Характеристика адекватного речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сазонова Л. В. Характеристика адекватного речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 906–910. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86197.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные проявления чувствительного поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленности речевого поведения и преобладающего средства общения. По результатам исследования дается характеристика типов речевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцев.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сазонова Людмила Васильевна,ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.ЧереповецNikolaeva.L@inbox.ru

Характеристика адекватного речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста

Аннотация.В статье рассматриваются основные проявления чувствительного поведения матерей,воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленностиречевого поведения и преобладающему средству общения. По результатам исследования дается характеристика типовречевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцев. Ключевые слова:речевое поведение матери, адекватное речевое поведение, чувствительность матери к сигналам ребенка, готовность к адекватному восприятию сигналов ребенка.

В настоящее время результаты экспериментальных исследований и обобщение практического опыта работы с детьми, их родителями, прежде всего матерями, показывают, что характер речевого поведения матери оказывает влияние на последующее эмоциональное, познавательное развитие ребенка, особенности его эмоциональной и поведенческой регуляции [Мухамедрахимов Р.Ж., 1999; Плешкова Н.Л., 2008; Ainsworth M., et al., 1978; Main M., Hesse E., 1990; RadkeYarrow M., et al., 1985].Посколькукаждой матери свойственны свои психологические особенности,важно знать, как это будет влиять на их характер речевого поведения, а значит ивозможности обеспечения

благоприятного психического развития ребенка.

Целью нашей статьи является изучение характера речевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцев.

В рамках теории привязанности, где категории «взаимодействие» и «отношение» практически слиты, адекватность отношения матери к сигналам ребенка, связана с обеспечением его безопасности развития. В основе адекватного отношения матери к обеспечению безопасности ребенка лежат ее чувствительность к сигналам ребенка. Наличие двух составляющих чувствительности у матери, таких как видение и отклик на сигналы ребенка, обеспечивает малышу переживание разделенности его эмоций и проявленного интереса. Если мать видит только сигналы ребенка,но при этом не реагирует достаточно адекватно, такой отклик не переживается ребенком как чувствительный.Соответственно адекватное речевое поведение матери, как средство выражения ее отношения к малышу, как было рассмотрено нами ранее [1 ], представляет собой систему инстинктивных реакций во всей совокупности ее ответных речевых действий и форм в ответ на контакт со своим ребенком, характеризующееся чувствительностью матери к его сигналам.Примерами неадекватного речевого поведения являются перестимулирующее, переконтролирующее, передоминирующее, безэмоциональное или отсутствующее речевое поведение матери.Анализ исследований Н.Н. Авдеевой [2], Г.Ю. Одиноковой [3 ], Н.Л.Плешковой [ 4] позволил выделить проявления чувствительного поведения матерей,воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от направленностиречевого поведения.Так, авторы: 1). отмечают проявления инициативных действий ребенка направленные на привлечение интереса взрослого, в чем усматриваются стремления ребенка познакомить взрослого с собой; соблюдают режим безопасного общения с ребенком, позволяют ребенку проявить инициативу в общении, быть полноправным партнером (паузы в общении, дозированность информации, адекватная материнская речь). Пример феномена коммуникативных действий матери по Г.Ю.Одиноковой: «Мать одобряет любое ответное действие ребенка», «Мать отвечает практически на все инициативные действия ребенка, ее ответ содержательно адекватен») [ 3].2) дают характеристику состоянию ребенка в периоды бодрствования, свободной деятельности, сна; замечают моменты перехода малыша из одного состояния в другое, своевременно реагируют на изменения в поведении ребенка; сопровождают действия или проявления ребенка, реализующие его коммуникативную, познавательную или двигательную активность). Пример феномена коммуникативных действий матери по Г.Ю.Одиноковой: «Мать комментирует «внешний мир» для ребенка» [3 ].3). распознают эмоциональное состояние ребенка на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно проявляют чуткость к внутренним состояниям), признается отсутствие критики, позитивная оценка и доброжелательный эмоциональный фон.Пример феномена коммуникативных действий матери по Г.Ю.Одиноковой: «Мать открыто выражает положительные эмоции», «Мать хвалит ребенка» [3 ].Психологическим ресурсом формирования чувствительности матери к сигналам ребенка является ее внутренняя готовность к их адекватному восприятию. Это состояние позволяет матери мобилизовать свой внутренний ресурс на точное отражение всех свойств окружающей действительности, нарушающих режим безопасного функционирования ребенка.К субъективным факторам неготовности матери к адекватному восприятию сигналов относится ее эмоциональная незрелость в связи с малой способностью матери к осознанию своих эмоциональных проявлений (В.С. Меренкова [5 ]), эмоциональная неустойчивость (А.И. Захаров [6]) ,эмоциональная амбивалентность (по Н.Н.Авдеевой [2 ]) в связи противоречивым характером отношения матери к воспитанию ребенка ( Н.Н.Авдеева ([ 2]) и др.Поэтому при формированиипсихологической готовности личности к адекватному восприятию особо остро стоит вопрос изучения психологических основ саморегуляции своего эмоционального состояния.С целью изучения характера речевого поведения матерей с разным уровнем готовности к адекватному восприятию сигналов младенцевбыло проведено исследование. В качестве испытуемых выступили 7 диад «матьребенок». Характеристика матерей: социально благополучные матери. Возрастной диапазон детей: от 7 месяцев до 1 года, 1 ребенок1, 4 месяца.Нами была выдвинута гипотеза исследования: у матерей, воспитывающих детей младенческого возраста в зависимости от направленности речевого поведения, преобладающего средства общения можно выделить различные типы речевого поведения; эти типы различны по уровню готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка.Методами нашего исследования стали: анкетана определение направленности речевого поведения, преобладающих средств общения, экспертная оценка, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой [7 ],опросник на определение уровня эмоциональногоинтеллекта Д.В.Люсина [ 7].Результаты

