Речевой акт комплимента в башкирской лингвокультуре
Выпуск:
ART 86159
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хурамшина
А.
Р. Речевой акт комплимента в башкирской лингвокультуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
736–740. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86159.htm.
Аннотация. Статья посвящена комплиментам, а именно тому, как повысить их эффективность и наиболее приятно преподнести человеку, их можно делать человеку любого пола и в любом возрасте, ведь каждому приятно слышать о себе что-то хорошее. Умение говорить честные и искренние комплименты поможет в социальной и личной жизни, а также в бизнесе. Также статья посвящена изучению комплиментов башкирского языка, их национальной специфики в башкирской языковой картине мира. Предлагаются речевые нормы и правила общения людей друг с другом. Подробно рассматриваются ситуации, в которых стоит избегать комплиментов, почему возникает агрессия, и даются комментарии к образу башкирки, выявляются особенности менталитета.
Текст статьи
Хурамшина Азалия Рафкатовна,
аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа kafedra_bmp@mail.ru
Речевойакткомплиментавбашкирскойлингвокультуре
Аннотация:Статья посвящена комплиментам, а именно тому, как повысить их эффективность и наиболее приятно преподнести человеку, их можно делать человеку любого пола и в любом возрасте, ведь каждому приятно слышать о себе чтото хорошее. Умение говорить честные и искренние комплименты поможет в социальной и личной жизни, а также в бизнесе. Также статья посвящена изучениюкомплиментовбашкирского языка, их национальнойспецификив башкирской языковой картине мира. Предлагаются речевые нормы и правила общения людей друг с другом.Подробно рассматриваются ситуации, в которых стоит избегать комплиментов, почему возникает агрессия и даются комментарии к образу башкирки, выявляются особенности менталитета.
Ключевые слова:речевой этикет, комплименты, башкирский язык, культура, менталитет, речевые нормы.
Насегодняшнийдень,когдачеловечествостоитнапорогеновыхоткрытий,возникаетнехваткаинепониманиемежличностныхвзаимоотношений.Нанашвзгляд,этоактуальнаяпроблема,изкоторойнеобходимонайтирешения.Однимизблагоприятныхисамыхэффективныхрешенийвданномвопросеявляетсяжанрречевогоэтикета–комплимент.Исследуя башкирскую лингвокультурологию следует обратить внимание на высказывание академика М.В. Зайнуллина: «Важнейшей проблемой современной теории языка является исследование проблемы «Язык, культура и общество». В 2007 году в Москве состоялась Международная конференция, посвященная данной проблеме. В своем приветственном письме конференции директор РАН Юрий Сергеевич Осипов подчеркнул, что сегодня, когда процесс глобализации достиг невиданных ранее масштабов, перед содружеством ученых гуманитариев как никогда остро стоит задача изучения оптимального соотношения национальных особенностей, культурных традиций и формирование более тесных связей между народами» [1].В Республике Башкортостан ведется огромная работа по разработке и внедрению в обучение лингвокультурологической концепции. Профессор Л.Г. Саяхова утверждает, что в триаде исходных понятий лингвокультурологической концепции обучения русскому языку: человек, язык, культура –центральное место занимает понятие человек. Человек является одновременно языковой и культуроносной личностью: язык и культура встречаются и взаимодействуют в человеке. Центральным, системообразующим понятием лингвокультурологической концепции обучения языкам является понятие «языковая личность», формирование которой провозглашается в качестве основной цели лингвокультурологической концепции обучения русскому языку [2].