Развитие Северо-Кавказского региона на современном этапе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корохова И. В. Развитие Северо-Кавказского региона на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 751–755. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86162.htm.
Аннотация. Федеральный округ Российской Федерации расположен на юге в центральном и восточном регионах Северного Кавказа. Для развития данного округа была создана стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского округа, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2010 году. На сегодняшний день, проанализировав количественные и качественные показатели, можно сделать вывод о том, что развитие идет в соответствии со стратегией, но не в полную силу, так как количество преобладает над качеством.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корохова Инна Валерьевна,студентка, Ставропольский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»InnaKV24@yandex.ru

Развитие СевероКавказского региона на современном этапе

Аннотация.Федеральный округ Российской Федерации расположен на юге в центральном и восточном регионах Северного Кавказа. Для развития данного округа была создана и утверждена стратегия социальноэкономического развития СевероКавказского округа, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2010 году. На сегодняшний день, проанализировав количественные и качественные показатели, можно сделать вывод о том, что развитие идет в соответствие со стратегией, но не в полную силу, так как количество преобладает над качеством.Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, экономика округа, качественные и количественные показатели.

Стратегия социальноэкономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года (далее –Стратегия)[1], утверждена распоряжением Правительства Российской Федерациии определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях КабардиноБалкарской Республики, КарачаевоЧеркесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная ОсетияАлания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав СевероКавказского федерального округа.Стратегия направлена на реализацию естественных преимуществ СевероКавказского федерального округа, повышение инвестиционной привлекательности, укрепление экономической и социальнополитической стабильности, развитие туристскорекреационного комплекса.Главной целью Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа (далее –СКФО), создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения.Стратегией определены приоритеты развития экономики округа, в том числе:

создание условий для эффективного социальноэкономического развития СКФО;

стимулирование инвестиционной привлекательности и активности;

развитие агропромышленного комплекса и промышленности;

развитие туризма;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитие водохозяйственного комплекса;

развитие здравоохранения и социальной защиты населения;

развитие образования и науки;

обеспечениезанятости и трудовой миграциинаселения;

развитие жилищнокоммунальнойсфере;

развитие физической культуры и спорта;

развитие культуры;

укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействия этнокультурному развитию народов.Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В.В. Путиным. Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. Это самый маленький федеральный округРоссии и единственный, в котором этнические русские составляют меньшинство населения по сравнению со всеми остальными национальностями вместе взятыми. Территория СКФО, составляющая около 170,4 тыс. км2, включает в себя 7 субъектов Российской Федерации:

№ п/пСубъект1Республика Дагестан2Республика Ингушетия3КабардиноБалкарская Республика4КарачаевоЧеркесская Республика5Республика Северная Осетия –Алания6Чеченская Республика7Ставропольский край

Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. СевероКавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторнокурортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку СевероКавказский федеральный округ попрежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социальнополитической обстановки[2].Проект по созданию горнолыжного курорта мирового класса на 25 тыс.человек в поселке Архыз реализует ЗАО Группа Синара (г.Екатеринбург) совместно с Правительством КарачаевоЧеркесской Республики[3].Реализация первого этапа создания всесезонного горного курорта«Архыз» в КарачаевоЧеркесской Республике: строительство в поселке «Романтик» горнолыжной и инженерной инфраструктуры (7 трасс различного уровня сложности общей протяженностью 13,5 км, канатные подъемники и ленточные транспортеры), а также 8 гостиниц на 1148 мест[4].Дальнейшее развитие курорта предполагает строительство 270 км горнолыжных трасс с 69 подъемниками, гостиничнокоттеджных поселков на 25 тыс.мест, медицинских и оздоровительных центров, спортивных сооружений, детских парков.Численность населения по данным Росстата в2015году составила 9659,044 тыс. человек (около 7,8 % от численности населения Российской Федерации)[5]. Промышленность СКФО представлена добывающей и обрабатывающей отраслями, обеспечивающими существенный вклад в решение проблем занятости населения и увеличения налоговых доходов субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО. Ситуация, сложившаяся в сфере образования в СКФО, отстает от среднего уровня по России. Уровень развития образовательного комплекса в СКФО в целом остается низким. По обеспеченности детей местами в детских дошкольных учреждениях округ занимает последнее место среди прочих округов Российской Федерации. Более одной трети общей численности населения СКФО составляет молодежь детородного возраста. Отсутствие возможности обеспечить детей детскими дошкольными учреждениями, в свою очередь, обуславливает негативные процессы в области трудоустройства.В Республиках Дагестан, Ингушетия и Чеченской Республике 17,5тыс.учащихся обучаются в третью смену. Стратегическая задача государства обеспечить населению качественное образование, перспективным молодым ученым возможность научной самореализации, но, главное, государство должно стимулировать стремление к творчеству и инновационным открытиям. Построение обществас высоким уровнем знанийв нашей стране невозможно без повышения доступности высшего образования. Коммерциализация высшего образования резко сократила возможности молодых людей из малоимущих слоев получить высшее образование, либо оставила им не лучшую альтернативу, поступить в непрестижный вуз, выучиться не на ту профессию, о которой мечталось. На сегодняшний деньв РФ в государственных вузах 54% студентов учатся на платной основе и 46% за счет бюджетных средств, в то время как, например, в Германии за счет бюджета учатся около 90% студентов. В регионе запланировано увеличение объема налоговых и неналоговых доходов в 1,8 раз (246,6 млрд.руб.)[6].Агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, является важнейшим сектором экономики СКФО.Производственный потенциал преимущественно представлен производством нефтепродуктов, химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью, производством стройматериалови пищевой отраслью.Запасы углеводородов СКФО характеризуются высокой степенью выработки.Почти весь объем балансовых запасов природного газа сосредоточен на месторождениях в Республике Дагестан, Чеченской Республикеи Ставропольском крае.Наибольшими возможностями для увеличения добычи топливноэнергетических ресурсов обладают Ставропольский край и Республика Дагестан. Кроме того, перспективными для разработки являются месторождения шельфа Каспийского моря. Нефтепереработка в СКФО представлена нефтеперерабатывающими заводами в РеспубликеДагестан и Республике Ингушетия.Структура экономики СКФО постепенно изменяется в процессе реализации Стратегии. В 2013 году доля, приходящаяся на транспорт и связь сократилась на 0,4%, нерыночного сектора экономики на 0,2%, а также торговли на 0,2%. Увеличилась доля в структуре ВРП сельского хозяйства на 0,3%, строительства –на 0,7%. Таблица 4 Доли различных секторов экономики в структуре ВРП в 2013 г.

по сравнению с 2012 г., %.

Сектор экономики СКФО2013год2012годИзменение доли ВРП 2013 года к 2012 годуПромышленность14,014,00Сельское хозяйство, рыболовство14,814,5+0,3Торговля21,822,00,2Строительство13,012,3+0,7Транспорт и связь8,38,70,4Коммерческие услуги, деятельность в сфере финансов, недвижимости, сервиса и туризма7,17,30,2Нерыночные услуги, в том числе:20,921,10,2Гос. управление и безопасность9,39,1+0,2Образование5,15,40,3Здравоохранение5,45,50,1Прочие услуги1,11,10

Наибольший приростпроизводства в 2013 году отмечен в Республике Дагестан на 37,5% в сравнении с 2012 годом, Республике Северная Осетия –Алания –на 24,6%, Республике Ингушетия –на 13,4%. Понижение индекса производства в 2013 году зафиксировано в 3 субъектах СКФО: в Чеченской Республике на 8%, в КабардиноБалкарской Республике на 6,1% и в КарачаевоЧеркесской Республике на 2,6%.

Рисунок 2 –Прирост производства в 2013 годуВ 2012 году доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, по данным Росстата составили 331838,2млн. рублей, расходы –338355,1 млн. рублей.Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов данных субъектов Российской Федерации превышает 50 процентов, за исключением Ставропольского края (33,8%). При этом в Чеченской Республике и Республике Ингушетия указанная доля достигает 85 и 86 процентов соответственно. В целом в СКФО доля безвозмездных поступлений в структуре доходов составляет 64 процента. В целом субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО, остаются дотационными. Таблица 1 Характеристика распределения дотацийСКФО в 2013 году по данным Росстата[5]

Наименование субъекта2011 год2012 год2013 год2014 годДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеРеспублика Дагестан0,2430,6450,2210,5760,2080,5540,2640,633Республика Ингушетия0,1290,6310,1540,7000,1400,5950,1690,603КабардиноБалкарская Республика0,4210,6660,3620,6000,3300,5710,4120,651КарачаевоЧеркесская Республика0,3390,6560,2760,5800,2680,5640,3330,645Республика Северная Осетия Алания0,3630,6590,3180,5950,2890,5670,3640,648Чеченская Республика0,2630,6470,2440,5890,2170,5580,2550,623Ставропольский край0,5680,6830,5300,6300,4950,5990,6070,695