распределения группы матерей по направленности речевого поведения и преобладающему средству общения представлены в Таблице 1.

Таблица 1Распределение группы матерей по направленности речевого поведения и преобладающему средству общения

Направленность речевого поведенияКоличество человек (%)Преобладающее средство общенияКоличество человек (%)1.поддержка инициативных действий ребенка (И)2 (28,6%)характеристики материнской речи (Мр)4 (57,1%)2.создание благоприятного эмоционального фона для общения (Э)4 (57,1%)речевые движения(Рд)3 (42,9%)3.поддержание жизнедеятельности (Ж)1 (14,3%)речевые средства(Рс)

Как показывают полученные результатыпервого этапа исследования, большинство мам в выборке (57,1%) свое общение с ребенком направляют на создание эмоционально благоприятного фона, что согласуется с ведущей функцией материнской речи в этом возрасте. После группировки сокращенных обозначений характеристик речевого поведения матерей,указанных в таблице 1, мы выделили возможные их типы: ИМр, ИРд, ИРс, ЭМр, ЭРд, ЭРс, ЖМр, ЖРд, ЖРс. Дадим их краткую характеристику.ИМр. Пример. Ребенок С. Сидит на полу с игрушками, перебирает их. Мать стоит за спиной ребенка. Мальчик поворачивается, протягивает матери игрушку, вокализирует. Мать вербально поддерживает его инициативу:«Давай, давай, играть будем. Давай придумает интересную историю про…. Однажды, в одном доме жила…».

ИРд. Пример. Ребенок С. Сидит на полу с игрушками, перебирает их. Мать стоит за спиной ребенка. Мальчик поворачивается, протягивает матери игрушку, вокализирует. Мать приближаясь к нему, поглаживает ребенка по голове, трогает его рукой игрушку, стимулирует ребенка познавать свойства предмета .ИРс. Пример. Ребенок С. Сидит на полу с игрушками, перебирает их. Мать стоит за спиной ребенка. Мальчик поворачивается, протягивает матери игрушку, вокализирует. Мать спрашивает и сама отвечает: « Кто это? А что теперь будет игрушка делать? А куда теперь пойдет?»ЭМр. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать используя, словаодобрения, улыбаясь, комментирует его действия, привлекая его к диалогу: «Машинка биби, молодец, ты нашел ее, давай потрогаем».ЭРд. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать, используя речевые действия, поддерживает ребенка: «Молодец (гладит по голове). Давай вместе (рассматривает машинку рядом, помогает малышу играть с машинкой)».ЭРс. Пример. Мать и ребенок К. играют с машинкой. Мать, привлекает внимание к игрушке, демонстрирует свой интерес к ней, задавая вопросы, сама отвечая на них: «Где машинка? Что будем с ней делать?».ЖМр. Пример. Мать и ребенок А. ситуация игры в «ладушки». Мама замечает, что ребенок начинает икать, морщиться, отвлекаться от игры: «Тебе холодно, давайручки погрею, посмотри как они покраснели, ууу ветер нас заморозил».ЖРд. Пример. Мать и ребенок А. ситуация игры в «ладушки». Мама замечает, что ребенок начинает икать, морщиться, отвлекаться от игры, не комментируя свои действия, греет ручки, прижимает ребенка к себе.ЖРс. Пример. Мать и ребенок А. ситуация игры в «ладушки». Мама замечая, что ребенок начинает икать, морщиться, отвлекаться от игры, задает вопросы: «А кто у нас тут замерз? А где мамины теплые ручки? ».На втором этапе в соответствии с гипотезой исследования мы изучили психологические особенности матерей с разным типом речевого поведения.Так характеристика типов речевого поведения матерей, воспитывающих детей младенчесвкого возраста, различающихся по характеру адекватности речевого поведения и готовности матерей к адекватному речевому поведению представлены в Таблице 2. Таблица 2Характеристика типов речевого поведения матерей

