,а также отналичия практического опыта и от эффективности обучения стратегиии тактикиобеспечения личной безопасности[3]. Воспитание профессионально важных качеств сотрудника полиции сложный педагогический процесс, подчиняющийся основным дидактическим принципам.Воспитание, как управляемый процесс основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека, представляющий собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых. Во время воспитания происходитадаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в современном обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.Процесс целостного и гармоничного воспитаниясотрудника полициизависит отразнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы. Организационные формывоспитательной работы сотрудников ОВД включают в себя различные направления. Особенности воспитаниясотрудника правоохранительных органов, включает в себя следующиевиды воспитания:государственнопрофессиональное воспитание;патриотическое воспитание;профессиональнонравственное воспитание;профессиональноправовое воспитание;воспитание воли, смелости, решительности;воспитание профессионально важных физических качеств[4].Воспитательная система сложный социальный и психологопедагогическим процесс, охватывающий всю педагогическую деятельность, объединяющий учебные занятияи самостоятельную работу[5]. Эта система включает в себя не только курсантов, слушателей и педагогических работников, но и их родителей. Воспитательная система может функционировать как в отдельно взятой учебной группе, так и охватывать всю образовательную организацию. Основой воспитательной системы является некоторая концепция, включающая: цели, задачи, ведущие идеи, принципы, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция необходима для создания «образа» будущей воспитательной системы, котораяпослужит ориентиром для педагогическогоколлектива. В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: правление, содержание, организация, общение (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.)[6]. Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов»[7]. Воспитательные задачи в процессе физического совершенствования курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России решаются благодаря применениюбольшого числа специфических методов. Каждыйиз нихвключает в себя несколько характерных для него приемов, что обеспечиваетперестройку сознания и поведения в определенном направлении. Подборметодов воспитания определяетсялогикой воспитательного процесса, уровнем физической подготовленности занимающихся, формамипроведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка». Основнымиметодам решения воспитательных задач в процессе физической подготовки курсантов и слушателей являются: пример, убеждение, поощрение, упражнение, принуждение. При этом целесообразно использоватьвоздействие коллектива, проведение соревнований, а также оперативная оценка сдвигов в воспитываемых качествах. Метод убежденияявляется ведущимв процессе воспитаниякурсантов и служащих[5]. Суть, которого заключаетсяв целенаправленном и аргументированном воздействии на чувства, сознаниеи волю занимающихся. Этот методдает возможность формировать у курсантов и слушателейвысокий уровень моральнонравственных убеждений, мотивациик профессиональнослужебной деятельности и общественной работе; оказывает помощь в мобилизации личногосоставак действиям в экстремальных ситуациях, способствует устойчивым показателямв образовательном процессе, дисциплине, в выполнении задач физической подготовки; оказывает колоссальное влияние на общественное мнение исплоченияколлектива; побуждаетличный состав к самовоспитаниюи самосовершенствованию, сознательному воспитаниюсвоих качеств и навыков. Метод примераоказывает воздействиена поступкиодних людей и на поведение других. Этот методвыражается в реализацииестественной психологической склонности человека к подражаниюдругим людям отличающихся от него по различным критериям. Задача воспитания по средствам данного метода заключается в стимулированиикурсантов и слушателейк подражанию положительному примеру, оказания ненавязчивой помощив выборе образца для подражания. Метод упражненияэтопроцесс физического воспитания курсантов и слушателей. Суть, которогозаключается в осознанноми многократном выполнениирациональных действий, способствующих формированию и закреплениюпривычек высоконравственного поведения, воспитаниюнавыковрезультативнодействовать в экстремальных условиях, которые требуютмаксимальногонапряжения психических функцийи физических качеств. Метод поощренияморальное, а так же материальное стимулированиеположительных усилий в достижениикурсантами и слушателями поставленных перед ними общественно значимых задач. Корректноеприменениеданного метода способствует закреплениювсеготого хорошего, что естьв их характере и поведении, настойчиво бороться со своими недостаткамии вредными привычками. Метод принуждениясозданиетаких условий, при которых занимающиесяпомимо своего желания обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям. Этот методцелесообразно реализовыватьпутем отдачи соответствующих приказов, доведения до личного состава сведений о неблаговидных поступках, лишения ранее присвоенных спортивных разрядов и званий, применения дисциплинарных мер воздействия. Воздействие коллективаэто процесс воспитанияу курсантов и слушателейморальнополитических и психических качеств через общественное мнение. Для выполненияколлективомвоспитательных функций, необходимопозитивноеотношение большинства курсантов и слушателей к занятиям физическойподготовкой, постояннойтребовательностьюколлектива к каждомуотдельному его члену.
