Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: правовой закон или политический произвол?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларченко Д. А. Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: правовой закон или политический произвол? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1456–1460. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86312.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос введения обязательного ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с позиций сущности права и законности оцениваются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие собственников помещений в многоквартирном доме платить указанный взнос. Цель работы – на основе анализа положений юридической науки и законодательных норм выявить, являются ли нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме правовыми и законными. Общетеоретический анализ соотношения права и закона, а также анализ содержания режима законности в науке административного права позволили автору оценить новые положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД в качестве положений правовых.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЛарченкоДарья Алексеевна,магистрант ФГБОУ ВО «ТюмГУ»,г. Тюменьdaryalarchenko11921@mail.ru

Научный руководитель –Козлова Любовь Степановна,

доцент кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВО «ТюмГУ»,кандидат юридических наук, доцентkozlova_l_s@mail.ru

Взнос на капитальный ремонт общего имуществав многоквартирном доме: правовой закон или политический произвол?

Аннотация. В статье рассматривается вопрос введения обязательного ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,с позиций сущности права и законности оцениваются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающие собственников помещений в многоквартирном доме платить указанный взнос.Цельработы –на основе анализаположенийюридической наукии законодательных норм выявить, являются ли нормыЖилищного кодекса Российской Федерации в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме правовымии законными.Общетеоретический анализ соотношения права и закона, а также анализ содержания режима законности в науке административного права позволилиавторуоценить новые положения Жилищного кодекса Российской Федерации в части уплаты взноса на капитальный ремонтобщего имущества в МКД в качестве положений правовых.Ключевые слова:право, законность,ежемесячныйвзнос на капитальный ремонтобщегоимуществав многоквартирном доме.

26декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 года№ 271

ФЗ«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»(далее–Закон № 271

ФЗ),который внес дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее–ЖК РФ)[1].Вчастности,в ЖК РФ появился раздел IX«Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»(далее–раздел IXЖК РФ). Согласно положениям разделаIXЖК РФ,собственники помещений в многоквартирных домах(далее –МКД) обязаны уплачивать ежемесячныйвзнос на капитальный ремонтобщего имущества в МКД. Новая система организации капитального ремонта общего имущества в МКД вызвала массовые протесты, отразившие негативное отношениеграждан к введениюобязательноговзноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД. На страницах газет, журналов,на сайтах в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» появилисьвысказывания, следующего содержания:«На Россию наступает капитальный ремонт: уже сейчас очевидно, что это фикция. Деньги хотят собирать, но это не значит, что дома не будут разваливаться»[2]. Фондкапитального ремонта в подобных публикациях называют финансовой пирамидой, ароссиян призывают проводить собрания, выбирать специальный счет и не вкладывать деньги в очередную пирамиду.На интернет –платформе петиций «OnlinePetition.ru»размещена петиция собственников помещений в МКД, адресованная Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ[3]. Подписавшие петициюграждане полагают, что раздел IX ЖК РФ, регламентирующий вопросы организациикапитального ремонта общего имущества в МКД, противоречит Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, массово нарушает права и законные интересы граждан Российской Федерации. Взнос на капитальный ремонтобщего имущества в МКД, по их мнению, является антиконституционным и антинародным.Против взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД активно выступают представители коммунистической партии по всей России. 30 мая –01 июня 2015 годаданной партией были проведены акции протеста против уплаты взноса на капитальный ремонтобщего имущества в МКД. В городеТюмени активную деятельность по отмене взноса на капитальный ремонт ведет Первый секретарь Тюменского обкома РКРП–КПССА.К. Черепанов, неоднократно обращавшийся к региональному оператору с заявлениемо том, что введение платы на капитальный ремонт общего имущества в МКД это настоящее ограбление населения. Нигде в мире нет практики создания для такой цели накопительных фондов. На официальном сайте РКРП