ТипГотовность матери к адекватному восприятию сигналов ЭмИн

(Д.В. Люсин)

Адекватность речевого поведенияматери(ОДРЭВ)Понимание своих эмоцийУправление своими эмоциямиСпособность воспринимать состояние ребенкаСпособность к сопереживаниюОтношение к себе как к родителю ЭМр (2 чл.)ВысокоеВысокоеВыше среднего

Выше среднегоИРд(2 чл.)Среднее

Ниже среднегоНиже среднегоНиже среднего

Представим характеристику выраженных в выборке типов речевого поведения матерей:ЭМр ‬мать демонстрирует высокий уровень понимания своих эмоций (распознает и идентифицирует их, дает характеристику своему эмоциональному состоянию в ситуации), отмечается способность к их вербальному описанию. Понимание своего эмоционального состояния, эмоциональный самоконтроль помогают маме точно воспринять сигналы ребенка, адекватно оценить его эмоциональное состояние. В общении с ребенком преобладают: смех, радостные интонации в голосе, заинтересованное наблюдение за его проявлениями, вербальные характеристики повторение ключевых слов, повышение частоты основного тона, удлинение ударных гласных,бебиток; «обращенный диалог матери» ( По Н.И. Лепской): мама помогает ребенку ответить на вопрос, досказывает правильный ответ, эмоционально интонируя.Согласно исследованиям В. Меренковой чем выше эмоциональный интеллект матери, тем большую чувствительность она проявляет к эмоциональным сигналам малыша, тем легче мать справляется с процессом воспитания (более разнообразно её поведение и более ответственные решения она принимает при уходе за ребёнком),ИРд ‬мать исходя из собственного интереса поддерживает все инициативные действия ребенка, побуждения к общению, замечает и поддерживает интересы ребенка; наблюдается поддержка и одобрение через тактильный контакт с ребенком (чтобы успокоить ребенка берет его на руки, гладит, прижимается). В силу низкой способности адекватно оценить потребность ребенка по его эмоциональному состоянию не всегда речевые действия адекватны ситуации (лучше помочь достать игрушку, нежели успокоить ребенка на руках). Отмечается костность в используемых средствах общения с ребенком (может оставить ребенка плакать, если на ручках не успокоился). Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:1. Адекватное речевое поведение матери характеризуется чувствительностьюматери к сигналам, предъявляемым ребенком, которые обеспечивают безопасность развития его личности;2. Уматерей, воспитывающих детей младенческого возраста в зависимости от направленности речевого поведения, преобладающего средства общения, можно выделить различные типы речевого поведения;

3.Типы речевого поведения различны по уровню готовности матери к адекватному восприятию сигналов ребенка.Указанные выводы позволяютнамв дальнейших исследованияхрассмотреть вопрос о работе с матерями, имеющими разный тип речевого поведения, по формированию у них адекватного характера речевого поведения и готовности матерей к адекватному речевому поведению.

Ссылки на источники1.Сазонова, Л.В., Денисова, О.А.Влияниеречевого поведения матери на развитие ребенка раннего возраста/Л.В.Сазонова, О.А.Денисова//Череповецкие научные чтения2014.Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2015.с.2182212.Авдеева, Н.Н. Привязанность, образ я и особенности взаимодействия ребенка со взрослым в раннем детстве/Н.Н.Авдеева, Н.А.Хаймовская//Проблемы младенчества: нейропсихологопедагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научнопрактической конференции.М.: Полиграф сервис, 1999.С.1618.3.Одинокова, Г.Ю.Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: автореф.дис….канд.пед.наук:13.00.03/Одинокова Галина Юрьевна.М.,2015.24с.4.Плешкова, Н.Л. Развитие теории и системы классификации отношений привязанности у детей. /Эмоции и отношения на ранних этапах его развития/ под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. СПб: Издво СПбГУ, 2008. с. 220 239.5.Меренкова, В.С. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей раннего возраста/ В.С. Меренкова//Воспитание дошкольников.М.: Издво Солютис, 2013.с. 2429.6.Захаров, А.И. Семейное воспитание и его дефекты/А.И. Захаров//Под ред. Бодалева А.А. Социальная психология личности.Л.: Знание, 1974.С.189206.7.Макушина, О.П., Тенькова, В.А.Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей/О.П.Макушина, В.А.Тенькова//Под ред.Кунаковской Л.А.Воронеж: Издательскополиграфический центр Воронежского государственного университета,2008.78с.