Концепт как единство трех составляющих (на примере концепта ЗВЕЗДА)
Выпуск:
ART 86306
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова
М.
Л. Концепт как единство трех составляющих (на примере концепта ЗВЕЗДА) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1431–1435. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86306.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации понятия «концепт», его объема и содержания. Концепт рассматривается как единство понятийно-логической, аксиологической и образной составляющих. На примере концепта ЗВЕЗДА демонстрируется наличие трех элементов концепта и их взаимообусловенность.
Ключевые слова:
концепт, когнитивная лингвистика, категоризация, наивное понятие, научное понятие, составляющие концепта
Текст статьи
Попова Мария Львовна,магистрант направления «Преподавание русского языка как иностранного» факультета филологии и журналистики ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутскmarissa1989@rambler.ru
Концепт как единство трех составляющих(на примере концепта ЗВЕЗДА)
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации понятия концепт, его объема и содержания. Концепт рассматривается как единство понятийнологической, аксиологической и образной составляющих. На примере концепта звездадемонстрируется наличие трех элементов концепта и их взаимообусловенность.Ключевые слова: когнитивнаялингвистика, концепт, наивное понятие, научное понятие, составляющие концепта, категоризация.
Для когнитивной лингвистики концептявляется ключевым термином. Однакосодержание егоеще нельзя признать до конца сложившимся, и каждый исследователь выделяет и выдвигает на первое место разные признаки и составляющие концепта.Согласно Е.С. Кубряковой, концепт –это «единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания;оперативнаясодержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [4].Концептконкурирует с таким термином,как понятие:он также отражает в сознании человека свойства предметов и явлений, однакоэто отражение не только общих, но и дополнительных свойств, связанных с культурной нагруженностью.По мнению Ю.Степанова, «концепт–это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [8].Концепт, по мнению многих исследователей[4,8,3]является структурированной и системной ментальной единицей.В литературе выделяются три элементаконцепта, соотносимые с тремя типами информации, составляющейсодержание этойментальной единицы:1.логическая (понятийная);2.аксиологическая (ценностная);3.образная.Концепт является структурированным и целостным образованием, поскольку все его составляющие, с одной стороны, выделяемы, а с другой
взаимозависимы.Демонстрируетособенную организацию данной ментальной единицыконцепт звезда,являющийся полностью сформированным в русскойязыковой картине мира, то есть имеющий все три составляющие.Как показывают наблюдения, носители русского языка, употребляя слово звезда, всегда учитывают содержание концепта.Понятийнологическая составляющая концепта отражает результаты наивной категоризации объектов окружающего мира и опирается на чувственный опыт человека. Наиболее ярко специфика этого компонента концепта проявляется при сопоставлении результатов наивной и научной категоризации.В научной категоризации звезда –это«раскаленное, светящееся небесное тело, представляющее собой шарообразное скопление газов, удерживаемыхсилой собственной гравитации»[7]. Признаки, формирующиекатегорию, выявлены наблюдениемчерез оптические приборы и другими собственнонаучными методами. Наивная категориязвездабазируется на других признаках:ʻэто небесное тело, видимое простым глазомв форме светящейся точки на небеʼ[6]. При этом выделяютсятакие признакизвезды, как нахождение на небе в ночное время суток, способность светиться,формав виде некой точки.