Одним из первых исследователей башкирской лингвокультурологии является профессор Л.Х. Самситова. Она вносит огромный вклад в развитие башкирской лингвокультурологии. В ее исследованиях отражены понятия «культурно окрашенная лексика», «национальнокультурная семантика», «национальнокультурный компонент», «национальный образмира». Также ею проведен опыт теоретического обоснования и разработки лингвокультурологической концепции обучения башкирскому языку, ее учебнометодическое обеспечение (учебники, словари, спецкурсы). Профессор Л.Х. Самситова полагает, что лингвокультурологическое направление, в основе которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка и культуры, является одним из перспективных направлений модернизации школьного курса башкирского языка как государственного и родного и других родных языков и методики их преподавания. Языковое образование нацелено на приобщение учащихся к национальной культуре через обучение родному языку, который играет важнейшую роль не только в формировании сознания растущего человека, но и его вживания в культуру. Обучение языку через культуру сегодня представляется составной частью предмета «башкирский язык», цель преподавания которого научить школьников пользоваться башкирским языком как средством общения, средством познания мира и себя в этом мире»[3].Исследованиекомплиментапроводилосьвразличныхаспектах:культурологическом[Васнева,1990],психологическом[Карнеги,1990;Шейнов,2004],лингводидактическом[Акишина,1986],лингвокультурном[Морозова,Двинянова,1999],коммуникативностилистическом[Шаталова,2009],спрагматическойстороны[Иссерс,1999].Комплимент является частью речевого этикета и обладает национальной и гендерной спецификой [4].Однакоработ,анализирующихспецификукомплиментавбашкирскойязыковойкартинемира,практическинет.Именнопоэтомуданноеисследованиеявляетсяактуальным.
Преждечемприступитькисследованиюспецификикомплиментабудетуместнозатронутьтемуособенностейменталитетабашкир.Главнойчертойбашкирскогоменталитетаявляетсяскромность.Онакакжизненнаяфилософияотразиласьвсущностисуществованиянарода–вустройствебыта,вотношенииктрудуикматериальнымблагам.Щедростьбашкирестьтакжеотражениеихсвободы,таккаконавключаетвсебяивластьнадвещами,способностьлегкоотдаватьих.Материальныеценностинеоченьпривлекалибашкир,ониникогдаоткрытонестремилиськростублагосостояния,квнешнимуспехам,поэтомуонисклонныбольшеразмышлятьнадфилософскимивопросамисвоегобытия.Ихмысльнаправленанасобственныйвнутренниймир,чемнамирвнешнихобъектов.Безмятежностьибеспечностьбашкира–этоформаничемнеомраченногосостояниядухаиничемнеограниченнойсвободы[5].При проведении исследования было установлено, что в башкирском общении частотна негативная реакция на комплимент. Негативная реакция может возникнуть у адресата как по вине говорящего, так и изза некоторых особенностей собственного характера, например, скромности, застенчивости. Одной из ошибок говорящего, которая является причиной негативной реакции, является употреблениекомплимента, содержащего иронию, насмешку, издевку:
–Ә һин матурайып киткәнһең, әллә теш ҡуйҙырҙыңмы?
–Аһаһ, бисура, мыҫҡыл иткән була! Негативную реакцию может вызвать икомплимент, содержащий отрицательное сравнение:–Үҙең тәпәшәк бәндә булһаңда, оҫта бейейһең!
