Особенности социокультурной адаптации студентов Северного Кавказа в вузах Ростова-на Дону
Выпуск:
ART 86161
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дзаурова
Х.
М. Особенности социокультурной адаптации студентов Северного Кавказа в вузах Ростова-на Дону // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
746–750. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86161.htm.
Аннотация. В статье анализируется понятие адаптации как приспособление к иной культуре. Рассмотрены специфические черты адаптации представителей Северного Кавказа в инокультурной среде. Авторами сделана попытка определить факторы, влияющие на модели поведения студентов из республик Северного Кавказа в другой социокультурной среде.
Ключевые слова:
социокультурная адаптация, северный кавказ, миграционные установки, инокультурная среда
Текст статьи
Дзаурова Хяди Магометовна,студент Института социологии и регионоведения ЮФУ, г. РостовнаДонуdzaurova.xadiya@mail.ru
Особенности социокультурной адаптации студентов Северного Кавказа в вузах Ростована Дону
Аннотация. В статье анализируются понятие адаптации как приспособление к иной культуре. Рассмотрены специфические черты адаптации представителей Северного Кавказа в инокультурной среде.Авторами сделана попытка определить факторы влияющие на модели поведения студентов из республик Северного Кавказа будучи в другой социокультурной среде.Ключевые слова:адаптация, социокультурная адаптация, Северный Кавказ, миграционные установки, инокультурная среда.
Адаптация одно из ключевых понятий многих отраслей знания, как естественных, так и общественных наук. Со второй половины XIX века это понятие этаблируется в физиологии, благодаря Г. Ауберту, означая приспособление живого организма к условиям существования. С течением времени, термин приобретает самостоятельное значение, выходя за рамки естественнонаучных отраслей и используясь для характеристики систем технического и общественного порядка, подразумевая под собой, всякое приспособление субъекта к условиям существования.Процесс приспособления человека к условиям жизни в иной культуре с ее историческими, религиозными, национальными особенностями носит название социокультурной адаптации [4; 13] Другая культура принуждает человека частично отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Изменения затрагивают большинство аспектов жизни индивида: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношения в собственной семье и ближайшим социальным окружением.Большая часть изменений касается именно культурной сферы: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. Все это усиливает переживание связанные с сменой локации и необходимостью адаптироваться к непривычным условия, которые могут стимулировать чувства одиночества, изоляции .[4; 13]Даже при благоприятных обстоятельствах социокультурная адаптация –трудный и стрессогенный процесс. Для вчерашних школьников, вступающих в новый этап жизни, этот процесс является ещеболее болезненным. Переезд в крупный город, в котором расположено высшее учебное заведение, приводит к серьезным изменениям в укладе повседневной жизни. То, насколько безболезненно пройдет процесс адаптации зависит от того, какой подход общения выбирает сам студент, какая самоидентификация будет проявляться сильнее: социальная, профессиональная, этническая или религиозная. Это влияет на то, какое место студент займет в структуре ВУЗа [3;16 ].В том возрасте, на который обычно приходится время учебы в ВУЗе,личность развивает свою индивидуальность и задействует все составляющие своей самоидентификации (кроме профессиональной, т.к. она ещё не сформирована), активно происходит их корректировка. В этот период гипертрофированная этническая идентичность студентовСеверного Кавказа может стать серьезным препятствием для социализации личности в российских ВУЗах[3;17].