Развитие креативности в процессе изучения иностранного языка с использованием мультимедийных технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петренко М. А., Луговская В. М., Титовская А. С., Ненахова Д. С. Развитие креативности в процессе изучения иностранного языка с использованием мультимедийных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1211–1215. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86262.htm.
Аннотация. В статье обосновывается значимость мультимедийных технологий для развития креативности личности в процессе изучения иностранного языка в вузе. Авторы рассматривают эту проблему в контексте интерактивного, коммуникативного и гуманистического подходов к обучению иностранному языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петренко Марина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. РостовнаДонуmapetrenko2014@mail.ru

Луговская Валерия Михайловна,студентка Южного федерального университета, г. РостовнаДонуmiss.lera77@mail.ru

Титовская Анастасия Сергеевнастудентка Южного федерального университета, г. РостовнаДонуsolnce.stuha@yandex.ru

Ненахова Диана Сергеевнастудентка Южного федерального университета, г. РостовнаДону

Diana0197@mail.ru

Развитие креативности в процессе изучения иностранного языка с использованиеммультимедийных технологий

Аннотация. В статье обосновывается значимость мультимедийных технологий для развития креативности личности в процессе изучения иностранного языка в вузе.Авторы рассматривают эту проблему в контексте интерактивного, коммуникативного и гуманистического подходов к обучению иностранному языку.Ключевыеслова: интеракция, мультимедийные технологии, креативность, инновации.

Немецкий поэт и мыслитель, И.В. Гёте, считал, что «кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём». Действительно, чем больше человек изучает иностранные языки, тем больше он познает детали, свойства и специфику родного языка. Карл Великийговорил. что«владеть другим языком –это как иметь вторую душу». Нам трудно не согласиться с ним, так как для овладения иностранным языкомнеобходимы настойчивость, усердие, добросовестность, креативностьи многие другие качества, которые могут быть не проявлены, но мы могли бы их обнаружить в процессе его изучения. Иностранный язык играет важную роль в жизни человека, так как владение им позволяет нам общаться с носителями других языков без преград, что особенно актуально в период глобализации, когда иностранныйязык«из простого учебного предмета превратился в базовый элемент современной системы образования,в средство достижения профессиональной реализации человека»[2]. Основной задачей высшего образования является не только передача знаний, но и развитие личности, свободно и креативно мыслящей, способной к быстрому принятию решений в нестандартных ситуациях.С целью обеспечения высококачественной профессиональной подготовки необходимо переключение с традиционных типов работы к инновационным. Именно поэтому увеличивается значимость процессаразвития креативностиличности. Но, к сожалению, в настоящий моментприходиться признать, что процесс развития креативности требует новых исследованийне только в области психологии, физиологии, но и в контексте педагогики творчества, педагогики развития личности.Тому, как разрешить проблему развития креативности в процессе изучения иностранного языка и какими технологическими средствамилучше для этого пользоваться, посвящена данная статья. Логика исследования требует уточнения ключевых понятий, поэтому рассмотрим некоторые из них. Анализлитературы показал, что в традиционной психологии и педагогике креативность рассматривается как: «творческие способности индивида –способности порождать необычные идеи, откланяться от традиционных схем мышления, быстро решатьпроблемные ситуации. Характеризуетсяготовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор» [3]. А. Маслоу, американский психолог, считал, что «креативность –это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды»[8].. Мы согласныс тем, что «способность творить –полезное качество, которое пригодится как в профессии, так и в обыденной жизни, но творческие способности развивать непросто. Единственный способ сделать это –как можно больше практиковаться. Интерактивный подход в образовательном процессе –эффективный способ развития творческого мышления. И развитие творческого мышления это не изысканная добавка к целям образования, а фактор выживания в современном мире. В процессе педагогической интеракции высвобождается естественный творческий потенциал студенческой, ученической группы не потому, что педагог вливает творческую энергию из большого шприца новаторства, а потому, что педагогическая интеракция может подействовать как катализатор, высвобождающий естественное стремление к творчеству, часто заблокированное пробкой пассивности, лености, привычек, стереотипов, а зачастую и напряжением. Поэтому главным в отношениях в системе педагог –обучающиеся является ощущение атмосферы взаимного принятия и открытого признания достижений, которое рождается чувством уверенности, осознанием личного и профессионального роста» [9]. Мы разделяем и точку зрения о том что «процесс развития креативности у студента должен быть непрерывен. Но эта непреывность в сознании студента, поэтому не всегда внешне наблюдаема. В любом случае, стадия накопления информации студентом обязательно сменяется созданием творческого продукта: будь то диалог на иностранном языке или сочинение на заданную тему, или творческий проект по подготовке какоголибо проблемного материала серьёзного исследовательского характера и др. Главное, чтобы студент был сориентирован на достижение максимума в развитии своих творческих потенций. И иностранный язык в этом деле –хороший помощник совершенствования самого способа творческой деятельности [4]. Уточним, что творческая деятельность представляет собой инновационный и сложный процесс, в основе которого «лежат такие характерные черты, как: видение структуры изучаемого материала; самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых стандартных условиях, умение задавать вопросы; видение новой функции знакомого объекта (языковой единицы); видение альтернативы решения вопроса, альтернативы подхода к поиску решения; комбинирование ранее известных способов решения проблемы в новый способ; создание оригинальных способов решения проблемы при известности других» [7].При проведении различных исследованийвыяснилосьи то, что для развития творческих способностей личностипри изучении иностранного языка необходимы мультимедиа. Существует множествоопределений этого понятия, но мы остановимся на этом:«Мультимедиа (от латинского multum–много + media–средства) –средство обучения, включающее в свою структуру разные виды информации –в виде текстов, аудио, видео и анимационных элементов. С помощью мультимедиа обеспечивается интерактивное взаимодействие с обучающимися» [1]. Для того чтобы развивать креативность в процессе изучения иностранного языка, преподаватель должен поставить обучающегося в позицию, в которой бы он мог сам исследовать и познавать новое. Вэтомипреподавателюи студентумогут помочь мультимедиа. В ходе созидательной деятельности студентприобретает новый опыт, опираясьпри этомна старый.И здесь актуальна позиция, в которой «мультимедийные технологии рассматриваются как одно из средств реализации творческой активности личности. Медиасредастала значимой в области образования, на наш взгляд, в связи с тем, что помогла «родиться» интерактивным технологиям, решающим задачи показа многообразных сфер жизни с помощью визуальной и аудиальной информации, расширила коммуникативные возможности человека –ту сферу, которая всегда будет актуальной и практически применимой. Информационные технологии, дополняя межличностное взаимодействие, создают новые системы связей, что позволяет активно вмешиваться в мир, преобразуя и модифицируя его [5].Особоследует отметить и то обстоятельство, что «мультимедийные технологии могут решить проблемы обучения межличностному общениюна иностранном языкеи интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждого студента и усиления наглядности, благодаря преимуществам мультимедийных технологий, которые заключаются в:

