О кардинальном реформировании и консолидации государственного наградного механизма в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сарсембаев А. С. О кардинальном реформировании и консолидации государственного наградного механизма в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1291–1295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86278.htm.
Аннотация. Статья посвящена не столь широко обсуждаемым в доктрине проблемам отечественного государственного наградного механизма. Обосновывается необходимость изменения действующей системы государственных наград РФ; формулируются концептуальные основы понимания природы государственных и иных наград, их классификации и значения, построения наградного механизма и наградного процесса, переосмысливается правовая природа наградной системы, выдвигается идея создания национальной наградной системы, предлагается ее модель.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СарсембаевАйдар Серикович,студент Омской юридической академии, г. Омскaydar.sarsembaev@yandex.ru

Научный руководитель ‬Шевченко Юрий Павлович,

доцент кафедры административного и финансового права Омской юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, г. Омскshevchenko.yp@omua.ru

О кардинальном реформировании и консолидации государственного наградного механизма в Российской Федерации

Аннотация.Статья посвящена не столь широко обсуждаемым в доктрине проблемам отечественногогосударственногонаградногомеханизма. Обосновывается необходимость изменения действующей системыгосударственных наградРФ;формулируютсяконцептуальные основыпонимания природы государственных и иных наград, их классификации и значения, построения наградногомеханизмаи наградного процесса, переосмысливается правовая природа наградной системы, выдвигаетсяидея создания национальной наградной системы, предлагается ее модель.Ключевые слова:награда;наградная политика;наградной механизм;официальные поощрения;наградная система;награднойпроцесс.

Одним из важнейших направлений в деятельности любого государства является его наградная политика, во многом определяющаяи стимулирующаяразвитие государственности, всех отраслей национальной экономики и культуры. Сегодня глава Российского государства, как основной субъект проведения государственной наградной политики на федеральном уровне, в полной мере определяет государственнуюнаграднуюсистему РФ, в частности правомочен утверждать Положение о государственных наградах РФ, учреждать и упразднять государственные награды РФ, регулировать порядок награждения ими, утверждать регламентирующий актокаждой государственнойнаградеРФ (положение, статут), определять их внешний вид (утверждать их рисунки и эскизы)[1].Ныне существующая государственная наградная система РФ представляет собой упорядоченную совокупность учреждаемых РФ в форме федерального закона или президентского указа государственных наград РФ, различных по правовой природе, старшинству, а также правовым последствиям награждения, в том числе по возникновению прав на предоставление социальных льгот и преимуществ. В ее составвходят высшие степени отличияРФ, ордена РФ, знаки отличия РФ, медали РФ и почетные звания РФ [1, п. 2]. Являясь по сути высшей формой официального публичного поощрения не только граждан РФ, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, воинских частей, соединений и кораблей, каждая государственная награда РФ имеет определенное основание награждения ею. Такими основаниями выступают различного рода и степени заслуги в области государственного строительства, социальноэкономического, научнообразовательного и культурного развития, укреплении законности, обороноспособности и безопасности государства, защите прав и свобод граждан, благотворительности, а также иные заслуги перед государством [1, п. 1 прил.].Но при всей своей значимости в укреплении национального единства и общественных отношений системагосударственных наградРФ в действующем виде неможет признаватьсястабильной, посколькуиз годав год приобретает новшества, которые не всегдаможно посчитатьцелесообразными и обоснованными. Только за пять последних лет (с осени 2010 г.) в Положение о государственных наградах РФбыло внесено 15 основательных изменений[2], что уже свидетельствуето гипердинамичности ее развития. Стало быть,остается на повестке дня обсуждениевопросадальнейшего реформирования отечественной наградной системы.В этой связи было бы несправедливым не рассматривать иную модель ее организации. Однакопервоочередной задачей, по нашему мнению, следует считать определение перечня исчерпывающих признаков наградной системы, способных служить подспорьем ее поступательного функционирования.Бесспорно то, что ей, как и любой иной системе правовых средств, должна быть присуща стабильность, о которой уже упоминалось в доктрине [3]. Стабильность как признак и свойство призвана избавитьинститут государственных наград от необоснованной корректировки, поднятьуровень его значимости в развитии общественных отношенийи обеспечитьнаибольшую осведомленность населения о существовании высшей государственной формы поощрениякак таковой.Надежным способом обретения наградной системойсвойства стабильности представляетсязаконодательноеурегулированиенаградных правоотношений. Трофимов Е.В., Винокуров В.А. и Дуэль В.М. однажды уже констатировалинеобходимость принятия федерального закона о государственных наградах, вполне способного заменить ныне действующее положение, которое обладает юридической силой лишь подзаконного акта[3; 4; 5]. В дополнение, стоит обратить внимание и на упоминание в Конституции РФ о государственных наградах РФкак об отдельном предмете исключительного ведения федерации, чтооказываетсядостаточным основанием для принятия специального федерального закона[6, ст. 71].