КПСС размещена памятка населению о том,какне платить взнос на капитальный ремонт на счет региональногооператора, «осуществляющего поборы». Размещение подобной информации повлекло поступление региональному оператору Тюменской области десятков аналогичных писем с отказом уплаты указанноговзноса.Перечисленные и иные, не упомянутые ранее,обстоятельстваставят под сомнение правовую природу поправок в ЖК РФ в части введения обязательного ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Не нарушен лирежим законностис принятием Закона№ 271ФЗ?Согласившись с мнением о том, что не всякий закон может считаться правовым,а лишь тот, который отвечает жизненным потребностям человека и гражданского обществав целом, рассмотрим введение обязательности уплаты ежемесячного взноса на капитальный ремонт с позиций режима законности.Проблема соотношения права и закона возникла в древние времена и являлась предметом изучения таких мыслителей, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон и до сих пор остается центральной в правопонимании. В контексте данной проблемы под законом следует пониматьне закон в специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм.Концепций о соотношении права и закона существует множество. Однако можно обозначитьдва принципиальных подхода, сложившихся в науке: правоесть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; закон,даже принятый надлежащим субъектоми в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым закономи выражать политический произвол.Приверженцем первого подхода в России был, в частности, известный правоведи теоретик Г. Ф. Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права [4]. Современный исследователь проблемы соотношения права и закона B.C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.Нормы действующего законодательства («позитивного права»), как отмечает B.C. Нерсесянц, являются собственно правовыми лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов [5].Содержание режима законности проанализируем с позиции науки административного права.По мнению Д.Н. Бахраха, важная сторона режима законности раскрываетсяв определении его как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собой и с гражданами, негосударственными организациями[6].Ю.Н. Тихомиров считает, что «законность –это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. В более широком плане можно сказать, что законность –это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Законность –стержень нормального функционирования всей общественной системы» [7]. По мнению Ю.М. Козлова,«законность предполагает, что субъекты исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций и использовании предоставленных им полномочий должны следовать букве и духу закона». Особая значимость такого требования, предъявляемого к государственноуправленческой деятельности, проявляетсяв том, что в управленческих отношениях, где ее субъекты выступают в роли управляющих, т.е. имеющих возможность в той или иной степени диктовать свою волю, задействованы десятки миллионов людей, сотни тысяч различного характера предприятий, учреждений и организаций. Именно в силу этого обеспечение правомерности распорядительных действий таких субъектов является необходимым условием недопущения административного произвола и иных бюрократических извращений [8]. Таким образом, теоретический анализ режима законности, представленныйв работах вышеприведенных авторов, позволяет двояко оценить введениеежемесячного взносана капитальный ремонтобщего имущества в МКД. С одной стороны, возложение на граждан –собственников помещений в МКДежемесячной обязанности по внесениювзноса на капитальный ремонт общего имущества порождает только негативные настроения и оценки. Люди платят сейчас, а дома будут отремонтированы, в большинстве случаев, через десятки лет. С данной точки зрения представляется весьма трудным оценить анализируемые нововведения в качестве правовыхи законных мер. Есть и другая сторона рассматриваемого нами вопроса, заключающаясяв том, что накопление взносана капитальный ремонт общего имущества в МКД направлено на поддержание в надлежащем состоянии общего имущества в многоквартирном домеи одновременно на реальное и своевременное обеспечение безопасностиздоровья и жизни граждан.Жизнь человека во всем мире считается конституционной ценностью и должна реально обеспечиваться.Как справедливо отметил В.М. Вахрин, для поддержания нормативного состояния многоквартирных домов, а также обеспечения эффективного и безопасного режима их эксплуатации и формируется новая система организации и финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД[9].Ведь рано или поздно несущие конструкции, инженерное оборудование МКДустаревают и требуют ремонта, чтобы накопить средства на их ремонт, требуется немало денег. Кроме того, на накопление необходимой суммы для капитального ремонта общего имущества в МКД нужно вносить ежемесячные платежи не один год. Поэтому, несмотря на то, что дом новый, нужно подумать о будущем и начинать копить денежные средства на его ремонт уже сегодня и уже сейчас начинатьзаботиться о своей безопасности.Мы придерживаемся второй точки зренияи считаем накопление денежных средствна капитальный ремонт общего имущества в МКД правовым законом. Таким образом, по нашему мнению, нормыЖК РФ, введенные Законом№ 271ФЗ, являются правовыми. В свою очередь,слабость правового механизма реализациираздела IXЖК РФи несовершенство организационныхспособови приемовего последовательной реализации, выявленных на практике,ужеочевидны для всех. Они являются дополнительными причинами негативного отношения граждан к нововведению. Остается надеяться на то,чтоорганы государственного управления профессионально и быстро преодолеют недостатки в правовой организации капитального ремонта общего имущества в МКД, а гражданеосознают необходимость формирования фонда капитального ремонта общего имуществав МКДи будут расценивать данную меру в качестве меры, обеспечивающей их безопасность.

Ссылки на источники1. Жилищныйкодекс РоссийскойФедерации от29декабря2004г№188

ФЗ:посост. на 01января2016г.//Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2005. №1 (часть 1). Ст. 14.2. Толкачев К. Как не платить за капитальный ремонт [электронный ресурс].

.URL:http://www.webohrannik.ru/vseokomynalke/kakneplatitzakapremont.html(Дата обращения: 05.01.2016).3. Платформа для петиций .

.URL: http://www.onlinepetition.ru (Дата обращения: 05.01.2016).4. ШершеневичГ. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. –М., 1998. –805 с.5. НерсесянцB.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ,2014.–848 с.6. Бахрах Д.Н. Административно­е правоРоссии/Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. . М.:Эксмо­,2009. С. 417.7. ТихомировЮ.Н. Законность в Российской Федерации / Ю.Н. Тихомиров,А.Я. Сухарев, И.Ф. Демидов. М.: Спарк, 1998. С. 5.8. КозловЮ. М. Административное право/Ю.М. Козлов. М.:Юристъ,2010. С. 108.9. Официальный сайт некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области».

.URL: www.fkr72.ru

(Дата обращения: 07.01.2016).