Антропологические концепции причин преступности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Печонова Н. В. Антропологические концепции причин преступности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1406–1410. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86301.htm.
Аннотация. В вопросах реального решения проблемы «общество – личность» каждому государству необходимо выбрать тот путь развития, краеугольным камнем которого станет «человекоцентризм». А для этого акценты социально-познавательного интереса должны быть перенесены с анализа функционирования обезличенных деперсонифицированных политических и экономических структур на существование человека, на процессы и показатели жизни людей в конкретных общественных условиях. Целью данной работы является рассмотрение генезиса и эволюции некоторых антропологических теорий в криминологии с целью установления их состоятельности и несостоятельности и возможности их прикладного применения (проблема, которая будучи наиболее актуальной для многонациональных государств, является неотъемлемой частью государственной политики).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Печонова Наталия Вячеславовна,Аспирант кафедры культурологии СКГИИ, Нальчикnigol99@yandex.ru

Антропологические концепции причин преступности

Аннотация.В вопросах реального решения проблемы «общество –личность»каждому государству необходимо выбрать тот путь развития,краеугольным камнем которого станет «человекоцентризм». А для этогоакценты социальнопознавательного интереса должны быть перенесены с анализа функционирования обезличенных деперсонифицированных политических и экономических структур на существование человека, на процессы и показатели жизни людей в конкретных общественных условиях. Целью данной работы является рассмотрение генезиса и эволюции некоторых антропологических теорийв криминологии с целью установления их состоятельности и несостоятельности и возможности их прикладного применения (проблема, которая будучи наиболее актуальной для многонациональных государств,являетсянеотъемлемой частью государственной политики). Ключевые слова:антропологические, концепции, преступность, расовый, социальный, культура.

Ни одно криминологическое научное направление не может обойти проблем, связанных с личностью преступника. Наказуемые деяния совершают люди разного возраста, пола, социального положения и рода занятий, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативнорозыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. Преступность характеризуется специфически сложной совокупностью как определенных деяний, нарушающих уголовноправовой запрет, так и лиц, совершающих эти деяния. Оценка преступности определяется не только видами, способами, социальными последствиями преступных посягательств, но также личностными характеристиками субъектов, совершивших противоправное деяние. Обобщение данных о лицах, совершающих преступления, типизация этих лиц позволяют точнее прогнозировать аналитику преступности, масштаб ее влияния на другие социальные явления и процессы.Проблема преступности не раз освещалась в трудахмыслителей прошлых веков. Однако систематический интерес к ее изучению наметился во второй половине девятнадцатого столетия, когда буржуазная криминология начала формироваться в самостоятельную научную дисциплину. До восемнадцатого века преобладали натуралистические взгляды на преступность и ее причины. Считалось, что преступниками являются лица, одержимые злым духом или страдающие душевными болезнями и именно это приводит их к совершению преступлений. С возникновением и развитием буржуазной идеологии, накоторую оказали влияние эпоха Просвещения и рационализм, стало придаваться значение так называемой классической школе уголовного права1, согласно которой, человек, управляющий своим разумом и вступающий в отношения с другими людьми, имеет свободу выбора врешении вопросов о праве и бесправии. Человеческое поведение в этом понимании является ничем не обусловленным. Способность выбора между правом и бесправием является предпосылкой и современного права. По этим же основаниям создавались специальные правила для осуждения лиц, совершающих преступления в состоянии невменяемости. Учение классической школы сыграло 1Криминология. Перевод с чешского/ Под ред. Н.А. Стручкова, М.,1982.с.32объективнопрогрессивную роль в борьбе против средневековой феодальной идеологии и произвола. Однако оно имело и слабые стороны, в особенности, когда проводило метафизическое идеологическое представление о человеке, руководствующемся в своих действиях исключительно сознанием и личностными мотивами. Отсюда и преступное деяние рассматривалось исключительно как проявление свободной воли и выбора человека.С развитием антропологии, социологии и психиатрии, а также по мере накопления уголовноправовой практики, возрастает интерес к преступнику как к реальному, причинно обусловленному явлению, в его физическом, биологическом, а затем и социологическом аспектах. Развиваются теории, связывающие причины преступности с наследственностью, конституцией тела, характером, а также физической и социальной средой. Изучалось, например, влияние разных климатических условий на преступность и даже связь между годовыми колебаниями цен на хлеб и т.