Проблема трудоустройства выпускников специальности «Социальная работа» Пермского края в современных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шкляев К. О., Григорьева М. И. Проблема трудоустройства выпускников специальности «Социальная работа» Пермского края в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1266–1270. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86273.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ проблем трудоустройства молодых специалистов – выпускников вузов, особенно социально-гуманитарных профессий, включая специальность «Социальная работа», которые, по мнению экспертов, не вполне востребованы современным рынком труда. В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты содействия занятости рассматриваемой категории молодежи, проанализированы данные эмпирических исследований и региональный опыт в данной области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шкляев Кирилл Олегович,Студент 3 курса направления подготовки бакалавриата «Социальная работа» Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермьkirill_178@mail.ru

Григорьева Милана Игоревна,Старший преподаватель кафедры социальной работы и конфликтологии Пермского государственного национального исследовательского университета, г.Пермьmilanagrekhova@list.ru

Проблематрудоустройства выпускников специальности «Социальная работа» Пермского края в современных условияхАннотация.В статье представлен анализ проблемтрудоустройства молодых специалистов‬выпускников вузов, особенно ‬социальногуманитарных профессий, включая

специальность«Социальная работа», которые, по мнению экспертов, не вполне востребованы современным рынком труда.В статье рассмотренынормативноправовые аспекты содействия занятости рассматриваемой категории молодежи, проанализированы данные эмпирических исследований и региональный опыт в данной области.Ключевые слова:выпускники, трудоустройство, рынок труда, содействие трудоустройству.