В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестицийв субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО.Наибольшая доля инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) в 2012 году в СКФО приходилась на транспорт и связь, государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг. Общий объем инвестиций по итогам 2013 года в СКФО (по оперативным данным) увеличен на 1,4% по сравнениюс 2012 годом. Наибольший рост инвестиций в 2013 году отмечается в 3 субъектах СКФО: Республика Ингушетия (33,2%), Республика Северная Осетия –Алания (27,4%), Республика Дагестан (9,3%). Существенное снижение зафиксировано в Чеченской Республике (35,3%). Таблица 2 Общий объем инвестиций в регионах СКФО за 2013 год (по оперативным данным)



Общий объем инвестиций,млн. руб.в% к аналогичному периоду 2014 г.СКФО414361,6101,4Республика Дагестан178314,3109,3Республика Ингушетия13138,2133,2КабардиноБалкарская Республика22062,780,8КарачаевоЧеркесская Республика18797,2100,7Республика Северная Осетия –Алания28790,3127,4Чеченская Республика28953,864,7Ставропольский край124305,1101,5

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2014 году в СКФО составляла 4485 тыс. человек (47% от общей численности населения округа). По сравнению с 2011 годом увеличение численности составило 1,2%. Наибольшая доля экономически активного населения отмечается в Республике Дагестан и Ставропольском крае[5]. Среди других федеральных округов СКФО по уровню безработицызанимает первое место. По данным Росстата в 2015году по Российской Федерации уровень безработицы составлял 5,8%, в СКФО –13,1%.Наибольшая доля безработных в СКФО приходится на возрастную группу от 20 до 29 лет и составляет 44,9% от общего числа безработных в округе[5]. Крайне неблагополучной является ситуация на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО. Самый высокий уровень безработицы отмечен в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия.Одним из основных механизмов реализации Стратегии являются федеральные целевые программы. В 2013 году на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, реализовывалось 23федеральные целевые программы. На реализацию мероприятий в рамках данных программ в 2013 году за счет федерального бюджета направлено 38,563млрд. рублей, за счет бюджета субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, –4, 934 млрд. рублей. Из внебюджетных источников на мероприятия программы объем инвестиций составил 4,207 млрд. рублей.

Рис.3.Доля отдельных ФЦП в общей сумме профинансированных расходов

в 2013 году.

Программа «Юг России» для субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, является одной из основных федеральных программ, мероприятия которой носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию объектов капитального строительства с обновлением основных фондов, так и строительство новых[7]. Проведенный мониторинг итогов реализации федеральной целевой программы «Юг России» (далее –ФЦП «Юг России») показывает, что именно эта программа оказала наибольшее влияние на создание условий для сбалансированного социальноэкономического развития округа, стимулирования инвестиционного спроса. За период реализации ФЦП «Юг России» с 2013 по 2014 годы объем финансирования мероприятий программы в субъектах СКФО составил 50,534млрд. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета –42,561млрд. рублей;

за счет средств бюджета субъектов –8 млрд. рублей.Из порядка 170 строек и объектов, предусмотренных на весь период реализации программы на территории округа, введены в эксплуатацию 109объектов. ФЦП «Юг России» реализуется в2этапа с общим объемом финансирования 189,118 млрд. рублей, в том числефедеральный бюджет –171, 925 млрд. рублей, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО –17,193млрд.рублей. Общий объем финансирования I этапа –33,726 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета –30, 659 млрд. рублей, консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО –3,066млрд. рублей.На I этапе (2014 –2016 годы) с горизонтом планирования 3 года –по 2016 год будет вестись строительство:

57 школ на общую сумму 15,2 млрд. рублей, что позволит сократить количество обучающихся в третью смену в общеобразовательных учреждениях в Дагестанской, Ингушской, Чеченской республиках;

14 объектов здравоохранения на общую сумму 6,7 млрд. рублей, что позволит повысить качество и доступность медицинской помощи для населения;

20 объектов инженерных сооруженийна общую сумму 6,836млрд.рублей, направленных на развитие экономики, жизнеобеспечения населения и дальнейшее развитие туристскорекреационных преимуществ округа.

