Организация учёта расчётов с бюджетом по налогам и сборам
Выпуск:
ART 86254
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голенко
О.
В. Организация учёта расчётов с бюджетом по налогам и сборам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1176–1180. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86254.htm.
Аннотация. В статье раскрывается бухгалтерский учёт процесса налогообложения предприятия; систематизированы подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения.
Текст статьи
Голенко Ольга Владимировна,магистрант Поволжского института управления имени П.А. Столыпина –филиала ФГБОУ ВО РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации», г. Саратовgolenko1966@mail.ru
Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Аннотация.В статье раскрывается бухгалтерский учёт процесса налогообложения предприятия; систематизированы подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения.Ключевые слова: процесс налогообложения, налоговая отчётность, управленческий учёт.
В современных условиях конкурентоспособность и эффективность работы любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от вовремя принятых управленческих решений по поводуизменения объемов выпуска продукции, планирования ассортимента и качества выпускаемых изделий, проводимой ценовой политики и т.д. Основные задачи практики управления включают выработку и исполнение решений руководства, которые направлены на улучшение показателей эффективности функционирования предприятия и его финансовоэкономической стабильности. Высокая ответственность за принимаемые управленческие решения предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов. Внешняя среда предприятияскладывается в условиях неопределенности, неустойчивости и динамизма, которые влекут за собой большое количество разнообразных рисков для него, в связи, с чем роль экономической информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений возрастает, особенно при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами.Всевозможные расчеты с бюджетом предприятия складываются из привлечения им и освоения бюджетного финансирования (грантов, субсидий, дотаций), но преимущественно предполагают исчисление и уплату налогов и сборов. Налоги и сборы устанавливаются государством в лице соответствующего органа власти и являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также согласно ст.2 и 7 Конституции Российской Федерации осуществление социальной функции государства. Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохраненияиобразования, армии, правоохранительных органов и т.д., а также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства.Согласно положениям налогового законодательства РоссийскойФедерации, налог представляет собой обязательный, индивидуально безмозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств(имущества)в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 Налогового Кодекса Российской Федерации).Согласно п.2 той же статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[1]Уплата налогов и сборов субъектом налогообложения производится строго в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах и в конкретных размерах, и при этом носит безэквивалентный, безвозвратный и стабильный характер.
Уплата налогов и сборов обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.Организация учетапроцесса налогообложения предприятия происходит в форме исчисления и уплаты налогов в бюджет, при этом такие операции отражают работники бухгалтерии на счетах бухгалтерского учета.Практически все операции по начислению и уплате налогов отражают с использованием счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», при этом учет ведут в разрезе субсчетов, которые отражают информацию о начислении и уплате таких налогов для предприятий, применяющих общепринятую систему налогообложения как: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, земельный налог, водный налог, в отдельных операциях акцизы, единый налог на вмененный доход (в случае осуществления организацией нескольких видов деятельности), налог на доходы физических лиц, уплачиваемый налоговыми агентами, различные сборы. По общему правилу, по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» бухгалтера отражают начисление долга по налогам в бюджет, а по дебету производят списание средствв уплату налогов. Зачастую учет ведется и в разрезе счетов аналитического учета, где расшифровывается просроченная задолженность по налогам, суммы налогового инвестиционного кредита.Учетная политика предприятия для целей налогообложения является документом, который доказывает права организации в спорных ситуациях, когда в налоговом законодательстве прояснить ситуацию бывает сложно или даже не возможно. В учетной политике предприятия прописывают перечень своих расходов, утверждают формы регистров, расшифровывают систему субсчетов и аналитических счетови т.д.