Экономические реформы, происходящие в Россиив последнее время, привели к структурным изменениям в сфере труда и занятости молодежи Пермского края и России в целом. Появление рыночных механизмовв сфере занятости выпускниковужесточило условия выхода молодых специалистовна рынок труда, что привелокбезработице ‬одному из важныхфакторов, которое усугубляетположение экономикистраны. Высокая доля безработицы среди выпускников особоопасна, так какэто наиболее перспективнаявозрастнаягруппа в составе трудоспособного населения. Примерно38%молодежив возрасте до 29 лет,окончивших то или иное образовательное учреждение,являются безработными[1].Изменение положения выпускников на рынке труда, изменение конъюнктуры самого рынкатрудане лучшим образом сказываются на практике трудоустройства выпускниковсоциальногуманитарных профессий и, в частности, направления подготовки «Социальная работа».Сегодняв России наблюдается избыток специалистов социальногуманитарных профессий. Трудности, связанные с их трудоустройством,обусловленывысокой долей конкуренциейспециалистов данного профиля. Также, не смотря на то, что в Перми подготовка специалистов посоциальной работес высшим образованием идет только в Пермском государственном национальном исследовательском университете (далее ‬ПГНИУ), есть ВУЗы ифакультеты со смежными профессиями: «Социология», «Организация работы с молодежью», «Социальная педагогика» и др.профессиональные стандартыкоторых внедряются лишь с 2013 года.Следовательно,возникает неопределенность, от которого проигрывают выпускники прошлых годов выпуска, поскольку полученные навыки ранее не смогут полностью соответствоватьновымпрофессиональнымнавыкам. Кроме того, всвязи с возрастающимспросом на высшее образование гуманитарных направлений, огромноеколичество вузов не упускает возможности набрать абитуриентов на договорнойоснове. Следовательно, мы можем судить о том,чтона рынке труда возникает переизбыток гуманитариев и, как следствие, ограниченное количество рабочих мест по этим специальностям [2].В России примерно 69% выпускниковвысших учебных заведенийимеют гуманитарное образование [3]. Если же рассматривать выпускников, окончивших высшее учебное заведение по специальности «Социальная работа», то подготовка специалистов по этой специальностиявляется одним из новых и перспективныхнаправлений высшего профессионального образования. В условиях изменения рыночной экономикипараллельно наблюдаютсянехваткаспециалистов в данной области, а такжепроблема их трудоустройства после окончания ВУЗа.Помимо этого, в организациях, где требуются выпускники по специальности «Социальная работа», рабочиеместа занимают специалисты иного профиля. [4].С другой стороны, опрос, который был проведенв ходе исследования «Барьеры и возможности» показал, что специалисты социальногуманитарных профессий являютсяболее успешными при трудоустройстве и самореализации в силунекой универсальности,а такжешироты подготовки будущих выпускников[5]. О.В. Лысенко данные тенденции объясняет, вопервых, большей гибкостью и универсальностью «гуманитариев», вовторых, большей возможностью самореализации в данной деятельности и удовлетворенности, в том числе и изза меньшего уровня притязаний [6].Содействие трудоустройству предполагает выработку приемов, мер нормативноправового и организационного характера, способствующих эффективному трудоустройству по интересующей выпускника специальности [7].Необходимо отметить, что Международная организация труда определяет 3 основныхнаправления содействия занятости выпускниковсо стороны государстви работодателей:1. Осуществлениемер по укреплению связей между образовательными учреждениямиирынком труда. Данные меры должны осуществляться с профориентационными мероприятиями, с совершенствованиеминформации о карьерных перспективах, а такжеобеспечениемгарантий занятости выпускников.2. Привлечениестудентовмолодежи к предпринимательству.3. Оказание содействия взащите законныхправ молодежи, гарантирование имобязательные права в сфере труда и занятости [8].Сегодняв Российской Федерации создана соответствующая нормативноправовая база по вопросам регулирования трудовой занятости выпускниковкак на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне эти законы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ».Главенствующая рольв нормативных актахпринадлежит Конституции РФ. Конституция РФ является комплексным законодательным актом, который регулируетотношения в сфере занятости выпускников и населенияв целом. КонституцияРФзакрепляет правовые и организационные основы политики в области содействия занятости, включая гарантии Россиипо реализации конституционных прав граждан на труд и соответствующуюзащиту от безработицы.На региональном уровне в целях по созданию правовых, экономических и социальных условий, способствующих развитию трудаПермского края, а также всоответствии с Указом губернатора Пермского края от 24 июня 2013 г. N 74 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края» и распоряжением губернатора Пермского края от 24 июня 2013 г. N 146р «Об утверждении Перечня государственных программ Пермского края» Правительством Пермского края была утвержденасоответствующаягосударственная программа Пермского края «Содействие занятости населения». По прогнозам, указанной в данной программе, реализациясоответствующихмероприятий программы обеспечит временное и постоянное трудоустройство (1,4 тыс. граждан и 75 тыс. граждан соответственно), а такжеорганизацию временного трудоустройства граждан в возрасте 1824 лет из числа образовательных учреждений[9].Для выявлениятенденций на рынке труда Пермского края в 2015 году нами был проведен анализ рынка труда Пермского края. Так, втечениевсегодекабря 2015 г. на исследуемомрынке труда Пермского края замечаетсянебольшоеснижение спроса на ту или иную рабочую силу.Помимо этого,большимспросом пользовались квалифицированные рабочие предприятий промышленного характера, транспорта, строительства.В меньшей степени пользовалисьпрофессии операторов, машинистов,слесарей. На 1 января 2016 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости г. Перми составляет 5012 человек. Численность вакансий, которыми располагал Центр занятости населения г. Перми на декабрь составляет10341 ед. Стоит отметить, что на протяжении всего 2015 года Центр занятости населения ежемесячно указывает перечень профессий, наиболее востребованных в городе Перми. Специальность «Социальная работа» не включена в данный список [10].Проанализировав данные можно судить о том, что данная специальность не пользуетсяспросом среди работодателей.

Помимо этого, в 2014 г. нами было осуществлено телефонное интервью выпускников направления подготовки «Социальная работа». Целью опроса является изучение практики трудоустройства выпускников. Выборочную совокупность составляют молодые специалисты из числа выпускников дневной формы обучения 2012, 2013, 2014 гг. выпуска. Всего было опрошено 50 человек, выборка сплошная.На момент опроса, 75,7% выпускников были трудоустроены, в то время как 24,3% выпускников не имели работу. Долятрудоустроенных по специальности составляет 77%. По мнению опрошенных, у 82% выпускников полученное образование полностью соответствует требованиям работодателя. Отмечается, что 18% опрошенных выпускников ответили, что их образование не соответствует требованиям работодателя.

