Использование компетентностно-ориентированных фонетических упражнений на уроках русского языка в начальной школе для развития познавательных универсальных учебных действий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лемтюгина Е. А. Использование компетентностно-ориентированных фонетических упражнений на уроках русского языка в начальной школе для развития познавательных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1276–1280. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86275.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования на уроках русского языка в начальной школе компетентностно-ориентированных фонетических упражений. Авторы также предлагают возможные варианты заданий, которые могут использоваться на уроке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лемтюгина Евгения Алексеевна,Студентка Челябинского педагогического колледжа № 1, г. Челябинск

Научный руководитель–Зубарева Нина Сергеевна,

кандидат филологических наукaxrameeva.e@mail.ru

Использование компетентностноориентированных фонетических упражнений на уроках русского языка в начальной школе

для развития познавательных универсальных учебных действий

Аннотация. Статья посвещена вопросам использования на уроках русского языка в начальной школе компетентностно –ориентированных фонетических упражений.Авторы также предлагают возможные варианты заданий, которые могут использоваться на уроке. Ключевые слова:фонетика, компетентностно –ориентированные упражнения, начальная школа, русский язык, познавательные универсальные учебные действия.

Изменнения, происходящие сегодня в системе образования предполагает обновление качества образования. Приоритетной целью каждого учителя становится развитие личности, готовой к правильному воздействию с окружающим миром, к самообрзованию и саморазвитию.[4]

В концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетенциии современного качества образования, которые основываются не только на усвоении обучающимися суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, ееуниверсальных способностей.[1]Следовательно учителю необходимо создавать такие условия, при которых ученики уже в стенах школы преобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Это значит, что необходимо перейти от учебно

дисциплинарной модели обучения к практико –ориентированной, то есть компетентностной, где ученики могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия.

Каким же должен быть ученик начальной школы? Любознательным, интересующимся, активно познающим мир, владеющим основами умения учиться, то есть компетентным. В начальной школе выделяют следующие компетенции: учебно –познавательные, ценностно –смысловые, коммуникативные, информационный, здоровьесберегающие.[2]

Целью деятельности учителя начальных классов становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.В качестве результатов обучения необходимо рассматривать не сумму заученных знаний, а умение действовать в любых проблемных ситуациях.

Основная трудность для любого учителя, стремящегося реализовать на своих уроках компетентностный подход, заключается в выборе соответствующих технологических инструментов: форм, методов обучения, заданий, упражнений.Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Предлагаемое задание должно стать личностно значимым для ребенка. Только тогда оно станет интересным для него и цели учителя не будут чужды ученику. На уроке должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия творческих способностей каждого ученика. Компетентностноориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностноориентированных заданий –«окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Компетентностно –ориентированное задание –это, вопервых, деятельностное задание; вовторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; втретьих, оно строится на актуальном для учащихся материале.[5]«Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового» утверждает педагог практик Гранкина Л.Н. Поэтому именно в начальной школе необходимо развивать познавательные УУД через моделирование практических, жизненных ситуаций, на актуальном для учащихся материале. Именно поэтому мы считаем, что одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностноориентированных заданий. Очень важно, чтобы у учащихся при освоении учебного материала выполняли деятельность разного вида, но иногда готовых заданий такого вида учителям не хватает и учителю необходимо разработать самому компетентностноориентированные задания к конкретному уроку. Но как же узнать является ли это задание компетентностно –ориентированным? Во –первых, оно деятельностное. Во –вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию. В –третьих, задпние строится на актуальном для учащихся материале. В –четвертых, его структура задается следующим образом: стимул –погружает учащихся в контекст задания, мотивирует на выполнение; задачная формулировка –точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник –содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося при выполнении задания; инструмент проверки (ключ) –задает критерии оценивания результата. Пример 1. Стимул: Злая мачеха отправила падчерицу в лес за подснежниками, где она встретила 12 месяцев. Они пообещали помочь ей, если она выполнит их задание. Помоги ей.Задание: Перечисли месяцы, названия которых оканчиваются на твердый согласный: 1.Январь2.Февраль3.Март4.Апрель5.Май6.Июнь7.Июль8.Август9.Сентябрь10.Октябрь11.Ноябрь12.ДекабрьБланк ответа: 123456789101112









Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу –2 балла, несоответствие ключу –0 баллов123456789101112

+



+



Компетентностно –ориентированные фонетическиезадания направлены на формирование способностей учащихся выбирать необходимую информацию из стимула, наиболее эффективные способы решения задания, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, а так же анализировать и строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование. Все это помогает ученику успешно освоить раздел «Фонетика», так как компетентностно ориентированные задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка, вопервых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; вовторых, компетентностно ориентированные задания требуют других способов деятельности; втретьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; вчетвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций. Компетентностно ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала (самостоятельная, проверочная или контрольная работа) или показать через проектор на уроках изучения, закрепленияили повторения какой –либо темы для групповой или индивидуальной работы. Например, при изучении темы «Звонкие и глухие согласные»учитель ставит перед собой цель выработать умение различать звонкие и глухие согласные, знать их особенности, уметь проводить звукобуквенный анализ слова, правильно характеризовать звуки. Поэтому первой задачей учителя является задача научить детей выделять опознавательные признаки звонких и глухих согласных и применять это напрактике.[3]

При изучении этой темы, например, можно использовать такое задания:

Стимул: Мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания младшего брата. Ему нужно было написать слова, начинающиеся со звонкого согласного. Найди ошибки, которые допустил брат.Задание: В каком ряду все слова начинаются со звонкого согласного? 1)Телефон, картина, шар.2)Облако, колесо, молоко.3)Машина, йод, воздух.4)Дерево, поезд, эскимо. Бланк ответа: 1234



Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу –1 балл, несоответствие ключу –0 баллов1234

+

Приступая к выполнению задания, ученик должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

умение определять гласный или согласный звук;

умение различать глухие и звонкие согласные;

аргументировать свой выбор.

Ссылки на источники1.Асмолов, Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. —М.: Просвещение, 2008. —151 с.2.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе–2002г.3.Касаткин, Л. Л. Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. –768 с.4.Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009г.5.Пилюгина, Н. А. Компетентностно –ориентированное обучение/ Н.А. Пилюгина// Начальная школа. –2014. № 1. –С. 44 –60