Оказываясь в непривычной среде, проявление этнической самоидентификации увеличивается и снижается в ответ на внешние условия и развивается в результате столкновений с другими и в связи с желанием отделить себя от других, которым по какимлибо причинам приписывается иная этническая идентичность [2; 214]. Вследствие чего, часто происходит демонстративное проявление своей этничности, посредством символов: особой стилизованной одежды, танцев (лезгинка), ритуалов, образцов поведения и особых моральных ценностей.Как показывают результаты социологического исследования особенностей социокультурной самоидентификации молодежи в СевероКавказском федеральном округе, гражданская, религиозная и этническая идентичность молодых людей в республиках СКФО находятся на одном уровне. И лишь в Чеченской республике наблюдается приоритет конфессиональной и этнической идентичностей, что может служить определенным препятствием для адаптации чеченской молодежи в инокультурной среде [1; 11].Важнымдля исследования показателем социального самочувствия молодежи в СевероКавказском федеральном округе социологи считают миграционные установки. По результатам опроса, миграционные установки выше всего у респондентов Ставропольского края. Менее всего миграционные установки распространены среди опрошенных в Чеченской Республике, Республике Северная ОсетияАлания, Республике Дагестан, что, на взгляд исследователей, является показателем архаизации отношений в этих республиках, сложности адаптации молодых людей из этих республик в поликультурных условиях других регионов России [1; 9].Практически все студенты республик Северного Кавказа приезжают учиться в РостовнаДону из небольших селений, жизнь в которых характеризуется наличием тесных связей. Отношения в селении основываются на родственных связях, существуют сильные родовые (тейповые) социальные структуры. В условиях крупного города молодые люди оказываются оторванными от своих близких и родственников, а в условиях студенческого общежития соседями по комнате могут стать незнакомые люди, к тому же представители иной культуры. Это значительно сужает личное пространство, а при проживании в общежитии создается ощущение, что его вовсе нет. Отсутствие опыта общения с представителями других национальностей, различие привычек, манер поведения, связанных с культурными и религиозными обычаями, часто приводит к осложнению отношений с соседями, конфликтам и негативномуопыту взаимодействия с представителями принимающей культуры. Вследствие этого большинство студентов Северного Кавказа предпочитаютальтернативу студенческому общежитию, съемную квартиру вместе с представителями своего этноса. Ежедневное общение в учебном заведение, в общественных местах и общественном транспорте также значительно отличаются от норм ежедневного взаимодействия присущих его народу; в этом случае обучающиеся студенты не имеют элементарного опыта и навыков взаимодействия. Кроме того, повседневные привычки претерпевают изменения в связи со сменой ритма жизни и распорядка дня[4; 53] Помимо всего прочего, на результативность процесса адаптации оказывают влияние расхождения в ежедневных формах проведения свободного времени. Примером служат такиеформы времяпрепровождения как: поход в ночной клуб, которых в республиках Северного Кавказа нет, распитие спиртных напитков, которые считаются недозволенными с точки зрения религиозных норм, отказ девушек сходить в кино или театр на поздние сеансы изза воспитания. Такие на первый взгляд незначительные мелочи, могут вызвать ряд вопросов, и, сталкиваясь с непониманием одной из сторон, стать причиной конфликтами. Кроме того, не всегда понимается юмор русских студентов, объектом которого становится отказ от спиртного, неверное или с акцентом употребление русских слов и т.п. В результате доброе, юмористическое обращение иногда воспринимается как насмешка или сарказм. Это приводит к тому, что студенты из республик Северного Кавказа чувствуют себя неловко в ситуациях праздничных неформальных встреч, на днях рождения у русских студентов и стремятся избегать таких ситуаций. Длительное пребывание в центральной России способствует большинству студентов решить подобную проблему, однако их общение с русскими оказывается очень избирательно и ограничивается небольшим кругом друзей и знакомых. Следует отметить, что именно возникновение стабильных неформальных отношений оказывает решающее влияние на изменение межнациональных установок и стереотипов. Именно те студенты, которым удалось установить тесные контакты с русскими студентами, говорят о значительном изменении представлений о русских в лучшую сторону.