д. с развитием социальной статистики больше внимания стали уделять изучению социальноэкономических условий, порождающих преступность.Итак, криминология развивалась постепенно, вначале черпая знания исключительно из практики и теории уголовного права, а позднее, как уже было сказано, в большей мере из других научных дисциплин.В науке по вопросу о соотношении социального и биологического высказывались различные мнения. Особенно обострена проблема социального и биологического применительно к некоторым формам человеческого поведения, к числу которых относится и преступность. Отмечена следующая закономерность: когда в области социальных наук стало развиваться натуралистическое понимание истории, а с ним и социальный анализ общества, и происходящих в нем процессов, биокриминологические концепции начали все более заметно отставать от магистрального развития науки, приобретая реакционный характер. Основоположники этих теорий, не имея достаточных возможностей и научных оснований, стремились к преодолению идеалистических представлений о предопределенности человеческого поведения, доказать, что человек, является биологическим существом, действующим по естественным законам. Последователи же этих биокриминологических теорий придерживаются идеалистической точки зрения, игнорируя социальную обусловленность человеческого поведения, рассматривая его как причину и носителя зла. Смысл дискуссий вокруг социального и биологического по отношению к лицу, совершившему преступлению, сводится не к одной констатации факта признания одними авторами роли медикобиологических особенностей личности и отрицания этого другими. Суть в том, что, вопервых, речь идет о том, что является определяющим –социальное или биологическое в человеке, совершившем преступление с точки зрения понимания его преступного поведения; вовторых, каковы пределы изучения в криминологии медикобиологических характеристик преступников.Одним из аспектов биологического в природе человека является генетический аспект. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что в связи с генетической проблемой имеющей отношение к преступному поведению выделяются некоторые вопросы, например: можно ли считать, что генетическая наследственная структура организма относится к числу факторов, связанных с преступностью. Если да, то какова природа их связей? Считается ли генетическая особенность причиной преступления?Если да, относится ли это к преступности как массовому явлению, или только к отдельным индивидам и группам людей? Каким конкретно?При положительных ответах напредыдущие вопросы –каков действительный или гипотетический механизм связей генетических особенностей организма с совершением преступления? Стандартен ли он для любых преступлений? В какой степени это подлежит изучению в криминологии? Значение социального или криминологического объяснения преступности выходит далеко за рамки частнонаучного вопроса. История криминологии показала, что эта проблема имеет минимум, четыре основных аспекта: философский, правовой, этический и медикобиологический. Философское значение связывают с проблемой детерминизмаиндетерминизма относительно поведения отдельного человека социальных групп и сообществ. Генетически заданные явления или процессы, например, преступные акты поведения, устраняют возможность выбора варианта поведения, лишают индивида свободы воли, понимаемой как способность принимать решения на основе полной и достоверной информации и осуществлять их своими действиями. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. С материалистической точки зрения поведение человека обусловлено его организацией структурой мозга, как и окружающей средой. Но сами по себеони однозначно не определяют конкретные решения: в конечном итоге от субъекта зависит содержание совершаемого поступка, поскольку субъект в состоянии учесть объективные факторы окружающей действительности, познать ее закономерности. Идеологическая концепция индетерминизм предполагает, что свобода выбора не обусловлена ничем, так как не зависит ни от чего внешнего.В зависимости от той или иной позиции поразному решается проблема оснований моральной и юридической ответственности и направленности мер по предупреждению преступного поведения. В случае вульгарного материализма все объясняющего исключительно зависимостью от внешней среды обосновать ответственность и меры направленные на коррекцию личностных характеристик невозможно. То же получается и при биологизации преступного поведения если акт поведения вызван конструкцией хромосомы, то личная ответственность теряет всякий смысл.В случае индетерминической свободы воли человек рассматривается вне связи с социальной средой и таким образом, теряет смысл положительная коррекция социальной среды и формы взаимодействия с ней лиц, совершающих преступление.При марксистском походе к данной проблеме моральная и правовая ответственность получает верное обоснование. Индивид совершает выбор модели своего поведения под влиянием внутренних и внешних факторов в условиях их взаимодействия. Он несет ответственность в тех случаях, когда внешние факторы давали ему возможность для альтернативного варианта решения и когда он бывал в состоянии сделать этот выбор. «Человек только втом случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли»2. Отсюда также вытекает оценка целей и средств, применяемых в качестве юридического воздействия на преступника. Решение этих вопросов не может быть совершено в рамках частной проблематики, так как затрагивает проблемы гуманизма, методологической основы исследования центральных криминологически условно правовых пенитенциарных и иных правовых вопросов.