В свою очередь, несоответствие работы образованию влечет серьезные и негативные последствия для работодателей и выпускников. Для выпускников несоответствие образования занимаемойтой или инойдолжности может привести к увольнению. В свою очередь, работодатели несут убытки изза дополнительного обучения молодежи. В.А. Гуртовым отмечается,что качество подготовки специалистовпо специальности «Социальная работа» является для работодателя важным критерием поиска специалиста на претендующую должностьнаряду с опытом и соответствием профиля образованияхарактерузанимаемой должности[11].Большинство опрошенных респондентовсчитают, что главными барьерами при устройстве на работу являются отсутствие опыта работы (66,4%),низкая заработная плата (27,8%), отсутствие рабочих мест (3,7%), несоответствие выпускников требованиям работодателей (2,1%). Все это подтверждает о значимости нематериальных ценностей в сфере труда для молодых выпускников. Несоответствие требованиям работодателей объясняются мировыми тенденциями развития общества, интенсивным совершенствованием сфер жизни общества, которые порождают все новые требования к будущим кандидатам [12].Многими выпускниками специальности «Социальная работа» было отмечено, что для решения проблемы трудоустройства необходимо предоставлять стажировки в организации с последующим трудоустройством (69%), а также повысить уровень заработной платы (31%).Среди способов поиска работы выпускники отдали предпочтение непосредственному обращению к работодателю (81,8%), личным связям и знакомствам (10,9%), а также средствам массовой информации (7,3%).Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что положение молодых выпускников на рынке труда является достаточно напряженным.Сравнивая результатынашего исследования с аналогичными, проведенными в других регионах, например, И.Е. Левицкой и О.А. Петровской,можно увидетьпохожиетенденции. Чтобы разобраться, с какими проблемами сталкиваются молодые специалисты при трудоустройстве, авторами было проведено социологическое исследование, участниками которого стали выпускники высших учебных заведений г. Краснодара, уже имевшие опыт трудоустройства. Исследование проводилось с помощью анкетного опроса. В процессеисследования установлено, что 70% выпускников были трудоустроены по полученной специальности. Основные трудности были связаны с недостаточным опытом работы (45%), невысоким уровнем зарплаты (35%), неподходящим возрастом (10%)ибольшой конкуренцией (10%)[13].Сравнивая результаты исследований стоит отметить тот факт, что конкуренция и возраст также могут рассматриваться как трудности, связанныес трудоустройством. Конкуренция наблюдается изза снижения на рынке рабочих мест социальногуманитарных направлений, что свидетельствует о конкуренции между потенциальными работниками.Для того, чтобы повысить процент трудоустройства молодых выпускников по специальности, необходимы соответствующие меры организационного характера. Для современного российского рынка труда особый интерес представляет европейский опыт содействия трудоустройству выпускников. Регулированиепроцессазанятостимолодежи, управление составомбезработицы,масштабами, а также решение существующихпроблем являются приоритетными задачами в странах сразвитым рынком. В этой связи, интересным представляется опыт Франции. Во Франции широко распространен опыт временного найма, частичнойзанятости, а также опыт «гибкого рабочего времени».Стоит отметить, что французская модель занятостив той или иной степенибыла заимствованаРоссией, следовательно, институт трудоустройства выпускников является достаточно схожим с институтом трудоустройства Франции.Так, популярныйфранцузский опыт временного найма, предоставляет большие плюсыи работодателям,и молодым специалистам. Он освобождает предпринимателей от уплатытех или иных пособий при увольнении штата сотрудников, оплаты отпусков. В свою очередь, для самого специалиставременная занятость может стать своеобразной профориентацией, которая позволяет попробовать свои возможностина данной должности.Следовательно,временной найм направлен на создание мобильной рабочей силы [14].Не менее широко распространена во Франции частичная занятость. Данный опыт основан на добровольном начале. Частичная занятость отличается от полной занятости болеесокращенной продолжительностью рабочего времени. Тем самым, молодой специалистили же студентможет совмещать определенный вид деятельности с другим.Таким образом,и студенты, и выпускникимогут приобрести те или иные знания в определенной сфере деятельности.Еще одна форма,направленная на снижение напряженности на рынке труда ‬«разделение рабочего места» между 2мяработниками. Эта форма заключается в организации работы в течение меньшего количества времени. Согласно статистике, во Франции разделено 10%рабочих мест. Количество отработанных часов уработников в сумме не должны быть меньше полного рабочего дня. Следует отметить, что каждый сотрудник должен отработать не менее 15 часов в неделю [15].Таким образом, кадровая политика Франции имеет общие закономерности с Россией. Данные меры, предпринимаемые Францией, направлены на создание мобильной рабочей силы, что, в свою очередь, очень актуально для молодых специалистов. Помимо Франции, особый интерес представляет американский опыт содействия занятости выпускников. Успешнаясистемасодействия трудоустройствупоказывает тот факт, чтов период ухудшения экономики страныпредпринимателине увольняют сотрудников, а переводят ихна сокращенный рабочий день.При этом, часть заработной платы за неотработанное время выплачивается государством. Следует отметить, что на даннуюмеру требуется гораздо меньшеденежных средств,нежеличем на выплату пособий по безработице. К тому же, здесь учитывается и психологический аспект, посколькупозитивныйморальный настройработников в большейстепени влияет на уровень производительности труда[16].Следовательно, американская политика направлена на активизацию трудовых ресурсов.Помимо этого, в США широко распространен опыт созданиябанков рабочих мест. Они стали появлятьсяеще в 60е годыпрошло века. Сейчас насчитывается около 300 банковна всей территории соединенных штатов.Сеть банков присутствует в каждом административном делении. Все банки основаны на частной основе. Деятельность банков рабочих мест контролируется Общенациональным банком[17].Тем самым создание банка рабочих мест особенно актуально, поскольку там собирается вся актуальная информация о текущих вакансиях. Любой выпускник может ознакомиться с ними через сеть Интернет.В свою очередь, контроль, осуществляемый Общенациональным банком, является гарантией от произвола со стороны банков.