Во время отражения операций в бухгалтерском учете, происходит процесс формирования налоговой отчетности, а попрошествии календарного года, данные о налогах заносят в бухгалтерскую отчетность. Сначала, в форму «Отчет о финансовых результатах» помещают данные об уплате налога с финансового результата, то есть налога на прибыль с прибыли организации или иных налогов с разницы доходов и расходов, таких как упрощенный налог для предпринимателей (УСН с налогооблагаемой базой доходы за минусом расходов), единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей и тому подобные.Следующим этапом происходит заполнение специальных форм отчетности по налогам (таблиц начисления и уплаты налогов, находящихся в формах отчетности под соответствующим номером). Данные этих таблиц служат информацией для анализа начисления, уплаты и задолженности, в том числе просроченной, по налогам.Экономическое содержание процесса налогообложения предприятия включает этапы проведения анализа начисления и уплатыналогов в бюджет, а так же определяет направления аналитической работы, включающие: анализ динамики и структуры отчислений налогов в бюджет;
выявление доли просроченной задолженности по налогам, то есть эффективность соблюдения платежной дисциплины;
анализ структуры и динамики штрафных санкций по налогам и сборам;
анализ процедуры формирования доходов и расходов по налогам, уплачиваемым с прибыли;
сравнение фактических данных с планом, прогнозами и стратегией в области налогообложения;
определение налоговой нагрузки на показатели капитала и эффективности деятельности предприятия.Система учета предприятиемрасчетов с бюджетом для целей налогообложения включает множество взаимосвязанных в финансовом плане элементов: статистический, бухгалтерский, оперативный, налоговый учет. Эти элементы выступают в качестве источников информации, которая необходима для управления деятельностью предприятия. Только при создании информационной системы на предприятии возможно организовать эффективное управление хозяйственной деятельностью, где наряду с информацией бухгалтерского характера о фактах регистрации хозяйственных операций, уплаты и исчисления налогов в бюджет государства, будет формироваться, интерпретироваться и моделироваться информация, которая имеет ценность для принятия эффективных управленческих решений. Именно эти решения определят будущее финансовоэкономическое состояние хозяйствующего субъекта. Управленческий учет станет важным звеном между системой сбора информации и системой управления, поскольку он представляется как система сбора, подготовки и обработки информации о работе предприятия, необходимой исключительно внутренним её пользователям для организации процессов управления.Управленческий персонал, имея информацию, прибегает кинструментам экономического анализа расчетов с бюджетом, который проводится сопоставлением учетных и плановых показателей, в результате чего выявляются отклонения. Информация об отклонениях факта от плана используется для регулирования налоговой нагрузки и выработки управленческих решений. Именно в блоке анализа происходит формирование информации, необходимой для планирования последующих циклов деятельности организации, оптимизации налогообложения.Мнения современных авторов, такихкак, Иванов Е.А., Романчин С.В., указывают на то, что с целью повышения эффективности управления налоговой нагрузкой, на предприятии необходимо создать и применить комплексную систему учетноаналитического контроля анализа и отражения данных о расчетах организации с бюджетом. В целом это не виртуальная система, а служба, собирающая бухгалтерскуюинформацию, включающую оперативные данные, которая использует её для целей экономического анализа. Дополнительными видами информации выступят: статистическая, техническая, социальная и другие. Указанная учетноаналитическая система обрабатывает и оценивает всю информацию, потребляемую для принятия руководством организации решений в сфере налогообложения.[2,3]Подобная учетноаналитическая система впервые в России была описана авторами Л.В. Поповой и И.П. Ульяновым. (рисунок 1)
Рис.1.Схема взаимодействия подсистем учета, анализа и аудита для отражения расчетов с бюджетом
Возникновение в последнее время множества новых научных работ по проблематике сочетания разных видов учета, анализа и контроля и объединения их в одну систему, привело к путанице понятий и невозможности практического воплощения на предприятиях разнообразия предлагаемых авторами решений. Ведущие авторыэкономисты обычно имеют свои собственные точки зрения на составные части и сущность учетноаналитических систем, определяют их роль и место в управлении параметрами налоговой нагрузки. Можно выделить два подхода. Вопервых, часть специалистов обосновывает рассмотрение комплекса учетноаналитических систем в форме одной отдельной и независимой информационной структуры. Её формируют службы, занимающиесяуплатой и расчетом налогов. Вовторых, есть авторы, рассматривающие ту же комплексную систему расчетов с бюджетом в качестве составляющей более ёмкой учетной системы (таблица 1). Обработка информации и принятие управленческих решенийУправленческий анализОптимизация налогообложения, контроль выполнения планаВнешний аудитФинансовыйанализНалоговый анализВнутренний аудитФинансовый учётУправленческий учётНалоговыйучёт
