Технические средства получения объективной оценки техники выполнения двигательных действий курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камнев Р. В., Изгаршева К. П. Технические средства получения объективной оценки техники выполнения двигательных действий курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 611–615. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86133.htm.
Аннотация. В представленной научной работе рассмотрены некоторые вопросы разработки специальных технических средств, позволяющих получать пространственно-временные показатели выполнения боевых приемов борьбы. Полученные данные выступают в качестве обратной связи между выполнением двигательного действия и его объективной оценкой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Изгаршева Ксения Петровна,курсант 5 «К» курса Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград

Научный руководитель –Камнев Роман Викторович,к.п.н., Старший преподаватель кафедры физической подготовки ВА МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru

Технические средства получения объективной оценки техники выполнения двигательных действий курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России

Аннотация.В представленной научной работе рассмотрены некоторые вопросы разработки специальных технических средств,позволяющих получать пространственновременные показатели выполнения боевых приемов борьбы. Полученные данные выступают в качестве обратной связи между выполнением двигательного действия и его объективной оценкой.Ключевые слова:технические средства, объективная оценка, выполнение боевых приемов борьбы, обратная связь, критерии оценки, рост результативности.

Политические, социальные и экономические процессы, происходящие в современном обществе, продолжают характеризоваться непростой социальной и криминогенной обстановкой. Преступность попрежнему остается фактором, который дестабилизирует общественное развитиеи создает угрозу социальноэкономическим и политическим реформам в нашем государстве. В обществе возрастают требования к методам предупреждения и борьбы с преступностью. Значительная роль в этом отводится правоохранительным органам, а значит, сотрудник полиции должен быть всестороннее профессионально развит, как с точки зрения теоретической, так и практической подготовки. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел обеспечивается многими факторами, значительное место среди которых занимает физическая подготовка. Она представлена в образовательных учреждениях МВД России как самостоятельная учебная дисциплина и является обязательным разделом гуманитарного компонента образования. Данная дисциплина формирует у курсантов и слушателей такие общечеловеческие ценности, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Вместе с тем физическая подготовка является разделом служебнобоевой подготовки и призвана формировать физическую и психическую готовность курсантов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, связанных с применением мер насильственного воздействия. Изучение боевых приемов борьбы является одним из ключевых разделов при изучении дисциплина «Физическая подготовка» в образовательных организациях системы МВД. Боевые приемы представляют собой специально организованные движения, представляющие единый двигательный акт, выработанный в практике единоборств, самозащиты, силового задержания противника, с учетом анатомии человека и биомеханики его движений [1].

Однако, применение боевых приемов борьбы должно ставить перед собой не только цель осуществить задержание или пресечь противоправное действие. Применение боевых приемов должно также соответствовать требованиям безопасности и гуманности, сохраняя при этомсвою эффективность. На сегодняшний день на занятиях по физической подготовке, курсанты и слушатели образовательных организации системы МВД России изучается несколько блоков практического материала, связанного с применением боевых приемов борьбы. Данный раздел направлен на овладение техникой и тактикой применения приемов самозащиты, задержания правонарушителей, формирование специальной физической, психологической и техникотактической подготовленности к противоборству с правонарушителем в реальных ситуациях. Как правило, освоение отдельного блока сопровождается контрольнопроверочными упражнениями в виде зачетов по дисциплине, которые проводятся в завершении текущего учебного семестра, а также в виде комплексного зачетного упражнения, являющегося итоговой формой контроля успеваемости слушателей. В настоящее время, учебная программа дисциплины «Физическая подготовка» интегрирована межпредметными связям с дисциплиной «Основы личной безопасности». В рамках освоения данной учебной дисциплины, происходит применение полученных знаний по физической подготовке в условиях, приближенных к реальной обстановке. Иными словами, курсанты осуществляют имитированное задержание условных правонарушителей (с применением практических навыков, полученных на занятиях по физической подготовке), проводят личный досмотр, а также отрабатывают навыки взаимодействия в «реальной обстановке», которая сопровождается различными «тактическими фонами». Отсутствие методов объективного контроля или представление их в единичном экземпляре отмечается многими научными исследователями [2,3]. Однако, несмотря на этом поиск эффективных методик в настоящее время все же продолжается. Современной методикой объективного контроля выполнения двигательных действий является методика экспертной оценки сформированности навыков самозащиты без оружия [4]. Данный метод подразумевает применение системы ответа по билетам в целях оценки качества усвоения навыков. Экспертная комиссия в строгом соответствии с критериями оценки выполнения боевых приемов борьбы, указанных в нормативных документах МВД. Допущенные ошибки при этом оцениваются по пятибальной шкале. Оценивая выполнение приема исходя из максимальной оценки, вычитают сумму штрафных баллов, полученных за допущенные ошибки. Экспертной комиссией, таким образом, оцениваются действия экзаменуемого. Следует отметить, что во всех современных методах оценки техники выполнения боевых приемов борьбы, прослеживается наличие субъективного фактора оценки, поскольку ведущая роль в оценивании действий обучающегося отводится профессорскопреподавательскому составу. Таким образом, на данном этапе исследования можно выдвинуть гипотезу о том, что применение достижений научнотехнического прогресса и использование технических средств позволит объективно оценивать правильность действий обучающихся, в частности при выполнении ими боевых приемов борьбы. Оценка техники выполнения приемов полученная в результате использования технических средств, является одним из способом повышения эффективности оценки обучающихся. Применение тренажеров позволяет не только закрепить имеющиеся практические навыки, но и оценить правильность их выполнения, исключая субъективный фактор восприятия.Иными словами, оценкавыполняемого действия проводится не преподавателем на основе его эмпирического восприятия, а техническим устройством, которое фиксирует последовательность осуществляемого действия. Проанализировав современные информационные технологии, применяемые в спорте [5], было выявлено, что уже сегодня существует методика применения электронных систем определения точности и силы удара в тхэквондо, которые стали, внедрятся в спорт, начиная с середины 90х годов XXвека. Также, были получены патенты на изобретения интерактивного тренажера с регулируемой нагрузкой для подготовки велосипедистов, патент устройства для тренировки боксеров и других единоборцев высокой квалификации, а также техническое устройство для тестирования подготовленности дзюдоистов на эффективностьзахвата [6].В нашем случае предлагается изготовление костюма, полностью закрывающего тело ассистента. Изготовление костюма предполагается из полиуретана, обеспечивающего не только безопасность, но и позволяющего ассистенту активно действовать. Поверхность костюма оснащается сенсорными датчиками, срабатывающими на удары и захваты выполняющего упражнения. Предполагается, нанесение датчиков на всю поверхность костюма, что обеспечивает более точную фиксацию наносимых ударов, исходя из анатомического строения тела человека. Наносимые сенсорные датчики индивидуализируются (им присваивается соответствующий номер для удобства последующей обработки (таб. №12, схема 12). Таблица 1Присвоение индивидуальных номеров сенсорным датчикам (спереди тела человека)

