Психолого-педагогические риски в условиях современной поликультурной образовательной среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бекбулатова А. М. Психолого-педагогические риски в условиях современной поликультурной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1216–1220. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86263.htm.
Аннотация. В статье раскрываются понятия «поликультурное образование», «риски». Дается представление о современной поликультурной образовательной среде и ее особенностях. Рассматривается понятие «риск» в образовательной среде и его многоаспектность. Анализируется психологическая составляющая данного феномена. Актуальность изучения проблемы возникновения психолого-педагогических рисков обусловливается современной парадигмой образования, связанной с поликультурностью контингента учащихся в образовательных учреждениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бекбулатова Альбина Маратовна,Бакалавр кафедры психологии и педагогикиФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаalbinaktotam@mail.ru

Психологопедагогическиериски в условиях современной поликультурнойобразовательнойсреды

Аннотация.В статье раскрываются понятия «поликультурное образование», «риски». Дается представление о современной поликультурной образовательной среде и ее особенностях.Рассматривается понятие «риск» в образовательной среде и его многоаспектность. Анализируется психологическая составляющая данного феномена.Актуальность изучения проблемы возникновения психологопедагогическихрисков обусловливается современнойпарадигмойобразования, связанной с поликультурностью контингента учащихся в образовательных учреждениях.Ключевые слова: образование, психологопедагогические риски, поликульутрная образовательная среда, поликультурное образование

Приобретающие актуальность проблемы современного образования, такие как возрождение духовности, развитие нравственных ценностей, гуманистического мировоззрения, ценностных ориентаций личности, сотрудничества, развитие толерантности и включения их в этнокультурный контекст, требуютобновления содержания образования в условиях современного общества.Одним из важнейших принципов, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» является принцип защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства[5]. В связи с этим, перед системой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждой этнической группы и сохранения его посредством образовательной системы через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе не только учебной, но и воспитательнойдеятельности образовательных учреждений.Образованиеэто не только целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний и умений, образование представляет собой ведущиймеханизмразвития общества и цивилизации, является основой устойчивого общества и качества жизни личности в изменяющемся мире, образование одна из важнейшихсоставляющих национального богатства страны. На сегодняшний день образовательная система является самым действенным и универсальным инструментом политической и культурной интеграции.Одной из актуальных проблем современной образовательной системы является восстановление этнокультурных и этносоциальных функций образовательного учреждения. Решение данной проблемы предусматривает реализацию идеи поликультурного образования, суть которого –формирование личности, обладающей общечеловеческими нравственными, эстетическими и культурными ценностями, которое обеспечивается следующей логикой: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры[2].В многонациональном обществе идея поликультурного образования видится в использовании научных и культурных достижений разныхнародов в учебновоспитательных целях. Например, наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать несколько задач одновременно: вопервых, стимулироватьинтерес обучающихся к новому знанию, а, вовторых,предлагаетразличные точки зрения на окружающий мир. В процессе конструирования знаний происходит понимание и его определение при помощи опыта и целейне только своей, новсех расовых, этнических и культурных групп.Базовыми целями поликультурного образованияявляются: –формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социальнополитического многообразия Российской Федерации; –формирование национальнокультурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания; –развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном мире[1].Достижение вышеуказанных целей будет обеспечиваться за счет успешной адаптации развивающейся личности учащегося к различным ценностям в ситуации существования множества гетерогенных культур, а также взаимодействия между индивидами с разными культурными традициями, отказа на монокультурноеобразование в отношении других наций и народов.В связи с этим, следует говорить о психологопедагогических рисках, возникающих в условиях поликультурной образовательной среды. В психологии под риском понимается действие, направленное на вполне определеннуюцель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи.Из всего многообразия подходов к изучению риска следует выделить два наиболее актуальных социальнопсихологический и педагогический.Социальнопсихологический подход (П.К. Анохин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.) раскрывает соотношение оценок риска с ценностями и нормами общества, группы, личности.Педагогический подход (Абрамова И. Г., Татарникова А. Г., Чечель И. Д. и др.) связан с тем, что педагогический риск представляет специфическую форму профессиональной деятельности и отношения педагога к действительности. Социальнопедагогический аспект риска детерминирован тенденциями развития современной школы, изменениями характера педагогической деятельности учителя и взаимоотношений между участниками многогранного и противоречивого процесса становления и развития личности в поликультурной среде.Социальнопсихологический риск представляет собой вероятность наступления неблагоприятных обстоятельств при формировании межличностных коммуникаций на уровне отдельной личности или социальной группы. Безюлева Г.Ввыделяет следующие группы социальнопсихологических рисков:

–в зависимости от разных групп субъектов поликультурного профессионального образовательного пространства: социальнопсихологические риски, присущие и выявляемые в ученическойсреде; социальнопсихологические риски, присущие и выявляемые в среде педагогических работников; – в зависимости от проявлений рисков: этнориски; коммуникативные риски; риски социокультурной адаптации; психологические риски (риски, связанные с состоянием психического здоровья [3, с.21].Миграционная динамика выступает как одна из предпосылок роста межэтнических и межконфессиональных конфликтов в обществе, с связи с этим, увеличивается вероятность проявления этнорисков.Наиболее типичные трудности учащихся в поликультурном образовательнойсредесвязаны с коммуникативными рисками, появление которых может быть вызвано невозможностью полноценного общения учащегося из семьи мигранта с населением страны пребывания в образовательном учреждении.Коммуникативные риски включают несколько групп: риски, связанные с невладением или,достаточно, слабым владениемрусским языком; риски, связанные с коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторонами общения в поликультурной образовательной среде. Исследования показывают, что пребывание в иной социокультурной среде оказывает системное воздействие на личность и ставит ее перед необходимостью адаптации к новым жизненным условиям. Даже при благоприятных условиях адаптация к новой социокультурной среде трудный, стрессогенный процесс. Она считается успешной, если человек реализует свой личностный потенциал, свои возможности и справляется с возникающими внутриличностными и социальными проблемами. Невозможность успешной адаптации в поликультурном пространстве ведет к разрушению личности и вследствие этого к возникновению и развитию рисков социокультурной адаптации.Эффективным инструментом содействия адаптации учащихсяв поликультурных образовательных учреждениях является специально организованная образовательная среда, позволяющая смягчить возникающие сложности адаптации

и способствующая интеграции обучающихся детеймигрантов в принимающийсоциум. Этому процессу могут содействоватьспециально разработанные психологопедагогические программы, реализуемые в образовательных учреждениях, эффективность которых будет определятьсясочетанием специальных технологий, направленных на работу не только с учащимисямигрантами, но и с коренными,обучающимися в образовательном учреждении, а также с педагогическими коллективами.При анализе проблемы социокультурной адаптации обучающихся детеймигрантов, наиболее важна оценка изменений, происходящих у учащихсяна личностном и групповом уровнях. Сюда следует включить: ролевую и статусную позицию в группе, новые взаимоотношения в поликультурной среде; ориентацию на длительноевзаимодействие; тип проживания мигрантов; степень включенности в образовательный процесс, совместную деятельность и др. Таким образом,реализациясистемыактивного взаимодействия образовательного учреждения и родителеймигрантов будет являтьсяоднимиз факторовуспешной адаптации учащихся к новым условиям их обучения, воспитания и профессионального самоопределения.Успешность адаптации личности в современной поликультурной образовательной средево многом определяется психологическим состоянием и настроением обучающихся, а также состоянием и настроением педагогических работников. Возникновение, развитие и проявление психологических рисков связана с психологической нестабильностью, отрицательными эмоциями при стрессовых ситуациях, вызванные иной культурной средой. Психологическиерискиу обучающихся детеймигрантов, могут быть выраженылибо в агрессивном, неконтролируемом поведении, ненависти к педагогам и сверстникам, либо подавленности, депрессии.