Юридическое значение может быть представлено как специфическая конкретизация упомянутого выше философского подхода. Допустимо ли считать субъектом преступления лицо, нарушение уголовного запрета которым обусловлено генетически? Если генетические или другие медикобиологические особенности личности однозначно определяют характер ее поведения, как негативно отклоняющегося от установленных социальных норм, в том числе, и уголовноправовых, то это лицо нельзя считать субъектом правонарушения, включая и преступление; оно должно признаваться невменяемым, не способным отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Если же медикобиологические особенности не определяют одно 2Маркс К., Энгельс Ф., Полное собрание сочиненийюТ.23, с.729значным образом противоправный характер его поведения, то он может и должен нести за это поведение надлежащую ответственность.Наследуется ли преступность? Подобные вопросы не имеют для генетики смысла, так как выражают мысль о противопоставлении наследственности и среды, « природы и воспитания» неверна. На самом деле, каждый признак нормальный или отклоняющийся он нормы –результат процесса развития и определяется как генами, так и средой. Хотя относительное участие наследственности и среды у отдельных признаков сильно варьирует, лишь немногие признаки полностью определяются наследственностью, а признаков, определяемых только средой и того меньше. Огнестрельная рана вызывается внешним агентом, но раненный мог быть вовлечен в ссору изза своего агрессивного характера, который, по крайней мере, мог быть частично унаследован. Более того, воздействие раны на общее состояние больного и скоростьвыздоровления зависят от его конституции, отчасти наследственности. На другом конце шкалы природовоспитания находится некоторое количество признаков, которые целиком определяются генами –группы крови, цвет глаз и болезней. Для некоторых из этих болезнейв будущем, возможно, найдут способы лечения при помощи внешних воздействий. Для других –это невозможно, поскольку связь между геном и эффектом его действия слишком непосредственно для того, чтобы человек мог вмешаться. Между этими крайностями лежит подавляющее большинство признаков, которые определяются взаимодействием генов и среды.Связь тех или иных аномалий с преступностью не всегда исходит из точно и твердо установленных факторов; многие выводы имеют еще только гипотетический характер.То есть, данная проблема имеет также этическое значение, касающееся оценки мер, применяемых к лицам, нарушающим уголовноправовой запрет, в том числе, к тем, чьи опасные для общества действия обусловлены медикобиологическими особенностями, включая генетические.По мнению А.А.Герцензона: «Поведение человека (социальное или антисоциальное)

результат взаимодействия субъективных и объективных факторов. К объективным факторам относится широкий и взаимосвязанный комплекс биологической структуры, особенности и потребности человека его психического склада, условных и безусловных рефлексов, характера, темперамента, моральных устоев. Несомненно, одной из важных задач стоящих перед биологией и социологией на стыке этих двух отраслей является исследование качественного перехода биологического в социальное, раскрытие особенностей и закономерностей, присущих биологическим и психологическим компонентам личности и закономерностей социальных. Решение этой проблемы представляется чрезвычайно сложной задачей, выходящей далеко за пределы криминологии. Криминология устанавливает определенные границы изучения личности преступника»3.Родоначальником биологического направления криминологии был итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, создавшийтеорию прирожденного преступника и типов преступников.Вначале данное направление существовало в виде так называемой криминальноантропологической школы. При изучении преступности был отвергнут рационализм классической школы и ее идеи о неограниченной свободе человеческой воли. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти, разработавсистему признаков «прирожденного» преступника, выявление которых, якобы может решить является ли обследуемый человек преступником.К физическим признакам (стигматам) Ломброзо относил, например,сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб и т.д. характерные, по его мнению, для примитивного человека и животных. 3«Введение в советскую криминологию». Герцензон А.А. М., 1965Согласно теории Ломброзо о прирожденном преступнике, особенности внешнего строения человеческого тела –антропологические признаки –определяют психику человека, весь его внутренний мир, в том числе и его преступные наклонности. Он проводил исследования в области патологической анатомии, физиологии и психологии преступников, изучал их чувствительность, почерк, психические особенности, особенности татуировок. Все это в совокупности первоначально позволило выдвинуть атавистическую теорию провести параллели между дикарем и преступником. С его точки зрения это сходство обнаруживалось в притуплении чувствительности, неразвитости нравственного чувства, неспособности к раскаянию, слабости рассудка, любви к татуировкам, особом письме, напоминающем древнюю письменность.