[4,53]Многие студенты, говоря о предвзятости межнациональных отношений, склонны к перенесению вины на другие сферы, объясняя наличие межэтнической напряженности характером информации в СМИ, отсутствием национальной политики и другими причинами общероссийского уровня. Этому содействуют такие устойчивые выражения часто звучащие в СМИ как «лицо кавказской национальности», «чеченские боевики», «течение исламистского толка» и т.п. Такая ситуация подкрепляет сложившиеся установки и стереотипы этнического сознания и самосознания. Отметим, что экстернальность по отношению к причинам межэтнической напряженности выполняет и важную адаптивную функцию: случаи предвзятого отношения рассматриваются не как проявление личной неприязни, а как результат сложившейся «пропаганды в СМИ» и «отсутствия национальной политики». Это открывает возможности к установлению и развитию межличностных отношений и взаимного доверия в ситуации непосредственного общения и, как следствие, облегчает процесс аккультурации. [4,54]В силу своих исторических и культурных традиций РостовнаДону отличается достаточно высоким уровнем толерантного отношения к представителям национальных меньшинств и в сравнении с другими регионами Юга России межнациональные отношения здесь более стабильны. Однако в последние годы, как фиксируют различные исследования, латентная напряженность возрастает, периодически возникают конфликты, в которых в той или иной степени проявляются мотивы межэтнической неприязни. Участниками таких конфликтов, как правило, является молодежь. Проблемы в сфере межэтнических отношений среди студенческой молодежи также существуют, и их причинами является скорее не нетерпимость ростовчан к мигрантам Северного Кавказа, а прежде всего различия в ценностной системе и менталитете. Человек в иной культуре может быть очень ранимым, чувствительным и уязвимым. Он может болезненно воспринимать на первый взгляд безобидные шутки в свой адрес, и даже какието действия, неадресованные непосредственно ему. Очевидно, что неделикатность поведения представителей этнокультурных групп по отношению друг к другу становится благодатной питательной почвой для националистическихнастроений. Поэтому необходима систематическая деятельность по профилактике нетерпимости, национализма, особенно вузах –институтах социализации, воспроизводящих и сохраняющих культурный потенциал общества. Здесь могут быть полезны как введение в вузовской системе курсов межкультурной коммуникации, так и проведение мероприятий, направленных на формирование патриотизма и позитивной гражданской идентичности студенчества.
Ссылки на источники
[1] В.А. Тишков, М.А. Аствацатурова, В.В. Степанов. Молодежь в полиэтничных регионах СевероКавказского федерального округа. Экспертный доклад. –Пятигорск: Издво ПГЛУ, 2014.[2] Непочатых Е.П. Адаптация российских студентов к социокультурным условиям вуза // Научные ведомости: серия гуманитарные науки, 2012, № 18 (137), выпуск 15, с. 214223.[3] Шишкова Э.Ю. Социализация в вузе и этничность // Вестник высшей школы, 2011, № 7, с.1518. [4] Березин С.В., Козлов Д.Д., Лисецкий К.С. Адаптация студентов Северного Кавказа в ВУЗах г.Самары (опыт практической работы) –Самара: Издво «Универсгрупп», 2004. 126 с.1
Особенности социокультурной адаптации студентов Северного Кавказа в вузах Ростована Дону
Аннотация. В статье анализируются понятие адаптации как приспособление к иной культуре. Рассмотрены специфические черты адаптации представителей Северного Кавказа в инокультурной среде.Авторами сделана попытка определить факторы влияющие на модели поведения студентов из республик Северного Кавказа будучи в другой социокультурной среде.Ключевые слова:адаптация, социокультурная адаптация, Северный Кавказ, миграционные установки, инокультурная среда.