Чувственный опыт человека является определяющим в формировании понятийнологической составляющей, в данном случае основным становится зрительное восприятие:1)НоКляу видел только звезды–светящиеся точки на небе–и посвоему думал, что небо–как бы гигантский рэтэм, натянутый поверх всего мира, в нем множество дыр, через которые изливается дождь, сыплется снег (Ю.Рытхэу).2) Небо было чисто и темно; звездыи беспрестанно движущиеся огни бомб и выстрелов уже светились во мраке(Л.Толстой).Внаивной категоризации в класс звезд включаются планеты и метеоры, которые классифицируютсякак звезды вследствие своего внешнего сходства с ними: при восприятиис Земли планеты и метеоры визуально не отличаются от звезд(человек находится так далеко от них, что разница формы и света стирается). Подобное возможно благодаря тому,что носитель языковой картины мира не может использовать оптические приборы, он опирается на чувственное восприятие (зрение), отсюда видение практически всех небесных тел в виде светящейся точки и осмысление их как входящих в один класс –класс звезд.3) Сумерки не закончились, а на западе уже показалась прекрасная Вечерняя звезда –Венера(А.Остапенко).4) Марсстал самой крупной звездойна нашем небосклоне, и в безлунные осенние ночи на черной поверхности морей появилась необычная тусклокрасная дорожка(И.Забелин).К подобным выводам о различиях научной и наивной категоризации вследствие влияния перцептивного фактора приходит Л.И. Горбунова в статье «Байкал как центральный элемент концептосферы сибиряка»: «При включении Байкала в категорию море не учитывается основной категоризационный признак научного понятия наличие выхода к океану –наивная категоризация происходит на основе чувственно воспринимаемых нерелевантных признаков, но таких, которые квалифицируются носителем языка как важные, репрезентирующиев его сознании море» [2].В наивной картине мира под влиянием чувственного опыта была выделена подкатегория падающаязвезда. В научной картине мира ейсоответствует категория метеор, то есть осколки комет, попадающие в атмосферу Земли. «Падающие звёзды» –это метеоры. Они, влетая в атмосферу, испаряются и оставляют светящийся след, похожий на падение звезды» [1].Для языковой картины мирахарактерно представление о падающей звезде как о настоящей звезде, упавшей с неба. Влияние на формирование данного представления оказывает зрительное восприятие, являющееся главенствующим при зарождении концепта: метеор, как и звезда, с Земли кажется светящейся точкой. Этот ведущий перцептуальный признак и стал основой включения разных с научной точки зрения объектов (метеоров, звезд, планет) в один класс –класс звезд –при языковой категоризации. Признак ‘падение, способность к движению по небу’ явился основанием для выделения подкласса падающие звезды.5) Загорелась звезда падучая, в южном небе, в пустоте зияющей, чёрной. Летела звездаиз космоса, хвостом вертела, ровно кошка. Каждую ночь горячее и ближе (Г.Сабулаев).6) …то отражалась на стекле упавшая звезда… (Л.Андреев).Другие отличия планет и метеоров от звезд, являющиеся существенными для научной классификации, для носителя наивной картины мира оказываются нерелевантными.Как считает Л.И. Горбунова, языковая категоризация «выделяет в понятии признаки, значимые для носителя языка в обыденной жизни для отождествления данного класса объектов. При этом возможно игнорирование главного релевантного признака понятия как основания категоризации» [3].Такимобразом, в наивной картине мира звездой является любое небесное тело, которое обладает способностью светиться и заметно в ночное время.Из этого класса, однако, исключаются такие небесные тела, как Луна и Солнце.Луна исключается потому, что видится подругому.7) Мы ехали по ночной Москве, светила огромная круглая луна, хотелось, чтобы так было всегда(С.