Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86290
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Негреева
К.
О. Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1351–1355. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86290.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики.Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа "Наша родина – Россия". В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.
Похожие статьи
Текст статьи
Негреева Кристина Олеговна,Студент, Орского гуманитранотехнологического института (филиал) "Оренбургского государственного университета», город Орскnegreeva.2014@mail.ru
Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики.
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Народная педагогика как одной из успешных средств формирования гражданинапатриота. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики. Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа "Наша родина
России". В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.Ключевые слова:патриотизм, народная педагогика, младший школьник.
Мировой социальноэкономический кризис последнего десятилетия не мог не отразиться на состоянии экономики и развитии общества в России, приведя к потере значимости как общечеловеческих, так и национальных духовных ценностей. Сталоменее выраженным воспитательное воздействие государства на формирование патриотических чувств, что в свою очередь вызвало снижение уровня патриотического сознанияграждан России.Сегодняшнее общество ставит иные задачи по воспитанию и обучению нового поколения. Государству нужны убежденные патриоты, которые в любой ситуации могут встать на защиту своей Родины.
Осознание важности формирования патриотизма нового поколения на государственном и региональном уровне имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы».Между тем, нельзя не подчеркнуть, что именно младший школьный возраст ребенкаявляется наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимыхкачеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать интегрирующим преимуществом, которое сможет вырастить поколение настоящих патриотов своей родины. Обратимся к сути понятия «патриотизм». Втолковом словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм объясняется как«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».(1, 93).
Успешное формирование гражданинапатриота требует опоры на опытнародной педагогики. Народная педагогика –коллективное народное творчество, которое состоит из мыслей и ожиданий народа, раскрывает особенности его мировоззрения, выражает понятие о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения.Овладев этим опытом, молодое поколение усиливает, улучшает и модернизирует его, включает новые знания, изобретения и находки. Мысли об использовании средств народной педагогикив патриотическом воспитании школьников мы находим в работах И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,С. Д. Кириенко.При этом подчеркивается, чтообычаи и народные традиции создают стабильные связи между прошлым и настоящим, способствуют сохранению истории человека.С самого рождения у малыша происходит формирование чувств к родине, ведь мать поет колыбельные песни, рассказывает ребенку народные сказки. Однимиз эффективных и часто используемых памятников устного народного творчества является пословицы и поговорки. Именно в них народ на протяжение столетий подводили итог социальноисторического опыта. Совокупным традиционным средством воспитания патриотизма у младшего школьника является организация праздников. Праздник обязательно включается в себя ритуальные действия, гуляния с песнями и танцами и играми, развивая уважительное отношение к обычаям, традициям своих предков.(2, 34)Целью нашего исследования было выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.В соответствии с целью и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:определить роль средств народной педагогики в становленииличности ребенка в процессе патриотического воспитания; охарактеризовать состояние патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе; провести экспериментальную работу по реализации педагогических условий патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование». Его основной целью являлась диагностика знаний детей о патриотизме, его структуре, о народных традициях, о праздниках, о родном языке; изучение степени включенности детей в народные игры, обряды, традиции; разработка и систематизация показателей патриотической воспитанности младших школьников на основе эмоциональночувственного, когнитивноинтеллектуального, деятельностнопрактического компонентов.В процессе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний (50 %) и низкий (38 %) показатели патриотическойвоспитанности, и лишь 12 % высокий уровень.