Влияние музыки на психофизиологию подростка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева Д. А., Дорофеева Г. А., Гусева И. Ю. Влияние музыки на психофизиологию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1361–1365. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86292.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния музыки на человека. Описаны некоторые музыкальные направления, способные как положительно, так и отрицательно влиять на психофизиологическое состояние подростка. Представлены предварительные результаты исследования влияния музыки на эмоциональное и физическое состояние подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорофеева Галина Анатольевна,Канд. психол. наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрогdorgalia1@yandex.ru

Гусева Инна Юрьевна, учитель биологии. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вареновская средняя общеобразовательная школа Ростовской областиinnagyseva@yandex.ru

Гусева Дарья Алексеевна,студентка Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал)«Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»darya_guseva_94@mail.ru

Влияние музыки на психофизиологию подростка

Аннотация.Статья посвящена изучению проблемы влияния музыки на человека. Описанынекоторыемузыкальныенаправления, способные, как положительно, так и отрицательно влиять на психофизиологическое состояние подростка. Представлены предварительные результаты исследования влияния музыки на эмоциональное и физическое состояние подростков.Ключевые слова:музыка, ритм, психическое состояние, физическое состояние, подсознание.

Ученыеразных направлений–физиологи, психологи и др. активно изучали и изучают проблему влияния музыки на человека. Благодаря их труду сталоизвестномного уникальных фактов, например,взаимосвязи психофизического состояния людей и различных музыкальных направлений. Еще в Древней Грециибыло известно, что музыка может изменить душевное и физическое состояние человека. Например, мирный и ласковый плеск волны успокаивает и снимает психическое напряжение. Древнегреческие философы, такие как Аристотель, Пифагор, Платон указывали на лечебную и профилактическую силу воздействия музыки. По их мнению, музыка восстанавливает порядок во всей Вселенной и нарушенную гармонию в человеческом теле. Музыка и ее основные компоненты –ритм и мелодия, могут изменить настроение человека и перестроить его эмоциональное состояние. Целительное воздействие определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит [1].Звуковые колебания могут, вопервых,восприниматься через органы слуха, которые в свою очередь передают полученную информацию в особые участки мозга. А вовторых, колебания определенной частоты непосредственно воздействуют на работоспособность отдельных органов и на организм в целом.В первом случае мозг, исходя из приобретенной информации, направляет органам сигналы, образующиеся под её воздействием. Для второго случая механизм воздействия звуковых колебаний такой: у каждого органа есть свой особый режим, у любого здорового органа биоритмы работы лежат в определенном диапазоне частот, одинаковым для большей части людей.Когда частоты звукового колебаниясовпадают или приближаются к частоте биоритмов того или иного органа возникает явление резонанса (усиление колебаний) или антирезонанса (подавление колебаний). Также бываютслучаи неполного резонанса (частичного совпадения колебаний). Орган, соответственно, начинает работать в непривычном для него или дисгармоничном ритме. Результатом этого может стать развитие патологии, как этого органа, так и в целом всего организма. В среднем, человек слышит звуковые колебания с частотой от 20 Гц до 20 КГц. При громкости звука свыше 20 дБ возникают болезненные ощущения, а при 150 дБ возможен летальный исход. Продолжительное воздействие звуковых колебаний может привести к снижению слуховой чувствительности и некоторым функциональным недомоганиям [2].Музыка действует нетолько на физическое состояние, но и,имеясвоеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд, воздействуетна психику человека. Издревлеизвестно, что музыка, способна оказывать как лечебное, так и болезненное воздействие на психику человека и его организм. По мнению древних китайцев, музыка избавляет от всех недугов, которые не могут вылечить врачи. В Древнем Египте работали клиники, в которых при помощи музыки и игры на различных музыкальных инструментах исцеляли физические и психические расстройства.Описановоздействие различных музыкальных ладов на эмоциональное состояние человека. Так индийский лад способствовал гармонизации организма и сознания человека, александрийский лад помогал создать торжественный настрой. А в военном деле был незаменим фригийский лад. В конце XIX века, ученик русского физиолога И.М. Сеченова И.Р. Тарханов исследовал механизм воздействия музыки. В 1893г. в Петербурге была опубликована его статья «О влиянии музыки на человеческий организм». В своей статье он обратил внимание нато, что на работоспособность дыхательной, сердечнососудистой и пищеварительной систем положительно влияет только гармоничная благозвучная музыка. Им было подчеркнуто, что красивая музыка снимает напряжение и способствует увеличению работоспособности [3].