Соревновательный методэто одиниз лучшихспособов активизации воспитательного потенциала практических занятий по физической подготовке. Профессиональное использованиеэтого метода, существенно улучшаетпроцесс физического совершенствования, а так жеслужит и причиной усиления воспитательных воздействий на личный состав. Объективная оценка сдвигов в воспитываемых качествах являетсякритерием реализации на практике выбранной стратегии воспитательного процесса и дает возможность сделать курсантам и слушателям вывод о том, что проделанная ими работадаетположительный результат и способствует улучшениюсоответствующих качеств и навыков. Своевременная оценка успехов дает возможностьдальнейшему ростуактивности курсантов и слушателей на практических занятиях по физической подготовке. Занятия по физическойподготовкепрактический процесс,направленный на развитие профессиональных компетенций современного сотрудника полиции России. Эти занятия,как никакая другая составная часть системы профессиональнослужебной подготовки, как никакой иной предмет, позволяет курсантам и слушателям беспрерывнополучать и накапливать опыт оптимальногоповедения в различных экстремальных ситуациях. Часто воспроизводятсяусловия, которыетребуют проявления соответствующих психических и моральныхкачеств, а такжесовершенствуют и закрепляют их. Выполнение упражнений одновременно со своими товарищами позволяет выработать принципы взаимодействиядруг с другом, активироватьвсестороны психики, мобилизовать нравственные ресурсов. Реализацияметода упражнения на практике обеспечивает его теснуювзаимосвязьс другими методами воспитания, а также с методическими приемами и методами, применяемыедля обучения курсантов и слушателей. Метод поощрения реализуетсяна всех этапах процесса физического воспитания курсантов и слушателей. Для реализации методапоощрениянеобходимо соблюдать ряд условий, к которымотносятся: целенаправленностьпоощрение курсантов и слушателейдля мобилизации внутренних качеств,длярешенияосновныхзадач; обоснованностьсоответствие поощрения реальным заслугам; гласностьпроведение поощрения в присутствии всего личного состава, с объяснением индивидуальной заслуги курсанта или слушателя; своевременностьдоведение до личного состава и выражение поощрения лично занимающемусяв ближайшие 48 часов после совершения действий достойных положительного замечания; последующее усиление требовательностипостановкаперед курсантами и слушателями,поощренными за выдающиеся успехи в физической подготовке, более сложных ипедагогически обоснованных задач[5]. Методпринужденияможет бытьэффективным лишь в том случае, если ему предшествует подробное разъяснение курсантам и слушателемтребований которые им предъявляются во время выполнения двигательных действий. В тех случаях,когда метод принуждения используется без сочетания с другими методами педагогического воспитания,он может принести ощутимый вред. Принуждая курсантов и слушателей к выполнению физических упражнений, часто требующих от них мобилизацию всех внутренних качеств, становится важнымпостоянно находить возможности для стимулирования ихна образцовое выполнение заданий ипереводить внешнее принуждение во внутреннюю потребность занимающихся, то естьв плоскость самовоспитания. Необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов и слушателей, характер их внутригрупповыхвзаимоотношений истепень зрелости коллектива. Преподавателям по физической подготовке использоватьметод принуждения,как крайнюю мерупедагогического воздействия на своих воспитанников. Метод принужденияэто крайняя мера,использующаясякогда уже исчерпаны возможности всех других методов воспитания. В тех случаях,когда преподавателю все же придется использовать этот метод, необходимо помнить о том, что не допустимо оскорблениедостоинствакурсантов и слушателей, превышенияправ, применениевзыскания не на отдельного занимающегося, выполнившего действие достойное порицания, а на весь коллектив, применениеразличных физических упражнений, как инструмент наказания. Специфические особенностипроцесса физического воспитания курсантов и слушателейсоздает благоприятные условиядля управляемоговоспитательного воздействия коллектива. Выполняемые курсантами и слушателями двигательные действиязаставляюткаждого занимающегося подчинить личные интересы интересам всей группы. Это относится к тем упражнениям, которые выполняютсяв составе подразделения: преодолениепрепятствийв составе подразделения, маршброскипо пересеченной местности. Педагогически грамотная организация выполнениягрупповыхупражнений способствует воспитаниювзаимной выручки, дисциплины, дружбы, коллективизма. Метод соревнованияимеет большой диапазон применения от проведения внутри групповыхсостязаний в процессе практического занятиядо организации соревнований охватывающие весь постоянный и переменный состав образовательной организации. Эффективным для воспитания у занимающихсянеобходимых внутренних качеств является параллельное выполнениефизических упражнений несколькими учебными группами в формесоревнования между ними.Реализациятакого способа возможно, как во время проведенияучебного занятия, так и во вне учебное время. В процессе параллельного выполнения двигательных действий можно проводить прием таких нормативов по физической подготовке как бег на 100 м, челночный бег, подтягивания и т.д., при этом на старт становятся курсанты из различных групп. Победителя в таких соревнованиях можно определять как по индивидуальным показателям, так и групп в целом. Для мотивации курсантов и слушателей к активному участию впроцессефизической подготовкирезультаты,полученные во время выполнения заданий,вывешиваются на информационных стендах организаций, транслируются на информационных мониторах. Объективная и своевременная оценка сдвигов в уровне физической подготовки является для курсантов и слушателейвысокой мотивациейк совершенствованию психических и моральных качеств. Своевременное, постоянное, объективное иаргументированноеподведение итоговкаждого учебнотренировочного занятияи оценка различных функциональных и психических качеств, вызывает у курсантов и слушателейстремление заработатьболее высокую оценкуна следующем занятии, это служит повышению ответственности и побуждает к активности. Оценка, полученная в результате успешного выполнения поставленных задач, подчеркивает высокий уровень общественной значимостиповедения каждого члена группы.
ВЫВОДЫВоспитание духовных и физических качеств курсантов и слушателей является одной из основных задач,решаемых в образовательных организациях МВД России. Высокий уровень их развития является гарантом профессионализма сотрудников ОВД. Одним из лучших способов воспитания психических и моральных качеств курсантов и слушателей, являются практические занятия по физической подготовке. Лишь во время их проведениявозможно воспроизводить такие условия,которые требуют от занимающихся мобилизации всего своего внутреннего потенциала. Подобные нагрузки оказывают плодотворное влияние на развитие требуемых качеств.Но,не смотря на всю силу педагогического воздействия физических упражнений, нерациональное их использование, идущее в разрез основных дидактических принципов воспитания, способно не только свести к нулю их воздействие, но и нанести серьезный ущерб психологическому и физическому здоровью занимающихся.Как и в основе любого успешного процесса, в основе физического воспитания лежат принципы постепенности, постоянства и адекватности педагогического воздействия. Для их реализации педагогическому работнику необходимо не только владетьдостаточным объемам знаний и умений, но и быть самому примером для подражания.Воспитательное воздействие должно быть разнообразным и индивидуальным, учитывающим все стороны подготовленности курсантов и слушателей, их готовности к выполнению поставленных задач.В основе процесса воспитательного воздействияфизической подготовкойдолжен лежать четкий план применения воспитательных инструментов, выработаны методики оперативной модернизации педагогического воздействия, если оно не способствует реализации выработанных концепций. В том случае,если воспитательная работа не приносит планируемого результата, должны быть применены соответствующие педагогические методы для ее исправления и направления в нужные русла. Для формирования объективного мнения о влиянии физической подготовки на воспитание внутренних качеств и потребностей, необходимо использовать соответствующие контрольные испытания и наблюдения.
Ссылки на источники1.Карданов А.К. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в условиях высокогорий // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28).2.Майдыков А.Ф. Проблемы подготовки кадров для действий в экстремальных условиях // Актуальные проблемы моральнопсихологической подготовки личного состава органов внутренних дел (по материалам научнопрактической конференции). М., 1992. С. 8283. 3.Машекуашева М.Х. Моральнопсихологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : сб. трудов / под ред. В.В. Бейхер. Саратов, 2013. 208 с. 4.Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.5.АвдеевВ.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работниковОВДв экстремальных условиях. М., 1989. 80 с.6.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2000.7.Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкиной. Рязань, 1997.
Научный руководительКамнев Роман Викторович,к.п.н., Старший преподаватель кафедры физической подготовки ВА МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru
Физическая подготовка в образовательных организациях как важный процесс воспитания внутренних качеств у курсантов и слушателей
Аннотация.В представленной научной работе раскрыты воспитательные возможности физических упражнений. дано краткое описание основных методов развития у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России психических и моральных качеств на практических Ключевые слова:воспитание, методы воспитания, внутренние качества, курсанты и слушатели, физическая подготовка.
За последнее время, криминальная ситуация в стране, как и во всем Мире, продолжает оставаться напряженной, затрагиваяпри этом вопросынациональной безопасности. Стремительные глобальные события, связанные с деспотизмом некоторых государств, привели к появлению новых Мировых проблем, вызвавсерьезный политический кризис вомногих странах. Появилась реальная угроза,связаннаясмежнациональной и религиозной ненавистью, терроризмом и организованной преступностью континентального масштаба. Вспыхивающие конфликты, возникающие на «хорошо удобренной почве»ненависти,отличаются особой жестокостью и крайним пренебрежением к человеческой жизни. Несомненно, одним из успешных решений сложившейся ситуацииобеспечениевысокого профессионального уровня борьбы с преступностью(ни одно преступление не должно остаться не наказанным, в установленном законами России порядке), что связанно с высоким уровнем подготовки сотрудниковорганов внутренних дел. В этой связиработа с личным составом в системе МВД России являетсяфакторомповышения эффективности оперативнослужебной деятельности. Органы внутренних дел испытывают дефицит в квалифицированных, добросовестных и мотивированных на работу кадрах. Это положение явилось следствием увеличения моральной, психологической и физической нагрузки на сотрудников, падения престижа службы в органах внутренних дел, роста профессионального риска и т. п. Особенно остро встает вопрос физической, психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности личного состава. Эффективность выполнения профессиональнослужебныхзадач сотрудниками ОВД России зависит от уровня профессиональной подготовки, одной из основных ролей в которой играет физическая подготовкасотрудниковОВДРоссии. Воспитание такого важногодля любого сотрудника полиции качествакак воля,возможно лишь во время физической подготовки.Многие специалисты отмечают, что данное качество является фундаментоммногих положительныхкачества сотрудникаОВД: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость[1].А.Ф. Майдыков рассматривает моральноволевуюустойчивость, как один из важнейших показателей подготовленности сотрудников полиции к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Под этим термином он понимаетспособностьсохранять в экстремальныхусловиях оптимальноедля успешной работы психическое состояние[2]. Основная позицияв системе формирования высокого уровняличной безопасности сотрудников полиции принадлежит мерампедагогического характера. В результате анализа отечественного и зарубежногоопытадеятельности правоохранительных органов,
личная безопасностьсотрудника ОВД,в большой мере,зависит от уровня
общей профессиональной и физическойподготовленности,а также отналичия практического опыта и от эффективности обучения стратегиии тактикиобеспечения личной безопасности[3]. Воспитание профессионально важных качеств сотрудника полиции сложный педагогический процесс, подчиняющийся основным дидактическим принципам.Воспитание, как управляемый процесс основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека, представляющий собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых. Во время воспитания происходитадаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в современном обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.