Для результативности патриотического воспитания младших школьниковнами была реализованапрограммавнеклассных мероприятийпод названием «Наша родина Россия». Данная программа направлена воспитание на любви к родному краю через развитие у детей интереса к народным обычаям, промыслам и ремёслам.Программа имеет четыренаправленияпатриотического воспитания и основана на учете традиций народной педагогики. Это следующие направления:1) Краеведческое.Основные формы работы: беседы на тему«Жизнь и судьба», посещениеМузейно –выставочного комплекса города Новотроицка, акция «Помоги ветерану ВОВ»,урок мужества «Их помнит вся страна!», оформление классного уголка «Символы России», помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям, акция «Посылка солдату», классный час «Уголки моего города». Основные формы работы: составление сказок о патриотизме, изучение«Потешек, пестушек, загадок», классный час «История моего города», целевая беседа «Ими гордится наш народ», инсценировка «Быт и обычаи наших предков».2) культурнотворческое. Основные формы работы:праздниккарнавал «Традиции народа», конкурспоказ «Народные сказки», написание эссе «Моё Отечество», «Отдых с семьей», «Я гражданин своей страны!», конкурс военной и солдатской песни, составление родословной «Наше древо», «История моей семьи», классный час по теме «Семейные традиции»,фотовыставка «Моя семья». 3) Спортивное.Основные формы работы:различныесоревнование между классами «Спортивные ребята», КВН « Я за ЗОЖ», создание проектов на тему «Их знает вся страна. Спортсмены», проведение игры «Зарница», поход с детьми в березовую рощу, горы.4) Экологическое.Основные формы работы: очистка от мусора реки Уралконкурс рисунковна асфальте «Береги природу!», операция «Посади дерево», помощь в благоустройстве пришкольного участка, операция «Кормушка» и другие.Контрольный этап эксперимента предполагал повторную диагностику учащихся экспериментального класса, после проведения,которой мы увидели следующие изменения. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает средний уровень патриотической воспитанности детей, далее по степени убывания идут низкий и высокий уровни, то теперь мы видим: высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 38 % детей, что на 16 % выше начального значения; снизилось количество детей с низким уровнем от 38 до 16 %(на 22%).
Результаты, полученные нами в ходе этого этапа,позволили сделать следующие выводы.Проблема патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.Патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе начальной школы будетосуществлятьсяэффективно при соблюдении таких педагогических условий как:
включение учащихся в активный процесс самовоспитания;
использование разнообразных форм и методов народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;
разработка и реализация программы патриотического воспитания, построенной с учетом опыта и особенностей народной педагогики.
Ссылки на источники1 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. —М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. —ISBN
51702952192 Покровский,Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский// Семейное воспитание : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. А.П. Лебедев. –Москва : Академия, 2001. –с. 343348.
Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики.
Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Народная педагогика как одной из успешных средств формирования гражданинапатриота. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики. Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа "Наша родина
России". В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.Ключевые слова:патриотизм, народная педагогика, младший школьник.
Мировой социальноэкономический кризис последнего десятилетия не мог не отразиться на состоянии экономики и развитии общества в России, приведя к потере значимости как общечеловеческих, так и национальных духовных ценностей. Сталоменее выраженным воспитательное воздействие государства на формирование патриотических чувств, что в свою очередь вызвало снижение уровня патриотического сознанияграждан России.Сегодняшнее общество ставит иные задачи по воспитанию и обучению нового поколения. Государству нужны убежденные патриоты, которые в любой ситуации могут встать на защиту своей Родины.
Осознание важности формирования патриотизма нового поколения на государственном и региональном уровне имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы».Между тем, нельзя не подчеркнуть, что именно младший школьный возраст ребенкаявляется наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимыхкачеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать интегрирующим преимуществом, которое сможет вырастить поколение настоящих патриотов своей родины. Обратимся к сути понятия «патриотизм». Втолковом словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм объясняется как«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».(1, 93).
