Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков на уроках английского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Силаков В. А., Крылова И. А. Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 916–920. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86199.htm.
Аннотация. В статье речь идет об использовании различных существующих на данный момент компьютерных программ при формировании англоязычных лексических навыков у детей младшего школьного возраста. Кроме того, в работе описывается авторское приложение, в состав которого входит несколько упражнений для работы на ориентировочно-подготовительном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Силаков Владимир Александрович,Магистрант 1го курса РГПУ им А. И. Герцена, СанктПетербургsibir9@yandex.ru

Крылова Ирина Александровна,Кандидат филол. наук, доцент кафедры РГПУ им А. И. Герцена, СанктПетербургirenesmith@yandex.ru

Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков на уроках английского языка.

Аннотация. В статье речь идет об использовании различных, существующих на данный момент компьютерных программ при формировании англоязычных лексических навыков у детей младшего школьного возраста. Кроме того, в работе описывается авторское приложение, в состав которого входит несколько упражнений для работы на ориентировочноподготовительном этапе.Ключевые слова: лексические навыки, обучающие компьютерные программы, ориентировочноподготовительный этап, ИКТ.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной –аудирования, говорения, письменной –чтения и письма. Лексика –это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. По выражению А.А. Леонтьева [10], лексика представляет собой систему систем. Системность лексики проявляется в том, что все слова не могут существовать изолированно, они тесно связаны между собой в виде определенных словарных групп (семантические поля, синонимичные цепочки, лексикосемантические и тематические группы, антонимические противопоставления и т.д.). По С.Ф. Шатилову [16] лексический навык включает такие компоненты как словоупотребление и словообразование. Е.И. Пассов выделяет в лексическом навыке операцию вызова и операцию сочетания слова [11]. К основным этапам работы над лексикой, по мнению Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез относятся [8]:ознакомление с новым материалом(ориентировочноподготовительный этап);первичное закрепление(ситуативностереотипизирующийэтап);развитие умений и навыков использования лексики в различных ВРД(вариативноситуативном этап).В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание учителя направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, повышение его эффективности, действенности. В эпоху всеобщей компьютеризации актуальным становится вопрос об использовании компьютерных технологий при формировании лексических навыков. В последние годы компьютерные технологии активно внедряются в практическую и методическую составляющую педагогической сферы. Для того, чтобы процесс обучения новой лексике с использование ИКТ был более эффективен, необходимо [13]: Создать условия для использования компьютера на уроке.Стимулировать изучение новой лексики с помощью компьютерных технологий.Способствовать развитию навыков работы с компьютером на уроке английского языка.Применение компьютерных технологий в процессеформирования лексического навыка у детей младшего школьного возраста привносит следующие положительные изменения в систему работы:На ориентировочноподготовительном этапе формирования лексического навыка компьютерные технологии способны помочь учителюусилить процесс побуждение к познавательной деятельности, благодаря иным, более привлекательным для детей, условиям предъявления новой лексики.В ходе ситуативностереотипизирующего этапа применение ИКТ обеспечивает особую организацию тренировки по формированию и совершенствованию лексического навыка, поскольку она проходит в непривычной, измененной среде. Овладение ребенком формой, значением и назначением слова происходит через выполнение все тех же тренировочных упражнений, но способ их подачи и условия выполнения уже другие, что позитивно сказывается на уровне интереса учащихся.На вариативноситуативном этапе возможно создание новых условий для общения с использованием изученной лексики. Ребенок может общаться не напрямую, а через выступающие здесь в качестве посредника средства ИКТ, что обеспечивает в некотором роде разнообразие в ходе работы.Использование ИКТ при обучении позволяет добиться развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации [12]. Информационные средства обучения позволяют широко использовать различные упражнения, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут чтолибо дописать, дорисовать, заполнить, а также изготавливать учебные пособиясамостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать возникающие вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо.В образовательном процессе на современном этапе компьютерные технологии используется довольно широко. Наиболее часто применяемые элементы ИКТ в учебном процессе:электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,интерактивные доски,электронные энциклопедии и справочники,тренажеры и программы тестирования,образовательные ресурсы Интернета,DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,видео и аудиотехника,интерактивные карты и атласы,интерактивные конференции и конкурсы,материалы для дистанционного обучения,научноисследовательские работы и проекты.В рамках нашей работы мы остановимся на обзоре электронных пособий, тренажеров и программ тестирования.Сегодня на практике применяется большое количество различных зарубежных, а также отечественных комплексов. Рассмотрим функционал некоторых из этих программ подробнее:«Muzzy» от BBC[1]. В состав комплексного многофункционального приложения входит значительное количествосамостоятельных модулей, каждый из которых предназначен для формирования отдельных видов речевой деятельности. В целом «Muzzy» это глобальный курс обучения английскому языку для детей, реализованный в виде игр, программ и языковых видеокурсов: MuzzyinGondoland(дети учатся составлять простые предложения, вопросы и команды; называть цифры, цвета и дни недели; выучат некоторые основные существительные, глаголы и прилагательные поанглийски, а также научатся использовать некоторые приветствия и вежливые выражения)MuzzyVocabularyBuilder(видео словарь к курсу, который служит для закрепления выученных в видеокурсе и изучения новых слов)MuzzyComesBack(комплекс видео уроков и приложений для формирования всех видов речевой деятельности)MuzzyattheSeaside(интерактивный видео курс )MuzzyatTheDisco(обучающая игра, основной целью которой является формирование лексических и фонетических навыков)Muzzy Interactive Flash games (сборник обучающих игр)MuzzyMusicandBooks(Музыкальный аудиокурс и дополнительные материалы для чтения)«TellMeMoreEnglishforKids» [5] от французских разработчиков из Auralogпозволит ребенку в процессе игры погрузиться в атмосферу английского языка. Программа рассчитана на детей от 4 до 12 лет и основывается на новейшей коммуникативной методике со встроенной системой распознавания речи. Программа комплексно формирует все виды речевой деятельности.Британский комплекс «Oxford Word Magic» [4] представляет собой мультимедийный курс лексики английского языка, состоящий 1500 английских слов. Обучение происходит с использованием картинок, описаний, звуков и игр. Курс можно использовать как для самостоятельного изучения, так и для работы в классе, например, с использованием компьютера или интерактивной доски.

