Фототуры по России: исследование внутреннего рынка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева Н. И., Короткова В. А. Фототуры по России: исследование внутреннего рынка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1161–1165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86251.htm.
Аннотация. Работа посвящена анализу предложений и спроса на фототуры по России на внутреннем рынке туризма. Авторами были определены целевые сегменты потребителей фототуров, изучены ассортимент, качество, география предложений. Полученные результаты сопоставлены с потребительским спросом. Авторами сделан вывод о том, что совместная работа над созданием фототуров туроператоров и фотошкол позволит за счет решения части существующих проблем сделать рынок более насыщенным и устойчивым.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воробьева Наталья Игоревна,Ассистент кафедры регионоведения и туризма Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, г. Ярославль.yaroslavna.nata@mail.ru

Короткова Виктория Алексеевна,студентка 4 курса направления подготовки «Туризм»историческогофакультетаЯрославского государственного университета им. П. Г. Демидова, г. Ярославль.vika894yandex.ru@list.ru

Фототуры по России: исследованиевнутреннего рынка

Аннотация.Работа посвящена анализу предложений и спроса на фототуры по России на внутреннемрынкетуризма.Авторамибыли определены целевыесегменты потребителей фототуров,изученыассортимент, качество, география предложений. Полученные результаты сопоставленыс потребительским спросом. Авторами сделан вывод о том, что совместнаяработанад созданием фототуров туроператоров и фотошколпозволит за счет решения части существующих проблем сделать рынок более насыщенными устойчивым.Ключевыеслова:фототуризм, фототур, туроператор, маркетинговое исследование.

Анализ внутреннего рынка фототуризма в России актуален по нескольким причинам. Вопервых, экономические проблемы, вызванные санкциямизападных страни падением курса рубля, ставят передтуристской отраслью России задачу максимального задействования внутренних ресурсов страны. В сложившейся ситуации растет спрос на нестандартные туры, получают развитие новые виды туризма. Особенно актуальными становятся программы и поездки, предполагающиевовлеченность туристовв процесс познания природы и культуры России.Вовторых, доступность фототехники, быстрое распространение новыхтехнологийиактивное тиражированиеразличных снимков в социальных сетях стимулируют постоянное увеличение числа любителей фотоискусства. По данным анкетирования, проведенного среди фотографов и любителей в области фотографии в возрасте от 18 до 45 лет, 96%респондентов привозят из путешествийболее 100 фотографий. Почти все опрошенные (97%) планируют в ближайшее время усовершенствовать свои навыки и умения в фотосъемке под руководством профессионального фотографаили на курсах по фотографии. 73% участников опросахотели бы совместить обучение фотоискусству с отдыхом на какомлибо курорте. Указанные обстоятельства позволяютсчитать, что одним из перспективных направлений развития туризма в России в ближайшем будущем можетстать фототуризм.

Фототур туристская поездка для профессиональных фотографов или фотолюбителей с целью совершенствования навыков фотографированияи получения красивых, ярких кадров. Наличиеили отсутствие в программе тураобучающих элементовпозволяет разделить фототуры на двегруппы: 1.Фототурыс академическим уклоном. В таких путешествиях туристам предоставляется возможность посетитьлекции по фотоискусству, закрепить полученные знания на практике, обсудить результаты «полевой» работы с профессиональным фотографом и единомышленниками. 2. Фототурыбез теоретических занятий. Основное вниманиев нихуделяется практической составляющей: получениюхороших кадрови нового опыта. Обучение сводится к общению с фотографомпрофессионаломи другими любителями фотографии.В зависимости от навыков фотографирования были выделены следующие целевые сегментыпотребителейфототуров:1)Фотографы. Главной целью поездки профессионалов являетсяполучение хороших кадров для портфолио.2)Ученики или выпускники фотошкол. Их мотивация–закрепление иуглубление теоретическихзнаний, получение нового практического опытаиразвитие творческого мышления.3)Фотолюбители с опытом или без опыта. Мотивация этого сегмента –получение теоретическихзнанийи(или)практических навыков фотографирования.Непосредственные структурированные интервью, проведенные с фотографамипрофессионалами, показали, что такое деление потенциальных потребителей вполне оправданоприсоставленииобучающих программ.В процессе интервью фотографы отметили,чтопривлечь людейв фототурысложно, однако,периодически подобными путешествиями интересуются их коллеги и ученики. Интервьюируемыесчитают, что только при взаимодействии туристских компаний и фотошкол фототуры будут пользоваться спросомна рынке. Туроператоры,по их мнению,должны выступать как организаторы путешествийипроводить рекламную компаниюфототура. Профессиональные фотографыготовы заниматься обучающей программой и выбором мест для фотосъемки.