К удивлению, абсолютно все государства постсоветского пространства, кромеРоссии, имеют законы о государственных наградах, а19 республик из 22 в составе РФ упорядочилисобственныесистемыгосударственных наград посредством единого республиканского закона[7‬25], и только триреспублики урегулировалиэти отношения на подзаконном уровне (Адыгея, КарачаевоЧеркесская иЧеченская)[26; 27; 28]. Большинство остальных субъектов РФ имеют комплексное законодательное регулирование своих наградных систем(одним актом упорядочили не только системы государственных, но игубернаторских, парламентских, ведомственных наград)[29].Подобная картина дает основания видетьзаконодательное регулирование наградных правоотношений наиболее рациональным способом, позволяющимувеличитьстепеньучастияФедерального Собрания РФ в проведении федеральной наградной политики и распределяющимтаким образом бремя ее ©маховикаª между главой государства и федеральным парламентом.Значительной проблемой остаетсяотсутствие должнойсистематизации государственных наград и критеризации оснований награждения ими, где первое находится в прямой зависимости отвторого. Сама по себе критеризацияоснований награждениятемиили иныминаградами,будучи сугубо деликатнымс точки зрения формальной определенности элементом механизма реализации субъективного конституционного права лица на награждение,былаи остается основной проблемой государственной наградной политики. Целесообразномаксимально конкретизироватьоснования награждения во избежаниеих расширительного толкования и как следствия‬ошибочного награждения конкретной наградой лица, в действительности не имеющего основания для награждения ею. Принятие подобных мерпредупредитпрактику поощрениягосударственными наградами лиц, по общественной оценке не отличающихсязаслугами, а также тех, характер и степень заслуг которых не отвечает действительным критериям награждения государственными наградами. Установлениеотдельными федеральными законами званияГероя РФ[30]и почетного звания РФ ©Город воинской славыª [31], отнесение Президенту РФ функции урегулирования условий и порядка присвоения последнего [32], а также невключение его в едино урегулированную Указом Президента РФ №1099 [1, п. 2] систему государственных наград РФ дополнительно отражаетотсутствиенадлежащего системообразногопостроения государственногонаградногомеханизма.Между тем полноценная система обязанаотличатьсястрогойиерархиейсвоих единичных элементов ‬наград, гдероль высшей государственной награды не просто уместна, адаже необходима. Тотальная иерархичность системы наград создастусловия дляэффективногоих упорядочения, более точногоопределениястатусакаждой награды вовсей системе. Иерархическое построение наградной системы через призму оснований награждения конкретными наградами породити последовательность поощрения ими. Сегодня в практике награждения не находит своего места реализация принципапоследовательности награждения, несоблюдение которого вносит беспорядок в механизмреализации задач, стоящих перед российской наградной системой. Предполагаемо существующийпринцип последовательности награждения преодолевается в большинстве случаев усмотрением Президента РФ, который вправе наградить лицо государственной наградой до истечения установленного срока, дающего право на награждение[1, п. 7прил.]. Подобные случаи имели место не раз[33]. Притаких условиях нормативное закрепление принципа последовательности награждения с обозначением лишь небольшого круга исключительных случаев применения главой государства права усмотрения обусловлено острой необходимостью. Иерархическоеустройствонаградной системы разумно опосредовать многоуровневостьюконкретных видов государственных наград. В этой связи существеннойопоройиерархичности сможет выступить разновидовое старшинство государственных наград РФ. Под наградным старшинством следует расценивать приоритетность, степень значимости награды в системе наград в зависимости от характера (масштаба) оснований награждения ею и ее правового статуса, определяющая последовательность награждения, а также наличие либо отсутствие права на награждение определенной наградой при предусмотренных соответствующим нормативным правовым актом условиях. На сегодня присутствует только степенное старшинство (среди одноименных наград), иного видастаршинства не устанавливается, что частично подрывает системный признак награднойсистемы.Представляется, что введение новых правил об общем, межвидовом, внутривидовом, простом (непосредственном) и степенном старшинстве среди наград станет надежным скелетом формирования абсолютно новой, модернизированной наградной системы.