Неуверенность адресата в искренности говорящеготакже служит причиной неадекватной реакции на комплимент:–Һеҙҙең күлдәгегеҙ бөтә күлдәктәрҙән дә матурырыҡ... Бик ныҡ килешә!–Юҡ, алдашмағыҙ!..Был осһоҙ күлдәк,нисек инде ул иң матур булһын.Адресат может начать оспаривать комплимент, руководствуясь представлением оскромности. Следующей причиной являетсянеуместность комплимента в конкретной ситуации.И, наконец,антипатия адресата к говорящемутакже ведет к негативной реакции.Пришли к выводу, чтоговорящий может снизить вероятность негативной реакции адресата на комплимент, избегая употребления чересчур явных комплиментов, комплиментов, содержащих иронию, насмешку,издевку, отрицательное сравнение.Исследуя специфику речевого акта комплимента, следует обратиться к любовной лирике, поскольку именно это чувство порождает похвалу.Как правило адресатом многочисленных комплиментов в башкирском языке является представительница прекрасного пола, реже –мужчины. Адресантом же является мужчина. Мы пришли к выводу, что центральной фигурой для комплиментов является женщина. Особенно важно рассмотреть менталитет башкирок, для того чтобы понять суть высказанных комплиментов. Наиболее полно национальный образ женщин башкир раскрывает З.Н. Рахматуллина в своем диссертационном исследовании: «Башкирская женщина пользовалась большой свободой, хотя бытует устоявшееся представление о приниженном положении всех женщин Востока. В массе своей браки башкир были моногамными, и именно в таких семьях отношения между полами строилисьна равноправии и на равных обязательствах.Башкирка –это девушкаджигит, амазонка степей, которая скакала на лошади и стреляла из лука не хуже любого мужчины. Она самостоятельна в суждениях и поступках, в некоторой степени эмансипирована. Башкирка была другом и помощницей в суровой жизни кочевникаскотовода, ни перед кем не закрывала лица, нередко сама являлась инициатором развода, более половины башкирок дореволюционного времени знали грамоту. Пожилая женщина пользовалась всеобщим уважением, во многих случаях ее голос был решающим» [5].Следуя, вышеуказанным выводамотчетливо представляем женщину сильную, поэтому следующий комплимент, выраженный качественными прилагательными«ҡара», «зифа», подчеркивает статность и мужественность женщины, а тавтология «ҡашың ҡара, ҡашың ҡара»усиливает эмоциональную экспрессию говорящего:Ҡашыңҡара, ҡашың ҡара, Ҡашыңакүҙ теймәһен.Ҡашыңҡара, буйың зифа–Һинекемдәр һөймәһен[6].Главной особенностью комплиментов в башкирской лингвокультуре является в употреблении уникальных сравнений, сравнительных обротов, к примеру следующий поэтический комплимент уподобляет девушку с ангелом«фәрештәнән яралған»:
Ҡашыңҡара ҡаралған,Һөрмәләретаралған.Һинеңкеүек булһа булыр,Фәрештәнән яралған[6].Для мужчин в башкирской культуре женщина являлась не только объектом любви, но и в то же время товарищем, другом, опорой, поскольку следуя вышеприведенному мнению, у башкирок очень развито чувство справедливости, из которого вытекает прямолинейность характера, резкое разграничение правды и неправды. Вообще, картина мира поделена только на две части: добро и зло, где не существует промежуточных оттенков. Все их душевные черты возводятся до абсолютного предела, башкиры умеют любить и умеют ненавидеть, поэтому они редко прощают друг другу неудачную шутку или остроты в свой адрес, тем более измену и предательство. Следующий пример отчетливо выражает уважительное отношение мужчины к девушке: Ҡояшнурына оҡшағанҺиндуҫымдың керпеге.Мең матурға алмаштырмамКерпегеңдең бөртөгөн[6].Наиболееярко встречаются в башкирском языке комплименты, выраженные риторическим вопросом, которые подчеркивают несравненную красоту башкирочки:Ҡулъяулығыңал икән,Ялъяпҡысың һары икән.Һинеңкеүек зифа буйлыБыл донъяла бар микән?[6]Таким образом, специфика речевого акта комплимента заключается в ментальном наполнении, употреблении авторских сравнений, а также мы выяснили, что стиль мышления и поведения современного башкира мало отличается от манер его предков. Он так же свободолюбив, гостеприимен, щедр, храбр и искренен, хотя прагматичная цивилизация внесла ощутимые изменения в этнические традиции в сфере социальных отношений.