Спивакова).8) Уж не собираешься ли ты на Луну, чтобы убедиться, что это не маленький диск, а огромный шар?(Л.Лагин).Солнце исключается из класса звезд также благодаря отличию формы, но еще ивидимости невооруженным взглядом днем, а не ночью.9) Солнце предстало предо мной, как и накануне, сверкающим круглым диском(А. Семенюта).10) Пробудясь сего дня и любуясь прекрасным восхождением солнца, думал я: вот еще один день прибавился ко многим прошедшим, в беспечной радости мною проведенным!(Мамышев).Следует отметить, что, в отличие от Луны, Солнце в научной картине мира является звездой.Итак, для научной картины мира характерны следующие релевантные признаки объекта, учитываемые при формировании категории звезда:наличие газов, раскаленность, способность светиться. Эти признаки выявлены научным путем (наблюдением через оптические приборы и другими собственнонаучными методами). Как в научной, так и в языковой картине мира звезды составляют класс однотипных небесных тел, обладающих способностью светиться, но объем и содержание научного и наивного понятия существенно различаются. В объем наивного понятия звезда включаются не только звезды, но и планеты и метеоры (падающая звезда), однако исключаются такие небесные тела, как Луна и Солнце. В содержание понятия входят такие дополнительные признаки, как форма в виде некой точки, свечение и нахождение на небе ночью. Наивное понятие составляет понятийнологический элемент концепта.Аксиологическая составляющая концепта звездачасто мотивирована понятийнологической и согласуется с ней: признаки понятия получаютценностное истолкование вследствие осмысления людьми их значимости, участия в жизни человека.В понятийнологическойсоставляющейбыл выявлен признак ‘свечениена темном небе’, которыйв аксиологической составляющей метафорически переосмыслялся, наделяясь ценностнымихарактеристиками, и звездамсталиприписыватьсвойство освещать, т.е. ‘вести по нужному пути’, ʻпредопределятьсудьбуʼ.Как звездаспособна осветить нашупланету в темное время суток, так она может осветить судьбу человека, т.е. сделать ясным, понятным чтото, а порой определить и даже изменитьсудьбу.11) Мне везло фантастически. Какаято звезда светила мне. На просмотре в училище Григорович сказал: «Этого парня надо брать», и так я попал в Большой театр (Таранда).Также в понятийнологической составляющей выделялся такой признак,как ‘нахождение на небе’, то есть высоко. Такая локализация интерпретируется как недоступность: 12) В глазках мерцали только размытые оптикой точки звезд, далекие и недостижимые(В.Пелевин).
13) Тишина на улицах была полная, и звездыбеззвучно мигали в недосягаемой вышине(М.Арцыбашев).Кроме того,нахождение на значительном расстоянии и очень высоко метафорически осмысляется как наличие какихто особых качеств, проявляющихся в плюсовой зоне.Вследствие этого многие объекты и субъекты нашего мира сравниваются со звездамии концептуализируютсякак звезды, то естькак объекты, выделяющиеся на общем фоне:14) Так что звезда по имени Чарльз Спенсер Чаплинсияет, как солнце во вселенной кинематографа, но титул божественного давно и без шуток заслужил созданный им бродяга Чарли, виртуальное существо, собственность каждого гражданина земли(ж. «Экран и сцена»).15) Вот Сычев, например. Восходящая звезда российского футбола, сумевшая очень ярко засверкать всего за полгода в высшем дивизионе, а тут такая история (Ю.Дудь).Приведенные контексты отражают реализацию когнитивной метафорической модели «высоко –недоступно –значимо», описанной вработе Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» [5].Образная составляющая концепта в свою очередь формируется под влиянием аксиологической и даже в какойто степени является ееновым уровнем, так как сравнение различных, имеющих ценностное значение для человека, объектов и субъектов со звездой позволяет создавать образы. Даннаясоставляющая по преимуществу антропоморфна.