По мнению ученых, классическая музыка приводит к динамизации центральной нервной системы человека. Ритм является основой музыкального произведения, он оказывает значительноевоздействие на человека. В ходе своих исследований В.М. Бехтерев установил, чтодаже простое отбивание ритма влияет на частоту пульсаций крови. Американский доктор Г.Шоу объяснялвлияние музыки на здоровье воздействием звуковойвибрации. Звуки создают энергетические поля, которые принуждают резонировать каждую клеточку человеческого организма. Организм поглощает музыкальную энергию, которая, например,нормализует ритм дыхания человека, его давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Считается, что при подборе правильной специализированной мелодии можно оказать благоприятное воздействие на больных людей и поспособствовать ихвыздоровлению.Психотерапевтом И.Е. Вольпертом на практике было доказано, что вокалотерапия, к примеру, исполнение народных песен, оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику человека и весь его организм. Гармоничная музыка –лучший психотерапевт. Эта музыка способствует более быстрому усвоению материала школьниками, помогает сосредоточить их внимание. Музыка, которая содержит в себе низкочастотные ритмические колебания, крайне негативно влияет на здоровье и психику человека. Сотрудником Национальной лаборатории физики в Англии, доктором Р.Лордом, и профессором психологии Р.Уайзманом из Хертфордширского университета, был проведенэксперимент саудиторией из 750 человек. С помощью семиметровой трубы им удалось примешать к звучанию обычных акустических инструментов на концерте классической музыки сверхнизкие частоты. Когда концерт закончился, слушателей попросили описать их впечатления. Испытуемые сообщили, что у них резко сменилось настроение в худшую сторону, возникла печать, у некоторых даже возникло чувство страха. «Вредная» музыка, отличаетсячастым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивным грубым ритмом, способствующим усилению животных инстинктов. К такой музыке относятся рокипопмузыка. Они воздействуют неслышимыми для человека ультраи инфразвуками, при этом органы человека их воспринимают. Они могут действовать разрушающе на мозг человека по принципу «25кадра». Экспериментально доказано, что если бой барабанов превышает 100 дБ, некоторые слушатели падают в обморок. На сегодняшний день широко распространены музыкальные направления, которые достигают 4 Гц. Эта частотанепосредственно наносит удар по мозгу,также она угнетает деятельность иммунной, нервнойи сердечнососудистойсистемы. На сегодняшний день популярность рокмузыки является источником серьезных проблемдля здоровья её приверженцев[4]. В США были проведены медицинские исследования, позволяющие определить особенности влияния тяжелого рока на человеческий организм и его психику. Исследование показало, что низкочастотные колебания влияют на спинномозговую жидкость, состояние которой имеет влияние на слизистые железы и гормональную сферу. В то время, когда человек слушает тяжелый рок, нарушается равновесие гормональной сферы, повышается содержание инсулина в крови, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Известно, что поклонникиданного направления музыки отличаются неадекватным поведением и во время концертов и после них.Дисгармоничная музыка деструктивно влияет на психическое состояние и на организм человека в целом. Некоторые образцы рокмузыки могут подтолкнуть психику человека к отрицательной динамике, к саморазрушению. Психолог И.А. Азаров считает, что определенное сочетание нот в музыке может довести человека до сумасшествия и привести к самоуничтожению. Но не исключена версия того, что наоборот люди, которые склонны к суициду пишут и слушают определенную музыку. Исследователи высказывают мнение, что ощущения, которые возникаюту подростковпри прослушивании произведений современной попи рокмузыки такие же как и при наркотическом и алкогольном опьянении. Рокмузыка появилась в 50х годах XX века, и стала считаться музыкой протеста. Однакопоявление её ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психических эпидемий.Например, произошла в Калифорниитрагедия: четырнадцатилетняя девочка убила собственную мать. Суд установил, что в момент происшествия девочка находилась в состоянии сильного нервного возбуждения от прослушанного ей тяжелого рока [5]. Российскими учеными было зафиксировано, что после того как в течение десяти минут семиклассники слушали тяжелую рокмузыку они на некоторое время забывали таблицу умножения. В информационных источниках описан и такой факт вкрупнейших рокзалах Токио журналисты произвольно задавали зрителям три элементарных вопроса: как Вас зовут? Где Вы находитесь? Какой сегодня год? Опрошенные не смогли ответить на эти вопросывнятно. Немецкий профессор Б. Рауха заявил, что тяжелый рок вызывает выделение стрессгормонов,которые временно стирают часть запечетлённой в мозгу информации. Проводя анализ научной литературы, далее мы отметили, что ряд специалистовдоказали на психику человека довольно сильно влияет не только музыка, но и текстпесен. Большинство людей просто не задумываются об этой проблеме. Нынешняя роки попмузыка не отличается уникальностью текстов. Во многих песнях есть упоминание онаркотиках (скрыто, завуалировано или открыто), противозаконныхдеяниях и т.п. Люди, сочиняющие подобные тексты вряд ли не учитывают воздействие такой «песенной продукции»на психику человека, а особенно подростка. Установлено, что только одна седьмая часть информации воспринимается сознанием, остальная частьеёвоспринимается подсознанием. Получается, что тексты песен могутпроникатьв подсознание, и провоцироватьслушателей на бессознательном уровне воспроизводить те или иныепротивоправныедействия в реальной жизни. В случае если мозг в течение долгого времени подвержен направленному воздействию на подсознание звукового сигнала, в нем происходит биохимическая реакция, идентичная той, которая вызывается уколом морфия. При нахождении в трансе, подсознательные сообщения становятся программами, обязательнымидля исполнения. Происходит всеобщее оболванивание, зомбирование. Подсознательные сообщения могут нести следующие установки:1) различные виды извращений;2) призывы к бунту против установленного порядка;3) побуждение к самоубийству;4) подстрекательство к насилию и убийству;5) посвящение злу и сатанеи др.У поклонников рокмузыки выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также положительное отношение к алкоголю, курению, наркотикам, беспорядочным половым связям, противоправным действиям. Фанаты данного направления музыки отличаются непринятием разного рода авторитетов, расположены к мелким кражам.Исследователями оценивалось влияние жанра «heavy metal» с сексуальноагрессивным содержанием на отношение молодых мужчин к женщинам. Было выявленоодобрение насилия в отношении женщин [6]. Таким образом, влияние музыки на человека очевидно. Как показывают материалы различных исследований, психофизиологическое состояние подростка может зависеть от выбранного им направления музыки. Музыка является носителем определенной энергетики, мыслей и эмоций.Изучивтеоретическиематериалы разных информационных источников,нами былсформулирован вопрос: имеются ли различия в воздействии музыки на городских и сельских подростков.