Примечательно, что по результатам анкетирования 72% фотографов и любителей в области фотографиине знают о существовании фототуров.Таким образом, большая часть потребителей остается незатронутой, и при разработке эффективной маркетинговой стратегии,фототуры могут стать более востребованными.

На внутреннем рынке фототуров представлены 3 группы производителей: туроператоры, фотошколыи объединенияфотографов, отдельные фотографы.

По данным маркетингового исследования, в 2015 году фототурыпо России предлагали потребителям пять туроператоров, две фотошколы, одно творческое объединение и один фотограф.Таблица 1Туроператоры, предлагающие фототуры по России на внутреннем рынке (по состоянию на 2015 год)

ТуроператорСубъект РФГеография фототуровКоличество предложенийв 2015 г.

Байкалика

Иркутская область

Иркутская область

1

Укок Тур

г. Москва

Алтайский край

1

Эктив Тур

г. Москва

Камчатский край

2

Центр экологических путешествий(«Ecotravel»)

г. Москва

Алтайский край

Иркутская область

Костромская область

3

АлтайТур

Республика Алтай

Республика АлтайИркутская область

2

Туроператорыразработалидевять предложений[1,2,3,4,5].Судя по интернетсайтам туристских компаний, организацияфототуров не являетсяодним из основныхвидових деятельности и выступает в качестве источникадополнительного дохода. Только насайте Центра экологических путешествий фототуры выделены в отдельную закладкуменю. Компания является безусловным лидером среди конкурентов, предоставляя потребителямсамый большой выбор фототуров как по количеству, так и по географии путешествий.У большинства туроператоров география фототуровограничена посещением объектовВсемирного природного наследия ЮНЕСКОв России, представляющих несомненный интерес для любителей пейзажной фотосъемки. Среди них Золотые горы Алтая,озероБайкал, вулканы Камчатки. Всетуры являются экологическими и носят характер походов. К недостаткам предлагаемых туристских продуктов следует отнестинизкую комфортность (проживаниев палатках)и наличие требований кфизической подготовкетуристов, что связано спрохождениемгорных маршрутов. Анализ спроса потенциальных потребителей на фототуры по России показал, что респонденты неготовы пожертвовать комфортом ради получения красивых снимков и предпочитают располагаться в гостиницах, хостелах, пансионатах.

Таблица 2Предпочтения потенциальных потребителей относительно средствразмещения в фототурах

Тип размещенияДоля респондентов, предпочитающих данный тип размещенияГостиница 5*2%Гостиница 4*30%Гостинив3* /пансионат50%Гостиница менее 3*/ хостел / гостевой дом18%Проживание в палатках0%

Фототуры, предлагаемые туроператорами,рассчитаны на профессиональных фотографов.Лишь втрехпрограммах из девятиобучающие элементы наиболее выражены.Минимальная длительность туровсоставляет7 дней. Минимальная стоимость путешествия на одногочеловека

16700 рублей, что не соответствует пожеланиям туристов. Наряду с узкой географиейфототуров, их строго экологическойнаправленностью и неширокимассортиментом программ, данный фактзначительно ограничивает круг потенциальных потребителей. Ассортимент фототуров, предлагаемых фотошколами и объединениями фотографов,значительно шире, чтообъясняется непосредственной близостьюпроизводителейк потребителям туристского продукта.

Фотошколы и объединения в 2015 году организовали12 фототуров [6,7,8]. География путешествий, по сравнению с предложениями туроператоров, дополнена центральными областями России. Минимальная продолжительность туров –1 день. Фототуры, предлагаемыефотошколами, болеедоступны по цене (минимальная стоимость тура на одного человека –3800 рублей), не все из них требуют особой физической подготовки от путешественников.Условияпроживания туристов, в целом, комфортные: среди объектов размещенияне только палатки, но и базыотдыха, а также гостиницы. При этом преобладающим типом фототуров остаютсяэкологические путешествияк объектам Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.Безусловным лидером по количеству предлагаемых туров в этой группе является Байкальская академия фотографии.