Таблица 1Подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения
АвторСущность подходаМишин Ю.А. Соединение учета и анализа расчетов с бюджетом по налогам в единую систему, представляющую часть учетноэкономической системы Ульянов И.П.,Попова Л.В.Создание отдельной экономической системы, собирающей справочную информацию в фонд на основе данных учета, плана, нормативов, отчетных величин, паспортов развития. Формирование системы аналитических показателей налоговой базы Кальницкая И.В.В контексте выбранной концепции для целей управления предприятием формирование базы информации бухгалтерского учета о налоговой нагрузкеХоружий Л.И.Проведение анализа налоговых платежей через призму управленческого учета, в процессе взаимодействия информации учета и анализа Шимоханская Т.В.Сбор и обработка информации о расчетах с бюджетом для создания институциональной модели процесса управления,для создания условий устойчивого развития предприятияНикандрова Л.К.Проведение работниками службы бухгалтерского учета анализа и контроля расчетовсналоговыми органамиЗалевский В.А. В рамках стратегического менеджмента и концепции управленческого аудита применение аналитических мероприятий расчетов с бюджетом
Рассматривая содержание более ёмкого понятия «управленческая учетноаналитическая система», можно указать, что оно многогранно и его целесообразно использовать для оптимизации расчетов с бюджетом, когда это критически необходимо. В сущности, это формирование и функционирование информационной системы сбора и обработки данных о предприятии в целях эффективного управления налоговой нагрузкой. Развиваясь, управленческий учет в современной организации органически врос в информационную систему, став её важнейшим элементом. Так, управленческий учет стал представлять собой систему, охватывающую максимум видов учетной и отчетной информации, которая необходима внутренним пользователям, руководству для осуществления функций управления в пределах предприятия.
Ссылки на источники1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146ФЗ (принят ГС СФ РФ 17.07.1998) URL:http://www.consultant.ru/.2.Иванов Е.А.Функциональные характеристики учетноаналитических систем URL:http://uecs.ru/uecs34342011/item/73020111029060341.3.Романчин С.В.Анализ показателей налогообложения // Управленческий учет. 2011. № 4. С. 4751.
Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Аннотация.В статье раскрывается бухгалтерский учёт процесса налогообложения предприятия; систематизированы подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения.Ключевые слова: процесс налогообложения, налоговая отчётность, управленческий учёт.
В современных условиях конкурентоспособность и эффективность работы любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от вовремя принятых управленческих решений по поводуизменения объемов выпуска продукции, планирования ассортимента и качества выпускаемых изделий, проводимой ценовой политики и т.д. Основные задачи практики управления включают выработку и исполнение решений руководства, которые направлены на улучшение показателей эффективности функционирования предприятия и его финансовоэкономической стабильности. Высокая ответственность за принимаемые управленческие решения предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов. Внешняя среда предприятияскладывается в условиях неопределенности, неустойчивости и динамизма, которые влекут за собой большое количество разнообразных рисков для него, в связи, с чем роль экономической информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений возрастает, особенно при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами.Всевозможные расчеты с бюджетом предприятия складываются из привлечения им и освоения бюджетного финансирования (грантов, субсидий, дотаций), но преимущественно предполагают исчисление и уплату налогов и сборов. Налоги и сборы устанавливаются государством в лице соответствующего органа власти и являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также согласно ст.2 и 7 Конституции Российской Федерации осуществление социальной функции государства. Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохраненияиобразования, армии, правоохранительных органов и т.д., а также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Отсутствие средств в бюджете современного государства неминуемо приведет к прекращению существования данного государства.Согласно положениям налогового законодательства РоссийскойФедерации, налог представляет собой обязательный, индивидуально безмозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств(имущества)в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 Налогового Кодекса Российской Федерации).Согласно п.2 той же статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[1]Уплата налогов и сборов субъектом налогообложения производится строго в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах и в конкретных размерах, и при этом носит безэквивалентный, безвозвратный и стабильный характер.