№Наименование зоны№Наименование зоны1Стопа25Локтевой край предплечья 2Нижняя треть голени 26Область локтевого сустава3Средняя треть голени27Передняя поверхность плеча4Верхняя треть голени28Внутренняя поверхность плеча 5Область коленного сустава29Задняя поверхность плеча6Надколенная чашечка30Область реберной дуги7Нижняя часть бедра31Боковая поверхность живота8Средняя часть бедра32Передняя поверхность живота9Верхняя часть бедра33Передняя поверхность бедра10Запястье34Наружная поверхность бедра11Нижняя часть предплечья35Внутренняя поверхность бедра 12Средняя часть предплечья36Передняя поверхность голени13Верхняя часть предплечья37Наружная поверхность голени14Локтевой сгиб38Внутренняя поверхность голени 15Нижняя треть плеча

16Средняя треть плеча

17Верхняя треть плеча

18Область плечевого сустава

19Область большой грудной мышцы

20Область грудины

21Ладонь

23Лучевой край предплечья

24Сгибательная поверхность предплечья

Таблица 2Присвоение индивидуальных номеров сенсорным датчикам (сзади тела человека)

№Наименование зоны№Наименование зоны39Наружная лодыжка 62Средняя треть плеча40Наружная поверхность голени63Нижняя треть плеча41Задняя поверхность голени64Область локтевого сустава42Внутренняя поверхность голени 65Верхняя треть предплечья43Задняя поверхность бедра66Средняя треть предплечья44Наружная поверхность бедра 67Нижняя треть предплечья 45Область крестца68Верхняя треть бедра46Область позвоночного столба69Средняя треть бедра47Поясничная область70Нижняя треть бедра48Подлопаточная область71Подколенная ямка49Лопаточная область72Верхняя треть голени50Внутренняя поверхность плеча73Средняя треть голени51Задняя поверхность плеча74Нижняя треть голени 52Наружная поверхность плеча

53Область локтевого сустава

54Локтевой край предплечья

55Разгибательная поверхность предплечья

56Лучевой край предплечья

57Межлопаточная область

58Задняя поверхность шеи

59Надлопаточная область

60Область плечевого сустава

61Верхняя треть плеча











Схема 1. Схема размещения сенсорныхдатчиков (вид спереди) с учетом анатомической структуры тела человека













Схема 2. Схема размещения сенсорных датчиков (вид сзади) с учетом анатомической структуры тела человекаСенсорные датчикипредставляют собой устройство, оснащенное координатной сеткой, по которой процессор осуществляет выяснение точки касания. Количество используемые активных элементов отражает точность устройства –чем больше активных элементов в системе, тем точнее осуществляется позиционирование в точки соприкосновения. Используемая резистивная сенсорная панель представляет собой многослойную структуру, состоящую из двух проводящих поверхностей, разделённых изолирующим составом, распределённым по всей площади активной области датчика. При касании наружного слоя, выполненного из тонкого прозрачного пластика, его внутренняя проводящая поверхность совмещается с проводящим слоем основной пластины (изготовленной из полиэстера), играющей роль каркаса конструкции, благодаря чему происходит изменение всей системы. Это изменение фиксируется микропроцессорным контроллером, передающим координаты точки касания управляющей программе. При чем, следует отметить, что палец или кулак может находиться на сенсоре любое время –внутренний транзистор изменит свое состояние только при последующем касании. Работу сенсора можно представить в виде следующей схемы, предложенной А. Михалевичем (Схема 3) [7]: На вышеприведенной схеме, Е1–непосредственно сенсор, который может находиться в двух состояниях –включено или выключено. Элементы Dl.1. D1.2 и времязадающая цепь VD1. R3. С2 обеспечивают формирование одиночного короткого импульса из пачки импульсов частоты 50 Гц. возникающих при касании сенсора Е1. Этот короткий импульс, поступая на вход "С" триггера D2, вызывает его переключение.