По мнению Ломброзо прирожденный преступник унаследовал физиологические психические и нравственные качества первобытного человека, т. атавизм.Ломброзо и его последователи считали, что прирожденные преступники составляют до 40% общего числа преступников (остальные –случайные преступники). Поскольку прирожденный преступник рано или поздно должен совершить преступление, нужно заблаговременно принять в отношении него соответствующие меры безопасности (а не меры наказания).Такая позиция означала отказ от законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключался реакционизм антропологической школы. Под влиянием критики антропологическая школа претерпевала изменения. Так, со временем, Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом и выдвинул предположение, что обоснованное еще « нравственным помешательством» и эпилепсией стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов. В рамках антропологической школы возникают новые течения и направления (т.н. неоломброзианство) но, в целом, концепция Ломброзо сохраняет свою биокриминологическую сущность. Взгляды последователей антропологической школы исключили подлинно научное изучение причин преступности, т.к. эти сферы исследований полностью исключали социальную основу преступности. На положениях антропологической школы, в частности, основывались и фашистские расовые теории.Взгляды Ломброзо вытекающие из эволюционной теории Дарвина позитивизма Канта и немецкого материализма, вызвали резкий отпор не только сторонников социологического, но и представителей биологического направления, считавших его теорию несостоятельной и спекулятивной. Особенно резкой критике подверглась ничем не обоснованная и сконструированная теория «прирожденного преступника». Однако, только лица мало знакомые с криминальной антропологией думают, что согласно этому учению, врожденный преступник рожден для преступления и непременно его совершит . На самом деле, как и любая проблема биологии человека, рано или поздно сталкивается с необходимостью изучения систематически и не систематически действующих средовых факторов, так и криминальная антропология учит, что для преступления необходимы и внешние причины и потому если врожденный преступник получит хорошее воспитание, будет обеспечен, он может прожить всю жизнь, не совершив преступления. Так как одна внутренняя причина личные особенности еще недостаточны для совершения преступления, то криминальная антропология изучает и социальные причины преступления. Она утверждает, что при прочих равных условиях врожденный преступник совершит преступление, а нормальный гармоничный человек нет; что у врожденных преступников преобладают внутренние причины и побудительные факторы, приводящие их к преступлению, а у случайных преступников –внешние факторы. Между этими двумя дискретными группами существует множество переходов. Именно Ломброзо создал такой синтетический исток, в котором развивалось целостное представление о человеческих пороках, безумствах, гениальности, выводя тем самым частные науки на антропологический простор соматопсихической изменчивости человеческих качеств»4.В 20х годахпрошлого века возникает криминальнобиологическая школа, связывавшая преступление с наследственностью, конституционным расположением и другими характеристиками преступника. Исследования в этом направлении проводились психиатрами, психоаналитиками, психологами. Однако и данной школе был свойственен односторонний подход к изучению личности преступника, именно –превалирование психических расстройств и болезней по отношению к другим причинам преступности. В основе данного направления, как уже говорилось, лежат три взаимосвязанных фактора: наследственность, конституционное предрасположение и психические особенности личности. При этом нельзя проводить резкую грань между этими факторами. Результаты изучения влияния наследственности на преступность показывают, что наследственность не воздействует непосредственно на причины преступности. Вместе с тем, теоретики этого направления полагают, что в определенной степени такое воздействие имеет место или даже пытаются доказать, что наследственное предрасположение является одной из причин преступности. При этом исследователи прибегают к т.н. «близнецовому методу». Так, немецкий профессор Иоганн Ланге5, связывающий преступность с генетическими факторами, приходит к выводу, что наследственное предрасположение к преступности выражено примерно в одинаковой степени у идентичных однойяцевых близнецов и различно степени у неидентичных близнецов. Некоторым образом это заявление содержит определенную долю истины, так как известно, что у человека идентичные близнецы возникают путем расщепления на стадии раннего эмбрионального развития. По всем признакам, которые определяются только генами –пол, цвет глаз, группа крови –идентичные близнецы одинаковы. Известен научный эксперимент, проведенный между двумя мировыми войнами6. Ученые Германии, Голландии, США в указанный период собирали материалы по близнецам среди заключенных в тюрьмах. Они выискивали близнецовых братьев и сестер у заключенных. Если они также оказывались преступниками, то пара близнецов считалась «конкордатной», если нет –то «дисконкордатной».