Адаптация одно из ключевых понятий многих отраслей знания, как естественных, так и общественных наук. Со второй половины XIX века это понятие этаблируется в физиологии, благодаря Г. Ауберту, означая приспособление живого организма к условиям существования. С течением времени, термин приобретает самостоятельное значение, выходя за рамки естественнонаучных отраслей и используясь для характеристики систем технического и общественного порядка, подразумевая под собой, всякое приспособление субъекта к условиям существования.Процесс приспособления человека к условиям жизни в иной культуре с ее историческими, религиозными, национальными особенностями носит название социокультурной адаптации [4; 13] Другая культура принуждает человека частично отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Изменения затрагивают большинство аспектов жизни индивида: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношения в собственной семье и ближайшим социальным окружением.Большая часть изменений касается именно культурной сферы: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. Все это усиливает переживание связанные с сменой локации и необходимостью адаптироваться к непривычным условия, которые могут стимулировать чувства одиночества, изоляции .[4; 13]Даже при благоприятных обстоятельствах социокультурная адаптация –трудный и стрессогенный процесс. Для вчерашних школьников, вступающих в новый этап жизни, этот процесс является ещеболее болезненным. Переезд в крупный город, в котором расположено высшее учебное заведение, приводит к серьезным изменениям в укладе повседневной жизни. То, насколько безболезненно пройдет процесс адаптации зависит от того, какой подход общения выбирает сам студент, какая самоидентификация будет проявляться сильнее: социальная, профессиональная, этническая или религиозная. Это влияет на то, какое место студент займет в структуре ВУЗа [3;16 ].В том возрасте, на который обычно приходится время учебы в ВУЗе,личность развивает свою индивидуальность и задействует все составляющие своей самоидентификации (кроме профессиональной, т.к. она ещё не сформирована), активно происходит их корректировка. В этот период гипертрофированная этническая идентичность студентовСеверного Кавказа может стать серьезным препятствием для социализации личности в российских ВУЗах[3;17].Оказываясь в непривычной среде, проявление этнической самоидентификации увеличивается и снижается в ответ на внешние условия и развивается в результате столкновений с другими и в связи с желанием отделить себя от других, которым по какимлибо причинам приписывается иная этническая идентичность [2; 214]. Вследствие чего, часто происходит демонстративное проявление своей этничности, посредством символов: особой стилизованной одежды, танцев (лезгинка), ритуалов, образцов поведения и особых моральных ценностей.Как показывают результаты социологического исследования особенностей социокультурной самоидентификации молодежи в СевероКавказском федеральном округе, гражданская, религиозная и этническая идентичность молодых людей в республиках СКФО находятся на одном уровне. И лишь в Чеченской республике наблюдается приоритет конфессиональной и этнической идентичностей, что может служить определенным препятствием для адаптации чеченской молодежи в инокультурной среде [1; 11].Важнымдля исследования показателем социального самочувствия молодежи в СевероКавказском федеральном округе социологи считают миграционные установки. По результатам опроса, миграционные установки выше всего у респондентов Ставропольского края. Менее всего миграционные установки распространены среди опрошенных в Чеченской Республике, Республике Северная ОсетияАлания, Республике Дагестан, что, на взгляд исследователей, является показателем архаизации отношений в этих республиках, сложности адаптации молодых людей из этих республик в поликультурных условиях других регионов России [1; 9].Практически все студенты республик Северного Кавказа приезжают учиться в РостовнаДону из небольших селений, жизнь в которых характеризуется наличием тесных связей. Отношения в селении основываются на родственных связях, существуют сильные родовые (тейповые) социальные структуры. В условиях крупного города молодые люди оказываются оторванными от своих близких и родственников, а в условиях студенческого общежития соседями по комнате могут стать незнакомые люди, к тому же представители иной культуры. Это значительно сужает личное пространство, а при проживании в общежитии создается ощущение, что его вовсе нет. Отсутствие опыта общения с представителями других национальностей, различие привычек, манер поведения, связанных с культурными и религиозными обычаями, часто приводит к осложнению отношений с соседями, конфликтам и негативномуопыту взаимодействия с представителями принимающей культуры. Вследствие этого большинство студентов Северного Кавказа предпочитаютальтернативу студенческому общежитию, съемную квартиру вместе с представителями своего этноса. Ежедневное общение в учебном заведение, в общественных местах и общественном транспорте также значительно