Схема 3. Принцип работы сенсорной системы А. Михалевича

Используемая система устойчива к воздействию грязи, пыли, жира и других жидкостей, что позволяет ее признать наиболее устойчивой для применения в данной системе. Однако, недостатком данной системой могут являться электромагнитные помехи, вызванные включением рядом мощной электроаппаратуры. Иными словами, срабатывая, сенсор посылает сигнал на трансмиттер, сигнал, откуда поступает на блок приемапередачи данных системы.Создаваемый виртуальный компьютерный тренажер(или блок приема –передачи данных) осуществляет обработку и фиксацию сигнала. То есть, виртуальный тренажер, на основании математической модели, создает компьютерную операционную сцену. Информация о событиях, произошедших с компьютерной операционной сценой на основании модели подается в блок регистрации событий, которая осуществляет регистрацию действий обучаемого. Из блока регистрации событий в ходе симуляции операции информация попадает в блок оперативной оценки значимости и правильности выполняемых действий, который обрабатывает заранее зарегистрированные события, применяя к ним форматизированные критерии значимости и правильности выполненных действий. Из блока оперативной оценки выполняемых действий совокупность оценок действий обучаемого по завершению моделирования операции попадает в блок итоговой оценки действий. Вышеописанные процессы можно изобразить в виде следующей схемы (Схема № 4):Таким образом, обрабатывая полученные сигнала блок оперативной оценки информации, ожидает получение воздействия на сенсоры в следующей последовательности

№ 10 –71 –64 –26 –47 –26 –18 (60). При сравнении полученной информации с заранее заложенной программой, описанной в таблице №4, блок итоговой оценки выставляет итоговую оценку события –«выполнено» либо «не выполнено» (при нарушении представленной последовательности). Подобным образом осуществляется выставление алгоритма для всего перечня изучаемых на занятиях боевых приемов.





Схема 4. Принцип работы виртуальной системы контроля выполнения боевых приемов борьбы

ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа последние годы существенно возросло влияние информационных технологий на процесс обучения –применение компьютерных методов тестирования как средство объективизации оценки уровня знаний активно применяется на всех видах занятий во многих образовательныхорганизаций (не только системы МВД), что является показателем актуальности проводимого исследования о роли информационнокоммуникационных технологий в образовании. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема необходимость повышения уровня объективизации при оценивании действий на занятиях по физической подготовке находится на актуальном уровне. Предлагаемое электронное устройство позволяет не только осуществлять объективный контроль за полученными теоретическими знаниями и практическими навыками курсантов и слушателей, но и, как предполагается, может служить в дальнейшем устройством для самостоятельного обучения и отработки имеющихся навыков.

Ссылки на источники1. Сафонов Д.Е. Формирование необходимых сотруднику базовых приемов борьбы // Психопедагогика в правоохранительных органах .2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieneobhodimyhsotrudnikubazovyhboevyhpriemovborby (дата обращения: 22.11.2015).2.Груздев Г.И. Интерактивные формы проведения занятий по физической подготовке как способ повышения эффективности личностнопрофессионального развития курсантов // URL: http: http://www.tsutmb.ru/interaktivnyieformyiprovedeniyazanyatij(дата обращения: 05 декабря 2015 г.)3.Самороковский А.Ф. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД России // Вестник ВИ МВД России. 2009. №4 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyevoprosyprepodavaniyadistsiplinyosnovylichnoybezopasnostisotrudnikovovdvobrazovatelnyhuchrezhdeniyahmvd (дата обращения: 12.12.2015).4.Троян Е.И. Экспертная оценка сформированности навыков самозащиты без оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №3 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnayaotsenkasformirovannostinavykovsamozaschitysoruzhiem (дата обращения: 12.12.2015).5.Бакулев С.Е., Таймазов В.В., Чистяков В.А., Павленко А.В., Симаков А.М. К вопросу о применении электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) // Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Выпуск №4 (98), 7 мая 2013 г. С.155160. 6.Югай К.В. Техническое устройство для тестирования силовой подготовленности дзюдоистов на эффективность захвата// Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2014. №2 (108) // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskoeustroystvodlyatestirovaniyasilovoypodgotovlennostidzyudoistovnaeffektivnostzahvata (дата обращения: 13.12.2015).7.URL: http://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=50269(дата обращения: 23.11.2015 г.)