По всем данным идентичные близнецы оказывались чаще конкордатными, чем дисконкордатными, а, неидентичные соответственно, наоборот. Выяснилось также, что идентичные близнецы склонны совершать однотипные преступления, в то время как неидентичных часто осуждают за различные нарушения закона.Конкордантность у идентичных близнецов по сравнению с неидентичными, встречается вдвое чаще. То есть, преступность, подобно душевным заболеваниям, повидимому, является результатом влияния неблагоприятных условий среды на генетически восприимчивую конституцию. И, тем не менее, сами ученые не считали фактор наследственности непреодолимым: «Чем больше преуспеет общество в уничтожении факторов среды, порождающих преступления путем улучшения социальных условий и воспитания, тем меньше будет случаев проявления этих нежелательных генов. Однако большая часть представителей этого направления, проводя исследования с использованием «близнецового» метода, игнорировали именно то обстоятельство, что оба близнеца воспитывались в одинаковой или весьма схожей среде». 4 Корнетов Н.А. Исторические тенденции развития клинической антропологии и психиатрии. http://antimatrix.org/Convert/Books/Klimov/Publish/Kornetov.htm5Кто такой преступник?//Социология преступности/ Под ред. Б.С. Никифороваюс.666H.Schulman, The measurement of crime in USA Journal of criminal law, criminology and police science, 1996,v.57 № 4P484Неидентичные близнецы –это братья и сестры, растущие в одной семье в одно и то же время в одинаковых условиях. Если неидентичные близнецы обнаруживают больше различия, чем идентичные, то можно сделать вывод, что эти различия вызваны различиями в генетике. Сравнениям между идентичными близнецами и неидентичными стали одним из главных рабочих приемов для изучения генетики человека. Но Ланге и его последователи не имели возможность исследовать идентичных близнецов, разделенных с рождения и живущих в абсолютно разных условиях, что могло бы подтвердить или опровергнуть его теорию. Кроме того, исследование Ланге, проведенное с целью доказать влияние наследственности на преступность, не было репрезентативным.Безуспешной была и попытка Ленца7доказать прямое влияние наследственности на совершение преступления. В соответствии с его взглядами, ослабление способностей к социальной адаптации у предков в результате душевных заболеваний, совершение ими самоубийств и т.д., оказывает негативное воздействие на потомков в приобретении ими таких способностей.Наследственность нельзя рассматривать как неизбежный рок. Если известно, как предупредить или вылечить болезнь, то ее можно предупредить или вылечить независимо от того, обусловлена она наследственностьюили нет. В частности, это относится ко многим болезням, вызываемым действием внешнего агента на наследственно обусловленную конституционную чувствительность. Психические расстройства, подобно физическим болезням, часто имеют наследственную основу. Все этонисколько не лишает ученых надежды в будущем добиться успеха в предупреждении и лечении этих расстройств.К биологическим концепциям причин преступности, основанных на конституционной предрасположенности, следует отнести, прежде всего, конституционную теорию криминальнобиологической школы (неоломброзианство).К теориям конституционального предрасположения близка и эндокринологическая теория, связывающая преступное поведение с действием аномалий желез внутренней секреции. Крайним выражением теорий, связывающих преступность с анатомофизиологическими свойствами организма, является теория расового предрасположения к преступности, в соответствии с которой, склонности к совершению преступления имеют «низшие», «неполноценные» расы. Положения этой теории не раз находили применение на практике при фашистских режимах.Так, психиатр Шнейдер, установивший 10 типов психопатовполагает, что семь из них имеют склонность к совершению преступлений (меланхолики, фанатики и т.д.)8. Следует отметить, однако, что дать четкое определение понятию «психопатия» довольно трудно, а, поэтому нельзя определить и роль психопатии и этиологии преступности. К такому выводу приходят не только психиатры, но и криминологи. Проводимые ими исследования показывают, что доля психопатов среди преступников не выше, чем среди людей, не совершающих преступлений и попытка выяснить между совершением преступления и психопатией просто бездоказательна.Большое распространение в криминологии получила психопатическая школа Фрейда9, рассматривающая преступность как результат дефективного развития личности. Согласно Фрейду, раннее детство является периодом, когда индивид учится управлять своими инстинктами. Некоторым так и не удается добиться этого вследствие конкретных обстоятельств, например, плохих отношенийв семье. В результате индивид развивается неправильно и формируется в неполноценную личность. 