Анализ показывает, чтопсихологические проблемы обучающихся детеймигрантов, затрагиваютосновные сферы личности: когнитивную, поведенческую эмоциональную, мотивационнопотребностную, коммуникативную, таким образом носят комплексный характер. Кроме того, происходят изменения в видении себя, своего будущего, мира. Накладываясь одно на другое, нарушения в различных сферах психического здоровья детеймигрантов, могут привести к глобальным проблемам в развитии личности. Педагогическим работникам, помимо психологических рисков, проявляемых у обучающихся детеймигрантов, необходимо знать общие, присущие всем учащимся, возрастные особенности, на которые приходится процесс обучения в учебновоспитательныхучреждениях.Деятельность по снижению психологических рисков в среде учащихся в ряде случаев может затрудняться наличием рисков, присущих педагогическим работникам. Исходя из исследований Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И.следуетвыявить две группы психологических рисков среди педагогов: профессиональнопсихологические и индивидуальнопсихологические риски[3, с.27].Первая группа рисков связана с профессиональными особенностями педагога. Педагогическуюдеятельность стоит отнести к разряду стрессогенных, поскольку довольно часто возникают напряженные ситуации, связанныес повышенным эмоциональным реагированием. Такая напряженность обусловлена объективными и субъективными факторами. К объективным факторам относятся: загруженность рабочего дня, характер решаемых задач, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, ответственность за исполняемые функции, трудный контингент,количество обучающихся детеймигрантов, неблагоприятная психологическая обстановка в образовательном учреждении, социальные условия. К субъективным факторам следует отнести:индивидуальные свойства нервной системы, уровень мотивации к педагогической деятельности и поведению, чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки и пр.Таким образом, напряженными ситуациями для педагога могут быть: –взаимодействия педагога с обучающимися детьмимигрантами, ситуации связанные с нарушением дисциплины на занятии, игнорированием педагогических требований отдельными учащимися, конфликтными ситуациями, сложными межличностными отношениями в коллективе учащихся;

–взаимоотношения с коллегами по работе и администрацией, основанные на расхождении во взглядах, оценке ситуаций;

– объем и распределение педагогической нагрузки;

–взаимодействия педагога с родителями обучающихся детеймигрантов, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, индивидуальной конфликтностью, тревожностью родителей[3].Среди разновидностей профессиональнопсихологических рисков следует выделить особую группуриск профессионального выгорания. Педагог, в большей степени, чаще, чем другие, подвержен риску профессионального выгорания, поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний.Вторая группа

индивидуальнопсихологическиериски связаны с индивидуальнопсихологическими особенностями педагогов, среди которых следует выделить несколько групп. Стоит отметить, вопервых, особенности и различия ценностных ориентаций педагога, включая: различия мотивов, желаний, потребностей, целей; этнические различия; этические различия. Вовторых, различия познавательной сферы: различия в уровнях интеллектуального развития; в особенностях процессов памяти, восприятия, мышления, вниманияи т.д. Втретьих, различия индивидуальнотипологических характеристик, проявляющиеся в особенностях темперамента, характера, способностях.Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, отталкивающейся от необходимости сохранить социокультурную ситуацию многообразия и защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, этнических принципов общественной жизни.Процедура оценки психологопедагогическихрисков в современной поликультурнойобразовательной средепозволяет определить влияние каждого рассматриваемого параметра в отдельности. Исследования рисков, присущих и выявляемых в среде учащихся и педагогических работников, являются составляющими в определении уровня рискогенности конкретного образовательного учреждения.

Ссылки на источники1.Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/res_center/2014/dnrvo/Koncepc_razv_polikult.doc(Дата обращения: 29.01.2016)2.Синягина Н.Ю. Поликультурное образование и его педагогические риски / Н. Ю. Синягина // Педагогическая диагностика. –2013. № 1 –с. 17283.Социальнопсихологическиерискивполикультурном профессиональном образовании. Под общ.ред. Г.В.Безюлевой. –М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. 192 с.4.Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магистр. 2000. № 3. С.77815.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191690(Дата обращения: 29.01.2016)