Для ответа на этот вопросбыло проведено небольшое эмпирическое исследование, в котором приняли участие школьники МБОУ Вареновской СОШ и МБОУСОШ№6 города Таганрога. В исследованииприняло участие 32 человека. Возраст испытуемых от 14 до 16 лет.В ходе масштабного исследования применялись верифицированные методики. Однако в данной статье представлено описание лишь небольшой части экспериментальных данных, основанных на использованиианкетыиз нескольких вопросов, составленных нами: 1)какую музыку вы предпочитаете слушать?

2)меняется ли ваше настроение при прослушивании музыки?3)

ухудшается ли ваше самочувствие при прослушивании очень громкой музыки?4)бывало ли так, что после прослушивания музыки вы не могли сразу сконцентрироваться на какомлибо деле?По результатам анкетирования нами были получены следующие результаты. В сельской школе из 16 опрошенных учащихся 3 человека (18,75%) предпочитают рокмузыку, 12 человек (75%) слушают попмузыку, и 1 человек (6,25%) слушает классическую музыку. В городской школе из такого же количества опрошенных 6 человек (37,5%) слушают рокмузыку, 5 человек (31,25%) увлекаются попмузыкой, 5 человек (31,25%) предпочитают классическую музыку. В ходе опроса сельских школьников было выявлено, что у 15 (93,75%) из 16 человек при прослушивании музыки меняется настроение, у 5 человек (31,25%) ухудшается самочувствие при прослушивании очень громкой музыки, 2 человека (12,5%) отметило, что после прослушивания музыки они не всегда могут сконцентрироваться на какомлибо деле. Опрошенные учащиеся городских школ показали такие результаты: у 14 человек (87,5%) меняется настроение при прослушивании музыки, у 4 человек (25%) ухудшается самочувствие после прослушивания очень громкой музыки, после прослушивания музыки не всегда могут сконцентрироваться на какомлибо деле 3 человека (18,75%). Следует отметить, что ухудшается самочувствие и иногда снижается концентрация именно у тех, кто слушает попи рокмузыку(см. таблицу 1).Таблица 1Сравнительные результаты исследования

Сельская школа(чел.)Городская школа(чел.)Разница в показателях (чел.)Смена настроения15141Ухудшение самочувствия541Снижение концентрации231

Можно сделать вывод при воздействии музыки на городских и сельских подростков различияхоть и имеются, но онинезначительны.

Ссылки на источники1.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека –URLhttp://festival.1september.ru/articles/100399/.2.Тучак И.В. Влияние звука на мозг человека –URLhttp://samlib.ru/t/tuchak_i_w/mysliwsluh.shtml3.Цыпин Г. В. Психология музыкальной деятельности. М. ИНТЕРПАКС, 2004. 384.4.Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир. 2006, 287 с.5.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2008. 400 с. 6.Кнабе Г.С. Рокмузыка и роксреда как формы контркультуры. М.: РОССПЭН, 2006. 420 с.