Процесс целостного и гармоничного воспитаниясотрудника полициизависит отразнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы. Организационные формывоспитательной работы сотрудников ОВД включают в себя различные направления. Особенности воспитаниясотрудника правоохранительных органов, включает в себя следующиевиды воспитания:государственнопрофессиональное воспитание;патриотическое воспитание;профессиональнонравственное воспитание;профессиональноправовое воспитание;воспитание воли, смелости, решительности;воспитание профессионально важных физических качеств[4].Воспитательная система сложный социальный и психологопедагогическим процесс, охватывающий всю педагогическую деятельность, объединяющий учебные занятияи самостоятельную работу[5]. Эта система включает в себя не только курсантов, слушателей и педагогических работников, но и их родителей. Воспитательная система может функционировать как в отдельно взятой учебной группе, так и охватывать всю образовательную организацию. Основой воспитательной системы является некоторая концепция, включающая: цели, задачи, ведущие идеи, принципы, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция необходима для создания «образа» будущей воспитательной системы, котораяпослужит ориентиром для педагогическогоколлектива. В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: правление, содержание, организация, общение (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.)[6]. Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов»[7]. Воспитательные задачи в процессе физического совершенствования курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России решаются благодаря применениюбольшого числа специфических методов. Каждыйиз нихвключает в себя несколько характерных для него приемов, что обеспечиваетперестройку сознания и поведения в определенном направлении. Подборметодов воспитания определяетсялогикой воспитательного процесса, уровнем физической подготовленности занимающихся, формамипроведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка». Основнымиметодам решения воспитательных задач в процессе физической подготовки курсантов и слушателей являются: пример, убеждение, поощрение, упражнение, принуждение. При этом целесообразно использоватьвоздействие коллектива, проведение соревнований, а также оперативная оценка сдвигов в воспитываемых качествах. Метод убежденияявляется ведущимв процессе воспитаниякурсантов и служащих[5]. Суть, которого заключаетсяв целенаправленном и аргументированном воздействии на чувства, сознаниеи волю занимающихся. Этот методдает возможность формировать у курсантов и слушателейвысокий уровень моральнонравственных убеждений, мотивациик профессиональнослужебной деятельности и общественной работе; оказывает помощь в мобилизации личногосоставак действиям в экстремальных ситуациях, способствует устойчивым показателямв образовательном процессе, дисциплине, в выполнении задач физической подготовки; оказывает колоссальное влияние на общественное мнение исплоченияколлектива; побуждаетличный состав к самовоспитаниюи самосовершенствованию, сознательному воспитаниюсвоих качеств и навыков. Метод примераоказывает воздействиена поступкиодних людей и на поведение других. Этот методвыражается в реализацииестественной психологической склонности человека к подражаниюдругим людям отличающихся от него по различным критериям. Задача воспитания по средствам данного метода заключается в стимулированиикурсантов и слушателейк подражанию положительному примеру, оказания ненавязчивой помощив выборе образца для подражания. Метод упражненияэтопроцесс физического воспитания курсантов и слушателей. Суть, которогозаключается в осознанноми многократном выполнениирациональных действий, способствующих формированию и закреплениюпривычек высоконравственного поведения, воспитаниюнавыковрезультативнодействовать в экстремальных условиях, которые требуютмаксимальногонапряжения психических функцийи физических качеств. Метод поощренияморальное, а так же материальное стимулированиеположительных усилий в достижениикурсантами и слушателями поставленных перед ними общественно значимых задач. Корректноеприменениеданного метода способствует закреплениювсеготого хорошего, что естьв их характере и поведении, настойчиво бороться со своими недостаткамии вредными привычками. Метод принуждениясозданиетаких условий, при которых занимающиесяпомимо своего желания обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям. Этот методцелесообразно реализовыватьпутем отдачи соответствующих приказов, доведения до личного состава сведений о неблаговидных поступках, лишения ранее присвоенных спортивных разрядов и званий, применения дисциплинарных мер воздействия. Воздействие коллективаэто процесс воспитанияу курсантов и слушателейморальнополитических и психических качеств через общественное мнение. Для выполненияколлективомвоспитательных функций, необходимопозитивноеотношение большинства курсантов и слушателей к занятиям физическойподготовкой, постояннойтребовательностьюколлектива к каждомуотдельному его члену.