организации познавательной деятельности путем моделирования;

имитации типичных ситуаций общения с помощью средств мультимедиа;

применении полученных знаний в новых ситуациях;

эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков;

автоматизированном контроле результатов обучения;

способности осуществления обратной связи;

развитии творческого мышления;возможностиобъединения в учебных программах визуальной и звуковой форм»[5].Но значимым является и то обстоятельство, что формирование креативности обучающихся невозможно без понимания смысла получаемых знаний, так как именно от этого зависит возможность правильного их использования. И здесь важны коммуникативный и гуманистический подходы к обучению. Дело в том, что иностранный язык можетвнестизначительныйвклад в процедуру формирования креативности у обучающихся, так как главная задачаобучения иностранному языку–это развитие их коммуникативной компетенции.Иноязычное общение основывается на концепции речевой деятельности. Коммуникативные занятия по иностранному языку имеютдеятельную направленность, потому как речевое взаимодействие исполняется с помощью вербального общения, которое предназначено для решения проблем продуктивной человеческой деятельностив ситуациях общественного взаимодействия.Находясь в такой ситуации, студентыстараются разрешить различные проблемы при помощи коллективной работы при изучении нового материала. Деятельностная суть коммуникативно нацеленного изучения иностранного языка реализуется в обстановке гуманистического подхода к обучению. При таких обстоятельствах формируется позитивная среда, способствующаяразвитиюэнергичной, волевой, креативнойличностив процессе обучения. В совокупности данные обстоятельства определяютследующее: обучающиеся смогут беспрепятственно формулировать собственные идеи в ходе общения; интересы каждого участникаобщения не останутся без внимания других; соучастники общения могут спокойно воспринимать критику, зная, что не будет никакого наказания за их ошибки. При гуманистическом подходекобразовательному процессуустраняютсяпрепятствия, которые снижают стремление студентов к обучению. Как уже было упомянуто ранее, иностранный язык располагает огромным потенциалом формирования креативности обучающихся. Влияя на человека, развитие творчества обогащает чувствительный и полезный опыт, формирует нервную систему, вырабатывает высокоинтеллектуальные возможности, содействует воспитанию эстетических и умственных способностей, приводит к формированиюценностей,настраивает на последующуюинтенсивную, креативносознательную деятельность,соответствующую внутренним потребностям. Все это поможет раскрыть творческий потенциал личностии будет способствовать проявлению её креативности. Мультимедиа в этом случае –замечательное средство создания креативной образовательной среды Уточним, чтоорганизация занятий с применением мультимедиа может осуществляться не только после изучения нового материала, исполняя функции обучающего контролирования. Конечно, такая перемена в обычных условиях необходима, потому как она формирует атмосферу успешностипри формулировке выводов о проведенной работе в ходеизучения иностранного языка. Номультимедийные технологии могут стать иведущим способом развития креативности в процессе всего занятия, так как предполагаютсовокупность различных способов обучения: текстов, музыки, видео, графических изображений, мультипликации в интерактивном режиме. Рассмотрим некоторые из них.«Мультимедиа –проект».Для начала определимся, что же означает термин «проект». «Проект –это (лат. project–«выброшенный вперед») продукт деятельности проектирования.Но если рассматривать проект по отношениюк учебной деятельности то, это независимая креативная деятельность обучающихся, которая выполняется под руководством преподавателя. Главная концепция данного методав изучении иностранного языка заключается в том, чтобы «перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.» [6]. Мультимедиапроект дает возможность реализовать процесс обучения в интерактивнодиалогичные,экспериментальные уроки, на которыхрешаются увлекательные и действительно важные задачи с учетом специфики культуры страны изучаемого языка.При изучении иностраннногоязыкаэтот метод можно использовать фактически по любой тематике.