На наш взгляд, ошибочно представлять государственную наградную систему РФ как совокупность всех учрежденных в стране официальных правовых поощрений, имеющих государственноправовую природу (в т.ч. президентских, парламентских, правительственных и ведомственных наград). Данный подход существенно искажает телеологию функций разновидовых правовых поощрений,не позволяет разграничить сферы их реализации.Распространен научный тезис, согласно которому федеральными государственными наградамипризнаются не тольконаграды общефедеральные (государственные награды РФ), но и ведомственные[5]. С такой позицией согласиться категорически нельзя. Представляется, что государственной наградой РФ является официальное правовое поощрение, установленное толькоРФ (посредством принятия федерального закона или издания указа Президента РФ) в качестве общегосударственного (не в территориальном, а публичноправовом смысле), и в соотношении с иными официальными наградами обладающее абсолютным (общим) старшинством. Иные же награды, учрежденные на федеральном уровне, должны признаваться соответственно президентскими, правительственными, парламентскими, судебными, ведомственными поощрениями, не имеющими статус учрежденной РФ(государственной) награды.В развитие этой позиции совокупность всех наград, учрежденных РФ, федеральными органами государственной власти(федеральными государственными органами), субъектами РФ и их органами государственной власти(государственными органами), логично обозначить, по нашему мнению, национальной наградной системой.Учитывая концептуальное расхождение в пониманииприроды учрежденных на разном уровне наград, следует задуматься над системноорганизационным подходом в правовом регулировании комплекса наградных правоотношений. Вполне рациональным видитсяорганизационноеобъединение в национальную наградную системув виде ее самостоятельных подсистем федеральной наградной системы (включающей в качестве родов федеральных наград систему государственных наград РФ, системупрезидентскихнаград РФ, систему парламентскихнаград РФ, систему правительственныхнаград РФ, систему судебных наград РФ и систему ведомственных наградРФ, в свою очередь подразделяющихся на виды федеральных наград) и региональныхнаградных систем(сосредотачивающих системы государственных наград субъектов РФ, системы наград высших должностных лиц субъектов РФ и системы наград органов государственной власти (государственных органов) субъектов РФ‬рода региональных наград, в свою очередь делящихся на соответствующие виды региональных наград).В связи с этим возникает вопрос о возможности объединенной регламентации национальной наградной системы в условиях конституционного обособлениягосударственных наград РФ как предметаисключительного ведения РФ и неупоминания в Конституции РФ о государственных наградах субъектов РФ как об исключительном предмете ведения субъектов РФ, несмотря на полноту государственной власти субъектов РФ вне пределов федеральной и совместной компетенции. Представляется, что конституционное упоминание государственных наград РФ как отдельного предмета ведения федерацииносит лишь выделительный характер (характер ©частного случаяª), при этом являясь в большей степени объектом административноправового, а не конституционноправового регулирования, несмотря на тонкость грани конституционноправовой и административноправовой природы государственной награды. Аналогичная ситуация прослеживаетсяи с правовым регулированием государственной службы, где также имеетсяконституционное выделение федеральной государственной службы в отдельный предмет федерального ведения, и отсутствует упоминание исключительности института государственной службы субъекта РФ как предмета исключительного ведения субъекта РФ. Последний, несмотря на свое предполагаемое аналогичное формальное предметное обособлениев структуре предметов ведения субъектов федерации, вошел в состав предмета совместного ведения, предусмотренного п. ©кª ч. 1 ст. 72 Конституции РФ (административное законодательство), и регулируется с учетом общих начал, установленных федеральным законодательством[34]. К тому жесуществует научное мнение о том, что наградное право является институтом административного права ввиду административноправовой сущности его предмета и метода,признаниянаградных правоотношений как разновидности поощрительных управленческих правоотношений [35]. Приведенное позволяет предположить, что регулирование федеральной наградной системы и установление общих начал и принципов организации региональных наградных систем единым комплексным актом федерального законодательства будет вполне отвечать конституционным требованиямв силу своей относимости к такомупредмету совместного ведения РФ и ее субъектовкак административное законодательство.