Соревновательный методэто одиниз лучшихспособов активизации воспитательного потенциала практических занятий по физической подготовке. Профессиональное использованиеэтого метода, существенно улучшаетпроцесс физического совершенствования, а так жеслужит и причиной усиления воспитательных воздействий на личный состав. Объективная оценка сдвигов в воспитываемых качествах являетсякритерием реализации на практике выбранной стратегии воспитательного процесса и дает возможность сделать курсантам и слушателям вывод о том, что проделанная ими работадаетположительный результат и способствует улучшениюсоответствующих качеств и навыков. Своевременная оценка успехов дает возможностьдальнейшему ростуактивности курсантов и слушателей на практических занятиях по физической подготовке. Занятия по физическойподготовкепрактический процесс,направленный на развитие профессиональных компетенций современного сотрудника полиции России. Эти занятия,как никакая другая составная часть системы профессиональнослужебной подготовки, как никакой иной предмет, позволяет курсантам и слушателям беспрерывнополучать и накапливать опыт оптимальногоповедения в различных экстремальных ситуациях. Часто воспроизводятсяусловия, которыетребуют проявления соответствующих психических и моральныхкачеств, а такжесовершенствуют и закрепляют их. Выполнение упражнений одновременно со своими товарищами позволяет выработать принципы взаимодействиядруг с другом, активироватьвсестороны психики, мобилизовать нравственные ресурсов. Реализацияметода упражнения на практике обеспечивает его теснуювзаимосвязьс другими методами воспитания, а также с методическими приемами и методами, применяемыедля обучения курсантов и слушателей. Метод поощрения реализуетсяна всех этапах процесса физического воспитания курсантов и слушателей. Для реализации методапоощрениянеобходимо соблюдать ряд условий, к которымотносятся: целенаправленностьпоощрение курсантов и слушателейдля мобилизации внутренних качеств,длярешенияосновныхзадач; обоснованностьсоответствие поощрения реальным заслугам; гласностьпроведение поощрения в присутствии всего личного состава, с объяснением индивидуальной заслуги курсанта или слушателя; своевременностьдоведение до личного состава и выражение поощрения лично занимающемусяв ближайшие 48 часов после совершения действий достойных положительного замечания; последующее усиление требовательностипостановкаперед курсантами и слушателями,поощренными за выдающиеся успехи в физической подготовке, более сложных ипедагогически обоснованных задач[5]. Методпринужденияможет бытьэффективным лишь в том случае, если ему предшествует подробное разъяснение курсантам и слушателемтребований которые им предъявляются во время выполнения двигательных действий. В тех случаях,когда метод принуждения используется без сочетания с другими методами педагогического воспитания,он может принести ощутимый вред. Принуждая курсантов и слушателей к выполнению физических упражнений, часто требующих от них мобилизацию всех внутренних качеств, становится важнымпостоянно находить возможности для стимулирования ихна образцовое выполнение заданий ипереводить внешнее принуждение во внутреннюю потребность занимающихся, то естьв плоскость самовоспитания. Необходимо учитывать индивидуальные особенности курсантов и слушателей, характер их внутригрупповыхвзаимоотношений истепень зрелости коллектива. Преподавателям по физической подготовке использоватьметод принуждения,как крайнюю мерупедагогического воздействия на своих воспитанников. Метод принужденияэто крайняя мера,использующаясякогда уже исчерпаны возможности всех других методов воспитания. В тех случаях,когда преподавателю все же придется использовать этот метод, необходимо помнить о том, что не допустимо оскорблениедостоинствакурсантов и слушателей, превышенияправ, применениевзыскания не на отдельного занимающегося, выполнившего действие достойное порицания, а на весь коллектив, применениеразличных физических упражнений, как инструмент наказания. Специфические особенностипроцесса физического воспитания курсантов и слушателейсоздает благоприятные условиядля управляемоговоспитательного воздействия коллектива. Выполняемые курсантами и слушателями двигательные действиязаставляюткаждого занимающегося подчинить личные интересы интересам всей группы. Это относится к тем упражнениям, которые выполняютсяв составе подразделения: преодолениепрепятствийв составе подразделения, маршброскипо пересеченной местности. Педагогически грамотная организация выполнениягрупповыхупражнений способствует воспитаниювзаимной выручки, дисциплины, дружбы, коллективизма. Метод соревнованияимеет большой диапазон применения от проведения внутри групповыхсостязаний в процессе практического занятиядо организации соревнований охватывающие весь постоянный и переменный состав образовательной организации. Эффективным для воспитания у занимающихсянеобходимых внутренних качеств является параллельное выполнениефизических упражнений несколькими учебными группами в формесоревнования между ними.