И это вполне объяснимо, так как человеку свойственно сопоставлять познаваемые объекты счемто знакомым, понятным, вследствие чего он соотносит многое в окружающем мире с собой.Звезда наделяетсяфизическим обликом человека16)Ни одна звездочка не высовывала кончика своего носа(С.Хмара).17) Только звезд серебряные очи/ На меня смотрелисквозь эфир(В.Катаев).18) …выходило море в гости / с ним под руку шла звезда…(А.Введенский).способностью к восприятию и физическим действиям(в том числе способностью жить и умирать)19) Прощальный поцелуй умирающей звездыоказывается отравленным… (С.Лесков).20) Звезда глядитв окошко сквозь листву… Звезда глядитв окошко на звезду: разведчика захлестывает сон(А.Иличевский).способностью к речи(что свойственно только человеку)21) Оттогото я люблю тишину лунной ночи, так люблю и так берегу тишину этой ночи, что, когда одна звезда говорит с другой, я задерживаю шаг на щебне шоссе и даю им говорить между собою на недоступном для меня языке безмолвия (И.Анненский).22)Я хотел бы остаться с тобой, / Просто остаться с тобой, / Но высокая в небе звезда зоветменя в путь (В.Цой).способностью к эмоциональным и ментальнымпроявлениям23) Далекие звезды, бесстрастные звезды / Грустилина небе горячего Юга (М. Лохвицкая).24) Звезды плакалина небе, / Шудаморт решился с горя / Умереть на льдах хрустальных (К.Жаков).25) …звезды решаливашу судьбу! (Г.Владимов).26) Звезды поняли, что их обманули, и обратили настоящий огонь на всех, кого видели на земле, и испепелили остальных братьев (А.Лазарчук).Таким образом, изучение содержания концептазвездапозволяет говорить о том, что концепт –это целостная, имеющая три взаимосвязанные составляющие единица сознания, содержание которойвыявляется в речевой деятельности человека.При этом важным является принцип антропоморфизма, так как все составляющие концепта формируются при ориентации на человека.
Ссылки на источники1.Все о звездах [Электронный ресурс]. –URL: http://www.allkosmos.ru/padayutlizvezdysneba/ [Дата обращения:27.12.2015].2.Горбунова Л.И. Байкал как центральный элемент концептосферы сибиряка // Вестн. Том. гос. унта. Филология. 2015. № 1 (33). C. 5–15.3.Горбунова Л.И. Языковая категоризация природных объектов (на примере озера Байкал) // Сибирское пространство влингвистическом и культурном аспекте: материалы Междунар. науч. конф.,посвящ. 95летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики (Иркутск, 2730 июня 2013 г.). –Иркутск: Издво ИГУ,2013. –С,137 –142.4.Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. –М. : Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,1996. –245 с.5.Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Д. Лакофф, М. Джонсон; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. –М. :Едиториал УРСС, 2004. –256 с.6.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. –27е изд., испр. –М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. –1360 с.7.Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. –URL: http://dic.academic.ru [Дата обращения: 18.12.2015].8.Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. –Изд. 3е, испр. и доп. –М. : Академический Проект, 2004. –992 с.
Концепт как единство трех составляющих(на примере концепта ЗВЕЗДА)
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации понятия концепт, его объема и содержания. Концепт рассматривается как единство понятийнологической, аксиологической и образной составляющих. На примере концепта звездадемонстрируется наличие трех элементов концепта и их взаимообусловенность.Ключевые слова: когнитивнаялингвистика, концепт, наивное понятие, научное понятие, составляющие концепта, категоризация.