7Криминология. Перевод с чешского/ Под ред. Н.А. Стручкова, М.,1982.с.378Psichopatische Personlichkeit, Schneider K., 19839Собрание сочинений в 3х т., Фрейд З., М.,1996В отличие от вышеописанной концепции неофрейдистские теории, представителями которых являются Фромм и ряд других ученых, направлены на выявление связи конфликтов, происходящих в жизни людей, с социальными противоречиями капиталистического общества.По мнению неофрейдистов, социальные конфликты и противоречия приводят к так называемой фрустрации (крушению надежд). Стремление устранить или ослабить фрустрацию может привести к агрессивному поведению, а значит, и к совершению преступления. Данная теория, пытающаяся преодолеть недостатки теории психоанализа с помощью соединения социальных противоречий с переживаниями людей, также не проливают свет на причины преступности, как социального явления.Биологические предпосылки человеческого существования интегрированы в социальной природе человека как члена общества. Абсолютно все его свойства испытывают на себе влияние процесса социализации индивида, следовательно, ни одно из них не может рассматриваться в качестве только биологическом. Для выражения интегративной сущности биологии человека используется термин «социальнобиологическое», так как переход от биологического к социальному ведет к последующему развитию биологии человека, уже включенной в состав его интегральной социальной природы. То есть, человек имеет не двойственную биологическую и социальную, а интегральную социальную природу, включающую в себя в подчиненном виде и свою биологическую основу. Никто не отрицает, что человек не только социальное, но и биологическое существо. И в поведении человека, в том числе, антиобщественном, биологическая сторона, несомненно, имеет место. Например, потребности и интересы личности в еде, одежде, воспроизведении потомства и т.д. Все эти потребности, несомненно, имеют социальную окраску и содержание. Способы же их удовлетворения зависят от образа жизни индивида, его взглядов, привычек, обусловленных воспитанием и социальным окружением, но, также очевидно, что в основе этих потребностей лежит биологическая необходимость сохранения организма и продолжения рода. Биологическое начало тесно переплетено с социальным, в таких свойствах личности, как эмоции, свойства характера, нервной системы, типы реакций на внешние раздражители: воля, память, уровень интеллекта и т.п. Не вызывает сомнений биологическая природа половых и возрастных различий, физического и психического состояния индивида. В то же время не отрицается и необходимость анализа учета медикобиологических характеристик преступника, его психических свойств и состояний. Решительное неприятие биологизма как причины преступности не снимает вопроса о необходимости при оценке поведения человека вообще и антиобщественного в частности учитывать физические качества и психологию человека, ибо это помогает объяснить механизм взаимодействия внутренних черт человека с внешней средой. Необходимо знать и учитывать, какие индивидуальные признаки и свойства личности во взаимодействии с определенными условиями и обстоятельствами приводят к социальному результату, что способствует появлению подобных свойств, их развитию и проявлению в антиобщественном поступке. На этой основе могут быть обеспечены надлежащие нравственное формирование людей с учетом их индивидуальных особенностей, эффективное предупреждение общественно опасных проявлению. Многие аномалии физического и психического развития лиц, совершающих преступления, могут носить социальноприобретенный характер; кроме того, во всех случаях такие аномалии не способны служить причиной преступного поведения, они играют всего лишь роль условий. Не следует забывать, что в антропологии вообще и в криминологической антропологии в частности имеются два направления: социальное и биологическое. Будущеестоит за социальным направлением, которое отнюдь не умаляет ценности тех рациональных зерен, которые принадлежат направлению биологическому (например, теория о наследственном предрасположении), но исследует особенности преступного поведения, опираясь на социальные науки (культурология психология, этиология, этнология, история, экономика и т.д.)Лидерство в криминологической антропологии социального типа, бесспорно, принадлежит США (в отличие от медикобиологического, зародившегося в Европе), причем, проблемы преступности и национальный вопрос в Соединенных Штатах,являющихся также многонациональным государством федеративного устройства, весьма схожи с российским.