Регуляторнациональной наградной системы целесообразно представитькодифицированнымфедеральным законом,осуществляющимполную регламентацию федеральной наградной системы(в т.ч. систему государственных наград РФ), устанавливающимобщиеположенияи принципыорганизации региональных наградных систем, и венчающимтаким образом в целом подотрасль российского административного законодательства ‬наградное законодательство. Особое значение при этом имеетустановление правил разновидовогостаршинства между наградами всех видов и уровней, которое должно лечь в основу механизма регулирования национальной наградной системы.Данныйрегламентационный механизм по своим признакам будет методически подобен системе отечественного законодательства об административных правонарушениях[36].Практически развиватьнормынаградного законодательства призван процесс награждения относящимися к национальной наградной системе наградами, который Трофимовым Е.В. обозначен как наградное производство [35]. Принимая во внимание целесообразность детальной регламентации процесса награждения и неизбежное его в этой связи осложнение(в т.ч. выделение в нем специальных производств), в качестве перспективы видится преобразование наградного производства в единый унифицированный ©наградной процессª, функцию всестороннего упорядочивания которого надлежит отнестивышеупомянутомукодифицированномуакту. Предварительно вкачестве стадий ©наградного процессаªможно выделить обязательную стадию представления лица к награждению (возбуждения ходатайствао награждении), стадию рассмотрения и согласованияходатайства уполномоченными субъектами (количество которых неминуемо должно варьироваться в зависимости от уровня награды), стадию принятия решенияо награждении (собственно награждения) и стадию вручения награды.Обсуждая концепцию построения наградного механизма, справедливо коснуться и отдельных принципов его построения. Практика показала, что действия межотраслевого принципа гласности в конституционном контексте в сфере наградных отношений недостаточно, и ©награднойпроцессªнуждается в специально провозглашенномпринципеширокой гласности применительно к награждению государственными наградами. Этакатегория в нашем понимании предполагаетмаксимальную информационную открытость ©наградного процессаªот начала первой до окончания последней его стадии.Практическими мерамиреализации принципа широкой гласности могут выступить публикации в специальном СМИ(к примеру, регулярно обновляемом тематическом интернетсервере ©наградного процессаª), освещающие процессуальные мероприятияпо конкретному ходатайству в отношении конкретного лица;обязательныеполнометражные телевизионныетрансляциицеремоний вручения государственных наград, проводимыхне только в Московском Кремле, но и на региональном уровне с возможностью их последующего повторного воспроизведения(в настоящее время телевидение транслирует только церемонии вручения государственных наград РФ с участием Президента РФ, однако полнометражного характера эти трансляции не имеют, освещая только вступительное слово и заключительноеобращение главы государства[37; 38; 39]). Воплощение этого принципа в жизнь существенно увеличит шансы осуществитьчерез призму широкого чествования достойных граждан российского общества одну из не только сформулированных для государственной наградной политики, но и основных общегосударственныхзадач ‬повышение престижа бескорыстного служения интересам Отечества.Усматривается, что для федеральных и региональных государственных наград как публичных наград особого рода и статуса должна быть предельно важналицевая (©именнаяª) еёсторона. Государственным наградамсовместно с выполнением поощрительной функции надлежит реализовывать функцию ©памятнопредставительскуюª путем содержания в своих наименованиях преимущественно имен собственных, принадлежащих великим и выдающимся историческим соотечественникам, широко известным своими общепризнанными достижениями в соответствующей области общественной жизни. Российское государство и обществорасполагает многочисленной плеядой всемирно признанных людей, имена которых мы обязаны отразить в наименованиях наград в дань их вечной памяти и общенародной гордостиза их результаты, при этом избрание награды, отражающей имя личности, по статусу в иерархической лестнице должно определяться общепризнанным масштабом результатов деятельности этой личности (т.