Таблица 3Творческие объединения и фотошколы,предлагающие фототуры по России(по состоянию на2015 год)НаименованиеСубъект РФГеография фототуровКоличество предложенийв 2015 г.

Photo travellers club Frame way

г. МоскваРязанская область

Ярославская область

2

Байкальская академия фотографии

Иркутская область

Республика Бурятия

Иркутская область

9

Фотошкола Руслана Орлова

г. Москва

Московская область

1

Фотограф Даниил Коржонов выступает как организатор фототуров и размещает их программы на своем сайте[9]. Большинство сформированных предложений путешествия за пределы России. Исключениямиявляютсятур в Кенозерский национальный парки тур «Краски осеннего Алтая».Продолжительность поездоксоставляет 5 и 13 дней соответственно. Оба тураэкологические.В качестве средств размещения выбраны туристские базы. Указанные предложения идентичны фототурам, рассмотренным ранее.Одним изнедостатковфототуров, разработанныхфотографамии фотошколами,является отсутствие четко структурированной программы, что значительно ухудшает восприятие турпродукта потребителями. Описания путешествий абстрактны и не содержатуказаний на конкретные гостиницы и базы отдыха, в которых будут размещены туристы. В программахне всегда прописаны вопросы питания, услуги,включенные в стоимость тура или предоставляющиеся дополнительно. Как правило, заботы о трансфере, проездныхбилетах, иногда питании полностью ложатся на плечи туристов.Кроме того, подобные путешествия являются добровольными самостоятельными поездками лица или группы лиц в какуюлибо местность на мастеркласс фотографа или для фотосъемки, а значит права туристов в них никак не защищены. Таким образом, турпродукт, предоставляемый потребителям специалистамив области фотографии,не обладает высоким качеством.Объясняет такой подход главная цель организаторов творческий рост участников фототура, а не получение прибыли и привлечение новых клиентов.Несмотря на обозначенные недостатки, фототуры, созданные фотографами и фотошколами,более соответствуют предпочтениям туристов, чем предложения других производителей.

В целом, рынок внутреннего фототуризма находится в стадии становления.Фототуров по России немного, но ониобладаютвысокой эластичностью.Данное качество практически не используется производителями. Программы поездокоднообразны,не включают свободных от фотографирования дней. При этом результатыанкетированияпоказывают, что42%потенциальных потребителей считают оптимальным вариантомпрограммы тура из 7 дней сочетание «4+3», то есть 4 дня обучения и 3 дня отдыха.

Вызывают сожаление иузкие географические рамки путешествий: большаячасть туров реализуется далеко от центральной части России.Предложенияна рынке фототуризма по многим показателямне соответствуют спросу, часть из них не обладает высоким качеством. В комплексе с проблемами продвижения туров и плохой осведомленностью о них потребителей данные обстоятельства привели к низкой востребованности фототуров. Решение обозначенных проблем видится в совместной работе туроператоров и фотографов над продвижением, улучшением качества фототурови ихассортиментом, что позволит сделать рынок внутреннего фототуризма более равновесным и насыщенным. Производителям следует рассматривать созданиеподобных уникальных туристских продуктовкак одну изсоставляющих конкурентоспособности в современных условиях.

Ссылки на источники1. Байкалика: официальный сайт туроператора. URL: http://www.baikalika.ru[дата обращения: 18.11.2015].2. Укок Тур: официальный сайт туроператора. URL: http://www.ukoktour.ru[дата обращения: 18.11.2015].3. Эктив Тур: официальный сайт туроператора. URL: http://www.activetours.ru[дата обращения: 18.11.2015].4. Центр экологических путешествий («Ecotravel»): официальный сайт.

URL: http://www.ecotravel.ru[дата обращения: 18.11.2015].5. АлтайТур: официальный сайт туроператора. URL: http://www.altaitour.ru[дата обращения: 18.11.2015].6. PhototravellersclubFrameway: официальный сайт творческого объединения. URL: http://frameway.club[дата обращения: 16.11.2015].7.Байкальская академия фотографии: официальный сайт.

URL: http://www.baikalfoto.org[дата обращения: 18.11.2015].8.Фотошкола Руслана Орлова: официальный сайт. URL: http://www.fotoshkola.org[дата обращения: 16.11.2015].9.Даниил Коржонов: официальный сайт профессионального фотографа. URL: http://korzhonov.ru[дата обращения: 16.11.2015].