Успешное формирование гражданинапатриота требует опоры на опытнародной педагогики. Народная педагогика –коллективное народное творчество, которое состоит из мыслей и ожиданий народа, раскрывает особенности его мировоззрения, выражает понятие о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения.Овладев этим опытом, молодое поколение усиливает, улучшает и модернизирует его, включает новые знания, изобретения и находки. Мысли об использовании средств народной педагогикив патриотическом воспитании школьников мы находим в работах И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,С. Д. Кириенко.При этом подчеркивается, чтообычаи и народные традиции создают стабильные связи между прошлым и настоящим, способствуют сохранению истории человека.С самого рождения у малыша происходит формирование чувств к родине, ведь мать поет колыбельные песни, рассказывает ребенку народные сказки. Однимиз эффективных и часто используемых памятников устного народного творчества является пословицы и поговорки. Именно в них народ на протяжение столетий подводили итог социальноисторического опыта. Совокупным традиционным средством воспитания патриотизма у младшего школьника является организация праздников. Праздник обязательно включается в себя ритуальные действия, гуляния с песнями и танцами и играми, развивая уважительное отношение к обычаям, традициям своих предков.(2, 34)Целью нашего исследования было выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.В соответствии с целью и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:определить роль средств народной педагогики в становленииличности ребенка в процессе патриотического воспитания; охарактеризовать состояние патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе; провести экспериментальную работу по реализации педагогических условий патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование». Его основной целью являлась диагностика знаний детей о патриотизме, его структуре, о народных традициях, о праздниках, о родном языке; изучение степени включенности детей в народные игры, обряды, традиции; разработка и систематизация показателей патриотической воспитанности младших школьников на основе эмоциональночувственного, когнитивноинтеллектуального, деятельностнопрактического компонентов.В процессе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний (50 %) и низкий (38 %) показатели патриотическойвоспитанности, и лишь 12 % высокий уровень.Для результативности патриотического воспитания младших школьниковнами была реализованапрограммавнеклассных мероприятийпод названием «Наша родина Россия». Данная программа направлена воспитание на любви к родному краю через развитие у детей интереса к народным обычаям, промыслам и ремёслам.Программа имеет четыренаправленияпатриотического воспитания и основана на учете традиций народной педагогики. Это следующие направления:1) Краеведческое.Основные формы работы: беседы на тему«Жизнь и судьба», посещениеМузейно –выставочного комплекса города Новотроицка, акция «Помоги ветерану ВОВ»,урок мужества «Их помнит вся страна!», оформление классного уголка «Символы России», помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям, акция «Посылка солдату», классный час «Уголки моего города». Основные формы работы: составление сказок о патриотизме, изучение«Потешек, пестушек, загадок», классный час «История моего города», целевая беседа «Ими гордится наш народ», инсценировка «Быт и обычаи наших предков».2) культурнотворческое. Основные формы работы:праздниккарнавал «Традиции народа», конкурспоказ «Народные сказки», написание эссе «Моё Отечество», «Отдых с семьей», «Я гражданин своей страны!», конкурс военной и солдатской песни, составление родословной «Наше древо», «История моей семьи», классный час по теме «Семейные традиции»,фотовыставка «Моя семья». 3) Спортивное.Основные формы работы:различныесоревнование между классами «Спортивные ребята», КВН « Я за ЗОЖ», создание проектов на тему «Их знает вся страна. Спортсмены», проведение игры «Зарница», поход с детьми в березовую рощу, горы.4) Экологическое.Основные формы работы: очистка от мусора реки Уралконкурс рисунковна асфальте «Береги природу!», операция «Посади дерево», помощь в благоустройстве пришкольного участка, операция «Кормушка» и другие.Контрольный этап эксперимента предполагал повторную диагностику учащихся экспериментального класса, после проведения,которой мы увидели следующие изменения. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает средний уровень патриотической воспитанности детей, далее по степени убывания идут низкий и высокий уровни, то теперь мы видим: высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 38 % детей, что на 16 % выше начального значения; снизилось количество детей с низким уровнем от 38 до 16 %(на 22%).
Результаты, полученные нами в ходе этого этапа,позволили сделать следующие выводы.Проблема патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.Патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе начальной школы будетосуществлятьсяэффективно при соблюдении таких педагогических условий как:
включение учащихся в активный процесс самовоспитания;
использование разнообразных форм и методов народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;
разработка и реализация программы патриотического воспитания, построенной с учетом опыта и особенностей народной педагогики.
Ссылки на источники1 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. —М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. —ISBN
51702952192 Покровский,Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский// Семейное воспитание : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. А.П. Лебедев. –Москва : Академия, 2001. –с. 343348.