Стоит отметить, чтово многихевропейскихстранахосуществляетсяконтрользавыплатойпособий по безработице. Контроль осуществляется путемснижениямаксимального размера пособияпо безработице(Дания, Англия, Канада, Германия) илиже путемограничения сроков по выплатам(Франция, Швеция). Во многих других европейских странах изменен порядок исчисления и индексации пособияпо безработице. Например, вИрландии при расчетепособия стали использовать показатель инфляции, а не размер средней заработной платы по стране, как было ранее [18].При этом в наиболее благоприятном положении оказались молодые люди ‬именно та категория, на которую, в первую очередь, и направлена политика содействия найму. Помимо этого, в Канадеи Нидерландахувеличен размер пособия для выпускников образовательных учреждений и молодежив возрасте до 25 лет; в Дании увеличена продолжительность выплат пособия [19].Увеличенные в размерахи срокахпособия для выпускников ВУЗов, несомненно, помогают сохранить трудовой капитал молодежи при безработице. В целом, как показывает практика, зарубежный опыт содействия трудоустройству является достаточно специфичным и своеобразным. Зарубежный опыт может быть творчески адаптирован в российских условиях. Так, к примеру, создание банка компьютерных данных о рабочих местах позволит существенно сократить время на поиски подходящей вакансии молодому выпускнику ВУЗа, поскольку поискосуществляется через сеть Интернет. Введение разделенного рабочего времени между работниками позволит разделить 2/3 рабочих мест, что, в свою очередь позволит привлечь новых молодых специалистов к трудовой деятельности. Увеличенные пособия по безработице для молодежи помогут сохранить трудовой капитал в случае безработицы. Данные мероприятия могут быть полезны при разработке государственных мер по содействию занятости выпускников и населения в целом.Для Российской Федерации характерен иной опыт содействиюзанятости выпускников. Для решения проблемы трудоустройства выпускников, начиная с 2009 г., в Российской Федерации формируется система мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Модель мониторинга содержит три основные группы источников информации о трудоустройстве выпускников. С одной стороны, это учреждения профессионального образования, являющиеся источниками первичной информации о трудоустройстве выпускников при формировании государственной статотчетности (Росстат). С другой стороны, это федеральные органы исполнительной власти, располагающие источниками информации о трудоустройстве и работе выпускников (Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд РФ). Третью группу источников составляют сами выпускники и работодатели, формирующие качественные показатели[20].

Таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников и их успешную деятельность, перед ВУЗами стоит задача помочь развить студентам умения и навыки для решения широкого круга вопросов в сфере своей будущей профессии. В противном случае выпускники будут испытывать все возрастающие трудности с трудоустройством.Для решения этой задачи в начале 2000х годов Правительством России было принято решение о создании в структурах учреждений профессионального образования центров и служб, которые призваны содействовать занятости и трудоустройству выпускников.Так, ПГНИУ не только обеспечивает своих студентов образованием высокого качества, но и стремится сделать все для их трудоустройства и профессионального роста. Проведение форумов, встреч, ярмарок вакансий, несомненно, помогает подойти более разумно к вопросу о трудоустройстве. ЦПК «Alma mater», как структурное подразделение Пермского университета, осуществляет многие задачи по повышению эффективности трудоустройства выпускников. К этим задачам можно отнести:

1.консультирование студентов и выпускников по личностному, профессиональному росту, построению карьеры;2.проведение собраний со старостамидляознакомления с ткущими программами Университета;3.размещение материалов настендах ПГНИУ;4.проведение форумов с целью продвижения вуниверситетскойсреде ценностей труда, высшего профессионального образования, карьерного и профессиональногороста;5.

проведение ярмарок вакансий;6.

проведениеисследовательских работ по проблемам трудоустройства выпускников. В контексте решения данной проблемы интересен опыт работы Красноярского государственного университета. Так, в качестве структурного подразделения, была создана Комиссия по содействию организации практики,занятости студентов и трудоустройству выпускников. Эта комиссия решает следующие задачи:1.установлениепартнерства между университетом и органамигосударственнойвласти;2.проведение профориентационных работ со студентами и выпускниками ВУЗа;3.введениебаз данных о студентах и выпускниках университета;4.организация учебной и производственной практик студентов;5.поддержка студенческих инициатив.Комиссией была определена главная проблема, которая заключаласьв низкой конкурентоспособности выпускниковв условиях рыночной экономикии найдено решение по ее устранению.Помимо этого,основными причинами низкой конкурентоспособности являются низкий уровеньподготовки студентовк профессиональной жизни, отсутствие навыков самопродвижения,а такжезавышенная самооценка. Главная проблема заключалась внежеланииработодателей набирать выпускников, не имеющих опыта работы.Также, проблему усугубляет опыт многих студентов, совмещающих обучение и работу, поскольку оплатаобразовательных услуг и места проживания обязываютстудента трудоустраиваться не пополучаемойспециальности. Все это, в свою очередь,приводит к низкой успеваемости в образовательном учреждениии, как следствие, снижает заинтересованность работодателя в данном выпускнике. Для решения данной проблемы была разработана концепция[21].За четыре года реализации этой концепции удалось достигнуть следующих результатов:1.реализациясистемы содействия неполной занятости студентов по получаемой специальности;2.повышение конкурентоспособности выпускников ВУЗа;3.значительное увеличениечисла трудоустроенных выпускников по полученной специальности;4.самопродвижение студентов и выпускников ВУЗа на рынке труда и др.Таким образом, в ходе работы центров и служб используются как традиционные формы трудоустройства, к примеру, как направление на работу выпускников, обучавшихся в рамках целевой подготовки, так и инновационные формы содействия трудоустройству выпускников, такие как мастерклассы, презентации, форумы, ярмарки и др. Все это обеспечивает появление активности средивыпускников на рынке труда. Для дальнейшего усовершенствования данных методов необходимо тесное взаимодействие учебных заведений, как фактор, порождающий дальнейшее развитие методов содействия трудоустройству выпускников.В заключение стоит отметить, что нельзя недооценивать положение и роль молодежи на рынке труда.Отсутствие барьеров при трудоустройстве выпускников социальногуманитарных профессий, в частности, специалистов по социальной работе, является «идеалом», к которому должны стремиться Пермский край и Россия в целом. Стремление, в свою очередь, должно характеризоваться заимствованием и усовершенствованием существующего опыта содействия трудоустройству выпускников.Практикасодействия трудоустройству выпускниковзарубежных стран представляет собой особый интерес для России, некоторые элементы которой могут успешно дополнять отечественный опыт. Следовательно, от того, насколько грамотным будет кадровая политика Пермского края и Российской Федерации в целом зависит эффективность трудоустройства выпускников.