Уплата налогов и сборов обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.Организация учетапроцесса налогообложения предприятия происходит в форме исчисления и уплаты налогов в бюджет, при этом такие операции отражают работники бухгалтерии на счетах бухгалтерского учета.Практически все операции по начислению и уплате налогов отражают с использованием счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», при этом учет ведут в разрезе субсчетов, которые отражают информацию о начислении и уплате таких налогов для предприятий, применяющих общепринятую систему налогообложения как: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, земельный налог, водный налог, в отдельных операциях акцизы, единый налог на вмененный доход (в случае осуществления организацией нескольких видов деятельности), налог на доходы физических лиц, уплачиваемый налоговыми агентами, различные сборы. По общему правилу, по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» бухгалтера отражают начисление долга по налогам в бюджет, а по дебету производят списание средствв уплату налогов. Зачастую учет ведется и в разрезе счетов аналитического учета, где расшифровывается просроченная задолженность по налогам, суммы налогового инвестиционного кредита.Учетная политика предприятия для целей налогообложения является документом, который доказывает права организации в спорных ситуациях, когда в налоговом законодательстве прояснить ситуацию бывает сложно или даже не возможно. В учетной политике предприятия прописывают перечень своих расходов, утверждают формы регистров, расшифровывают систему субсчетов и аналитических счетови т.д.Во время отражения операций в бухгалтерском учете, происходит процесс формирования налоговой отчетности, а попрошествии календарного года, данные о налогах заносят в бухгалтерскую отчетность. Сначала, в форму «Отчет о финансовых результатах» помещают данные об уплате налога с финансового результата, то есть налога на прибыль с прибыли организации или иных налогов с разницы доходов и расходов, таких как упрощенный налог для предпринимателей (УСН с налогооблагаемой базой доходы за минусом расходов), единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей и тому подобные.Следующим этапом происходит заполнение специальных форм отчетности по налогам (таблиц начисления и уплаты налогов, находящихся в формах отчетности под соответствующим номером). Данные этих таблиц служат информацией для анализа начисления, уплаты и задолженности, в том числе просроченной, по налогам.Экономическое содержание процесса налогообложения предприятия включает этапы проведения анализа начисления и уплатыналогов в бюджет, а так же определяет направления аналитической работы, включающие: анализ динамики и структуры отчислений налогов в бюджет;
выявление доли просроченной задолженности по налогам, то есть эффективность соблюдения платежной дисциплины;
анализ структуры и динамики штрафных санкций по налогам и сборам;
анализ процедуры формирования доходов и расходов по налогам, уплачиваемым с прибыли;
сравнение фактических данных с планом, прогнозами и стратегией в области налогообложения;
определение налоговой нагрузки на показатели капитала и эффективности деятельности предприятия.Система учета предприятиемрасчетов с бюджетом для целей налогообложения включает множество взаимосвязанных в финансовом плане элементов: статистический, бухгалтерский, оперативный, налоговый учет. Эти элементы выступают в качестве источников информации, которая необходима для управления деятельностью предприятия. Только при создании информационной системы на предприятии возможно организовать эффективное управление хозяйственной деятельностью, где наряду с информацией бухгалтерского характера о фактах регистрации хозяйственных операций, уплаты и исчисления налогов в бюджет государства, будет формироваться, интерпретироваться и моделироваться информация, которая имеет ценность для принятия эффективных управленческих решений. Именно эти решения определят будущее финансовоэкономическое состояние хозяйствующего субъекта. Управленческий учет станет важным звеном между системой сбора информации и системой управления, поскольку он представляется как система сбора, подготовки и обработки информации о работе предприятия, необходимой исключительно внутренним её пользователям для организации процессов управления.Управленческий персонал, имея информацию, прибегает кинструментам экономического анализа расчетов с бюджетом, который проводится сопоставлением учетных и плановых показателей, в результате чего выявляются отклонения. Информация об отклонениях факта от плана используется для регулирования налоговой нагрузки и выработки управленческих решений. Именно в блоке анализа происходит формирование информации, необходимой для планирования последующих циклов деятельности организации, оптимизации налогообложения.