е. по степени их общественного признания).Возвращаясь к идее законодательного урегулирования наградных отношений, необходимо обозначить ряд концептуальных положений, составляющих основу перспективного закона. Под наградой в рамках национальной наградной системы следует обозначить официальное государственное поощрение, учрежденное федеральным законом, федеральными органами государственной власти(федеральными государственными органами), законом субъекта РФ, органами государственной власти (государственными органами) субъекта РФ и имеющее материальное выражение. В законенадлежитпредусмотреть основы государственной наградной политики, принципы национальной наградной системы; структуру наградного законодательства; нормы, характеризующие организационное устройство национальной наградной системы и ее подсистем;общие положения о наградах, наградном старшинстве и правовых последствиях награждения (в т.ч. о порядке учреждения, упразднения, хранения и ношения наград); основныенормыо наградах, входящих врегиональные наградные системы; дефиниции, раскрывающие категории и термины, используемые в наградном законодательстве; общие нормы о системе государственных наград РФ, их исчерпывающий перечень, особенности порядкаих учреждения и упразднения, ношения и хранения, особенности процесса награждения отдельными государственными наградами РФ; нормы об основаниях и критериях награждения каждой государственной наградой РФ в отдельности;общие положения о президентских, правительственных, парламентских, судебных и ведомственных наградах РФ; нормы, регулирующие собственно ©награднойпроцессª.Считаем, что претворениеизложенных в настоящей статье предложений позволит консолидировать правовое регулирование наградных правоотношений, построить упорядоченную систему совершенно новой подотрасли ‬наградного законодательства, создать унифицированный наградной процесс, привестинаградной механизмв РФ в состояние способностиобеспечить наибольшую вероятность реализации права конкретного лицана награждение определеннойнаградой при наличии у него объективных заслуг, степень и характер которых соответствует требованиям нормативно закрепленных оснований награждения ею.В настоящее времянами ведетсяразработкаавторского инициативного проектакодифицированного федерального закона, комплексно регулирующего правоотношения в области национальной наградной системы, результаты работы над которым будут освещеныв последующих публикациях по затронутой теме.

Ссылки на источники:1.О государственной наградной системе Рос. Федерации (вместе с Положением о государственных наградах Рос. Федерации) [Текст]: указ Президента Рос. Федерации от 07 сент. 2010 г. №1099 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.2.Справка [Текст]: к указу Президента Рос. Федерации от 07 сент. 2010 г. №1099 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.3.Трофимов Е.В. Правовое регулирование государственных наград в Рос. Федерации [Текст]: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2006.4.Винокуров В.А. Наградная система страны и реформа государственных наград Рос. Федерации // Закон и право. ‬2007. ‬№12.5.Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики [Текст]: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2005.6.Конституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.7.О государственных наградах Республики Алтай [Текст]: закон Респ. Алтай от 18 окт. 2005 г. №73рз // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.8.О государственных наградах и почетных званиях Республики Башкортостан [Текст]: закон Респ. Башкортостан от 30 дек. 2005 г. №271з // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.9.О государственных наградах Республики Бурятия [Текст]: закон Респ. Бурятия от 13 июля 2009 г. №910IV// Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.10.О государственных наградах Республики Дагестан [Текст]: закон Респ. Дагестан от 2 окт. 1995 г. №6 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.11.О государственных наградах Республики Ингушетия [Текст]: закон Респ. Ингушетия от 10 дек. 1997 г. №18РЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.12.О государственных наградах КабардиноБалкарской Республики [Текст]: закон КабардиноБалкарской Респ. от 15 июля 1999 г. №29РЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.13.О государственных наградах Республики Калмыкия[Текст]: закон Респ. Калмыкия от 3 нояб. 2011 г. №294IVЗ// Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.14.