«Лунтик английский для малышей» [9] от компании PIPE studio —российский обучающий комплекс, который в игровой форме ненавязчиво помогает ребёнку усваивать первые буквы и слова английского языка. Материал органично вплетен в сюжет игры. Приложение в большей степени ориентировано на дошкольников, однако также может быть использовано и при обучении младших школьников на начальном этапе.My First Amazing British Isles Explorer [2] отиздательстваDorling Kindersley. Интерактивное компьютерное приложение, включающее в себя упражнения на развитие всех видов речевой деятельности. Кроме того, программа знакомит детей с достопримечательностями британских остров, способствуя тем самым развитию социокультурного компонента обучения.

«English for children» [15] представляет собой двухуровневую программу по обучению грамматике и лексике. Первый уровень состоит из двух разделов: грамматика и лексика которые содержат задания на закрепление лексики и грамматики по программе 2 –3 классов. Второй уровень состоит из тех же разделов, но содержитзадания на закрепление лексики и грамматики по программе 3 –4 классов. Анимационные и звуковые эффекты, красочное оформление помогают сделать процесс обучения интересным и занимательным. Большое количество анимационных картинок способствует лучшему запоминанию слов, их образному восприятию. Для проверки запоминания слов и их правописания используются упражнения, кроссворды. Программа может использоваться как в урочное, так и во внеурочное время для самостоятельной работы по ознакомлению и закреплению лексики и грамматики.В программе EnglishThreeSteps[6] представлены 6 тем: Еда и напиткиМир чиселДома и на работеТранспорт и путешествияЧеловек и его ближайшее окружениеДеятельность человекаВся программа состоит из трех уровней. В основу обучения устной речи положены диалоги, представленные в третьем уровне. Первый и второй уровни последовательно готовят учащихся к овладению диалогической речью. В основе всего лежит работа с лексическими единицами. Она ведется следующим образом. Первый уровень –ознакомление с лексикой, включающее введение и объяснение, т. е. раскрытие формы, значения, и употребления слов. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Кроме того, он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те из них, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а школьники с преобладающей зрительной памятью больше внимания обращают на графический образ слова. Предлагаемых игр несколько: игра «Память», «Бинго», «Квадраты», «Угадайка». Далее идет второй этап обучения. Он предусматривает развитие лексических навыков аудирования, чтения, говорения. В играх второго уровня слова включены в речевую деятельность, происходит отработка разных аспектов лексики: формы, значения, употребления.Работа на третьем уровне способствует совершенствованию лексических навыков диалогической речи, а также аудирования, чтения и письма. Здесь представлены диалоги в картинках, причем, очень красочные, в форме комиксов.Самой необычной, с точки зрения подхода к мотивации обучения иностранному языку, является программа Гончарова А.А. «Английский для хулиганов [3]. После включения компьютера приложение разворачивается на весь экран и предлагает ребёнку пройти урок увлекательно выучить несколько слов и сдать тест. Свернуть программу невозможно без знания пароля. Пароль назначает родитель. У ребенка не остается другого выбора, кроме как выучить урок и получить долгожданный доступ к полному функционалу ПК. Такой режим работы издательство Neya называет стимулирующим. Стоит отметить, что данный подход применяется во всех информационных продуктах этой компании. Методика изучения английского языка издательства Neya базируетсяна двух фактах: дети любят играть на ПК, и у детей слабая учебная мотивация.Основными упражнениями, которые включены в базовый набор большинства рассмотренных нами программ являются:Задание на заполнение пропусков.Упражнения для самоконтроля владением лексикой (соотнести слова с переводом, установить пары синонимов или антонимов, найти определение к иностранному слову).Компьютерные игры на разные лексические темы («Одежда», «Покупки» и т.д.).Анализ современных компьютерных программ показал, что в большей степени в их содержании преобладают упражнения, которые могут быть использованы на ситуативностереотипизирующем этапе, лишь немногие на вариативноситуативном этапе и очень мало на ориентировочноподготовительный этапе. В рамках магистерской диссертации нами разрабатывается компьютерная программа, направленная на формировании лексических навыков у детей младшего школьного возраста, в которой будет собран расширенный перечень упражнений для работы на ориентировочноподготовительном этапе. В основе программы заложена адаптированная методика формирования лексических навыков Н.Д. Гальсковой [7]Цель программы –оказание помощи преподавателям в проведении работы по формированию лексических навыков у младших школьников. Компьютерная программа основывается на четырех основных общедидактических принципах:Активности;доступности;наглядности;прочности;Информационные основы программы: Программное обеспечение создано в среде разработки флэш.Язык программирования ActionScript3.0.Управляющее воздействие реализуется в виде команд пользователя.Обратная связь осуществляется при помощи графического отображения и текстовых указаний.