Ссылки на источники1.Зайнуллин М.В. Актуальные проблемы современной башкирской лингвистической науки. Проблемы востоковедения. № 1 (43). 2009. –С. 131 –135.2.Саяхова Л.Г. Методология и методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка. Монография. –Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. –С. 100.3.Самситова Л.Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. –Уфа, 2010. –С.4.4.Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. –Воронеж, 2002. –С. 60.5.Рахматуллина З.Н. Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа // дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. –Уфа, 2001. –С. 82, 86.6.Башкирское народное творчество. Книга вторая. –Уфа: Кн. Издво Башкортостан, 1977. –294 с.
аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа kafedra_bmp@mail.ru
Речевойакткомплиментавбашкирскойлингвокультуре
Аннотация:Статья посвящена комплиментам, а именно тому, как повысить их эффективность и наиболее приятно преподнести человеку, их можно делать человеку любого пола и в любом возрасте, ведь каждому приятно слышать о себе чтото хорошее. Умение говорить честные и искренние комплименты поможет в социальной и личной жизни, а также в бизнесе. Также статья посвящена изучениюкомплиментовбашкирского языка, их национальнойспецификив башкирской языковой картине мира. Предлагаются речевые нормы и правила общения людей друг с другом.Подробно рассматриваются ситуации, в которых стоит избегать комплиментов, почему возникает агрессия и даются комментарии к образу башкирки, выявляются особенности менталитета.
Ключевые слова:речевой этикет, комплименты, башкирский язык, культура, менталитет, речевые нормы.
Насегодняшнийдень,когдачеловечествостоитнапорогеновыхоткрытий,возникаетнехваткаинепониманиемежличностныхвзаимоотношений.Нанашвзгляд,этоактуальнаяпроблема,изкоторойнеобходимонайтирешения.Однимизблагоприятныхисамыхэффективныхрешенийвданномвопросеявляетсяжанрречевогоэтикета–комплимент.Исследуя башкирскую лингвокультурологию следует обратить внимание на высказывание академика М.В. Зайнуллина: «Важнейшей проблемой современной теории языка является исследование проблемы «Язык, культура и общество». В 2007 году в Москве состоялась Международная конференция, посвященная данной проблеме. В своем приветственном письме конференции директор РАН Юрий Сергеевич Осипов подчеркнул, что сегодня, когда процесс глобализации достиг невиданных ранее масштабов, перед содружеством ученых гуманитариев как никогда остро стоит задача изучения оптимального соотношения национальных особенностей, культурных традиций и формирование более тесных связей между народами» [1].В Республике Башкортостан ведется огромная работа по разработке и внедрению в обучение лингвокультурологической концепции. Профессор Л.Г. Саяхова утверждает, что в триаде исходных понятий лингвокультурологической концепции обучения русскому языку: человек, язык, культура –центральное место занимает понятие человек. Человек является одновременно языковой и культуроносной личностью: язык и культура встречаются и взаимодействуют в человеке. Центральным, системообразующим понятием лингвокультурологической концепции обучения языкам является понятие «языковая личность», формирование которой провозглашается в качестве основной цели лингвокультурологической концепции обучения русскому языку [2].Одним из первых исследователей башкирской лингвокультурологии является профессор Л.Х. Самситова. Она вносит огромный вклад в развитие башкирской лингвокультурологии. В ее исследованиях отражены понятия «культурно окрашенная лексика», «национальнокультурная семантика», «национальнокультурный компонент», «национальный образмира». Также ею проведен опыт теоретического обоснования и разработки лингвокультурологической концепции обучения башкирскому языку, ее учебнометодическое обеспечение (учебники, словари, спецкурсы). Профессор Л.Х. Самситова полагает, что лингвокультурологическое направление, в основе которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка и культуры, является одним из перспективных направлений модернизации школьного курса башкирского языка как государственного и родного и других родных языков и методики их преподавания. Языковое образование нацелено на приобщение учащихся к национальной культуре через обучение родному языку, который играет важнейшую роль не только в формировании сознания растущего человека, но и его вживания в культуру. Обучение языку через культуру сегодня представляется составной частью предмета «башкирский язык», цель преподавания которого научить школьников пользоваться башкирским языком как средством общения, средством познания мира и себя в этом мире»[3].Исследованиекомплиментапроводилосьвразличныхаспектах:культурологическом[Васнева,1990],психологическом[Карнеги,1990;Шейнов,2004],лингводидактическом[Акишина,1986],лингвокультурном[Морозова,Двинянова,1999],коммуникативностилистическом[Шаталова,2009],спрагматическойстороны[Иссерс,1999].Комплимент является частью речевого этикета и обладает национальной и гендерной спецификой [4].Однакоработ,анализирующихспецификукомплиментавбашкирскойязыковойкартинемира,практическинет.Именнопоэтомуданноеисследованиеявляетсяактуальным.
Преждечемприступитькисследованиюспецификикомплиментабудетуместнозатронутьтемуособенностейменталитетабашкир.Главнойчертойбашкирскогоменталитетаявляетсяскромность.Онакакжизненнаяфилософияотразиласьвсущностисуществованиянарода–вустройствебыта,вотношенииктрудуикматериальнымблагам.Щедростьбашкирестьтакжеотражениеихсвободы,таккаконавключаетвсебяивластьнадвещами,способностьлегкоотдаватьих.Материальныеценностинеоченьпривлекалибашкир,ониникогдаоткрытонестремилиськростублагосостояния,квнешнимуспехам,поэтомуонисклонныбольшеразмышлятьнадфилософскимивопросамисвоегобытия.Ихмысльнаправленанасобственныйвнутренниймир,чемнамирвнешнихобъектов.Безмятежностьибеспечностьбашкира–этоформаничемнеомраченногосостояниядухаиничемнеограниченнойсвободы[5].При проведении исследования было установлено, что в башкирском общении частотна негативная реакция на комплимент. Негативная реакция может возникнуть у адресата как по вине говорящего, так и изза некоторых особенностей собственного характера, например, скромности, застенчивости. Одной из ошибок говорящего, которая является причиной негативной реакции, является употреблениекомплимента, содержащего иронию, насмешку, издевку:
–Ә һин матурайып киткәнһең, әллә теш ҡуйҙырҙыңмы?
–Аһаһ, бисура, мыҫҡыл иткән була! Негативную реакцию может вызвать икомплимент, содержащий отрицательное сравнение:–Үҙең тәпәшәк бәндә булһаңда, оҫта бейейһең!
Неуверенность адресата в искренности говорящеготакже служит причиной неадекватной реакции на комплимент:–Һеҙҙең күлдәгегеҙ бөтә күлдәктәрҙән дә матурырыҡ... Бик ныҡ килешә!–Юҡ, алдашмағыҙ!..Был осһоҙ күлдәк,нисек инде ул иң матур булһын.Адресат может начать оспаривать комплимент, руководствуясь представлением оскромности. Следующей причиной являетсянеуместность комплимента в конкретной ситуации.И, наконец,антипатия адресата к говорящемутакже ведет к негативной реакции.Пришли к выводу, чтоговорящий может снизить вероятность негативной реакции адресата на комплимент, избегая употребления чересчур явных комплиментов, комплиментов, содержащих иронию, насмешку,издевку, отрицательное сравнение.Исследуя специфику речевого акта комплимента, следует обратиться к любовной лирике, поскольку именно это чувство порождает похвалу.Как правило адресатом многочисленных комплиментов в башкирском языке является представительница прекрасного пола, реже –мужчины. Адресантом же является мужчина. Мы пришли к выводу, что центральной фигурой для комплиментов является женщина. Особенно важно рассмотреть менталитет башкирок, для того чтобы понять суть высказанных комплиментов. Наиболее полно национальный образ женщин башкир раскрывает З.Н. Рахматуллина в своем диссертационном исследовании: «Башкирская женщина пользовалась большой свободой, хотя бытует устоявшееся представление о приниженном положении всех женщин Востока. В массе своей браки башкир были моногамными, и именно в таких семьях отношения между полами строилисьна равноправии и на равных обязательствах.Башкирка –это девушкаджигит, амазонка степей, которая скакала на лошади и стреляла из лука не хуже любого мужчины. Она самостоятельна в суждениях и поступках, в некоторой степени эмансипирована. Башкирка была другом и помощницей в суровой жизни кочевникаскотовода, ни перед кем не закрывала лица, нередко сама являлась инициатором развода, более половины башкирок дореволюционного времени знали грамоту. Пожилая женщина пользовалась всеобщим уважением, во многих случаях ее голос был решающим» [5].Следуя, вышеуказанным выводамотчетливо представляем женщину сильную, поэтому следующий комплимент, выраженный качественными прилагательными«ҡара», «зифа», подчеркивает статность и мужественность женщины, а тавтология «ҡашың ҡара, ҡашың ҡара»усиливает эмоциональную экспрессию говорящего:Ҡашыңҡара, ҡашың ҡара, Ҡашыңакүҙ теймәһен.Ҡашыңҡара, буйың зифа–Һинекемдәр һөймәһен[6].Главной особенностью комплиментов в башкирской лингвокультуре является в употреблении уникальных сравнений, сравнительных обротов, к примеру следующий поэтический комплимент уподобляет девушку с ангелом«фәрештәнән яралған»:
Ҡашыңҡара ҡаралған,Һөрмәләретаралған.Һинеңкеүек булһа булыр,Фәрештәнән яралған[6].Для мужчин в башкирской культуре женщина являлась не только объектом любви, но и в то же время товарищем, другом, опорой, поскольку следуя вышеприведенному мнению, у башкирок очень развито чувство справедливости, из которого вытекает прямолинейность характера, резкое разграничение правды и неправды. Вообще, картина мира поделена только на две части: добро и зло, где не существует промежуточных оттенков. Все их душевные черты возводятся до абсолютного предела, башкиры умеют любить и умеют ненавидеть, поэтому они редко прощают друг другу неудачную шутку или остроты в свой адрес, тем более измену и предательство. Следующий пример отчетливо выражает уважительное отношение мужчины к девушке: Ҡояшнурына оҡшағанҺиндуҫымдың керпеге.Мең матурға алмаштырмамКерпегеңдең бөртөгөн[6].Наиболееярко встречаются в башкирском языке комплименты, выраженные риторическим вопросом, которые подчеркивают несравненную красоту башкирочки:Ҡулъяулығыңал икән,Ялъяпҡысың һары икән.Һинеңкеүек зифа буйлыБыл донъяла бар микән?[6]Таким образом, специфика речевого акта комплимента заключается в ментальном наполнении, употреблении авторских сравнений, а также мы выяснили, что стиль мышления и поведения современного башкира мало отличается от манер его предков. Он так же свободолюбив, гостеприимен, щедр, храбр и искренен, хотя прагматичная цивилизация внесла ощутимые изменения в этнические традиции в сфере социальных отношений.
Ссылки на источники1.Зайнуллин М.В. Актуальные проблемы современной башкирской лингвистической науки. Проблемы востоковедения. № 1 (43). 2009. –С. 131 –135.2.Саяхова Л.Г. Методология и методическая система формирования лингвокультурологической компетенции тюркоязычных учащихся на уроках русского языка. Монография. –Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. –С. 100.3.Самситова Л.Х. Лингвокультурологическая концепция обучения башкирскому языку и родным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. –Уфа, 2010. –С.4.4.Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. –Воронеж, 2002. –С. 60.5.Рахматуллина З.Н. Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа // дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. –Уфа, 2001. –С. 82, 86.6.Башкирское народное творчество. Книга вторая. –Уфа: Кн. Издво Башкортостан, 1977. –294 с.