Самое важное –это сформулироватьвопрос, который и составит основную проблему проекта, которую необходимо решить. Работа с мультимедиапроектами дает возможность развития проектного мышления у обучающихся, а также мотивирует их на получение новых знаний по иностранному языку. Более того,все обучающиесявключены в самостоятельную работу, и немаловажно то, что они могут использовать приобретенные знания с целью разрешения новых позновательнопрактических задач. Использование Интернетресурсовтакже можетпомочь врешении проблемыразвития креативности. попутноразвивая навыкичтения при использованииразличных вебсайтов; улучшая навыки письменной речи; пополняясловарныйзапас обучающихся; создаваямотивациюк иноязычному общению. Помимо этого, деятельность обучающихся сосредоточена на исследовании возможностей Интернета, с целью расширения знаний и формирования различных отношений и контактов с иноязычными пользователями. Обучающиеся также имеют возможность участвовать во всевозможных тестированиях, научных конференциях, которые проводятся в глобальной сети Интернет. В сети Интернет естьмножество мультимедийных проектов и сведений на различных языках, включающихучебнометодическую и академическуюинформацию, которая создаёт возможность организации оперативной консультационной помощи, а также формирует учебноэкспериментальную работу и осуществляет виртуальное тренировочное обучение в режиме онлайн.Готовясь к уроку иностранного языка, можнопользоваться различными сведениями как российских, так и иностранных вебсайтов. Наиболее часто используются онлайнсловари, блоги и онлайнтестирования. С целю достижения большей результативности при изучении иностранного языка и развития творческих способностей личности вовнеучебноевремя преподавательможет сформировать вебсайт, которыммогут пользоватьсяобучающиеся, выполняя различные неординарные задания. Да и сами студенты могут явить миру свою креативность, не выходя из дома, благодаря интернетресурсам. Это особенно важно в случае, когда в обычное время студент стесняется проявить свои творческие способности и возможности изза чьеголибо присутсвия.Безусловно, вышеупомянутые методы влияют на развитие креативности, так как обучающийсяможет непосредственно регулировать программу, самостоятельно принимать решения,в каком режиме реализовывать задачи и какой способ использовать при исследовании материала. Таким образом,студентысмогут больше контактировать друг с другом, так как увеличивается необходимость отыскать либо сформировать значимую информацию,и поделиться еюс другими. Обучающийся также имеет возможность выбирать те сведения, которые нужны именно ему. В заключении хотелось бы отметить, что современные мультимедийные технологии не смогут полностью заменить преподавателя, так как они являются всего лишь средством, дающимвозможность увеличить качество преподавания, создать наиболее объективный и наглядный контроль усвоенных знаний. Нонужно признать и тот факт, чтопроявить свою креативность, благодаря мультимедийным технологиям, современным студентам проще. И процесс изучения иностранного языка становится более интересным.

Ссылки на источники1.Азимов Э. Г., А.Н. Щукин –Новый словарьметодических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009 Азимов Э. Г., А.Н. Щукин –Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 20092.Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. –Ижевск: Издво «Удмуртский университет», 2012. –212 с.3.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998.4.Петренко М.А., Костромина Е.О. Развитие креативности в процессе изучения иностранного языка в вузе. Мир науки и инноваций. 2015. Т. 6. С. 36.5.Петренко М.А..Развитие творческой активности личности в социокультурной образовательной интерактивной среде вуза. Монография. РостовнаДону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 140 с.

6.ПолатЕ.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. –2000. –№ 2,3.7.Савицкая Т.П., Яскевич Т.В. Проблемная ситуация и развитие творческих умений на занятиях по иностранному языку. –Оптимизация обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Всероссийскаянаучнометодическаяконференция. –Оренбург–1996. –С. 68708.Maslow, A. H., A theory of metamotivation: the biological rooting of the valuelife,J. humanistic Psychol, 1967, 7, 93—1279.Petrenko M.A.PEDAGOGICAL STRATEGY OF THE INTERACTIVE APPROACH IN THE AGE OF GLOBALIZATION. SWorldJournal. 2013. Т. J11305.№5. С. 406415.