отличаются от норм ежедневного взаимодействия присущих его народу; в этом случае обучающиеся студенты не имеют элементарного опыта и навыков взаимодействия. Кроме того, повседневные привычки претерпевают изменения в связи со сменой ритма жизни и распорядка дня[4; 53] Помимо всего прочего, на результативность процесса адаптации оказывают влияние расхождения в ежедневных формах проведения свободного времени. Примером служат такиеформы времяпрепровождения как: поход в ночной клуб, которых в республиках Северного Кавказа нет, распитие спиртных напитков, которые считаются недозволенными с точки зрения религиозных норм, отказ девушек сходить в кино или театр на поздние сеансы изза воспитания. Такие на первый взгляд незначительные мелочи, могут вызвать ряд вопросов, и, сталкиваясь с непониманием одной из сторон, стать причиной конфликтами. Кроме того, не всегда понимается юмор русских студентов, объектом которого становится отказ от спиртного, неверное или с акцентом употребление русских слов и т.п. В результате доброе, юмористическое обращение иногда воспринимается как насмешка или сарказм. Это приводит к тому, что студенты из республик Северного Кавказа чувствуют себя неловко в ситуациях праздничных неформальных встреч, на днях рождения у русских студентов и стремятся избегать таких ситуаций. Длительное пребывание в центральной России способствует большинству студентов решить подобную проблему, однако их общение с русскими оказывается очень избирательно и ограничивается небольшим кругом друзей и знакомых. Следует отметить, что именно возникновение стабильных неформальных отношений оказывает решающее влияние на изменение межнациональных установок и стереотипов. Именно те студенты, которым удалось установить тесные контакты с русскими студентами, говорят о значительном изменении представлений о русских в лучшую сторону.[4,53]Многие студенты, говоря о предвзятости межнациональных отношений, склонны к перенесению вины на другие сферы, объясняя наличие межэтнической напряженности характером информации в СМИ, отсутствием национальной политики и другими причинами общероссийского уровня. Этому содействуют такие устойчивые выражения часто звучащие в СМИ как «лицо кавказской национальности», «чеченские боевики», «течение исламистского толка» и т.п. Такая ситуация подкрепляет сложившиеся установки и стереотипы этнического сознания и самосознания. Отметим, что экстернальность по отношению к причинам межэтнической напряженности выполняет и важную адаптивную функцию: случаи предвзятого отношения рассматриваются не как проявление личной неприязни, а как результат сложившейся «пропаганды в СМИ» и «отсутствия национальной политики». Это открывает возможности к установлению и развитию межличностных отношений и взаимного доверия в ситуации непосредственного общения и, как следствие, облегчает процесс аккультурации. [4,54]В силу своих исторических и культурных традиций РостовнаДону отличается достаточно высоким уровнем толерантного отношения к представителям национальных меньшинств и в сравнении с другими регионами Юга России межнациональные отношения здесь более стабильны. Однако в последние годы, как фиксируют различные исследования, латентная напряженность возрастает, периодически возникают конфликты, в которых в той или иной степени проявляются мотивы межэтнической неприязни. Участниками таких конфликтов, как правило, является молодежь. Проблемы в сфере межэтнических отношений среди студенческой молодежи также существуют, и их причинами является скорее не нетерпимость ростовчан к мигрантам Северного Кавказа, а прежде всего различия в ценностной системе и менталитете. Человек в иной культуре может быть очень ранимым, чувствительным и уязвимым. Он может болезненно воспринимать на первый взгляд безобидные шутки в свой адрес, и даже какието действия, неадресованные непосредственно ему. Очевидно, что неделикатность поведения представителей этнокультурных групп по отношению друг к другу становится благодатной питательной почвой для националистическихнастроений. Поэтому необходима систематическая деятельность по профилактике нетерпимости, национализма, особенно вузах –институтах социализации, воспроизводящих и сохраняющих культурный потенциал общества. Здесь могут быть полезны как введение в вузовской системе курсов межкультурной коммуникации, так и проведение мероприятий, направленных на формирование патриотизма и позитивной гражданской идентичности студенчества.
Ссылки на источники
[1] В.А. Тишков, М.А. Аствацатурова, В.В. Степанов. Молодежь в полиэтничных регионах СевероКавказского федерального округа. Экспертный доклад. –Пятигорск: Издво ПГЛУ, 2014.[2] Непочатых Е.П. Адаптация российских студентов к социокультурным условиям вуза // Научные ведомости: серия гуманитарные науки, 2012, № 18 (137), выпуск 15, с. 214223.[3] Шишкова Э.Ю. Социализация в вузе и этничность // Вестник высшей школы, 2011, № 7, с.1518. [4] Березин С.В., Козлов Д.Д., Лисецкий К.С. Адаптация студентов Северного Кавказа в ВУЗах г.Самары (опыт практической работы) –Самара: Издво «Универсгрупп», 2004. 126 с.1