Реализациятакого способа возможно, как во время проведенияучебного занятия, так и во вне учебное время. В процессе параллельного выполнения двигательных действий можно проводить прием таких нормативов по физической подготовке как бег на 100 м, челночный бег, подтягивания и т.д., при этом на старт становятся курсанты из различных групп. Победителя в таких соревнованиях можно определять как по индивидуальным показателям, так и групп в целом. Для мотивации курсантов и слушателей к активному участию впроцессефизической подготовкирезультаты,полученные во время выполнения заданий,вывешиваются на информационных стендах организаций, транслируются на информационных мониторах. Объективная и своевременная оценка сдвигов в уровне физической подготовки является для курсантов и слушателейвысокой мотивациейк совершенствованию психических и моральных качеств. Своевременное, постоянное, объективное иаргументированноеподведение итоговкаждого учебнотренировочного занятияи оценка различных функциональных и психических качеств, вызывает у курсантов и слушателейстремление заработатьболее высокую оценкуна следующем занятии, это служит повышению ответственности и побуждает к активности. Оценка, полученная в результате успешного выполнения поставленных задач, подчеркивает высокий уровень общественной значимостиповедения каждого члена группы.
ВЫВОДЫВоспитание духовных и физических качеств курсантов и слушателей является одной из основных задач,решаемых в образовательных организациях МВД России. Высокий уровень их развития является гарантом профессионализма сотрудников ОВД. Одним из лучших способов воспитания психических и моральных качеств курсантов и слушателей, являются практические занятия по физической подготовке. Лишь во время их проведениявозможно воспроизводить такие условия,которые требуют от занимающихся мобилизации всего своего внутреннего потенциала. Подобные нагрузки оказывают плодотворное влияние на развитие требуемых качеств.Но,не смотря на всю силу педагогического воздействия физических упражнений, нерациональное их использование, идущее в разрез основных дидактических принципов воспитания, способно не только свести к нулю их воздействие, но и нанести серьезный ущерб психологическому и физическому здоровью занимающихся.Как и в основе любого успешного процесса, в основе физического воспитания лежат принципы постепенности, постоянства и адекватности педагогического воздействия. Для их реализации педагогическому работнику необходимо не только владетьдостаточным объемам знаний и умений, но и быть самому примером для подражания.Воспитательное воздействие должно быть разнообразным и индивидуальным, учитывающим все стороны подготовленности курсантов и слушателей, их готовности к выполнению поставленных задач.В основе процесса воспитательного воздействияфизической подготовкойдолжен лежать четкий план применения воспитательных инструментов, выработаны методики оперативной модернизации педагогического воздействия, если оно не способствует реализации выработанных концепций. В том случае,если воспитательная работа не приносит планируемого результата, должны быть применены соответствующие педагогические методы для ее исправления и направления в нужные русла. Для формирования объективного мнения о влиянии физической подготовки на воспитание внутренних качеств и потребностей, необходимо использовать соответствующие контрольные испытания и наблюдения.
Ссылки на источники1.Карданов А.К. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в условиях высокогорий // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28).2.Майдыков А.Ф. Проблемы подготовки кадров для действий в экстремальных условиях // Актуальные проблемы моральнопсихологической подготовки личного состава органов внутренних дел (по материалам научнопрактической конференции). М., 1992. С. 8283. 3.Машекуашева М.Х. Моральнопсихологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития : сб. трудов / под ред. В.В. Бейхер. Саратов, 2013. 208 с. 4.Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.5.АвдеевВ.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работниковОВДв экстремальных условиях. М., 1989. 80 с.6.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2000.7.Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкиной. Рязань, 1997.