Для когнитивной лингвистики концептявляется ключевым термином. Однакосодержание егоеще нельзя признать до конца сложившимся, и каждый исследователь выделяет и выдвигает на первое место разные признаки и составляющие концепта.Согласно Е.С. Кубряковой, концепт –это «единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания;оперативнаясодержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [4].Концептконкурирует с таким термином,как понятие:он также отражает в сознании человека свойства предметов и явлений, однакоэто отражение не только общих, но и дополнительных свойств, связанных с культурной нагруженностью.По мнению Ю.Степанова, «концепт–это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [8].Концепт, по мнению многих исследователей[4,8,3]является структурированной и системной ментальной единицей.В литературе выделяются три элементаконцепта, соотносимые с тремя типами информации, составляющейсодержание этойментальной единицы:1.логическая (понятийная);2.аксиологическая (ценностная);3.образная.Концепт является структурированным и целостным образованием, поскольку все его составляющие, с одной стороны, выделяемы, а с другой
взаимозависимы.Демонстрируетособенную организацию данной ментальной единицыконцепт звезда,являющийся полностью сформированным в русскойязыковой картине мира, то есть имеющий все три составляющие.Как показывают наблюдения, носители русского языка, употребляя слово звезда, всегда учитывают содержание концепта.Понятийнологическая составляющая концепта отражает результаты наивной категоризации объектов окружающего мира и опирается на чувственный опыт человека. Наиболее ярко специфика этого компонента концепта проявляется при сопоставлении результатов наивной и научной категоризации.В научной категоризации звезда –это«раскаленное, светящееся небесное тело, представляющее собой шарообразное скопление газов, удерживаемыхсилой собственной гравитации»[7]. Признаки, формирующиекатегорию, выявлены наблюдениемчерез оптические приборы и другими собственнонаучными методами. Наивная категориязвездабазируется на других признаках:ʻэто небесное тело, видимое простым глазомв форме светящейся точки на небеʼ[6]. При этом выделяютсятакие признакизвезды, как нахождение на небе в ночное время суток, способность светиться,формав виде некой точки.Чувственный опыт человека является определяющим в формировании понятийнологической составляющей, в данном случае основным становится зрительное восприятие:1)НоКляу видел только звезды–светящиеся точки на небе–и посвоему думал, что небо–как бы гигантский рэтэм, натянутый поверх всего мира, в нем множество дыр, через которые изливается дождь, сыплется снег (Ю.Рытхэу).2) Небо было чисто и темно; звездыи беспрестанно движущиеся огни бомб и выстрелов уже светились во мраке(Л.Толстой).Внаивной категоризации в класс звезд включаются планеты и метеоры, которые классифицируютсякак звезды вследствие своего внешнего сходства с ними: при восприятиис Земли планеты и метеоры визуально не отличаются от звезд(человек находится так далеко от них, что разница формы и света стирается). Подобное возможно благодаря тому,что носитель языковой картины мира не может использовать оптические приборы, он опирается на чувственное восприятие (зрение), отсюда видение практически всех небесных тел в виде светящейся точки и осмысление их как входящих в один класс –класс звезд.3) Сумерки не закончились, а на западе уже показалась прекрасная Вечерняя звезда –Венера(А.Остапенко).4) Марсстал самой крупной звездойна нашем небосклоне, и в безлунные осенние ночи на черной поверхности морей появилась необычная тусклокрасная дорожка(И.Забелин).К подобным выводам о различиях научной и наивной категоризации вследствие влияния перцептивного фактора приходит Л.И. Горбунова в статье «Байкал как центральный элемент концептосферы сибиряка»: «При включении Байкала в категорию море не учитывается основной категоризационный признак научного понятия наличие выхода к океану –наивная категоризация происходит на основе чувственно воспринимаемых нерелевантных признаков, но таких, которые квалифицируются носителем языка как важные, репрезентирующиев его сознании море» [2].В наивной картине мира под влиянием чувственного опыта была выделена подкатегория падающаязвезда. В научной картине мира ейсоответствует категория метеор, то есть осколки комет, попадающие в атмосферу Земли. «Падающие звёзды» –это метеоры. Они, влетая в атмосферу, испаряются и оставляют светящийся след, похожий на падение звезды» [1].