Мнения современных авторов, такихкак, Иванов Е.А., Романчин С.В., указывают на то, что с целью повышения эффективности управления налоговой нагрузкой, на предприятии необходимо создать и применить комплексную систему учетноаналитического контроля анализа и отражения данных о расчетах организации с бюджетом. В целом это не виртуальная система, а служба, собирающая бухгалтерскуюинформацию, включающую оперативные данные, которая использует её для целей экономического анализа. Дополнительными видами информации выступят: статистическая, техническая, социальная и другие. Указанная учетноаналитическая система обрабатывает и оценивает всю информацию, потребляемую для принятия руководством организации решений в сфере налогообложения.[2,3]Подобная учетноаналитическая система впервые в России была описана авторами Л.В. Поповой и И.П. Ульяновым. (рисунок 1)
Рис.1.Схема взаимодействия подсистем учета, анализа и аудита для отражения расчетов с бюджетом
Возникновение в последнее время множества новых научных работ по проблематике сочетания разных видов учета, анализа и контроля и объединения их в одну систему, привело к путанице понятий и невозможности практического воплощения на предприятиях разнообразия предлагаемых авторами решений. Ведущие авторыэкономисты обычно имеют свои собственные точки зрения на составные части и сущность учетноаналитических систем, определяют их роль и место в управлении параметрами налоговой нагрузки. Можно выделить два подхода. Вопервых, часть специалистов обосновывает рассмотрение комплекса учетноаналитических систем в форме одной отдельной и независимой информационной структуры. Её формируют службы, занимающиесяуплатой и расчетом налогов. Вовторых, есть авторы, рассматривающие ту же комплексную систему расчетов с бюджетом в качестве составляющей более ёмкой учетной системы (таблица 1). Обработка информации и принятие управленческих решенийУправленческий анализОптимизация налогообложения, контроль выполнения планаВнешний аудитФинансовыйанализНалоговый анализВнутренний аудитФинансовый учётУправленческий учётНалоговыйучёт
Таблица 1Подходы отечественных экономистов к анализу данных о расчетах с бюджетом для целей оптимизации налогообложения
АвторСущность подходаМишин Ю.А. Соединение учета и анализа расчетов с бюджетом по налогам в единую систему, представляющую часть учетноэкономической системы Ульянов И.П.,Попова Л.В.Создание отдельной экономической системы, собирающей справочную информацию в фонд на основе данных учета, плана, нормативов, отчетных величин, паспортов развития. Формирование системы аналитических показателей налоговой базы Кальницкая И.В.В контексте выбранной концепции для целей управления предприятием формирование базы информации бухгалтерского учета о налоговой нагрузкеХоружий Л.И.Проведение анализа налоговых платежей через призму управленческого учета, в процессе взаимодействия информации учета и анализа Шимоханская Т.В.Сбор и обработка информации о расчетах с бюджетом для создания институциональной модели процесса управления,для создания условий устойчивого развития предприятияНикандрова Л.К.Проведение работниками службы бухгалтерского учета анализа и контроля расчетовсналоговыми органамиЗалевский В.А. В рамках стратегического менеджмента и концепции управленческого аудита применение аналитических мероприятий расчетов с бюджетом
Рассматривая содержание более ёмкого понятия «управленческая учетноаналитическая система», можно указать, что оно многогранно и его целесообразно использовать для оптимизации расчетов с бюджетом, когда это критически необходимо. В сущности, это формирование и функционирование информационной системы сбора и обработки данных о предприятии в целях эффективного управления налоговой нагрузкой. Развиваясь, управленческий учет в современной организации органически врос в информационную систему, став её важнейшим элементом. Так, управленческий учет стал представлять собой систему, охватывающую максимум видов учетной и отчетной информации, которая необходима внутренним пользователям, руководству для осуществления функций управления в пределах предприятия.
Ссылки на источники1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146ФЗ (принят ГС СФ РФ 17.07.1998) URL:http://www.consultant.ru/.2.Иванов Е.А.Функциональные характеристики учетноаналитических систем URL:http://uecs.ru/uecs34342011/item/73020111029060341.3.Романчин С.В.Анализ показателей налогообложения // Управленческий учет. 2011. № 4. С. 4751.