Наибольший интерес вызывает появившаяся за период правления администрации Президента Клинтона, кстати, придававшим особое значение межнациональным отношениям и этнологическим исследованиям, теория так называемых преступлений «преступлений, совершенных на почве предубеждения». Одними из инициаторов и видных исследователей которой являются Карен Умомото (Гавайский университет) и С.Кими Миками(Департамент городского и регионального планирования Маноа)10.В своем исследовании «Обзор особо жестоких преступлений, совершенных по мотивам расовых предрассудков в округе ЛосАнджелес»11они не только делают статистический обзор совершаемых преступлений Статистика особо тяжких преступлений была законодательно введена особым актом в 1990 году, потребовавшим от Министерства юстиции США собирать через местные органы правопорядка данные по статистике правонарушений, связанных с расой, религией, сексуальной ориентацией или национальностью), но и излагают основы концепции расовых предубеждений. Для российских криминологов этот опыт представляет особую ценность тем, что Калифорния, в особенности ЛосАнджелес, можно сравнить с Кавказом по многонациональности населения и проблемам,возникающим в связи с этим. Известно, что каждый человек рождается без готовых людей. Сознание и все духовные особенности проявляются в человеке после рождения как продукт взаимодействия с социальным миром. Врожденные биологические черты, составляющие предпосылки социального развития личности, имеют определенное влияние на характер, темперамент и другое поведение. Однако во всех случаях это влияние опосредовано социальным.Человечество представляет собой обширный вид, подразделенный на группы. Эти группы могут обмениваться генами путем скрещивания. На этом пути, однако, встречаются препятствия изза существования более или менее эффективных барьеров между заключаемыми браками за пределами группы.Барьерами могут оказаться географическая удаленность или темы каст и классов, религиозные различия. Когда группы небольшого объема сливаются, например, в результате улучшения транспортных возможностей или меньшей строгости в отношении классовой или религиозной принадлежности, вредные рецессивы исчезают.Со временемнеизбежно будут уничтожены генетические барьеры между расами, хотя этот процесс тормозится географическими и социальными препятствиями. Трудно представить общий генетический исход всей ситуации. Пока все народы и расы не будут жить в одинаковых благополучных условиях, трудно говорить о преобладании какихлибо качеств в той или иной расе, равно как и о результатах скрещивания между расами. Уверенно можно говорить об одном –если человек к тому времени возьмет в свои руки управление ходом своей собственной эволюции, он сможет использовать это разнообразие для получения великолепных результатов.И в заключение можно сказать, что учет антропологических особенностей лиц, совершающих преступные деяния, помогает ответить на вопрос, почему это поведе 10http://www.ratemyprofessors.com/ShowRatings.jsp?tid=128147211http://www.westerncriminology.org/documents/WCR/v02n2/umemoto/umemoto.html#topние приобретаетте или иные конкретные формы, позволяет индивидуализировать меры, применяемые к нарушителям уголовного закона. Но нельзя отрицать того, что у вменяемых лиц, каковыми являются лица, признанные виновными в совершении преступления, определяющим в механизме преступного поведения служат не антропологические особенности и социальные качества, особенность социальной среды и социального развития. Сталкиваясь с проблемой медикобиологических особенностей преступников, криминолог решает сугубо индивидуальную задачу:в связи с чем недостаточно учитывались эти особенности или не учитывались вовсе, что необходимо для временного и полного их учета. И поэтому преступность была и остается социальной проблемой.

Ссылки на источники1. Криминология. Перевод с чешского/ Подред. Н.А. Стручкова, Мю,1982.с.322. Маркс К., Энгельс Ф., Полное собрание сочиненийюТ.23, с.7293. Введение в советскую криминологию. Герцензон А.А. М., 19654. Исторические тенденции развития клинической антропологии психиатрии. Корнетов Н.А. http://antimatrix.org/Convert/Books/Klimov/Publish/Kornetov.htm5.Кто такой преступник?//Социология преступности/Под ред. Б.С. Никифороваюс.666. H.Schulman, The measurement of crime inUSA Journal of criminal law, criminology and police science, 1996,v.57 № 4P4847. Криминология. Перевод с чешского/ Под ред. Н.А. Стручкова, Мю,1982.с.378. Psichopatische Personlichkeit, Schneider K., 19839. Собрание сочинений в 3х т., Фрейд З., М.,199610.http://www.ratemyprofessors.com/ShowRatings.jsp?tid=128147211.http://www.westerncriminology.org/documents/WCR/v02n2/umemoto/umemoto.html#top