Для языковой картины мирахарактерно представление о падающей звезде как о настоящей звезде, упавшей с неба. Влияние на формирование данного представления оказывает зрительное восприятие, являющееся главенствующим при зарождении концепта: метеор, как и звезда, с Земли кажется светящейся точкой. Этот ведущий перцептуальный признак и стал основой включения разных с научной точки зрения объектов (метеоров, звезд, планет) в один класс –класс звезд –при языковой категоризации. Признак ‘падение, способность к движению по небу’ явился основанием для выделения подкласса падающие звезды.5) Загорелась звезда падучая, в южном небе, в пустоте зияющей, чёрной. Летела звездаиз космоса, хвостом вертела, ровно кошка. Каждую ночь горячее и ближе (Г.Сабулаев).6) …то отражалась на стекле упавшая звезда… (Л.Андреев).Другие отличия планет и метеоров от звезд, являющиеся существенными для научной классификации, для носителя наивной картины мира оказываются нерелевантными.Как считает Л.И. Горбунова, языковая категоризация «выделяет в понятии признаки, значимые для носителя языка в обыденной жизни для отождествления данного класса объектов. При этом возможно игнорирование главного релевантного признака понятия как основания категоризации» [3].Такимобразом, в наивной картине мира звездой является любое небесное тело, которое обладает способностью светиться и заметно в ночное время.Из этого класса, однако, исключаются такие небесные тела, как Луна и Солнце.Луна исключается потому, что видится подругому.7) Мы ехали по ночной Москве, светила огромная круглая луна, хотелось, чтобы так было всегда(С.Спивакова).8) Уж не собираешься ли ты на Луну, чтобы убедиться, что это не маленький диск, а огромный шар?(Л.Лагин).Солнце исключается из класса звезд также благодаря отличию формы, но еще ивидимости невооруженным взглядом днем, а не ночью.9) Солнце предстало предо мной, как и накануне, сверкающим круглым диском(А. Семенюта).10) Пробудясь сего дня и любуясь прекрасным восхождением солнца, думал я: вот еще один день прибавился ко многим прошедшим, в беспечной радости мною проведенным!(Мамышев).Следует отметить, что, в отличие от Луны, Солнце в научной картине мира является звездой.Итак, для научной картины мира характерны следующие релевантные признаки объекта, учитываемые при формировании категории звезда:наличие газов, раскаленность, способность светиться. Эти признаки выявлены научным путем (наблюдением через оптические приборы и другими собственнонаучными методами). Как в научной, так и в языковой картине мира звезды составляют класс однотипных небесных тел, обладающих способностью светиться, но объем и содержание научного и наивного понятия существенно различаются. В объем наивного понятия звезда включаются не только звезды, но и планеты и метеоры (падающая звезда), однако исключаются такие небесные тела, как Луна и Солнце. В содержание понятия входят такие дополнительные признаки, как форма в виде некой точки, свечение и нахождение на небе ночью. Наивное понятие составляет понятийнологический элемент концепта.Аксиологическая составляющая концепта звездачасто мотивирована понятийнологической и согласуется с ней: признаки понятия получаютценностное истолкование вследствие осмысления людьми их значимости, участия в жизни человека.В понятийнологическойсоставляющейбыл выявлен признак ‘свечениена темном небе’, которыйв аксиологической составляющей метафорически переосмыслялся, наделяясь ценностнымихарактеристиками, и звездамсталиприписыватьсвойство освещать, т.е. ‘вести по нужному пути’, ʻпредопределятьсудьбуʼ.Как звездаспособна осветить нашупланету в темное время суток, так она может осветить судьбу человека, т.е. сделать ясным, понятным чтото, а порой определить и даже изменитьсудьбу.11) Мне везло фантастически. Какаято звезда светила мне. На просмотре в училище Григорович сказал: «Этого парня надо брать», и так я попал в Большой театр (Таранда).Также в понятийнологической составляющей выделялся такой признак,как ‘нахождение на небе’, то есть высоко. Такая локализация интерпретируется как недоступность: 12) В глазках мерцали только размытые оптикой точки звезд, далекие и недостижимые(В.Пелевин).