Содержание программы предполагает наличие 7ми модулей: 1) упражнения на дифференциацию и идентификацию (определение на слух слов, относящихся к одной теме; группировка слов по указанному признаку; нахождение в тексте; подбор антонимов);2) имитация с преобразованием (ответы на вопросы по представленному образцу, повторение предложений, окончание реплик);3) упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки (определение значений незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов, догадка о значении интернациональных слов, дополнение предложений по предложенному образцу);4) упражнения для обучения прогнозированию (подбор слов, сочетающихся с данными, нахождение окончания предложения из предложенных вариантов, заполнение пропусков);5) упражнения на расширение и сокращение предложений, диалогических единств, текстов (расширение предложений по образцу с использованием новой лексики, сокращение предложений по заданному образцу, расширение описания с опорой на картинку);6) упражнения на эквивалентные замены (замены выделенных слов синонимами);7) упражнения на расширение ассоциативных связей (расширить список новыми понятиями);Интерфейс программы претендуют на максимальную доступность и наглядность, поскольку все действия пользователя снабжены подсказками и комментариями. Быстродействие программы повышено за счёт оптимизации программного кода и возможности запуска с любого сменного носителя без необходимости установки на жесткий диск.Программа адресована учителям английского языка начальной школы, родителям, а также людям, самостоятельно изучающим английский язык. В дальнейшем планируется вести апробацию программы в рамках практической деятельности в детских общеобразовательных заведениях с целью её адекватной и объективной оценки на соответствие заявленным требованиям.

Ссылки на источники1.About MUZZY Language Courses// Muzzy Online–2015–URL:http://www.muzzyonline.com/about.aspx [Датаобращения31.01.2016]2.MyFirstAmazingBritishIslesExplorerкомпьютерный путеводитель по Британии для детей // Английский детям–2015–URL:http://frenglish.ru/22engkinderamazingbritish.html[Дата обращения 30.01.2016]3.Neya: Английский для хулиганов // «Neya» –2014–URL:http://smallgames.ws/8949neyaanglijskijdlyaxuliganov.html [Дата обращения 25.01.2016]4.Oxford Word Magic // Oxford University Press–2015–URL:https://elt.oup.com/catalogue/items/global/multimedia_digital/9780194316675?cc=global&selLanguage=en [Датаобращения30.01.2016]5.Tell Me More Kids English for Windows // Aurolog Reviews–2013–URL:http://www.esl.net/tell_me_more_kids.html [Датаобращения28.12.2015]6.Гакова О.А. Применение компьютернойпрограммы "Английский язык в три приема" на уроке // Фестиваль педагогических идей–2015–URL:http://festival.1september.ru/articles/607007/ [Дата обращения 29.01.2016]7.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам // Пособие для учителя –М.: Аркти, 2003. –160 с.8.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика // учебное пособие –М.: Академия, 2006. –336 с.9.Игра «Лунтик. Английский для малышей» для PC // Лунтик–2013–URL:http://www.playluntik.ru/games/igraluntikangliyskiydlyamalysheydlyapc/ [Дата обращения 20.01.2016] 10.Леонтьев А.А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку// А учебное пособие М.:МГУ, 1970. –258с.11.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. // учебное пособие –М.: Просвещение, 1991. –223 с.12.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Пособие для учителя. –М.: Просвещение 2001. –350 с.13.Роберт И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. // учебное пособие М.: Просвещение, 1998 –254 с.14.Тихомирова Ю.Л. Современные информационные технологии в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка// Фестиваль педагогических идей–2015–URL:http://festival.1september.ru/articles/625300 [Дата обращения 24.01.2016]15.Хусаинова Г.З. Обучающая компьютерная программа "English for children" // «English for children»–2014–URL:https://sites.google.com/site/moikomputernyeprogrammy/children[Дата обращения 25.01.2016]16.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. // учебное пособие М.: Высшая школа,1986. 212 с.