О государственных наградах Республики Карелия [Текст]: закон Респ. Карелия от 26 июля 1994 г. №3ЗРК // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.15.О государственных наградах Республики Крым [Текст]: закон Респ. Крым от 17 июля 2014 г. №34ЗРК // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.16.О государственных наградах Республики Марий Эл [Текст]: закон Респ. Марий Эл от 31 мая 1994 г. №96III // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.17.О государственных наградах Республики Мордовия [Текст]: закон Респ. Мордовия от 10 сент. 2014 г. №61З // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.18.О государственных наградах Республики Саха (Якутия) [Текст]: закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2004 г. №135/1З №275III // Справочная правовая система©Консультант Плюсª.19.О государственных наградах Республики Северная ОсетияАлания [Текст]: закон Респ. Северная ОсетияАлания от 15 авг. 2007 г. №38РЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.20.О государственных наградах Республики Татарстан [Текст]: закон Респ. Татарстан от 10 окт. 2011 г. №74ЗРТ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.21.О государственных наградах Республики Тыва [Текст]: закон Респ. Тыва от 24 дек. 1992 г. №388 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.22.О государственных наградах Удмуртской Республики и почетных званиях Удмуртской Республики [Текст]: закон Удмуртской Респ. от 03 мая 2001 г. №22РЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.23.О государственных наградах Республики Хакасия [Текст]: закон Респ.Хакасия от 6 июля 2001 г. №37 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.24.О государственных наградах Чувашской Республики [Текст]: закон Чувашской Респ. от 12 апр. 2005 г. №15 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.25.О наградах и поощрениях в Республике Коми [Текст]: закон Респ. Коми от 01 март. 2011 г. №17РЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.26.О Положении о государственных наградах Республики Адыгея [Текст]: постановление Верховного Совета Респ. Адыгея от 16 сент. 1992 г. №741 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.27.О Положении о государственных наградах КарачаевоЧеркесской Республики [Текст]: постановление Народного Собрания (Парламента) КарачаевоЧеркесской Респ. от 13 апр. 2001 г. №54 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.28.Об утверждении Положения о наградах Чеченской Республики [Текст]: указ Президента Чеченской Респ. от 29 нояб. 2004 г. №341 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.29.См., например: О государственных наградах Омской области, наградах высших органов государственной власти Омской области и почетных званиях Омской области [Текст]: закон Омской области от 1 марта 2004 г. №512ОЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.30.Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия медали ©Золотая Звездаª [Текст]: закон Рос. Федерации от 20 мая 1992 г. №25531 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.31.О почетном звании Российской Федерации ©Город воинской славыª [Текст]: федер. закон от9 мая 2006 г. №68ФЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.32.Об условиях и порядке присвоения почетного звания Российской Федерации ©Город воинской славыª [Текст]: указ Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2006 г. №1340 // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.33.Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Рос. Федерации 2010 года (постатейный). ‬М.: ЭкслибрисНорд, 2012.34.О системе государственной службы Рос. Федерации [Текст]: федер. закон от 27 мая 2003 г. №58ФЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.35.Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: административноправовое исследование [Текст]: дис. … доктора юрид. наук: 12.00.14. М., 2013.36.Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон от 30 дек. 2001 г. №195ФЗ // Справочная правовая система ©Консультант Плюсª.37.Владимир Путин вручает государственные награды. Онлайнтрансляция [Электронный ресурс] // URL: http://ria.ru/society/20150521/1065700911.html (дата обращения: 29.12.15).38.Дмитрий Медведев вручает госнаграды. Прямая трансляция [Электронный ресурс] // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=342919 (дата обращения: 29.12.15).39.Путин вручает в Кремле почетные награды. Прямая трансляция [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusdialog.ru/news/27814_1432206568 (дата обращения: 29.12.15).