13) Тишина на улицах была полная, и звездыбеззвучно мигали в недосягаемой вышине(М.Арцыбашев).Кроме того,нахождение на значительном расстоянии и очень высоко метафорически осмысляется как наличие какихто особых качеств, проявляющихся в плюсовой зоне.Вследствие этого многие объекты и субъекты нашего мира сравниваются со звездамии концептуализируютсякак звезды, то естькак объекты, выделяющиеся на общем фоне:14) Так что звезда по имени Чарльз Спенсер Чаплинсияет, как солнце во вселенной кинематографа, но титул божественного давно и без шуток заслужил созданный им бродяга Чарли, виртуальное существо, собственность каждого гражданина земли(ж. «Экран и сцена»).15) Вот Сычев, например. Восходящая звезда российского футбола, сумевшая очень ярко засверкать всего за полгода в высшем дивизионе, а тут такая история (Ю.Дудь).Приведенные контексты отражают реализацию когнитивной метафорической модели «высоко –недоступно –значимо», описанной вработе Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» [5].Образная составляющая концепта в свою очередь формируется под влиянием аксиологической и даже в какойто степени является ееновым уровнем, так как сравнение различных, имеющих ценностное значение для человека, объектов и субъектов со звездой позволяет создавать образы. Даннаясоставляющая по преимуществу антропоморфна.И это вполне объяснимо, так как человеку свойственно сопоставлять познаваемые объекты счемто знакомым, понятным, вследствие чего он соотносит многое в окружающем мире с собой.Звезда наделяетсяфизическим обликом человека16)Ни одна звездочка не высовывала кончика своего носа(С.Хмара).17) Только звезд серебряные очи/ На меня смотрелисквозь эфир(В.Катаев).18) …выходило море в гости / с ним под руку шла звезда…(А.Введенский).способностью к восприятию и физическим действиям(в том числе способностью жить и умирать)19) Прощальный поцелуй умирающей звездыоказывается отравленным… (С.Лесков).20) Звезда глядитв окошко сквозь листву… Звезда глядитв окошко на звезду: разведчика захлестывает сон(А.Иличевский).способностью к речи(что свойственно только человеку)21) Оттогото я люблю тишину лунной ночи, так люблю и так берегу тишину этой ночи, что, когда одна звезда говорит с другой, я задерживаю шаг на щебне шоссе и даю им говорить между собою на недоступном для меня языке безмолвия (И.Анненский).22)Я хотел бы остаться с тобой, / Просто остаться с тобой, / Но высокая в небе звезда зоветменя в путь (В.Цой).способностью к эмоциональным и ментальнымпроявлениям23) Далекие звезды, бесстрастные звезды / Грустилина небе горячего Юга (М. Лохвицкая).24) Звезды плакалина небе, / Шудаморт решился с горя / Умереть на льдах хрустальных (К.Жаков).25) …звезды решаливашу судьбу! (Г.Владимов).26) Звезды поняли, что их обманули, и обратили настоящий огонь на всех, кого видели на земле, и испепелили остальных братьев (А.Лазарчук).Таким образом, изучение содержания концептазвездапозволяет говорить о том, что концепт –это целостная, имеющая три взаимосвязанные составляющие единица сознания, содержание которойвыявляется в речевой деятельности человека.При этом важным является принцип антропоморфизма, так как все составляющие концепта формируются при ориентации на человека.
Ссылки на источники1.Все о звездах [Электронный ресурс]. –URL: http://www.allkosmos.ru/padayutlizvezdysneba/ [Дата обращения:27.12.2015].2.Горбунова Л.И. Байкал как центральный элемент концептосферы сибиряка // Вестн. Том. гос. унта. Филология. 2015. № 1 (33). C. 5–15.3.Горбунова Л.И. Языковая категоризация природных объектов (на примере озера Байкал) // Сибирское пространство влингвистическом и культурном аспекте: материалы Междунар. науч. конф.,посвящ. 95летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики (Иркутск, 2730 июня 2013 г.). –Иркутск: Издво ИГУ,2013. –С,137 –142.4.Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. –М. : Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,1996. –245 с.5.Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Д. Лакофф, М. Джонсон; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. –М. :Едиториал УРСС, 2004. –256 с.6.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. –27е изд., испр. –М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. –1360 с.7.Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. –URL: http://dic.academic.ru [Дата обращения: 18.12.2015].8.Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. –Изд. 3е, испр. и доп. –М. : Академический Проект, 2004. –992 с.