Ссылки на источники1.Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 №1193р «О Концепции действий на рынке труда на 2008 2010 годы» // Собрание законодательства РФ. 2008. №34. Ст. 3964.2.Базарсадаева А.Д. Молодежная безработица: основные направления государственного регулирования: дисс. … канд. социол. наук. Чита, 2009. С.123.3.Колесникова О.Н., Соколова Е.К. Кого и сколько готовит российская система образования // Демоскоп Weekly. 2008. №349. С1.4.Нефедьева Е.И., Труфанова А.А. Востребованность на рынке труда и возможности профессиональной самореализации выпускников специальности «Социальная работа» // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. №3. С. 104.5.Григорьева М.И, Калинин Д.Н. Трансформация ценности труда и образования у пермской молодежи // Молодежь на рынке труда в условиях модернизации экономики и общества. Материалы XIIIой Всероссийской научнопрактической конференции. 15 февраля 2014 г. Пермь: НП ВПО «Прикамский социальный институт»,2014. С.18.6.Лысенко О.В. Реализация человеческого потенциала в условиях делового поведения: образование, деньги, карьера // Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала в Пермской городской агломерации. Пермь, 2013. С.222.7.Кузьмина Н.Д., Степанова М.Е. Организация эффективной работы служб содействия трудоустройству и развития карьеры выпускников как система объективной оценки качества профессионального образования в колледже // Элиста. 2007. С. 4.8.Торжевский М.В. Проблемы безработицы молодежии направления их решения // Экономика Украины: Научнопрактическийи теоретический ежемесячный журнал для экономистов.2013. №1. С.89.9.Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1315п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Содействие занятости населения»» // Правительство Пермского края. 2013.№ 1089п. Ст.3.1.10.Ситуация на рынке труда г. Перми. / Центр занятости населения г. Перми. 2015. // [электронный ресурс]. URL: http://www.cznperm.ru/rynoktruda/situatsiatrud/(Дата обращения: 10.02.2015).11.Гуртов В. А. Трудоустройство выпускников // Служба занятости. 2012. № 1. С. 3637.12.Гуртов В. А., Серова Л. М., Федорова Е. А. Трудоустройство по специальности с позиции выпускника // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 22‬28.13.Левицкая И.Е., Петровская О.А. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № С.4.14.Попова Н.В.Регулирование процессов на рынке труда: Опыт зарубежных стран М.: Академия, 2010. С.594.15.Попова Н.В. Указ. соч. С.593.16.Маковская Н.В. Опыт регулирования процессов занятости в США и Швеции//Вестн. Могилев. гос. унта им. А.А. Кулешова. 2000.№ 23. С 47.17.Маковская Н.В.Указ. соч. С.49.18.Никольская Г.К. Государство и регулирование рынка труда // Труд за рубежом. 1997. №2 С. 519.Никольская Г.К. Указ. соч. С. 9.20.Гуртов В. А., Серова Л.М., Федорова Е.А. Трудоустройство выпускников: как обеспечить достоверность данных // Служба занятости. 2013. № 2. С. 73.21.Жигарь О.В., Ленский Р.Н. Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №27 С.4751.