Рис.4. Объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию на I этапе реализации ФЦП «Юг России»[4]

С 2016 года запланировано создание инновационного медицинского кластера на территории агломерации–Кавказские Минеральные Воды с объемом финансирования 5 млрд. рублей.На II этапе запланировано финансирование в сумме 155,392 млрд. рублей, в связи с чем, сегодня необходимо на местах провести серьезную работу по наполнению мероприятий II этапа реализации Программы конкретными объектами, начиная с 2017 года. По федеральной целевой программе «Жилище» на 20112015 годы осуществлялось «Строительство комплекса общежитий на территории СевКавГТУ по проспекту Кулакова, 2 в 527 квартале г. Ставрополя ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» за счет средств федерального бюджета, которые составили в 2013 году –86 000,0 тыс. рублей.Кроме того, реализуются программы, направленные на социальноэкономическое развитие регионов, входящих в состав СКФО, так например, на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально –экономическое развитие Республики Ингушетия на 20102016 годы» с 2010 по 2013 годы было предусмотрено направить 13,111 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 11,826 млрд. рублей, за счет средств бюджета субъекта 1,325 млрд. рублей[8]. За период реализации мероприятий программы поступило 9,878млрд.рублей, в том числе 8,441млрд.рублей –в федеральный бюджет и 1,436 млрд. рублей –в бюджет субъекта. В 2013 году на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальноэкономическоеразвитие Республики Ингушетия на 20102016 годы» объем финансирования составил 4,357 млрд. рублей (88% от предусмотренных лимитов финансирования), в том числе из федерального бюджета 3,942 млрд. рублей (87,6%), из республиканского бюджета 0,416млрд.рублей (92,6%)[9]. На территории СКФО реализуются 9 проектов с привлечением средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общая стоимость данных инвестиционных проектов составляет 40,8 млрд. рублей, в том числе объем средств Инвестиционного фонда Российской Федерации –7,0 млрд. рублей (17% от общей стоимости проектов), объем средств из бюджетов субъектов Российской Федерации –0,997 млрд. рублей. Средства инвесторов составляют 32,8 млрд. рублей.В настоящее время активно ведется работа по развитию туристскорекреационного комплекса «Архыз. Построены и введены в эксплуатацию канатная дорога, 7 км горнолыжных трасс, 2гостиничных комплекса[4].Одним из ключевых проектов в инвестиционнотуристическом портфеле СевероКавказского региона –особо охраняемый экологокурортный регион Кавказских Минеральных Вод(далее Кавминвод). Одновременно с сохранением лечебного потенциала Кавминвод остро стоит вопрос о развитии этого региона, как современной здравницы, соответствующей мировым стандартам[6]. Открытое акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказа» было создано в 2010 году, как один из инструментов реализации I этапа Стратегии.Стратегией предусмотрено три сценария развития СКФО: инерционный, базовый, оптимальный, каждому из которых соответствовал набор из 20целевых показателей. Снижение показателя безработицы также соответствует оптимальному сценарию Стратегии социальноэкономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года: согласно Стратегии, уровень официальной безработицы к 2025 году должен снизиться с 16% до 5%. Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2014года составила 222,7 тыс. чел., или 79,8% от уровня аналогичного периода прошлого года. Во всех субъектах СКФО, за исключением Ставропольского края, уровень безработицы превышает средний по России. В то же время, в 20122013 гг. значительно сократилась безработица в Чеченской Республике (в том числе количество зарегистрированных безработных на 48,5 тыс. чел.) и Республике Ингушетия (втом числе количество зарегистрированных безработных на 16,7 тыс. чел.). Востальных субъектах количество зарегистрированных безработных также снизилось (за исключением Республики Северная Осетия –Алания).В целом по СКФО в январе 2015 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника составила 18906 рублей, что составляет 65,0% от среднего российского показателя 29083 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года рост зарплаты составил 16,5%, что выше среднего российского показателя 12,8%. Таблица 4Величина прожиточного минимума по СКФО на 2015 год

№/пСубъектРазмер (руб.)1Республика Дагестан7 770,002Республика Ингушетия7609,003КабардиноБалкарская Республика7791,004КарачаевоЧеркесская Республика7825,005Республика Северная Осетия –Алания7739,006Чеченская Республика7471,007Ставропольский край7603,00

В действующем законодательстве, касающегося медицинской деятельности, имеют место не только существенные недостатки, но и пробелы. Так, Конституция РФ, обозначая системы здравоохранения, прямо не указывает на существование единой системы здравоохранения в РФ, составными частями которой должны являться государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Непризнание конституционности существования единой системы здравоохранения означает, что при отсутствии соответствующего правового регулирования в СевероКавказском федеральном округе отсутствует прямая конституционная обязанность сохранять и развивать на своих территориях соответствующую систему здравоохранения как единое целое.Обязанность государства в обеспечении социального равенства в реализации права на охрану здоровья для всех граждан РФ предполагает наличие организационного единства и системности в осуществлении профилактики заболеваний и их лечения. Данная цель может быть эффективна лишь при создании законодательной базы, направленной на формирование системы здравоохранения в Российской Федерации, обладающей единством и состоящей из трех упорядоченных уровней (подсистем):

подсистемы федерального уровня;

подсистемы уровня субъекта РФ;

подсистемы уровня муниципального образованияПри этом на каждом уровне должна быть законодательно закреплена и осуществляться координация соответствующих компонентов систем здравоохранения в СКФО. В первую очередь это должно относится к федеральному законодательству, которое должно найти отражение и конкретизацию в законодательстве субъектов РФ и правовых актах органов местного самоуправления.Наряду с этим необходимо отказаться от принятой дефиниции здравоохранения как системы органов управления охраны здоровья населения и подведомственных им учреждений, и закрепить в Федеральном законе принципиально новое содержание этого понятия как систему отношений, имеющих целью охрану здоровья человека.Основной проблемой сегодня является то, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. В результате, проводимые реформы, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичностии целостности процесса реформирования.В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в РФ на период до 2025 г. основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации.В стратегии выявлен ряд критических проблем и недоработок в образовательном кластере СКФО:

общий «статистический» образовательный уровеньэкономически активного населения в округе не критичен, но ниже средних показателей по РФ;

уровень развития образовательного комплекса в СКФО в целом является низким;

острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материальнотехническая база;

обеспеченность средними профессиональными учреждениями в СКФО крайне мала;

проблема в качестве подготовки специалистов;

отсутствие эффективной системы привлечения и удержания талантов усугубляет кадровый дефицит и снижает результативность политики и расходов регионов СКФО на образование. Важным представляется наличие в программах развития субъектов федерации внятно прописанной миссии. Из семи региональных стратегий развития миссии сформулированы только в двух:

Республика Северная Осетия Алания –стратегический регион, «южные ворота» России. Это регион с развитыми транспортнологистическими функциями, благоприятный для туризма и отдыха и комфортный для проживания;

создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества жизни на основе инновационного развития экономики Ставропольского края. Также в стратегиях их авторами заявляются цели развития регионов. Главная стратегическая цель развития Республики Дагистан –«обеспечение роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности». Набор стратегических целей (из разрабатываемой стратегии 2025 для Республики Дагестан):

экономическое развитие: устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособностина базе синергии международных потоков и индустриальноинновационных комплексов;

социальноинновационное развитие: создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта человека;

пространственное развитие: сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социальноэкономическое пространство;

институциональное развитие: создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.Следует констатировать, что в большинстве из упомянутых выше программных документов очень абстрактно и невнятно представлено отличие миссий регионов от их целевых ориентиров. Общий образовательный уровень экономически активного населения в СКФО несколько ниже средних показателей по РФ. Так, занятое население, имеющее высшее образование, составляет 26,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации 27,1 процента), среднее профессиональное 22,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации 26,7 процента). При этом в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, уровень образования даже превосходит средний российский, например, в Республике Ингушетия 43,6 процента общей численности населения. Одной из главных проблем, реализации стратегии в сфере медициныявляется рост заболеваний. Данную тенденцию можно проследить на примере городской больницы г.Невинномысска (главный промышленный центр региона), гдедо сих поротмечаетсянехватка специалистов в медицинской сфере. В данном учреждении заработная плата санитарки не превышает прожиточного минимума. Качество предоставления услуг не соответствует стандартам. Причинами этого является:

низкаязаработная плата;

недостаточныйбюджет учреждения;

нехватка медицинских средств и новейшего оборудования;

не мотивированность медицинского персонала для повышения знаний и опыта;

подборка персонала происходит без учета опыта и знания в данной сфере;

большое количество услуг является платным.Одним из главных решений данной проблемы является необходимость контроля над работой такого рода учреждений со стороны органов, курирующих организации здравоохранения СевероКавказского федерального округа.Сфера образования становится не для всего населения доступной. Детские сады, школы, колледжи становятся довольно дорогими для большого количества населения. Президент РФсказал: «Образование должно быть доступно населению, независимо от дохода семьи»[10].

Ссылки на источники1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 №1485р (ред. от 28.10.2014) «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года»2) Министерство экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru)3) Домбай ИНФО все о туризме в КЧР (www.dombayinfo.ru)4) Корпорация развития Северного Кавказа (krskfo.ru)5) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (stavstat.gks.ru)6) Информационное агентство Regnum(gegnum.ru)7) Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №1297 (ред. от 04.08.2015) «О федеральной целевой программе «Юг России (20142020 годы)»8) Правительство Республики Ингушетия (pravitelstvori.ru)9) Министерство финансов Республики Ингушетия (www.mfri.ru)10) Прямой эфир «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию»